О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ (ЭКСТРЕМИЗМУ) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при использовании террористическими и экстремистскими организациями сети Интернет для распространения идеологии терроризма, предлагаются механизмы противодействия данной угрозе безопасности.

О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ (ЭКСТРЕМИЗМУ) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

УДК: 323.283

Чурилов Сергей Анатольевич,

директор Национального центра информационного

противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет.

E-mail: churilov@ncpti.ru,

 

Быкадорова Александра Сергеевна,

начальник аналитического отдела Национального центра информационного

противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

 

ON THE PROBLEMS OF COUNTERACTION TO TERRORISM (EXTREMISM) IN THE INTERNET

 Churilov Sergey,

the director of the National Center for information counteraction

to terrorism and extremism in the educational environment and the Internet.

E-mail: churilov@ncpti.ru,

Bykadorova S. Alexander,

head of analytical department of the National Center for information counteraction

to terrorism and extremism in the educational environment and the Internet

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при использовании террористическими и экстремистскими организациями сети Интернет для распространения идеологии терроризма, предлагаются механизмы противодействия данной угрозе безопасности.

 ABSTRACT

The article deals with the problems arising from the use of terrorist and extremist organizations on the Internet to spread the ideology of terrorism, proposed mechanisms to counter this threat to security.

 

Ключевые слова: террористическая и экстремистская деятельность, ИГИЛ, сеть Интернет, информационное противодействие, НЦПТИ, МСИПТ.

Tags: terrorist and extremist activities, LIH, Internet, information counter, NTSPTI, MSIPT.

Первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) генерал-лейтенант Е.П. Ильин в основном докладе на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» отметил, что в современный период наибольшие угрозы распространения идеологии терроризма связаны с использованием террористическими и экстремистскими организациями сети Интернет и мобильной связи для организации скрытых каналов и пропаганды преступной деятельности [1].

Сеть Интернет является идеальным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности, благодаря своим некоторым характеристикам, которыми активно пользуются представители бандформирований и поддерживающие их лица. К таким характеристикам относятся:

  • возможность широкого охвата аудитории;
  • высокую скорость и лавинообразный характер распространения информации, в особенности, посредством блогов и социальных сетей;
  • анонимное размещение материалов на всеобщее обозрение, благодаря использованию бесплатного доступа в сеть Интернет из общественных мест (кафе, гостиницы, развлекательные комплексы, парки, метро);
  • возможность без каких-либо финансовых затрат анонимно создавать собственные интернет-ресурсы пропаганды;
  • использование злоумышленниками лазеек в несогласованности в законодательствах стран мира в области «компьютерного права». Самым известным для России примером является сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-Центр», успешно работавший на шведских, а ныне на американских серверах.

В последние два года источниками массовой экстремистской и террористической пропаганды стали ресурсы, поддерживающие идеологию «Исламского государства Ирака и Леванта» или просто ИГИЛ (запрещенной в Российской Федерации террористической группировка).

Для вербовки и создания привлекательного образа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКонтакте, Youtube, Facebook, Instagram, Twitter. Более того, используются все возможности данных социальных сетей (массовые рассылки, «перепосты», размещение видео- и аудиоматериалов, фотографий, документов).

Военная кампания ИГИЛ сопровождается беспрецедентной по масштабам пропагандистской кампанией в онлайн-пространстве: террористы ИГИЛ ведут трансляции боевых действий в Twitter, выкладывают снимки своих жертв в Instagram и оперативно сообщают новости своим подписчикам в Facebook. Со службой микроблогов Twitter террористы работают очень активно, ввиду больших возможностей быстрого распространения информации [2]. Одним из способов работы ИГИЛ в Twitter является продвижение необходимых хештегов. Тысячи активистов одновременно размещают твиты с нужными хештегами. Этот метод позволил активистам ИГИЛ искажать результаты поисковой выдачи для рядовых пользователей социальной сети. Проводя свой хештег в чужие аккаунты, ИГИЛ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент от ИГИЛ «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали).

При этом используется узнаваемый стиль, слоганы и символы.

Главным объектом воздействия выступает молодежь, которая не смогла адаптироваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной системой ценностей, и ищет самовыражение в среде, где насилие воспринимается как наиболее предпочтительный способ достижения цели [3].

Террористы формируют у молодежи представление о некой общности – социальной группе, отличной от других цельностью представлений и знаний об окружающей действительности. Слоганы и символы при этом подаются при помощи понятных и популярных среди молодежи форматов, легко приобретающих статус «вирусных явлений» (демотиваторов, мемов, подражаний и других).

Инструментами воздействия являются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чужой», превосходства одной национальности над другой, стереотипизация образа «врага» [4].

Пример идеологической информационной работы ИГИЛ показывает, что группы экстремистов могут оказывать существенное влияние на общественное мнение, запугивать массы и менять их модели поведения. Этому вызову необходимо противопоставить четкую и скоординированную работу со стороны государства и общественности.

Информационное противодействие терроризму и экстремизму в сети Интернет можно разделить на два направления: ограничение доступа к запрещенным материалам и информационно-просветительская деятельность.

В первом направлении Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) осуществляет постоянный мониторинг интернет-среды с целью выявления запрещенного контента, который пропагандирует радикальные идеи. При этом к процессу выявления вредоносных материалов НЦПТИ привлекает активную часть гражданского сообщества, которые самостоятельно посредством «горячей линии» на сайте НЦПТИ.РФ могут оставлять сообщения об обнаруженных ими материалах, пропагандирующих террористическую или экстремистскую идеологию. После обработки специалистами всех сообщений итоговые перечни материалов передаются в правоохранительные и правоприменительные органы для последующего удаления или ограничения доступа к ним.

Кроме того, в целях сокращения количества медиаконтента радикального содержания НЦПТИ привлекает общественность к процессу совместной отправки жалоб на запрещенные материалы в адрес администрации социальных сетей и наиболее популярных видеохостингов.

Информационное противодействие радикальным идеям можно сравнить с предвыборной кампанией, только в этом случае выбор заключается в том, преступить закон или нет. В любых выборах вся целевая аудитория делится на три части: ЗА, ПРОТИВ и колеблющиеся. Основной подход предвыборных штабов всех кандидатов заключается, в основном, в работе не с теми, кто ЗА, и не с теми, кто ПРОТИВ, а с колеблющимися. В случае противодействия терроризму и экстремизму получается, что ЗА – это те, кто живут и хотят жить в рамках закона, ПРОТИВ – это те, кто закон уже преступил (и с ними должны работать сотрудники правоохранительных органов с Уголовным кодексом и оружием в руках), а колеблющиеся как раз и составляют нашу целевую аудиторию, на которую мы и должны направить все свои усилия. В молодежной среде широко развит принцип «запретный плод всегда сладок». И если постоянно говорить молодым людям и девушкам, что терроризм – это плохо, то некоторые из них захотят проверить, а насколько ли это плохо.

По этой причине нужно в первую очередь сконцентрироваться на пассивных методах воздействия на целевую аудиторию, которые заключаются в создании баз знаний, методических рекомендаций, памяток, иллюстраций по тематике противодействия терроризму. Основная цель создания подобных баз знаний – это предоставление возможности молодежи получить в любое удобное время информации о том, что такое терроризм и экстремизм, и как ему противостоять. По этой причине таких баз не должно быть очень много, но они должны быть известны каждому и находится на первой странице общедоступных поисковых служб при задании ключевых слов «терроризм» или «экстремизм».

Для решения данной задачи НЦПТИ создал несколько информационно-просветительских ресурсов [5]. Во-первых, в сети Интернет создан и поддерживается информационно-аналитический ресурс «НЦПТИ.РФ». На ресурсе размещаются методические рекомендации, памятки, аналитические статьи, иллюстрации. Помимо этого, на сайте НЦПТИ функционирует «горячая линия», посредством которой любой пользователь сети Интернет может сообщить о противоправном контенте, с которым он столкнулся на просторах всемирной сети.

Во-вторых, в социальной сети «ВКонтакте» создана группа «NCPTI_RND», которая предназначена для молодежной аудитории. Все материалы представлены в доступном формате – короткие сообщения, отражающие суть статей, с возможностью посмотреть их полное содержание. Кроме того, в группе публикуется множество видеоматериалов и справочных иллюстраций по тематике противодействия радикальным идеям, поскольку именно такие медиаформаты наиболее популярны и доступны среди молодежи.

Следует отметить, что и сайт, и группа выступают в качестве агрегаторов материалов, подготовленных не только специалистами НЦПТИ, но и экспертами в данной области из различных сфер деятельности (образовательные и научные учреждения, аналитические центры, правоохранительные структуры, общественные организации и многие другие).

В-третьих, НЦПТИ выпускает периодическое издание «Обзор.НЦПТИ», которое предназначено для обмена опытом и лучшими практиками между различными ведомствами и отдельными специалистами в области профилактики и противодействия радикальным идеология, информационного противоборства и защиты информации.

В-четвертых, создана площадка для обсуждения вопросов комплексной безопасности в образовательных и научных учреждениях Российской Федерации – это информационно-практический форум «Безопасность и образование». Форум проходит ежегодно, в различных федеральных округах. Он объединяет представителей Минобрнауки России, ФСБ России, ФСТЭК России, Роскомнадзора, образовательных и научных организаций.

В ближайшем будущем основными направлениями деятельности, которым следует уделить наибольшее внимание, должны стать следующие:

  • привлечение общественности для выявления фактов пропаганды радикальных идей, сбора средств и другого;
  • привлечение общественности к процессу удаления или частичного ограничения доступа к радикальным материалам в сети Интернет;
  • анализ «обратной связи» – получение оценки профилактической литературы от целевой аудитории (студенты, школьники) для выработки дальнейших рекомендаций по ее созданию и распространению (поскольку экспертное сообщество зачастую «варится» само в себе);
  • формирование гражданского самосознания обучение медиабезопасности и противодействию интернет-манипуляциям;
  • тиражирование технологий во всех федеральных округах Российской Федерации.

Поскольку информационное противодействие радикальным идеям должно осуществляться массово и на постоянной основе, то процессы, входящие в него, должны быть стандартизированы и четко описаны. Необходимо проводить и научные прикладные исследования для повышения эффективности и результативности основных процессов. Кроме того, в ходе информационного противодействия терроризму и экстремизму нужно уделять большое внимание региональным особенностям и предоставлять результаты деятельности в НАК и региональные АТК посредством быстрого и удобного механизма единой базы данных.

Все это может быть решено посредством создания Межрегиональной сети информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (далее – МСИПТ).

Основной целью МСИПТ является информационно-аналитическое обеспечение органов государственной и муниципальной власти в сфере противодействия терроризму и экстремизму, а также ведение профилактической работы для снижения уровня радикализации различных групп населения.

Ключевыми задачами, решаемыми сетью, могут быть:

  • мониторинг и анализ оперативной ситуации в интернет?пространстве;
  • выявление интернет-ресурсов и носителей идеологии терроризма, распространяющих материалы террористической и экстремисткой направленности, а также других каналов распространения идеологии терроризма и экстремизма;
  • мониторинг оппозиционной деятельности, подготовки и проведения протестных акций, в том числе направленных на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни;
  • оценка общественного мнения в отношении деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов РФ, в том числе заблаговременное выявление социальной напряженности, связанной с деятельностью государственных структур РФ;
  • систематизация информации об общественно опасных в международном масштабе деяний;
  • организация работы с молодежными организациями и отдельными активными гражданами по привлечению их к процессу информационного противодействия терроризму и экстремизму;
  • формирование межведомственного банка данных методических и информационных материалов в сфере противодействия терроризму и экстремизму;
  • анализ эффективности антитеррористических мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации.

       Система информационного противодействия современному терроризму и экстремизму не может быть организована на уровне отдельных органов государственной власти, так как имеет комплексный, межведомственный и межрегиональный характер [6].

    В связи с этим МСИПТ должна представлять собой совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам, месту и времени действий организационных структур, которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по выявлению и прогнозированию террористической и экстремисткой деятельности, компрометации этой деятельности, а также формализованному предоставлению сведений об угрозах террористической и экстремистской направленности в заинтересованные органы государственной власти для оперативного реагирования на происходящие события, разработки и реализации комплекса мер по профилактике угроз, пресечению противозаконной деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористической и экстремистской деятельности.

Базовую инфраструктуру МСИПТ составляет распределенная сеть Центров информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, системообразующие информационные ресурсы, навигационные порталы и телекоммуникации.

Основу МСИПТ должны составить 9 региональных центров (по числу федеральных округов Российской Федерации) и отдельный национальный центр, координирующий работы всей Сети.

Формирование Региональных центров информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (далее – РЦПТИ) провести на базе федеральных университетов Российской Федерации, как ведущих учреждений федеральных округов, обладающих необходимой научной и технической базой.

Функции координатора деятельности всех РЦПТИ, а также их методологического оснащения предполагается возложить на Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ).

К решению задач НЦПТИ и РЦПТИ могут привлекать, в пределах компетенции, организации образования, учреждения науки, культуры, институты гражданского общества, средства массовой информации, организации, предоставляющие услуги по использованию информационно-телекоммуникационных систем, включая сеть Интернет, а также другие юридические лица независимо от форм собственности.

К основным задачам НЦПТИ относятся:

  • информационное обеспечение по интересующим тематикам органов государственной власти Российской Федерации на федеральном уровне, с привлечением РЦПТИ;
  • методологическое обеспечение РЦПТИ;
  • сопровождение процесса разработки, внедрения в РЦПТИ специальных программно-технических, инструментальных и документальных комплексов, пригодных для практической аналитической работы в интересах органов государственной власти регионов, заинтересованных ведомств, а также стандартов, регламентов, шаблонов и форм для решения типовых и потенциально возможных задач;
  • интеграция деятельности в рамках МСИПТ мониторинговых центров различной ведомственной принадлежности и направлений исследований в области информационного противодействия терроризму и экстремизму;
  • формирование и сопровождение статусной и постоянно действующей дискуссионной интерактивной площадки для проведения экспертных мероприятий, дискуссионных форумов по проблемным темам, связанным с проявлениями экстремизма и терроризма;
  • создание, эффективное использование, сопровождение и развитие Базы Знаний, в том числе обеспечение безопасности информации, хранящейся в ней;
  • решение вопросов межведомственного обмена информацией и согласование возможности доступа к удаленным государственным информационным ресурсам потребителей услуг МСИПТ;
  • организация подготовки кадров для РЦПТИ;
  • организация взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, включая процедуру согласования кадровых решений в рамках деятельности РЦПТИ, обеспечивающих эффективное достижение целей МСИПТ;
  • разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих и регламентирующих деятельность МСИПТ;
  • организация и проведение публичных мероприятий (круглые столы, семинары, форумы) на уровне Российской Федерации с целью повышения эффективности информационного противодействия терроризму и экстремизму.

Региональный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет осуществляет:

  • информационное обеспечение органов государственной власти субъектов РФ по интересующим тематикам в рамках решения стандартных задач;
  • представление в НЦПТИ результатов решения задач в интересах органов государственной власти как субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, так и федерального уровня;
  • организация работы с молодежными организациями и отдельными активными гражданами в рамках федерального округа по привлечению их к процессу информационного противодействия терроризму и экстремизму;
  • организация и проведение публичных мероприятий с целью повышения эффективности информационного противодействия терроризму и экстремизму в рамках федерального округа.

Создание МСИПТ позволит повысить эффективность и оперативность управления процессами в субъектах Российской Федерации на основе использования современных информационных технологий, необходимой интеграции ресурсных потенциалов ведомственных функциональных структур, а также обеспечить снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической и экстремистской деятельности, а также недопущение вовлечения молодежи в иную противоправную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ильин Е.П. Доклад первого заместителя руководителя аппарата НАК. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации». 2012. Том. 1. Москва. С. 3-16.
  2. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 100-108.
  3. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи. Власть. 2012 г. № 9. С. 52-55.
  4. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2009. С. 22-39.
  5. Чурилов С.А. Экспертная интернет-платформа как средство коллегиальной разработки методов информационного противодействия терроризму и экстремизму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма. 2013. Том. 1. Москва. С. 87-92.
  6. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2009. С. 33-44.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *