О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2016-2017 ГОДЫ.

В статье приведен анализ Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, сопоставлены его ключевые положения с аналогичным документом на 2014-2015 годы.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2016-2017 ГОДЫ.

УДК: 343.352

Бирюков Владислав Геннадьевич,

магистрант 1 курса, направление подготовки «Юриспруденция»,

магистерская программа: «Судебная власть; прокурорский надзор;

организация правоохранительной деятельности; адвокатура; нотариат»

ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ,

г. Ростов-на-Дону.

E-mail: vladis1993@ya.ru

ON THE IMPROVEMENT OF ANTI-CORRUPTION IN THE LIGHT OF THE NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN FOR 2016-2017.

Vladislav G. Biryukov

1 undergraduate courses, training direction «Jurisprudence»,

 master’s program: «The judicial power; prosecutor supervision;

enforcement activity; advocacy;

Notary «YURIU RANHiGS under the President of Russian Federation,

Rostov-on-Don.

E-mail: vladis1993@ya.ru

АННОТАЦИЯ

В статье приведен анализ Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, сопоставлены его ключевые положения с аналогичным документом на 2014-2015 годы.

ABSTRACT

This article is an analysis of the National Anti-Corruption Plan for 2016-2017, compared with its key provisions of a similar document for 2014-2015.

Ключевые слова: коррупция, Национальный план противодействия коррупции, урегулирование конфликта интересов, декларирование расходов, незаконное обогащение, антикоррупционное обучение.

Keywords: corruption, national anti-corruption plan, the settlement of a conflict of interest, declaration of expenditure, illicit enrichment, anti-corruption training.

200 лет назад известный российский историк Николай Михайлович Карамзин, пребывая во Франции, при встрече с русскими эмигрантами, на вопрос: «Скажите в двух словах, что происходит на Родине?  — ответил — Воруют!»  Всего одно слово понадобилось Н.М. Карамзину, чтобы охарактеризовать ситуацию в Российской империи начала 19-го века. Сегодня, оценивая масштабы распространения и степень живучести коррупции, мы вынуждены признать правоту великого соотечественника. Причем, в борьбе с коррупцией оказываются малоэффективными основные принципы и подходы, дающие позитивный эффект в других странах [1], проявляется целый ряд факторов, затрудняющих реализацию комплекса мер, реализуемых российскими правоохранительными органами по борьбе с коррупцией [2].

В соответствии с действующим законодательством, коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица [3].

В целях противодействия коррупции утвержден Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. №147 «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», которым предусмотрено проведение комплекса мер, в числе которых  основными представляются следующие:

  • Правительство РФ должно усовершенствовать механизм урегулирования конфликта интереса чиновников, организовать мониторинг реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, обязанности принимать меры по предотвращению конфликта интересов.
  • Главам регионов продолжить аналогичную работу на уровне субъектов РФ. Каждый случай несоблюдения указанных требований предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством РФ.
  • Генеральной прокуратуре РФ провести проверки соблюдения федеральными государственными органами требований законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе требований об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами; соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.
  • Министерству внутренних дел РФ осуществить комплекс мероприятий, направленных на предотвращение хищения средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию ФЦП, крупнейших инвестпроектов и подготовку к проведению в РФ Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года; на предотвращение попыток хищения средств, предназначенных для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Ключевой задачей МВД должно стать раскрытие коррупционных преступлений в особо крупном размере, на борьба с «откатами», выявление коррупции в госкомпаниях, а также выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в том числе при осуществлении международных коммерческих сделок.
  • Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» обеспечить разработку Научно-образовательным центром противодействия коррупции с привлечением иных научных и образовательных организаций и при участии Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции научно-практического пособия «Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов РФ) по профилактике коррупционных и иных правонарушений» для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
  • Министерству юстиции РФ рассмотреть вопрос о целесообразности усиления ответственности за внесение в документы отчетности финансовых организаций заведомо недостоверных сведений.
  • Общественным организациям провести работу, направленную на просвещение граждан по вопросам антикоррупционного законодательства, в том числе с проведением ежегодных конкурсов в сфере социальной рекламы, журналистики и кинематографа.

Новый национальный план противодействия коррупции предусматривает “детальную настройку” на основе пошагового анализа правоприменительной и судебной практики, в том числе разбор типовых ситуаций связанных с конфликтом интересов, подготовку методических рекомендаций по привлечению к ответственности и т.д. Планом предусмотрено активное внедрение компьютерных технологий для анализа и обработки представляемых деклараций. Особое внимание уделено противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок, в том числе, усилению борьбы с хищениями [4].

Согласно утвержденной Президентом РФ в конце 2015 года Стратегии национальной безопасности РФ особое внимание необходимо уделить искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию РФ и реализации стратегических национальных приоритетов [5].

Судебная система выделена не только как важнейший элемент противодействия коррупции, но и как объект повышенных антикоррупционных требований. Перед судьями поставлена задача подготовки обзоров судебной практики применения антикоррупционных стандартов. Антикоррупционная защищенность самих судов должна быть повышена. Для этого необходимо доработать методические рекомендации по заполнению судьями деклараций и по дисциплинарным взысканиям. Перед Советом судей поставлена задача обобщить порядок проведения проверок в отношении судей.

Можно констатировать, что законодательная основа противодействия коррупции в стране создана. Теперь задача заключается в применении законов на практике, уделяя особое внимание работе в регионах, на местах.

Новый национальный план выстраивает работу в двух направлениях:

  1. Усиливает ответственность глав субъектов за противодействие коррупции в регионах.
  2. Расширяет область применения тех законов, которые пока есть только на бумаге.

Национальный план делает существенный упор на правоприменительную практику. Основное внимание должно быть уделено тому, как антикоррупционное законодательство применяется в государственных органах. Существенное внимание должно быть уделено реализации на местах антикоррупционных нормативных актов — заявил директор Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Баснак [6].

Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», еще один значимый документ, дополняющий Национальный план 2016-2017 г. Согласно данному Указу при главе каждого региона должны быть созданы комиссии по противодействию коррупции [7].

К сожалению зачастую заседания комиссий носят формальный характер. Как отметил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов многие руководители то ли не понимают, то ли не читают национальный план. Необходимо готовить руководителей регионов к тому, что они должны писать конкретные планы, а не формальные, внутриведомственные, региональные, муниципальные планы [6].

Особенно остро стоят задачи по антикоррупционному обучению должностных лиц, по усилению ответственности руководителей органов исполнительной власти и по взаимодействию с гражданским обществом на местах. Но на практике все это имеет свои сложности [8].

Образование сотрудников антикоррупционных комиссий должно выйти на качественно новый уровень. Поставлена задача разработать специальные образовательные программы, которые были бы согласованы с администрацией президента, в частности, с экспертным советом по противодействию коррупции. Будут внедряться дополнения к ранее существующей программе, которые позволят повысить эффективность общеобразовательных программ. В этой связи может оказаться полезным учебно-методическое пособие «Основы противодействия коррупции», опубликованное в 2016 году Южно-Российским институтом управления РАНХиГС при Президенте России (г. Ростов н/Д) [9].

Если провести сравнительный анализ Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы можно отметить, что целями Национального плана на 2014-2015 год были – обеспечение организационных основ противодействия коррупции, просвещение граждан, а также обеспечение обязанности государственных и муниципальных служащих сообщать о фактах коррупции и незаконном вознаграждении от имени юридического лица.

Акценты нового Национального плана — меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, совершенствование механизмов декларирования расходов публичных должностных лиц и борьба с незаконным обогащением, повышение антикорупционного обеспечения госзакупок, усиление международного сотрудничества по выявлению, аресту и возвращению активов, полученных коррупционным путем, меры по усилению этических и нравственных норм среди чиновников, а также антикоррупционное просвещение и антикоррупционная пропаганда. Последнее обстоятельство требует повышения эффективности взаимодействия государственных, муниципальных и общественных институтов со средствами массовой информации в предупреждении коррупционных проявлений и минимизации их последствий [10].

В Национальном плане на 2014-2015 годы шла речь об обеспечении защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжаловались. В новом Национальном плане задача защиты заявителей о коррупции не упоминается вообще [11].

Таким образом, Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. №147 « О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», является в настоящее время одним из важнейших документов, определяющих всю антикоррупционную политику государства. Данный документ  существенно расширил сферу участия в противодействии коррупции гражданского общества. Национальный план является отдельной смысловой частью утвержденной Президентом РФ в конце 2015 года Стратегии национальной безопасности РФ, согласно которой коррупция является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикорупционных технологий, показавших высокую эффективность. Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.
  2. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49). С. 110-114.
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.
  4. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»: Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 // «Собрание законодательства РФ». — 2016 г. — № 14. — ст. 1985.
  5. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // «Собрание законодательства РФ». — 2016. — № 1 (часть II). — ст. 212.
  6. «Национальный план противодействия коррупции 2016-2017: мнение экспертов». [Электронный ресурс]. URL: http://pasmi.ru/archive/139466. (дата обращения: 19.04.2016 г.)
  7. «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений»): Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 // «Собрание законодательства РФ». — 2015. — № 29 (часть II). — ст. 4477.
  8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации. Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. Сю 105-111.
  9. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции: Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016. – 256 с.
  10. Воронцов С.А., Михайлов А.Г. О роли средств массовой информации в противодействии коррупции. Философия права. 2012. № 2 (51). С. 109-114.
  11. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы»: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. От 15.07.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2014 г. — № 15. — ст. 1729.

 

Добавить комментарий