ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье на основе анализа особенностей гуманитарного знания, позволяющих осваивать действительность на основе ценностей, демонстрируется важность непрерывности гуманитарного образования для формирования и развития современных специалистов, обладающих общекультурной компетентностью, выходящей далеко за пределы профессиональной сферы.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Маслодудова Наталья Владимировна,

кандидат философских наук, доцент,

Сибирский юридический институт МВД России

г. Красноярск, Россия

E-mail: nata.maslodudova@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа особенностей гуманитарного знания, позволяющих осваивать действительность на основе ценностей, демонстрируется важность непрерывности гуманитарного образования для формирования и развития современных специалистов, обладающих общекультурной компетентностью, выходящей далеко за пределы профессиональной сферы.

Ключевые слова: гуманитарное образование, культура, ценностные ориентации, самоопределение личности.

Гуманитарное образование выступает важнейшим фактором социокультурной детерминации, так как его целью является формирование субъекта культуры, который понимает ее статус и ее динамику. Сама культура, не смотря на многообразие существующих концепций, несомненно является связывающим звеном между личностью и обществом, так как выражает человеческую сущность последнего. Человек и культура – это коэволюционно развивающиеся объекты, взаимно влияющие, обогащающие и творящие друг друга. На первоначальном этапе, деятельно присваивая окружающий мир, общечеловеческую культуру и особенности «своего» социума, человек воспринимает культуру как нечто данное, существующее объективно. Как достигнутое бытие она отражается в сознании, мировоззрении человека в качестве образа, картины мира и находит свое проявление в его деятельности. При этом сам человек, аккумулируя сложившийся культурный опыт, способен влиять на формирование концептуального образа будущего развития культуры, к которому он стремится в своей деятельности. Именно поэтому культура, накапливая общественно — исторический опыт, с одной стороны программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, а с другой стороны – задает движение вперед. В.С. Барулин выделяет три основных аспекта культуры: гуманитарный аспект (культура представляет собой атрибут человека, фиксирует его деятельностную сущность); созидательный аспект (культура отражает развитие человека в обществе); ценностно-регулятивный аспект (культура отражает духовную устремленность к развитию человеческой сущности) [1, с. 126]. Все эти аспекты существуют в неразрывной связи и взаимозависимости. В связи с этим сущность культуры заключается в процессе самосозидания человека в его общественной жизни.

Реализация цели гуманитарного образования, связанной с формированием особого субъекта культуры, способного воспринимать и осваивать продукты развития культурных сфер, а также переводить эти продукты развития в режим воспроизводства, предполагает решение и особой задачи. Главную задачу базового гуманитарного образования можно определить, как обеспечение условий для становления нравственного сознания личности, выработки ее главной жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений и мотивов деятельности. Все это будет способствовать более полному проявлению способностей и дарований в плане последующей самореализации личности на протяжении жизненного пути. Поэтому такое образование должно быть направлено на формирование общекультурной компетентности человека, которая будет не просто выходить за пределы профессиональной сферы, но и будет оказывать влияние на саму профессиональную сферу, в которой задействован образованный специалист. Как отмечал В.М. Розин еще в начале реформирования российского образования после распада СССР «…образованный человек – это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни. Подготовленный не просто к нормальной жизни и отлаженному производству, но к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям.» (2, с.40)

Специфика гуманитарных наук заключается в освоении действительности на основе ценностей, что дает возможность «соизмерять» мир с человеческими потребностями. Отнюдь не все изменения, привносимые в результате человеческой деятельности в реальный мир, одинаково приемлемы для человеческой природы. Ценности выступают в качестве социокультурных средств соотнесения событий и изменений, происходящих во внешнем мире, с миром человека. Становясь базовыми элементами системы личностных ценностей, гуманитарные знания влияют на формирование ценностных ориентаций конкретной личности. При этом необходимо понимать, что ценностные ориентации, формируемые на одних и тех же ценностях, далеко не всегда бывают абсолютно похожими. Существование различных вариантов заложено в ценности самого гуманитарного образования [3, с.105]. Такая ценность предполагает свободное самоопределение индивида в культурном пространстве ценностей. То есть личность сама выбирает ценности, которые приобретают для нее личностный характер и служат основой для формирования ценностных ориентаций. В этом смысле задача гуманитарного образования состоит в том, чтобы дать полное представление о смысловом пространстве возможного свободного выбора и ответственности, которая обязательно следует за этим выбором. Это не случайно, так как Ж. П. Сартр, проявив правда максимализм в трактовке свободы воли, отмечал, что «каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире» [4, с.169]. Он считал, что человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей и во время этого строительства постоянно «натыкается» на свою ответственность. Можно сказать, что возможности свободного выбора соразмерны степени ответственности, поэтому чем шире возможности человека, тем значительнее бывают последствия его выбора.

Личностная самоактуализация в культуре и жизни как ценность гуманитарного образования должна служить регулятором для учета и решения очень сложной проблемы. Последняя связанна с тем, что человек, став ответственным за общечеловеческие ценности, выбрав личностные ценности для себя, обретя общекультурную компетентность, может остаться чужим ко всему этому в своем личностном потенциале. Чтобы этого не произошло, гуманитарное образование должно ориентироваться не только на культуру и общество, но и на собственные интересы личности.

Гуманитарное науки оказывают влияние как на глубинные предпочтения и ценности самого образования, так и на образовательные цели и соответствующие им решения. Благодаря своей специфике гуманитарные знания являются причиной появления у личности сомнений, которые выступают основой для собственного осознания предлагаемых ценностей. Результатом этого осознания становятся личностные ценности, ведущие к формированию ценностных ориентаций, направляющих деятельность человека.

Идеальная модель формирования ценностных ориентаций в процессе гуманитарного образования условно может быть представлена следующим образом:

Гуманитарные науки – сомнение – осознание

– личностные ценности – ценностные ориентации.

При этом очень важно понять, что данная идеальная модель формирования ценностных ориентаций личности может быть реализована только при условии усвоения личностью гуманитарных знаний. В конце XX века под влиянием господствующей технократической идеологии в мире стало формироваться пренебрежительное отношение к гуманитарному знанию, которое уже само по себе является ценностью. Последующее развитие информационного общества поставило человека в сложные условия зависимости от навязанных, представляемых в качестве универсальных, ценностей современной цивилизации. Заданный темп жизни не оставляет человеку времени на обдумывание и осмысление ценностей, которые в современном обществе являются критерием успешности и востребованности личности. Такими ценностями сегодня чаще всего выступают материальные блага в соответствии со стандартами потребительского общества. Делая выбор в сторону достижения этих благ, современный человек уже не формирует представление о своих личностных ценностях, а становится рабом рынка, сводя свою жизнь к постоянной гонке за обладанием [5, с. 132-136]. Кроме того, человек, обладающий исключительно стандартизированным мышлением, легко становится субъектом манипуляции в любой сфере жизни общества, в том числе политической [6, с.146-152].

Вместе с тем даже в стандартизированном мире человек нуждается в реализации своей индивидуальности, как атрибуте человечности. Это означает, что интерес к многообразию культурных ценностей, которые представлены гуманитарным знанием, априори не может исчезнуть полностью.

Именно это имеется ввиду, когда мы говорим о том, что гуманитарное образование необходимо ориентировать не только на культуру и общество, но и на собственные интересы личности.

Каждая личность достаточна уникальна, и усвоение ценностей, предлагаемых гуманитарным образованием происходит совершенно неоднозначно. Те ценности, которые оказываются усвоенными (интериоризированными) становятся элементами системы личностных ценностей. При этом неусвоенные ценности тоже могут быть приняты личностью, в силу их высокой значимости для большинства, но происходит это, как правило, только поверхностно, формально или даже декларативно. Вместе с тем, если речь идет об универсальных традиционных ценностях, усвоение их даже в таком формальном виде становится благом для общества, так как, не имея внутренней защиты со стороны отдельного человека, обеспечивается внешним желанием соответствия установленному.

Универсальной ценностью является сама потребность в образовании. В этом смысле сам факт обладание дипломом, свидетельствующем об образовании, является условием успешности и востребованности современного человека. Гуманитарное образование является базовой частью любого федерального государственного образовательного стандарта, так как гуманитарные науки обладают важными функциями: познавательная развивает потребности в дальнейшем обучении; мировоззренческая способствует формированию ценностных ориентаций; а коммуникативная дает возможность проявлять эти ценностные ориентации в своей деятельности. В идеале гуманитарное образование должно быть непрерывным и, как важный фактор социализации, пронизывать всю жизнь человека. При этом сами гуманитарные знания нуждаются в постоянном развитии, но их обновление не должно происходить на основе полной замены старых знаний новыми, которые более соответствуют «сегодняшнему моменту». Это обновление должно носить характер отрицания — снятия, которое означает переход от одного качества к другому.

В реальной сегодняшней ситуации гуманитарное образование в значительной степени представляет собой отдельные блоки знаний, которые после сдачи зачетов и экзаменов трудно воспроизводятся студентами. В связи с этим, встает целый ряд вопросов: какой должна быть инвариантная часть гуманитарного образования? Каковы критерии выбора обязательных для изучения тем? Что определяет их содержание? Помогают ли они решению смысловых проблем учащихся? Способствуют ли они формированию ценностного сознания и духовной культуры личности?

Учитывая, что главным результатом гуманитарного образования должно стать умение жить в культуре, личностно проявляться в ней, мыслить, оценивать ситуацию и делать выборы, то для реализации такой задачи базовое гуманитарное образование должно представлять собой проблемноориентированную модель. В соответствии с такой моделью образования упор делается не на сами дисциплины, а на проблемы, которым соответствуют предметные блоки. Вариативность решения этих проблем дает возможность продемонстрировать многообразие ценностей, которые и должны быть осмыслены студентами для дальнейшего их выбора и принятия как личностных.

Проблемноориентированная модель имеет очевидное преимущество перед сложившейся сегодня системой гуманитарного образования, представляющей собой набор гуманитарных предметов, потому что предусматривает механизм перевода гуманистических идей и идеалов в установки сознания и гуманистически ориентированную деятельность. Пожалуй, только в таком виде гуманитарное образование способно реализовать свои возможности влияния на развитие ценностных ориентаций личности, так как наиболее полно отражает процесс приобщения обучающихся к многообразию культуры и дает возможность, даже в условиях стандартизированного общества, искать пути для реализации своей индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин, В. С. Духовная жизнь общества / В.С. Барулин // Социальная философия. Ч.1. – М., 1993.

2. Розин, В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В.М. Розин // Философия образования для XXI века. – М., 1992.

3. Маслодудова, Н.В. Духовная культура личности и гуманитарное образование / Н.В. Маслодудова. – Красноярск, 2005.

4. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 2012.

5. Шинкевич, В.Е. Смысложизненные ориентации как критерий направленности развития личности, профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел / В.Е. Шинкевич, Н.В. Маслодудова // Вестник КЮИ. – № 1. – 2017.

6. Шинкевич, В.Е. Политический маркетинг как разновидность политических технологий / В.Е. Шинкевич // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3.

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *