ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СМИ И ИНТЕРНЕТЕ

В статье рассматриваются  проблемы противодействия терроризму в СМИ и Интернет, предлагаются меры по формированию единой международной антитеррористической политики.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СМИ И ИНТЕРНЕТЕ

УДК 323. 283

Мкртчян Владимир Гагикович

магистрант 1 курса, магистерская программа:

«Судебная власть; прокурорский надзор;

организация правоохранительной деятельности; адвокатура; нотариат»

ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону.

E-mail: v-mkrtchyan1994@ya.ru

 

Научный руководитель Воронцов Сергей Алексеевич

доктор юридических наук, профессор кафедры процесуального права

Южного Федерального Университета

 

THE MAIN PROBLEMS OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE MASS MEDIA AND THE INTERNET

Mkrtchyan Vladimir

1 undergraduate courses, master’s program: «The judicial power;

prosecutor supervision; enforcement activity; advocacy; Notary

«YURIU RANHiGS under the President of Russian Federation,

Rostov-on-Don.

E-mail: v-mkrtchyan1994@ya.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются  проблемы противодействия терроризму в СМИ и Интернет, предлагаются меры по формированию единой международной антитеррористической политики.

ABSTRACT

The article considers the problems of counteraction to terrorism in the mass media and the Internet, proposes measures for the formation of a unified international anti-terrorist policy.

Ключевые слова: глобализация, идеология терроризма, исламский радикализм, Интернет-ресурсы, СМИ, консолидация антитеррористических сил.

Key words: globalization, terrorism ideology, Islamic radicalism, Internet resources, the media, the consolidation of the anti-terrorist forces.

Международная глобализация и интеграция способствует созданию новых информационно-коммуникационных платформ, предоставляя как новые возможности связи, так и угрозы для современного общества. Одной из основных угроз как в сети Интернет, так и вне этой сферы является широкое распространение практики терроризма и его идеологии.  Данная проблема требует скоординированных действий спецслужб, общественности, средств массовой информации даже мирового сообщества, направленных на борьбу с терроризмом [1].

На сегодняшний день наибольшую опасность представляет исламский радикализм, который в широком смысле можно рассматривать как идеологическую доктрину и основанную на ней политическую практику, являющиеся идеологическим основанием деятельности радикальных исламистских организаций, которые в совокупности образуют радикальное исламское движение [2]. Участники террористических группировок активно штурмуют средства массовой информации и интернет. Так, если в конце 90-х годов XX в. только половина террористических организаций действовали в сети интернет, то сегодня практически все экстремистские и террористические организации обладают Интернет-ресурсом и активно осуществляют свою деятельность в виртуальной реальности, при этом охватывая тысячи, а то и миллионы пользователей. В связи с чем, перед нами стоит ряд проблем, затрудняющие борьбу с терроризмом в СМИ и Интернете.

Одной из проблем борьбы с экстремизмом и терроризмом является законодательное регулирование данной сферы. Организаторы экстремистских, террористических групп активно пользуются процессом глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, что позволяет стать неуязвимым для правоохранительных органов. В связи с чем, правоохранительные органы сталкиваются с проблемой идентификации субъектов пользования Интернет-ресурсами. В свою очередь, рядовые участники экстремистских и террористических группировок с использованием современных технологий могут без особого труда скрыть свое местоположение, тем самым затруднить поиск и привлечение преступника к ответственности. Так, в 2012 году администрация Интернет-ресурса «Кавказ-Центр», который внесен в соответствующий санкционный список СБ ООН, разместила копию своего ресурса в общедоступной сети анонимизации Tor и тем самым предоставила пользователям с территории Российской Федерации возможность получить свободный, анонимный доступ к информации, размещенной на своих страницах[2]. Так, во Франции приняты законы, которыми предусмотрена обязательная регистрация всех владельцев интернет-сайтов и обязанность провайдеров сообщать сведения о них любому заинтересованному третьему лицу, при этом предоставление возможности размещения информации на интернет-сайтах незарегистрированным пользователям запрещается. В свою очередь, 05.05.2014 года вступил в силу ФЗ № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», кроме того в связи с принятием вышеуказанным Федеральным законом принято Постановление правительства от 31.07.2014 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям, оператор Wi-Fi точки обязан предоставлять доступ в интернет только после идентифицирования пользователя сети Интернет, а также хранить данные о пользователе 6 месяцев, что облегчит деятельность правоохранительных органов направленных на предотвращение, выявление, пресечение и расследование преступлений данной категории. Однако данные меры недостаточны в силу сложности рассматриваемого вопроса.

В свою очередь, большое внимание стоит уделить проблеме борьбы СМИ с терроризмом и экстремизмом, так как целью террористов является, в основном, обращение к представителям органов власти и широкой общественности. Данный факт свидетельствует о специфической деятельности средств массовой информации, так как они играют особую роль в противодействии с идеологией терроризма и проблема роли СМИ в данной борьбе актуальна для всего международного сообщества. К проблеме в борьбе СМИ с терроризмом необходимо подойти с двух сторон. Во-первых, террористические группировки стремятся использовать СМИ и Интернет для осуществления давления на органы государственной власти, усиления страха и паники среди населения, а также поиска единомышленников или вербовку новых лиц. Во-вторых, следует обратить внимание на профессионализм журналистов, на то, как журналисты, блоггеры преподносят материал, освещают террористические акты, так как зачастую журналисты пишут о терактах стандартными фразами, шаблонами, сухим информационным стилем, либо демонстрируются чрезмерно жестокие сцены насилия, что безусловно, наводит на излишний страх или панику людей [3].

Так, совсем недавно по федеральным каналам была продемонстрирована сцена, на которой командир отряда повстанцев на камеру вскрывает грудную клетку убитого сирийского солдата и пожирает его сердце, после которого задумываешься над вопросом: О чем думали журналисты? Где их профессионализм? После чего нельзя не согласиться с профессором С.Г. Кара-Мурза, который, в своей книге «Манипуляция сознанием», писал: «Из 15 миллионов водителей в России ежегодно гибнет порядка 1 на тысячу. (О числе умерших от СПИДа или от банального пьянства скромно умолчим). От терактов в 1999 году погибло порядка 1 на миллион. Но мы ведь не боимся ездить на машине. Встает вопрос: Почему же мы не боимся ездить на машине, но боимся террористов? Нет заинтересованности в том, чтобы мы боялись автомобиля. Поэтому телевидение и не показывает нам с утра до ночи. Если бы СМИ интенсивно показывали изуродованные трупы жертв автокатастроф, как сегодня мы видим результаты террористических актов, то мы бы боялись автомобиля панически» [4]. Ведь не случайно один из итальянских террористом, который сдался властям, высказал мнение: «если пресса перестанет передавать информацию о террористических акциях, они просто потеряют свой смысл». Однако никто не говорит о цензуре со стороны государства, а скорее всего о, так называемой, самоцензуре СМИ, которая является добровольной. Так, добровольная самоцензура действовала эффективно в США после теракта в Нью-Йорке и во время войны в Ираке.

В свою очередь следует согласиться с профессором С.А. Воронцовым, который предлагает ограничить поток информации о криминальных проявлениях, захлестывающий ведущие информационные каналы. Для показа подобных сюжетов целесообразно в большей мере использовать специальные выпуски и программы, а также ведомственные сайты правоохранительных органов, посвященные обзору криминальных новостей [5]. В свою очередь, грамотная, профессиональная подача информации средствами массовой информации гарантирует восприятие информации не только на сознательном, но еще и на подсознательном уровне, что гарантирует более глубокое усвоение и влияние на мировоззрение человека и только тогда деятельность СМИ может считаться эффективным средством формирования общественного мнения.

Очередной проблемой борьбы с терроризмом в сети интернет и СМИ является привлечение лиц, участвующих в террористических и экстремистских группировках, распространяющих экстремистский материал в СМИ и в сети интернет к ответственности. В России активно складывается практика судебного запрета интернет ресурсов, контенты которых содержат экстремистский материал. Однако, прорисовывается тенденция к виртуализации борьбы с экстремизмом, так как, начиная с 2008 года количество приговоров по ст. 280 и 282 УК РФ, касаемые размещения в сети экстремистских материалов, неукоснительно растет. С каждым годом увеличивается и количество Интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 – 38, 2010 – 44, 2011 – 93, 2012 – 264, 2013 – 110, 2014 – 139, 2015 – 291, за 3 месяца 2016 – 136 итого 1140 или почти 34 % от общего количества (3362 по состоянию на 23 марта 2016 года) [6]. Данная тенденция не должна оставаться без внимания и требует, как от законодательных органов, так и от спецслужб, скоординированных мер по борьбе с экстремизмом и терроризмом, как в реальной жизни, так и в сети Интернет.

Однако российский блюститель закона бывает, бессилен, так как «Более 90% всех русскоязычных сайтов экстремистской и террористической направленности находятся на технических площадках за рубежом и, следовательно, находятся за пределами российского правового поля» [7]. И только в отношении 2.5%  зарубежных Интернет-сайтов принимаются решения  о запрете. В связи с чем, в сложившейся реальности борьбу с экстремизмом и терроризмом в средствах массовой информации и Интернете необходимо вести не только в российском правовом поле, но и на международной арене. Формально такая борьба ведется, однако пресловутые «двойные стандарты» некоторых западных держав, касающиеся задач борьбы с терроризмом и международного антитеррористического сотрудничества, свидетельствуют об обратном. Так, Швеция, которая подписала ключевые антитеррористические документы ООН, имеющая определенные обязательства, к примеру, по санкционным «антиалькаидовским» резолюциям СБ ООН, так и не предприняла реальных необходимых мер по пресечению вещания с ее территории Интернет-ресурса «Кавказ-Центр», который является официальным информационным органом террористической организации «Имарат Кавказ», внесенной в соответствующий санкционный список СБ ООН [8]. Вместе с тем, «двойные стандарты» проявились в Ливии, а теперь уже и в Сирии, когда, признанные СБ ООН террористическими, группировки, воюя против государственных режимов, получали военную, материальную и иную помощь от их же «врагов», западных и некоторых исламских государств. При этом покровители таких группировок не осознают, что закаленные в боевых столкновениях террористы, экстремисты вернуться в страны своего проживания, принося с собой радикальную идеологию. Что мы и получаем, наблюдая за последними событиями во Франции, Бельгии и ряде других стран. В связи с чем, к сожалению, в ближайшее время реального международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом в СМИ и сети интернет мы не получим. Однако следовало бы добиться единства государств и скоординированных мер борьбы с терроризмом, провести нормотворческую работу и создать на базе Интерпола, Европола, Америпола подразделений по борьбе с кибертерроризмом, так как участники экстремистских и террористических группировок пользуются отсутствием единой международной политики по борьбе с данной категорией, а также государствам не следовало бы забывать, что проблема общая и решать ее нужно сообща.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2009. С. 21-27.
  2. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России. Философия права. 2008. № 2. С. 94–100.
  3. Чурилов С.А Экспертная Интернет-платформа как средство коллегиальной разработки методов информационного противодействия терроризму и экстремизму // Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции (том 1). — М. ; Рос. Гос. унив. нефти и газа им. И.М. Губкина : ОАО «Нефть и бизнес», 2013. – 87 с.
  4. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 100-108.
  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. С. 121.
  6. Воронцов С.А. О проблемах антиэкстремистской и антитеррористической информационно-пропагандистской политики, реализуемой в Российской Федерации, и направлениях ее совершенствования. Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №3. С. 51-56.
  7. Интервью начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саака Карапетяна информационному агентству «ИТАР-ТАСС». Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/news-60834 (дата обращения: 12.04.2016).
  8. Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно деятельности на территории Швеции радикальных исламистских организаций. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://mid.ru/brp_4.nsf/newsline/A61C71E66328F35344257ADE0044FCD5 (дата обращения: 14.04.2016).
  9. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/extremist-materials  (дата обращения: 12.04.2016).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *