СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ВУЗА МВД РОССИИ

В статье рассматривается проблема формирования лидерского потенциала руководителей на примере командиров учебных групп вуза МВД России. Охарактеризованы понятия лидерский потенциал и лидерские качества. Раскрыто содержание теоретической и практической профессионально-управленческой подготовки командиров, в том числе содержание программы практических тренинговых занятий, направленных на формирование лидерского потенциала командиров. Охарактеризованы факторы, влияющие на устойчивость произведенных изменений, полученных на практических тренинговых занятиях, а также условия, обеспечивающие эффективность переноса тренингового опыта в профессиональную.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ВУЗА МВД РОССИИ

УДК 378.147

Евтихов Олег Владимирович,

кандидат психологических наук, доцент,

Сибирский юридический институт МВД России

начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

г. Красноярск, Россия

E-mail: evtikhov2003@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается проблема формирования лидерского потенциала руководителей на примере командиров учебных групп вуза МВД России. Охарактеризованы понятия лидерский потенциал и лидерские качества. Раскрыто содержание теоретической и практической профессионально-управленческой подготовки командиров, в том числе содержание программы практических тренинговых занятий, направленных на формирование лидерского потенциала командиров. Охарактеризованы факторы, влияющие на устойчивость произведенных изменений, полученных на практических тренинговых занятиях, а также условия, обеспечивающие эффективность переноса тренингового опыта в профессиональную.

Ключевые слова: лидерский потенциал; лидерские качества; профессиональная подготовка, тренинг.

Важным направлением профессиональной подготовки руководящего состава в образовательных организациях МВД России является профессионально-управленческая подготовка командиров учебных групп. Командиры учебных групп (младшие командиры) назначаются из числа курсантов в первые недели после зачисления в вуз, им присваиваются сержантские звания, и на них возлагаются обязанности управления учебными взводами. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев курсанты, назначенные на сержантские должности, не имеют соответствующей организационно-управленческой и психологической подготовки, не обладают достаточно развитыми лидерскими качествами, что не позволяет им занять лидерское положение в группе. Последнее очень важно, т.к. в ситуации равного социального статуса и опыта командиров, в сравнении с другими курсантами учебной группы, для успешности руководства им необходима основа, обеспечивающая личностную правомочность отдачи приказов. Этой основой является личностный авторитет и лидерский статус сержантов в учебной группе. Практика показывает, что командиры учебных групп – лидеры в своих подразделениях – более успешны в осуществлении управленческих функций, т.к. их должностные полномочия дополняются неформальным авторитетом в группе. В этом случае они получают возможность влияния на процессы самоорганизации коллектива, сближают личностные и групповые интересы членов группы, а также более полно отражают интересы и потребности коллектива во внешнем взаимодействии. В то же время неуставные взаимоотношения и факты нарушения служебной дисциплины чаще происходят в группах, в которых младшие командиры не пользуются уважением и авторитетом среди курсантов и не имеют лидерского статуса в группе [1]. В связи с этим необходима организация профессионально-управленческой подготовки командиров учебных групп, основанной на формировании (повышении) их лидерского потенциала.

Под лидерским потенциалом командира учебной группы далее подразумевается совокупность его лидерских качеств, условий проявления лидерства, а также особенности восприятия командира группой, которые определяют возможности командира занять лидерское положение в группе и успешно использовать лидерский ресурс в практике управления [2].

На основе практики психологического обеспечения учебной и служебной деятельности курсантов СибЮИ МВД России разработана и апробирована программа профессионально-управленческой подготовки командиров учебных групп, направленная на повышение их лидерского потенциала, включающая теоретическую и практическую подготовку.

Теоретическая подготовка осуществляется в рамках постоянно действующего управленческого семинара, направленного на формирование компетентности командиров учебных групп в вопросах организации и осуществления профессионально-управленческой деятельности.

Основной задачей теоретической профессионально-управленческой подготовки является расширение у командиров общих представлений об управленческой деятельности, с точки зрения ее психологической эффективности, внутриорганизационных социально-психологических процессах и возможностях целенаправленного управления ими в деятельности руководителя, особенностях взаимодополнения процессов руководства и лидерства, процессуальных алгоритмах эффективного осуществления руководителем управленческой деятельности.

Практическая подготовка осуществляется на основе системы практических тренинговых занятий, направленных на развитие управленческих и лидерских качеств командиров.

Основные задачи тренинговых занятий: развитие лидерских качеств командиров учебных групп; совершенствование навыков эффективной реализации ими управленческих функций; формирование опыта эффективного взаимодействия в моделируемых ситуациях управленческой деятельности.

Под лидерскими качествами командира учебной группы далее понимается совокупность психологических характеристик, способностей и особенностей взаимодействия командира с подчиненными курсантами, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских (управленческих) функций.

Для определения лидерских качеств организационного лидера первоначально нами был проведен анализ различных перечней лидерских качеств, описанных в научной литературе, в том числе в работах авторов: S. Covey, B. Bass, W. Bennis, В. Nanus, M. DePree, F. Heider, J. O’Toole, J. Gardner, R. Stogdill, А. Лоутон и Э. Роуз, М.И. Рожков, Л.И. Уманский и др.

На основе проведенного анализа составлена обобщенная структура лидерских качеств организационного лидера в которую вошли индивидуально-личностные, организационно-управленческие, социально-психологические и перцептивные качества.

Для уточнения лидерских качеств применительно к профессионально-управленческой деятельности командиров учебных групп вузов правоохранительных органов в СибЮИ МВД России проведено эмпирическое исследование по результатам которого выделены наиболее востребованные качества для лидера учебной группы: способность организовать взвод на решение поставленной задачи; уверенность в себе; стойкость, решительность, требовательность; готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; способность отстаивать интересы коллектива во внешних инстанциях [2].

Разработка тренинговых занятий построена на основе исходных методолого-концептуальных положений:

а) комплексное развитие лидерских качеств командиров учебных групп может происходить в ситуации успешно реализуемого им лидерского поведения;

б) эффективным средством развития лидерских качеств является специфическая среда тренинга, учитывающая требования профессионального взаимодействия. Обретение командиром успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях способствует комплексному развитию лидерских качеств и повышает его мотивацию к лидерству. Полученный в тренинге опыт лидерского взаимодействия в последующем может переноситься на реальные профессиональные и жизненные ситуации;

в) развитие лидерских качеств в процессе тренинга происходит как через отработку участниками тренинга лидерского поведения в моделируемых ситуациях лабораторной тренинговой группы, так и через когнитивную переработку ситуаций лидерского взаимодействия;

г) новые психологические образования, возникающие у участников в процессе тренинга, должны активизировать их профессиональное и личностное саморазвитие и закрепляться в последующей профессиональной деятельности.

Программу практических тренинговых занятий целесообразно выстраивать из трех последовательно выстроенных этапов: личностного, управленческого и лидерского. Личностный этап – направлен на формирование у участников тренинга мотивации и стремления к лидерству, компонентов лидерского мировоззрения и лидерской Я-концепции.

Управленческий этап – направлен на формирование компетентности командиров учебных групп в вопросах управления, руководства и профессионального взаимодействия. Особый акцент делается на формировании способности участников тренинга быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять их на решение поставленных задач и т.п.

Лидерский этап – направлен на формирование у командиров учебных групп опыта управленческого и лидерского взаимодействия с курсантами в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и освоение приемов и психотехник лидерского взаимодействия с последователями в естественной учебной группе. Важным компонентом работы на данном этапе является создание социально-психологических условий формирования и закрепления лидерского образа сержантов в восприятии курсантов-последователей. В связи с этим большая часть тренинговых занятий данного этапа проводится с учебными группами в полном составе и состоит из серии специально подобранных заданий, упражнений и процедур, требующих организованного коллективного решения [3].

Основное содержание работы на каждом из этапов представлено в таблице.

Таблица – основное содержание программы практических тренинговых занятий

Этапы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. ЛИЧНОСТНЫЙ

Основные цели и задачи

освоение норм и правил работы тренинговой группы

актуализация стремления участников к личностному росту и самосовершенствованию

развитие мотивации и стремления к лидерству

повышение уровня моральной нормативности и социализации

формирование лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения формирование коммуникативной компетентности

2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

Основные цели и задачи

закрепление результатов предыдущего этапа

формирование профессионально-управлен­ческого мировоззрения организационного лидера

формирование профессиональных навыков эффективного профессионального взаимодействия руководителя в моделируемых ситуациях проведения: совещания, собрания, переговоров, делегирования полномочий и т.п.

3. ЛИДЕРСКИЙ

Основные цели и задачи

закрепление результатов предыдущих этапов

формирование опыта эффективного управленческого и лидерского взаимодействия в моделируемых тренинговых ситуациях профессиональной деятельности

освоение приемов и психотехник лидерского взаимодействия с последователями в естественной учебной группе

закрепление лидерского образа сержантов в восприятии курсантов в процессе выполнения задач с общегрупповыми решениями

Следует отметить факторы, влияющие на устойчивость произведенных изменений и условия, обеспечивающие эффективность переноса тренингового опыта в профессиональную среду.

В числе факторов, влияющих на устойчивость изменений, произведенных на тренинговых занятиях, можно выделить следующие: достижение понимания участниками принципиальных положений тренинга; достаточность уровня сформированности навыков для их сохранения и возможности их воспроизведения в соответствующих профессиональных ситуациях; соответствие приобретенных в тренинге установок, навыков общения и взаимодействия нормативным представлениям, существующим на уровне организации; соответствие приобретенных в тренинге знаний и опыта профессиональной Я-концепции участников (совокупности представлений о себе); возможность закрепления полученного в тренинге опыта в реальной профессиональной деятельности сразу по окончании тренинга.

В перечне условий, обеспечивающих эффективность переноса тренингового опыта в профессиональную среду мы выделили следующие: максимизация подобия между профессиональной и тренинговой ситуациями; обеспечение примерами из профессиональной практики, практическая наглядность разыгрываемых ситуациях; организация «успеха» на начальном этапе использования результатов тренинга в профессиональной деятельности; неконфликтность тренируемых навыков и теоретических положений с требованиями профессиональной деятельности.

Для повышения результативности занятия по профессионально-управленческой подготовке целесообразно выстраивать на плановой основе с соблюдением принципов: регулярности – занятия проводятся регулярно на основе утвержденного руководителем тематического плана занятий; преемственности – рассматриваемые на занятиях темы должны быть взаимодополняющими, а их содержание не противоречивым; профессиональной прикладности – рассматриваемые на занятиях темы находят отражение в практической управленческой деятельности.

В заключении отметим, что проблема формирования лидерского потенциала руководителей является одной из наиболее сложных в практическом воплощении, несмотря на огромное количество теоретических и прикладных практических работ по этой теме. В данной статье представлены некоторые методологические конструкты, которые могут быть использованы при разработке программ развития лидерских качеств и повышения лидерского потенциала руководителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Невирко, Д.Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. 232 с.

2. Евтихов О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 181с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *