ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В данной статье обоснована необходимость наращивания собственных доходов бюджета субъекта РФ путем оптимизация налоговых доходов.  Рассматриваются различные предложения по увеличению налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан, путем поддержки предпринимательства и эффективного использования имущества Республики Башкортостан.  В работе анализируются статистические данные структуры доходов бюджета Республики Башкортостан за 2015 и 2016 годы. В результате анализа данных показателей можно сделать вывод о том, что, значения показателей характеризующих структуру доходов бюджета за последние годы достигнуты в полном объеме и улучшены.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УДК 336.055.2

Ефимушкина Марина Алексеевна,

Уфимский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ

студент Экономического факультета

г. Уфа, Россия

E-mail: m19ae@yandex.ru

 

Яруллин Рауль Рафаэлович,

доктор экономических наук, профессор

Уфимский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ

г. Уфа, Россия

 

АННОТАЦИЯ:

 В данной статье обоснована необходимость наращивания собственных доходов бюджета субъекта РФ путем оптимизация налоговых доходов.  Рассматриваются различные предложения по увеличению налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан, путем поддержки предпринимательства и эффективного использования имущества Республики Башкортостан.  В работе анализируются статистические данные структуры доходов бюджета Республики Башкортостан за 2015 и 2016 годы. В результате анализа данных показателей можно сделать вывод о том, что, значения показателей характеризующих структуру доходов бюджета за последние годы достигнуты в полном объеме и улучшены.

 

Ключевые слова: бюджет, доходы, налоговые доходы, налоговая политика, предпринимательство, налоговые льготы, государственная поддержка, субсидии.

 

 

Республика Башкортостан входит в число лидеров по управлению государственными и муниципальными финансами среди субъектов РФ. Так, по объему валового регионального продукта в течение последнего десятилетия Башкортостан вошел в первую десятку регионов Российской Федерации, по собственным доходам консолидированных бюджетов на душу населения по регионам ПФО РБ занимает 8-е место. Более трети налоговых поступлений обеспечено предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере добычи полезных ископаемых: 23,1 % — обрабатывающих производств, 7,6 % — транспорта и связи. По объему сельскохозяйственной продукции — 2-е место среди субъектов России.

Бюджет – это материальная основа для выполнения государством своих задач и функций. Главной задачей субъектов РФ, является повышение доходов бюджета. Основными доходами бюджета Республики Башкортостан являются налоговые поступления, которые в структуре доходов занимают наибольший удельный вес.

В большей степени влияние на увеличение доходов оказывают поступления по налогу на прибыль организаций. В 2016 году в бюджет РБ налог на прибыль организаций поступил в размере 28 764,6 млн. рублей. Выполнение плана обеспечено на 97,5% [2]. По сравнению с 2015 годом поступления уменьшились на 270,0 млн. рублей (0,9 %) за счет понижения поступлений от крупных налогоплательщиков республики (ПАО «Башнефть» и Башкирская содовая компания, уплатили в бюджет страны и республики 15,7 млрд. рублей, что на 3,1 млрд.  меньше, чем в прошлом году. Налог на прибыль «Башнефть» в 2016 году составил 12,8 млрд.руб., а в 2015- 16,9 млрд.руб., а Башкирской содовой компании в 2016 году составил 2,9 млрд.руб., а в 2015- 1,9 млрд.руб.). Вторым по значению источником доходов бюджета РБ являются поступления от уплаты налога на доходы физических лиц. В 2016 году НДФЛ в бюджет Республики Башкортостан поступил в размере 22 197,1 млн. рублей или 68,9% к годовому плану, по сравнению с 2015 годом поступления возросли на 1 483,1 млн. рублей (на 7,2 %). На поступления НДФЛ значительное влияние оказал рост фонда заработной платы (по данным Башстата за 2016 год ФЗП увеличился на 5,9%, за 2015 год — на 2,7%) [3].

Для повышения доходов бюджета РБ необходимо: создавать, а также поддерживать благоприятные условия для развития реального сектора региона; регулировать и совершенствовать налоговые доходы бюджета РБ; устанавливать специальные налоговые режимы и конечно же реформировать налоговую систему РФ.

Приоритетными направлениями развития налоговой политики Республики Башкортостан на период до 2030 года, Министерством Финансов РБ определены следующие направления: сохранение преемственности в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнение социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях складывающейся экономической ситуации.

В соответствии с налоговой политикой республики сформирована основная цель государственной программы — организовать работу по повышению качества администрирования бюджета и совершенствованию налогового законодательства Республики Башкортостан.

Тем не менее главным фактором, увеличивающим доходы бюджета, является развитие предпринимательской деятельности в Башкортостане, так как в структуре налоговых поступлений в бюджет РБ поступления от предпринимателей занимают значительное место. В Башкортостане на 1 января 2017 года зарегистрировано 131081 субъектов малого и среднего предпринимательства (это на 4330 больше, чем в 2015 году), из них 2677 малых предприятий, 41934 микропредприятия, 367 средних предприятий, 86103 индивидуальных предпринимателей [5]. Именно предприниматели платят большую часть налогов в бюджет. В 2016 год зачисления налогов на совокупный доход от предприятий малого и среднего бизнеса возросли на 5,9% и составили 6,56 млрд. рублей. Вследствие этого доходы бюджета напрямую зависят от величины прибыли, которую получают предприниматели, а также стоимости их имущества. Предпринимательская деятельность формирует дополнительные рабочие места, способствуя увеличению поступлений в бюджет НДФЛ и т.д.

Уровень налогообложения в Республике Башкортостан снижается с целью увеличения роста деловой активности, что выражается в создании новых рабочих мест и увеличении оборота предприятий. Если это снижение будет значительным для предпринимателя, то можно ожидать роста экономики Республики Башкортостан, так как предприниматель получает своеобразную прибавку к своему оборотному капиталу, которая будет направлена на развитие предприятия – и, таким образом, приведет к росту налогооблагаемой базы.

Таким образом, изменение уровня доходов бюджета Республики Башкортостан можно рассматривать как своего рода инвестиции в дальнейшее развитие региона, которые теоретически в дальнейшем должны принести определённую прибыль. Но может возникнуть ситуация, когда в результате применения льгот бюджет лишается доходов, но, в то же время, не достигается предполагаемый эффект от их применения.

Решением указанной проблемы может являться государственная помощь. В РБ принимаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Уровень финансовой поддержки среднего и малого бизнеса за последние годы в РБ существенно повысился, но вся эта помощь не дает желаемого результата. Вследствие этого исполнителями программ субсидирования должны стать муниципальные образования, а финансовую поддержку лучше оказывать на грантовой основе. По-прежнему важно совершенствовать инфраструктуру предпринимательской деятельности. Результатом этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013–2018 годы». Этот документ принят в Башкортостане впервые. Он утвержден Постановлением правительств. В 2016 году расходы на поддержку малого и среднего бизнеса составили 520 млн.руб., выполнение плана обеспечено на 98,7%.

Еще одним из факторов увеличения доходов бюджета Республики Башкортостан является регистрация в налоговых органах крупных российских налогоплательщиков («Роснефть», «Газпром», «Пивоварня Москва – ЭФЕС»). Благодаря регистрации крупных компаний бюджет  РБ  получил в 2016 году более 1,5 млрд. руб., что обеспечило рост доходов бюджета Республики Башкортостан.

Власти Республики Башкортостан делают многое для того, чтобы привлечь крупнейших налогоплательщиков в регион, предоставляют всяческие льготы, внедряют различные программы.

Для эффективного осуществления своих функций Республика Башкортостан должна особое внимание уделять налоговой политике, так как именно она является важным элементом в структуре доходов бюджета РБ.

Следует отметить, что проблема формирования доходной части бюджета субъектов РФ — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких ярких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
  2. Закон РБ от 17 июня 2016 года № 392-з «Об исполнении бюджета РБ за 2015 год»
  3. Закон РБ «О бюджете РБ на 2016 год и на плановый 2017 и 2018 годы» от 27 ноября 2015 года N 289-з.
  4. Официальный сайт Министерства финансов РБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/.
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *