АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Основной целью анализа является рассмотрение ключевых показателей программ инновационного развития предприятий, относящихся к промышленной отрасли и выявление основных закономерностей.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

УДК: 338.45

Кузьменко Антонина Сергеевна,

Магистрант группы УЭмо2-6

«Инновационный и проектный менеджмент»

ИУЭС ЮФУ, г. Таганрог

E-mail: t_lopacheva@mail.ru

Kuzmenko Antonina

Southern Federal University, Russia, Taganrog

E-mail: t_lopacheva@mail.ru

 

АННОТАЦИЯ

Основной целью анализа является рассмотрение ключевых показателей программ инновационного развития предприятий, относящихся к промышленной отрасли и выявление основных закономерностей.

ABSTRACT

The main purpose of the analysis is to examine the key indicators of innovation development programs of companies belonging to the industrial sector and the identification of the basic laws.

Ключевые слова: промышленность, развитие, инновации, программы инновационного развития.

Keywords: industry, development, innovation, innovative development program.

В современных условиях развития экономики внедрение инноваций становится основным способом увеличения темпов развития предприятия, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Поэтому многие компании стремятся к активному внедрению инноваций в производство. Для получения наибольшей выгоды предприятия разрабатывают программы инновационного развития, которые включают в себя показатели инновационной эффективности предприятий. Значения этих показателей характеризуют уровень развития предприятия, выделяют слабые и сильные стороны процесса производства. Поэтому так важно анализировать значения основных показателей и выявлять причины, которые будут влиять на рост или спад конкретного показателя.

Инновационную деятельность можно рассматривать как некий процесс, для управления которым должна быть выделена совокупность показателей, характеризующих эффективность проводимых мероприятий. Система значений этих показателей для каждого предприятия может быть своей, но основной ее целью будет достижение поставленных задач компании и повышение ее инновационного развития.

В соответствии со стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» было принято решение о разработке и внедрении в 2011 году инновационных программ развития более сорока крупнейших компаний.

При анализе были рассмотрены программы и основные показатели инновационного развития на 2011-2020 год пяти предприятий, относящиеся к промышленной отрасли. В целом, промышленность состоит из двух больших групп отраслей: добывающей промышленности (к ней относятся ПАО «Приокский завод цветных металлов», ПАО «Газпром») и обрабатывающей промышленности (ее представляют ПАО «Концерн «Моринформсистема-Агат», ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «Концерн «Вега»).

Самое крупное из рассмотренных предприятий — ПАО «Газпром», где численность персонала достигает 459,6 тыс. человек. Средними по численности можно считать ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «Концерн «Вега», «Концерн «Моринформсистема-Агат», ПАО «Приокский завод цветных металлов».

При анализе были выявлены основные направления программ инновационного развития предприятий промышленной отрасли и их показатели, которые наиболее полно характеризуют их инновационную деятельность, такие, как расходы на НИОКР, снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда, экспорт инновационной продукции и увеличение количества полученных патентов. Ключевые показатели эффективности инновационной деятельности указанных предприятий представлены в таблице 1.

Рассмотрим подробно основные показатели программы инновационного развития самой крупной из представленных компаний — ПАО «Газпром». Программа инновационного развития предприятия считает приоритетом инновационной деятельности компании достижение наибольшей эффективности по таким направлениям, как поддержание высокого уровня запасов, обеспечение надежности поставок, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность и планирование развития компании.

Внедрение инноваций в ПАО «Газпром» связано в первую очередь с реализацией проектов создания и модернизации промышленных объектов добычи, транспортировки и переработки природного газа. Поэтому необходимо увеличивать инвестиции в НИОКР. Доля расходов из выручки предприятия на НИОКР составляет лишь 0,3% в 2015 году, планируется незначительно повысить этот показатель к 2020 году еще на 0,3%.  Этот показатель значительно ниже, чем у других компаний.

Таблица № 1

Ключевые показатели эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий.

Это говорит о незначительном вкладе в новые разработки ПАО «Газпром». Несмотря на это, компания имеет высокие показатели снижения себестоимости выпускаемой продукции. В 2015 году этот показатель составлял 5,86%, что значительно выше других показателей предприятий в промышленной отрасли. Это связано, в первую очередь, с масштабами производства и естественной ограниченностью производимых ресурсов. Основным показателем эффективности инновационной деятельности является рост производительности труда. Показатель на 2015 год составил 4,5%. Но по сравнению с другими компаниями это незначительные показатели. ПАО «Газпром» к 2020 году планирует повысить их по этому направлению за счет введения новых технологий эксплуатации скважин. ПАО «Газпром» имеет высокую долю экспорта инновационной продукции, которая составляет 12%. Это говорит о востребованности продукта инновационных технологии компании на мировом рынке. Кроме этого инновационную деятельность компании характеризует и такой показатель, как количество поданных заявок на патент. Этот показатель каждый год увеличивается и это означает, что компания разрабатывает новые продукты и выходит на новые рынки. Патентный портфель компании ПАО «Газпром» состоит из 61% российских и 39% зарубежных заявок на патент.

Стремление ПАО «Газпром» к эффективному динамическому развитию по инновационным показателям требует совершенствования по всем указанным в работе направлениям. Можно отметить, что компания имеет высокий технологический уровень развития.  Несмотря на это, ПАО «Газпром» должно постоянно поддерживать этот уровень и вносить обновления в свою деятельность. Поэтому основными приоритетами компании в будущем должны стать внедрение новых технологий и увеличение инвестиций в НИОКР.

Стратегия ПАО «АвтоВАЗ» предполагает реорганизацию инновационной инфраструктуры и проведение комплекса НИОКР, обеспечивающих достижение качества продукции ПАО «АвтоВАЗ» целевого технического и потребительского уровня.

Доля расходов на НИОКР в выручке предприятия составляет на 2015 год 2,1%.  К 2020 году этот показатель планируется повысить на 0,2%. Это говорит о том, что компания выделяет незначительное количество средств на исследования, это в последующем может отразиться на развитии предприятия в целом. Рост производительности труда составляет 24%. Это высокий показатель по сравнению с другими рассмотренными компаниями промышленной отрасли. Количество поданных заявок на выдачу патентов 120 шт. в год, а количество полученных патентов составляет 90 шт. в год. Это говорит о стремлении ПАО «АвтоВАЗ» к развитию инноваций.

Необходимо отметить, что такие показатели, как темпы снижения себестоимости продукции и доля экспорта инновационной продукции не рассматриваются в данной программе инновационного развития. Это говорит о том, что компания должна больше уделять внимание стратегии инновационного развития своей компании.

Основной целью стратегической программы ПАО «Концерн «Вега» является обеспечение приоритетного развития ключевых технологий радиостроения, радиолокационных средств, систем разведки, систем управления наземного, авиационного и космического базирования в интересах обороны и экономики страны. К стратегическим направлениям программы относится усиление конкурентных преимуществ концерна на рынках вооружений и увеличение капитализации концерна, обеспечивающей его инвестиционную привлекательность для стратегических бизнес — партнеров.

Показатели эффективности реализации программы инновационного развития предприятия довольно высокие. Так, доля расходов на исследования составляет 2,6%, что отражает положительную результативность выполнения НИОКР. Это влияет на приращение результатов интеллектуальной деятельности, улучшение потребительских свойств производимой продукции. Что говорит о развитии научно-производственной базы компании. Темпы снижения себестоимости на 2015 год составляют 2,25% это довольно высокий показатель, несмотря на это, ПАО «Концерн «Вега» имеет небольшое количество конкурентных преимуществ в сравнении с другими компаниями.

Следовательно, можно подвести итог анализа показателей этой компании и определить, что состояние технологической и научно-производственной базы, а также высокая себестоимость продукции недостаточны для эффективного конкурирования в условиях современной экономики и инновационной деятельности. Необходима глубокая интеграция предприятий в процессе реализации единой технологической политики с сокращением издержек и оптимизацией инвестиционных процессов.

Стратегия развития «Концерна «Моринформсистема-Агат» включает в себя такие направления, как расширение номенклатуры и изменение структуры продукции концерна, вывод на рынок новых видов продукции и обеспечение высокого технологического уровня развития путем разработки и внедрения новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, и способствующих инновационному развитию ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.

С учетом условий, сложившихся в промышленном комплексе РФ, и мировых тенденций при создании современной научно-технической продукции военного назначения Концерн должен осуществлять весь цикл работ от выполнения собственных перспективных НИОКР в области технических и естественных наук до сервисного обслуживания, модернизации и ремонта систем, принятых в эксплуатацию. В свою очередь, выполнение всего цикла работ требует перехода на более высокую степень развития предприятия, и возникает необходимость стимулирования роста показателей инновационного развития компании. На 2015 год ключевые показатели достигли среднего уровня по сравнению с другими компаниями в промышленной отрасли. Поэтому для того, чтобы занять определенную нишу в мировом разделении труда, концерну необходимо повысить затраты на НИОКР и стимулировать рост производительности труда.

Программа стратегического развития ПАО «Приокский завод цветных металлов» содержит приоритеты инновационного развития, включающие технологические инновации по развитию действующих технологий и производств, формирование новых инновационных технологий по производству наноматериалов с использованием драгоценных металлов.

Развитие золотодобывающей промышленности связано с тенденцией роста спроса на золото, что обусловит рост его цены в долгосрочной перспективе. Приоритеты развития этого производства в России связаны с увеличением доли переработки вторичного сырья, в том числе электронного лома, расширением перечня выпускаемой продукции, диверсификацией производства вплоть до формирования новых видов деятельности, связанных в первую очередь с инновационными технологиями и продукцией.

Несмотря на перечисленные преимущества, компания имеет низкие показатели инновационного развития по сравнению с другими предприятиями в этой отрасли. Но это незначительно сказывается на деятельности предприятия, так как она определяется специфичностью вида промышленной отрасли. Таким образом, основной целью компании должно стать наращивание объемов производства драгоценных металлов, значительное расширение сфер их приложения.

В ходе анализа были рассмотрены программы инновационного развития пяти предприятий промышленной отрасли (обрабатывающей и добывающей), двух видов промышленной отрасли, имеющих различный масштаб производства.

Разработанные инновационные программы развития рассмотренных выше компаний направлены на повышение роста производительности труда, стимулирование результативности инновационных нововведений, на увеличение расходов на научные исследования из собственных средств. Это говорит о том, что данные промышленные предприятия стремятся соответствовать стратегии инновационного развития РФ.

В ходе анализа были выявлены следующие закономерности:

-доля расходов на НИОКР у предприятий, относящихся к обрабатывающей промышленности намного больше, чем у предприятий добывающей промышленности. Предприятия добывающей промышленности планируют только незначительно повысить этот показатель. Это говорит о невысоком уровне внедрения инноваций на предприятиях добывающей промышленности;

-значения показателя «Рост производительности труда» также выше у предприятий обрабатывающей промышленности;

-самое крупное из рассмотренных предприятий ПАО «Газпром» имеет высокие показатели снижения себестоимости выпускаемой продукции по сравнению с более мелкими предприятиями.  Это связано, в первую очередь, с масштабами производства и естественной ограниченностью производимых ресурсов;

-предприятия обрабатывающей промышленности в своих программах инновационного развития не учитывают один из основных показателей стратегии инновационного развития «Доля экспорта инновационной продукции». В то время, как предприятия добывающей промышленности имеют относительно высокие значения этого показателя.

В целом, инновационная деятельность предприятий промышленной отрасли в настоящее время находится на невысоком уровне, поэтому необходимы дальнейшие мероприятия по повышению сбалансированности этой деятельности. Необходимо повысить долю расходов на исследования и разработки в структуре затрат на технологические инновации, а также эффективно внедрять механизмы финансирования инновационной деятельности.

Помимо приведенных выше показателей существует еще ряд не менее важных значений в области инновационного развития, осуществление которых должно оказать существенный положительный эффект как для многих компаний, так и для экономики страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гершман, М.А. Программы инновационного развития с государственным участием: первые итоги. URL: https://foresight-journal.hse.ru/2013-7-1/78482281.html
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р
  3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ
  4. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 января 2011 г. от 7 февраля 2011 г. № Пр-307.
  5. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4.
  6. Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2020 года: решение Совета директоров ПАО «Газпром» от 22.03.2011 г. №1736
  7. Программа развития компании ПАО «Автоваз» до 2020 года: решение Совета директоров ПАО «Автоваз» от 15.10.2011 г. № 984
  8. Программа инновационного развития ПАО «Концерн «Вега» на 2011-2020 годы: решение Совета директоров ПАО «Концерн «Вега» от 16.01.2010 г.
  9. Программа инновационного развития ПАО «Приокский завод цветных металлов» на 2012-2020 годы: решение Совета директоров ПАО «Приокский завод цветных металлов» от 01.09.2012 г.
  10. Программа инновационного развития «Концерна «Моринформ система-Агат» на период до 2020 года: решение Совета директоров «Концерна «Моринформ система-Агат» от 13.10.2011г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *