ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОРИЯ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В настоящей статье рассматривается актуальные для юридической науки вопросы определения, сущности, целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Основное внимание уделено анализу положений действующего законодательства (федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ), в частности, определению, закрепленному в статье 1. Также исследовались положения науки уголовного процесса и учебные пособия современных авторов в аспекте оперативно-розыскной деятельности. Раскрыт вопрос целей и задач оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в законе, путем их перечисления Отдельное внимание уделено вопросам истории развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Древней Руси, в период Российской империи, в послереволюционный и советский период, а также в настоящее время (в Российской Федерации).

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОРИЯ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

УДК 343.13

Соколов Евгений Сергеевич,

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

 магистрант кафедра гражданского права и процесса,

юрист в сфере бизнеса и защиты имущественных прав

г. Калининград, Россия

E-mail: s.e.06021994@mail.ru

Макарский Михаил Викторович,

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

 магистрант кафедра гражданского права и процесса,

юрист в сфере бизнеса и защиты имущественных прав

г. Калининград, Россия

E-mail: Kdb94@bk.ru

 

CONCEPT, ESSENCE, OBJECTIVES, TASKS OF OPERATIVE-COST ACTIVITY AND HISTORY OF ITS LEGAL REGULATION

Sokolov Evgeny Sergeevich

master of law

department of Civil Law and Process, lawyer in business

and property rights protection

Federal State Autonomous Educational Institution

of Higher Education «Baltic Federal University named after Immanuel Kant»

Kaliningrad, Russia

E-mail: s.e.06021994@mail.ru

 

Makarsky Mikhail Viktorovich

master of law

department of business law, lawyer in business

and property rights protection

Federal State Autonomous Educational Institution

of Higher Education «Baltic Federal University named after Immanuel Kant»

Kaliningrad, Russia

E-mail: Kdb94@bk.ru

 

АННОТАЦИЯ:

В настоящей статье рассматривается актуальные для юридической науки вопросы определения, сущности, целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Основное внимание уделено анализу положений действующего законодательства (федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ), в частности, определению, закрепленному в статье 1. Также исследовались положения науки уголовного процесса и учебные пособия современных авторов в аспекте оперативно-розыскной деятельности. Раскрыт вопрос целей и задач оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в законе, путем их перечисления Отдельное внимание уделено вопросам истории развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Древней Руси, в период Российской империи, в послереволюционный и советский период, а также в настоящее время (в Российской Федерации).

 

АBSTRACT:

In this article, the issues of relevance to the legal science of the definition, essence, goals and tasks of operational-search activity are considered. The main attention is paid to the analysis of the provisions of the current legislation (federal law of 12.08.1995 N 144-FZ), in particular, the definition set forth in Article 1. Also the provisions of the science of the criminal process and textbooks of modern authors in the aspect of operational-search activity were explored. Special attention is paid to the history of the development of the legal regulation of operational search activities in Ancient Rus, during the Russian Empire, during the post-revolutionary and Soviet period, and also at the present time (in Russian Federation).

 

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, сущность оперативно-розыскной деятельности, цели, задачи, история правового регулирования, Древняя Русь, Российская империя, советский период, Российская Федерация.

 

Keywords: operational-search activity, the essence of operational-search activity, goals, objectives, history of legal regulation, Ancient Rus, Russian Empire, Soviet period, Russian Federation.

 

 

В нашем государстве совершается большое количество преступлений, об этом свидетельствует статистика министерства внутренних дел и других государственных органов. Причем, важно будет заметить не только количественный рост преступной деятельности, но и ее качественное развитие. В результате совершения преступных посягательств нарушаются провозглашенные основным законом страны (Конституцией РФ) права и свободы. Государство, в лице его органов, несомненно, должно осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению преступлений, как на стадии приготовления, так и покушения на их совершение. Характеризуя подобную деятельность, стоит подчеркнуть ее позитивный социальный характер, способствующий укреплению законности и непосредственному приближению к идеалу правового государства.

Позитивный характер данного вида деятельность подчеркивается прокуратурой города Севастополя. Так, согласно информационно-аналитическому разделу данного ведомства негласная сфера защиты человека и общества от преступных посягательств — самостоятельный вид социально полезной юридической деятельности, она  имеет правовое регулирование по общим правилам [1]. Аналогичные выводы содержатся и в учебной литературе. В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин  утверждают, что высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления [2, C. 14].

В действующем законодательстве содержится определение оперативно-розыскной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [3].

Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [2, C. 8].

Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте. При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели. В качестве форм можно назвать гласную и негласную деятельность. Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств.

Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность — оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:

ü    выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

ü    осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

ü    добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

ü    установление имущества, подлежащего конфискации [3].

При анализе задач оперативно-розыскной деятельности выявляется несовершенство формулировки, содержащейся в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Так, логичнее было бы сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».

Оперативно-розыскная, агентурная или разведывательная деятельность не является новеллой современной эпохи, данная деятельность имеет свои корни в истории и развивалась на историческом пути. Жизнедеятельность рода, племени и государства, а также реализация их интересов предполагали постоянную разведку своего окружения с целью предотвращения и защиты от враждебных элементов. К примеру, К.К. Горянов утверждает, что на одной из обожженных дощечек с древними письменами, найденной на территории Сирии и датированной XIII в. до н. э., имелось следующее содержание: «правитель одного города-государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил» [4, C. 1].  Согласно  материалам интернет-ресурса «Викисловарь» семантика данного слова раскрывается как тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-либо, чем-либо [5]. Как отмечает В.П. Илларионов, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск [6, C. 164].

Процесс правового регулирования имеет прямую связь со становлением и развитием государственности в нашей стране. Предполагается выделить основные этапы развития правового регулирования и осветить наиболее значимые события в рамках этих временных эпох с целью освещения вопроса развития. Так, основными этапами будут являться: Древняя Русь, период Российской империи, эпоха реформ, послевоенный (включая советский) период и настоящее время.

  • Древняя Русь и период Российской империи;

Стоит подчеркнуть, что первоначально установление лица, совершившего преступление, и поиск похищенного имущества было обязанностью и заботой самого потерпевшего. Данное положение вещей основывалось на частном характере разбирательства конфликтов. Однако с принятие Русской Правды (XI—XII вв.) некоторые функции и обязанности были возложены на государственный аппарат. Примером может послужить должность «вирника» — представителя княжеской администрации, осуществляющего розыск лица, совершившего преступление и доказательств его вины, а также судили и исполняли наказание. В данном историческом памятнике содержались положения о некоторых сыскных методах того периода: «закличи», «свод» и «гонение следа».

В качестве официальной деятельности сыск был закреплен в Псковской Судной грамоте 1467 года. Данная деятельность получила последовательное развитие в Судебниках 1497 и 1550 годов, а также в Соборном уложении 1649 года. Согласно Соборному уложению процесс сыска начинался с «извета» (заявления пострадавшего), однако были возможны ситуации анонимных сообщений «подметные письма». Лица, осуществляющие сыскную деятельность в данном нормативно-правовом акте именуются «сыщиками» или «обыщиками».

При правлении Екатерины II были введены нормативные акты: «Учреждение для управления губерний» и «Устав Благочиния». Данные акты не вносили изменения в процесс сыскной работы (производством по уголовным делам осуществляла сыскная полиция, которая была учреждена в начале 18 века), однако ими формально отделялись судебная власть от управления.

  • эпоха реформ (19-20 вв.);

1802 год ознаменовался реформами государственного управления, в аспекте сыскной деятельности важным моментом является создание Министерства внутренних дел (объединение полиции и сыскной работы). А в 1826 году было учреждено одно из отделений собственной канцелярии императора, осуществлявшего политический сыск и следствие. Переход России от феодальной формации к буржуазной ознаменовался существенной судебной реформой, повлекшей за собой и изменение правового статуса, форм и методов сыскной работы. Началом реформы можно считать утверждение Александром II 8 июня 1860 года проектов: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о производстве первоначальных исследований», согласно которым для производства расследования обо всех преступлениях и проступках были назначены особые чиновники – судебные следователи, подведомственные Министерству юстиции и судебным местам; расследование было изъято из компетенции полиции, которой предписывалось лишь производство первоначальных изысканий для определения того, что в происшествии есть состав преступления или проступка. Принимается серия иных нормативных актов, регулирующих работу полиции, в том числе и ее сыскную деятельность. Среди них можно отметить: Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний (1862 г.), Инструкция полицейским урядникам (1878 г.), Положение о негласном полицейском надзоре (1882 г), Об устройстве полиции в Империи (1883 г.) и др.

  • послереволюционный и советский периоды (1917-1991 года);

Важным событием данного периода является упразднение института судебных следователей, который был закреплен в декрете Совета народных комиссаров от 24 ноября 1924 года. Функции данного института передавались рабоче-крестьянской милиции, учрежденной декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. Позднее производство предварительного расследования и сыскной деятельности было поручено НКВД положением «О о следственно-розыскной милиции» август 1920 года. Для данного периода времени характерно отождествление розыскных и следственных функции в компетенции одного органа. Однако ситуация изменилась с принятием 25 мая 1922 года Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Новеллы включали в себя изменения, заключающиеся в организационной и процессуальной независимости следователя и органов дознания. Аналогичную концепцию восприняла и новая редакция УПК РСФСР 1923 года.

Ранее названные этапы демонстрируют насыщенный путь развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в рамках данных периодов были как времена спада, так и подъема данного вопроса.

  • современный период.

В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования). Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи. Вопросы сущности и истории правового регулирования оперативно-розыскной деятельности раскрываются в трудах отечественных авторов, которые были проанализированы в данной работе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Официальный сайт прокуратуры города Севастополя // Разъяснение законов. URL: http://mail.sevproc.ru/ponyatie-celi-i-zadachi-operativno-rozysknoj-deyatelnosti;
  2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно-правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин ; под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.;
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349;
  4. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Го-ряинова и др. М. : ИНФРА-М, 2009. Сер.: Высшее образование. – 832 с.;
  5. Интернет-ресурс «Викисловарь». URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/соглядатай;
  6. Илларионов В.П. Синедрион и кесарь против Иисуса Христа. М. : Аcademia, 2003. – 561 c.

One Comment

  1. В ст.2 Федерального закона №144-ФЗ сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *