ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрена проблема экологического воспитания школьников. Проанализированы экологические задачи. Выявлена и обоснована необходимость экологической грамотности школьников. На основе проведенного автором исследования вести работу по формированию экологического мышления. Считать урок эффективным приемом для воспитания и всестороннего развития личности.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УДК  87.01.45


Гладких Ирина Анатольевна

Преподаватель иностранного языка МКОУ – СОШ № 11

с. Красногвардейское Ставропольского края

Email:irathebest61@bk.ru

 

ECOLOGICAL EDUCATION AT FOREIGN LANGUAGES LESSONS

 

Gladkih Irina

French teacher v.Krasnogvardeiskoe

E-mail:irathebest61@bk.ru

 

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема экологического воспитания школьников. Проанализированы экологические задачи. Выявлена и обоснована необходимость экологической грамотности школьников. На основе проведенного автором исследования вести работу по формированию экологического мышления. Считать урок эффективным приемом для воспитания и всестороннего развития личности.

Abstract

In the article it is observed the problem of ecological education of the schoolchildren. Analysed ecological problems. It was exposed and substantiated the necessity of ecological competence of the schoolchildren. Basing on personal researches the author must do some work on ecological reason. To consider a lesson as an effective way for forming and development of the person.

Ключевые слова: экология, школьник, урок, активная позиция, мотивы, наблюдательная проблематика, эффективность, кругозор, экологическая культура, личность.

Keywords: ecology, schoolchildren, lesson, active position, motive, observational position, efficience, horizon, mental outlook, ecological culture, person

Вследствие негативного и потребительского отношения человека к окружающей среде на нашей планете отмечаются серьезные нарушения в окружающем мире. Именно поэтому назрела проблема экологического воспитания и экологического просвещения школьников.

Воспитание школьников средствами иностранного языка предполагает в процессе овладения нормами языка формирование всесторонне развитой личности. Потенциал урока огромен! Вряд ли какой либо из учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Воспитательные возможности предмета заключаются в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя. В современных условиях роль учителя иностранного языка не может определяться только введением знаний по предмету, педагог должен воспитывать личность критически мыслящую, с высоко нравственной позицией. Воспитание экологически культурного поколения – потребность общества. Учебный предмет вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения иностранного языка на практике. Воспитание высоко нравственного подрастающего поколения очень важно для будущего нации. В условиях  экологического кризиса большое значение приобретает экологическое воспитание школьников. Воспитанность учащихся – важнейший показатель эффективности воспитательного процесса.

Экологическое образование на уроках иностранного языка решает следующие задачи:

1) формирование адекватных экологических представлений,

2) воспитание экологического сознания,

3) формирование ответственного и бережного отношения к природе.

Экологическая культура в педагогике имеет гуманистическую направленность. Для будущего человечества формирование экологической культуры очень важно.

«Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного экологического воспитания закладывающего основы экологической культуры человека» [1].

Для того, чтобы ученик занялся изучением той или иной темы у него должен быть мотив. Слово «мотивация» происходит от латинского глагола movere–двигать. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив, как побуждение к деятельности. Мотивация оказывает серьезное влияние на все структурные единицы мыслительного процесса. Автоматически мышление не развивается. Это происходит в результате жизненных впечатлений и эстетических переживаний.

«Наличие противоречий между современным уровнем научных знаний и содержанием школьного образования как объективное явление и движущая сила должны постоянно учитываться в практике обучения. Каждый, кто учит, призван на основе этого противоречия стремиться к постоянному «подтягиванию» методов обучения к современному уровню большой науки. А для того необходимо чтобы школа учила мыслить, мыслить самостоятельно, творчески.» [2] Формирование эстетического мышления является основанием формирования экологической культуры, развитием патриотизма и гражданственности.

Формирование экологической грамотности школьников строится с соблюдением педагогических условий, которые обеспечивают эффективность процесса формирования экологической грамотности, повышают мотивацию к изучению и потребность понимания окружающего мира.

Актуальность проблем экологического воспитания возрастает из –за ухудшения окружающей среды, из –за уменьшения жизненного пространства приходящегося на одного человека. С целью овладения конкретными знаниями и с целью расширения кругозора учащихся необходимо акцентировать внимание на экологических проблемах. Каждый должен задуматься об ограниченности природных ресурсов и о возможностях их эффективного использования. Школьников надо учить мыслить комплексно, чтобы в будущем преодолеть безответственное отношение к природе. Через отношение к окружающей среде формируется отношение к социальному окружению потому, что природа это наш общий дом. Благополучие человека зависит от правильного сосуществования с природой.

Человек, наделенный экологической культурой, достигает гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. До сознания школьников надо донести такую мысль, что человек – часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно. Эстетическое и эмоциональное переживание объектов природы – один из моментов общения человека с миром природы.

«Разумное воспитание и злого по натуре делает  или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру: так дикое, лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышным цветком и вкуснее плодом.» [3]

Значимость экологического образования подчеркивается и международными организациями, которые рекомендуют решать эту проблему. Разрушения окружающей среды во многом – результат экологической безграмотности таким образом, экологическое воспитание является одним из факторов преодоления экологических проблем.

«Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды…» [4]

Двести лет в Ставропольском крае вырубались леса. Это стало причиной исчезновения растений, особенно вблизи городов. Из-за небрежности отдыхающих учащаются лесные пожары и исчезают редкие животные обитавшие в нашем крае.» Воздух-наш отец. Вода-мать. Земля-дом. Роса — национальное сокровище. Настало время осознавать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике…А мы взрываем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь-на расстоянии взгляда голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое активное личное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством отечества…..» [5]

Одной из форм организации экологического образования считается урок. Различное сочетание форм деятельности таких как групповая, парная, индивидуальная работа способствует эффективности экологической грамотности школьников.

Особое значение имеет использование проблемного подхода. В ходе выполнения таких заданий повышается мотивация к изучению данной темы и предмета. Наблюдается рост экологических знаний и возможных изменений в отношении учащихся к экологической деятельности.

Принцип межпредметности позволяет последовательно проводить работу по углублению и пониманию карты мира. Уровень экологической проблематики зависит от возраста школьника. На среднем и старшем этапах обучения наблюдается усложнение информации. Учащиеся знакомятся с заповедниками находящимися в нашей стране и во Франции, c экологическими проблемами.

Учатся выражать свое отношение к поставленной проблеме и рассуждать.

-Que  deviendra la Terre? Serons-nous vivants dans vint ans?Moi, je suis optimiste.Et toi? (Что будет с землей? Будем мы жить через двадцать лет? Я оптимист. А ты?)

Чтение текстов разных жанров, обыгрывание жизненных ситуаций, использование дополнительных источников, межпредметность обеспечивает эффективность экологического развития школьников. В таком интегрированном курсе ведущую роль играет воспитательный потенциал.

Благодаря проделанной работе у школьников появляется желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные участки, сажать деревья и выращивать цветы, ухаживать за животными. Мировое движение за охрану окружающей среды приобретает все больший размах, и дети в нем играют не последнюю роль. Кроме того решаются языковые проблемы, так как изучается и усваивается новая лексика. Школьникам интересно говорить о том, что их волнует. Это формирует личностное отношение к знаниям и окружающей действительности.

Воспитание экологически культурного поколения -потребность общества. Учебный предмет вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения языка на практике. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать окружающий мир красивее, многообразнее и лучше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Учебник «Педагогика», глава «Экологическое воспитание, как часть формирования мировоззрения школьников».
  2. В.Ф.Паламарчук «Школа учит мыслить» М. Просвещение 1987, стр.6
  3. «Мудрость воспитания» Москва «Педагогика» 1989, Белинский В.Г. «О детских книгах», стр.55
  4. «Мудрость воспитания» Москва «Педагогика» 1989, Ф. Паульсен «Образование» М.1990, стр.261
  5. «Физическая география Ставропольского края» Н.И. Бутенко, В.В.Савельева, В.А.

 

One Comment

  1. Рассмотрим то, что ты сообщил) Этот обзор будет полезен всем пользователям интернета;) Я утверждаю, что на данном веб-сайте
    определенно получаю новые знания,
    в то время как другие люди
    просто не хотят этого делать;) Вы настолько понятно преподнесли информацию, что читатели определенно смогут без проблем уловить
    суть! Я обязательно вернусь снова, чтобы узнать больше по этому
    вопросу… Благодарствую;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *