АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается необходимость формирования антикоррупционного воспитания молодежи в образовательных учреждениях управленческого типа как обязательный элемент действенной политики в сфере противодействия коррупции в органах власти.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГСНТИ: 10

Семеренко Алина Сергеевна,

Южно-Российский институт управления

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте России,

студентка факультета политологии,

старший лаборант кафедры политологии и этнополитики

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: yablokos98@mail.ru;

Нефедова Ольга Николаевна

Южно-Российский институт управления

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте России,

студентка факультета политологии,

старший лаборант кафедры политологии и этнополитики

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: nefedova.olga2013@yandex.ru

ANTICORRUPTION EDUCATION OF YOUTH IN A MANAGEMENT UNIVERSITY AS AN EFFECTIVE METHOD OF COUNTERACTING CORRUPTION IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Semerenko Alina Sergeevna,

student of the Faculty of Political Science,

senior laboratory assistant of the Department of Political

Science and Ethnopolitics of the South-Russian Institute

of Management of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of Russia

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: yablokos98@mail.ru;

Nefedova Olga Nikolaevna,

student of the Faculty of Political Science,

senior laboratory assistant of the Department of Political

Science and Ethnopolitics of the South-Russian Institute

of Management of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of Russia

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: nefedova.olga2013@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается необходимость формирования антикоррупционного воспитания молодежи в образовательных учреждениях управленческого типа как обязательный элемент действенной политики в сфере противодействия коррупции в органах власти.

ANNOTATION:

The article considers the necessity of forming anti-corruption education of youth in educational institutions of managerial type as an obligatory element of an effective policy in the sphere of combating corruption in government bodies.

Ключевые слова: коррупция, социальный феномен, антикоррупционное просвещение, нетерпимость к коррупции, стратегия антикоррупционной политики государства, персонификация коррупции.

Key words: corruption, social phenomenon, anti-corruption education, intolerance to corruption, anti-corruption policy of the state, personification of corruption.

Появление коррупции, как один из видов криминальных деяний, можно связать с появлением условий институциональной организованности общества, элементы государственных структур, а также общества, взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В нашей стране, к сожалению, данное явление стало привычным, борьба с которым, на первый взгляд, кажется бесконечной и, в итоге, бессмысленной.

Однако не бороться с ней нельзя, иначе эта «раковая опухоль» полностью осядет в нашей жизни, разрушит все основы государственности и уничтожит Россию как мощнейшую державу. Наше государство четко осознает, что антикоррупционное воспитание граждан становится решающим фактором в борьбе с таким явлением, как коррупция.

Как известно, значительной влияние имеет коллективное мышление, которое может стать рычагом тех или иных действий. Под воздействием толпы человек, формирование которого как члена общества еще находится в процессе, может осуществлять такие действия, которые будут нарушать законодательство, а порицания этой толпы не последует. Это связано с ускоренным прогрессом данного подтипа общества и появлению так называемых «социальных аномалий». У молодых граждан деформируется восприятий таких понятий как нравственность, этика, закон и так далее [1].

Современная молодежь, к сожалению, характеризуется высоким уровнем деформации собственного правосознания. В связи с этим, взятка, подкуп или иное проявление антикоррупционного проявления кажутся чем-то привычным, присущим нашей обыденной жизни, даже нормальным. Подобная реакция свидетельствует о том, что у части молодежи, становление которой пришлось на период политических, экономических и культурных потрясений последних 20-ти лет произошла деформация правосознания, выражающаяся в правовом нигилизме [2].

Общественное мнение – огромный психологический фактор, который может сыграть ключевую роль в формировании антикоррупционного сознания молодежи. В XXI веке, веке информационных технологий, когда гаджеты вошли и крепко осели в нашей жизни, нельзя недооценивать их воздействие на человеческое подсознание. Незаметно для самих себя мы перенимаем то, что увидели в глобальной сети и что там активно приветствуется. В связи с этим одним из элементов формирования антикоррупционного сознания у молодежи можно считать пропаганда борьбы с коррупцией в интернете. Это могут быть качественно смонтированные видеоролики, социальные программы, различные квесты. Немаловажным элементом является поощрение проявления различных проектов, создателями которых и будут являться молодые люди.

В Российской Федерации, начиная с 2008 года, создана современная правовая основа противодействия коррупции. Приняты и активно применяются меры дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера [3].

Но, как показывает жизнь, уровень коррупции в стране нельзя минимизировать лишь правовыми, законодательными мерами. Немаловажную роль имеет воздействие на сознание молодых людей в целях воспитания нетерпимости к коррупции, внушаемое в процессе антикоррупционного просвещении [4].

Основная цель программ антикоррупционного просвещения в образовательных учреждениях — четкое формирование неприятия коррупции в сознании молодых людей, а также персонифицированное понимание коррупции. Последнее реализуется с той целью, чтобы и государство, и сами граждане понимали, с чем они борются.

Особое внимание стоит уделять студентам ВУЗов с управленческим уклоном. Данные образовательные учреждения выпускают будущих государственных и муниципальных служащих, мировоззрение и мировосприятие которых будет сформировано (неокончательно) в стенах ВУЗа. Антикоррупционное воспитание в рамках данных образовательных учреждений будет воздействовать на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Это является критерием успешной борьбы коррупции органах государственной власти.

Имеет весомую роль тот факт, кто будет преподавать студентам предметы, направленные на антикоррупционное просвещение. Теоретические основы, которые не раз описаны в учебниках, статьях и постулатах специалистов в данной области, но, на мой взгляд, гораздо эффективней данные предметы усваиваются в умах студентов, когда им преподает нынешний или бывший практик, который на примере своей деятельности может продемонстрировать студентам примеры эффективной борьбы с коррупцией.

Как представляется, антикоррупционное просвещение в ВУЗе целесообразно реализовывать не только в классической официальной форме, но возможен и неформальный способ решения задачи. Если под формальным воспитанием можно понимать включение в образовательные программы дисциплин по Антикоррупционному воспитанию [5].

Одной из проблем в данном случае является опасность, что программа антикоррупционного просвещения превратится в курс информирования студентов о возможных путях коррумпирования. Для предотвращения данной ситуации от преподавателей требуется методическое мастерство, тонкий психологический подход к сознанию будущих государственных и муниципальных служащих. Формирующаяся система антикоррупционных взглядов, принципов, должна органично войти в мировоззрение студентов, иначе на психологическом уровне произойдет отторжение основной идеи.

Таким образом, проанализировав проблему антикоррупционного просвещения студентов управленческих ВУЗов как фактор борьбы с коррупцией в стране, можно сделать вывод, что действуя через сочетания закона и воздействия на подсознание студента, можно в итоге получить желаемый результат – человека, который способен выполнять свои полномочия и взаимодействовать с иными структурами лишь на правовой основе, избегая подкупа, превышения полномочий и так далее. Вовлечение слушателей в общественную и социально-культурную жизнь, про которую мы говорили ранее, может стать важным звеном в воспитательной цепи.

В заключении хотелось бы отметить, что последовательная просветительская работа с молодым поколением может стать одним из перспективных факторов противодействия коррупции в органах государственной и муниципальной власти. Как показывает опыт антикоррупционной работы других стран [6], ключевую роль играет совершенствование нормативно-правовой базы, а также жесткое их соблюдение. Надеяться на то, что будущее поколение все изменит – нельзя, нужно действовать в данный момент. Но в контексте работы с массовым сознанием, правовой и политической культурой общества, именно от антикоррупционного воспитания и образования молодежи в ВУЗах управленческого направления, будет зависеть вектор и траектория будущего развития России, а также результаты решения задач по противодействию коррупции, поставленные в Федеральном законе «О противодействии коррупции [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гацалов Р. Р. Антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели//Сборник докладов Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. URL: http://isfic.info/SPBU/konf03.htm (дата обращения 15.12.2017)

2. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. C.32-33.

3. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 54-61.

4. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.5. Шевень Л.Н. Антикоррупционное воспитание в молодежной студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60475 (дата обращения: 13.12.2017).

6. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями); Официальный интернет-портал Система ГАРАНТ URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 11.12.2017 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *