О ПРАВЕ НАЦИИ НА САМОУВАЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО РЕЙДЕРСТВА

Автор развивает свои теоретические посылы, связанные со значимыми для актуализации болевыми точками интеракций власти и общества. Предлагает инновационное осмысление по-разному трактуемых в политике и науке понятий нация, национальное самоуважение, а также персональное толкование сущности бюрократического рейдерства. Делает вывод о специфике протестного движения в России на основе инновационного осмысления артикуляции внутренней эмиграции.

О ПРАВЕ НАЦИИ НА САМОУВАЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО РЕЙДЕРСТВА

УДК 316.4.063

Филипповская Татьяна Владимировна,

кандидат педагогический наук, доцент

Уральский государственный экономический университет

кафедра экономики социальной сферы, институт экономики

г. Екатеринбург, Россия

E-mail: ftatyana@mail.ru

ON THE RIGHT OF THE NATION TO RESPECT ITSELF IN THE CONTEXT OF BUREAUCRATIC RAIDING

Filippovskaya Tatyana Vladimirovna,

Ph. D., associate Professor

Department of social Economics, Institute of Economics

Ural state University of Economics,

Ekaterinburg, Russia

E-mail: ftatyana@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

Автор развивает свои теоретические посылы, связанные со значимыми для актуализации болевыми точками интеракций власти и общества. Предлагает инновационное осмысление по-разному трактуемых в политике и науке понятий нация, национальное самоуважение, а также персональное толкование сущности бюрократического рейдерства. Делает вывод о специфике протестного движения в России на основе инновационного осмысления артикуляции внутренней эмиграции.

ABSTRACT:

The author develops the concept of conflict of interest between the government and the society. In politics and science in different ways are understood such concepts as nation, the right of Nations to self-respect. The author relates these concepts with the notion of bureaucratic raiding. Concludes the specifics of the protest movement in Russia. Connects it with the concept of care into internal emigration.

Ключевые слова: нация, национальное самоуважение, бюрократическое рейдерство, внутренняя эмиграция, протестное движение, неправовые практики, легализация неправовых практик.

Keywords: nation, the national respect yourself, bureaucratic raiding, internal emigration, protest movement, illegal practices, legalization of illegal practices.

Среди значимых проблем устойчивого развития любого общества ведущее место занято проблемой его самоактуализации и национального самоуважения. Без этой платформы, основанной на коллективной памяти, семейных и национальных социокультурных кодах, достаточно легко трансформировать реальную общность в этнографический, по Н.Я. Данилевскому, материал, «лишенный исторической индивидуальности и самобытности» [2].

Не включаясь в дискуссию об отличиях дефиниций «русские» и «россияне», напомним разночтения в трактовке сущности понятий нация, русская нация, самосознание и национальное самосознание. Параллельно обратим внимание на авторский концепт о бюрократическом рейдерстве [6]. Доказано, что это — присвоение властными структурами права владения и/или распоряжения собственностью «юридических лиц», основанное на фактической легализации неправовых практик. По отношению к лицам «физическим» бюрократическое рейдерство проявляется тогда, когда личность лишается права управлять, распоряжаться, владеть личной собственностью в интеракциях, связанных с веером бюрократических интересов (например, в ЖКХ, в условиях оптимизации организаций социальной сферы, при решении проблем субъектного благополучия через функционирование социально значимых фондов и пр.). Дееспособные граждане рассматриваются как материал, социальным и экономическим капиталом которого распоряжаются третьи лица, принуждая компенсировать менеджерские просчеты бюрократии. В таких условиях национальное самоуважение укреплять весьма проблематично.

Казалось бы, очевидно, что ничего национального без нации быть не может. Но очевидно и противоречие: национальное есть, а вот русской нации как бы и нет.

На это обращает внимание Митрополит Иоанн (Снычёв). Не разделяя многих суждений уважаемого духовного пастыря также, как и не вдаваясь в дискуссию об авторстве произведений, вышедших под его именем, нельзя не согласиться с завершением одной его цитаты о том, что мы достаточно беспечно относимся в достоинству нации, забывая, что без любви к своему Отечеству и его истории, к святыням своей страны, мы не сможем никого научить себя уважать [3, с. 269]. В связи с этим будем понимать под русской нацией гражданское (состоящее из граждан) сообщество, в котором государственным языком является русский язык. Учтем слова В.А. Тишкова о том, что важнейшим основанием общности должно стать ощущение российского гражданина [4]. Обратим внимание на еще одно утверждение уважаемого ученого, родившегося в Нижних Серьгах Свердловской области о сочетании в стране «двух языковых ипостасей»: исключительного разнообразия и высочайшей ответственности за русский язык, «без которого невозможно представить мировую культуру и современную цивилизацию» [4].

Таким образом, мы можем говорить о русской нации как о гражданском сообществе, в котором государственным языком является русский язык, и которое отвечает перед мировым сообществом и перед самим собой за сохранение одного из значимых источников мировой культуры и цивилизации.

Обратим внимание на еще один теоретический момент, которым следует предварить последующие рассуждения. Либералы, консерваторы, их нео — последователи весьма противоречиво и, в то же время, в похожих установках детализируют актуальное состояние социума. Подходы к конституированию используемых ими понятий сегодня, как правило, как бы «спотыкаются» о безусловную констатацию наличия у русской нации — народа шовинизма, ксенофобии, гомофобии, национализма, неонацизма, их великодержавных и имперских проявлений, «совкового патернализма» и прочих «измов». При этом чаще всего не детализируется, о каком народе или, точнее, о какой его страте говорят исследователи (возраст, образование, доходы, место жительства и пр.). Отсюда иногда возникает ощущение, что имеется в виду тот народ, который многие ученые видят только из окна дорогого автомобиля и абстрактно представляют себе, каким он может быть, чтобы соответствовать их индивидуальным теоретическим конструкциям.

Основной теоретической проблемой здесь видится отсутствие уточнения сущности нормы при обильных обвинениях русской нации в наличии у нее отклонений от этой нормы. Кроме конкретизации, институционализации сущности нормы, естественным шагом должно стать уточнение и сущности «русскости». Отсюда – и конкретизация национальных задач, но не на уровне абстрактных программ и манифестов, а с учетом традиционно «больного» для страны вопроса – это вопрос о справедливости и равенстве в доступности социальных благ и правовых гарантий.

В тоже время в авторских исследованиях, связанных констатацией легализации неправовых практик в деятельности властных структур, достаточно подробно и аргументированно приводились примеры негативного решения этого вопроса. Они касались проблем ЖКХ, разрушительной оптимизации организаций социальной сферы, противоречий статистических данных, отражающих уровень преступности в области и стране, и многих других аспектов, характеризующих функционирование социума [5, 6, 7, 8, 9].

Основным авторским выводом стало утверждение: вне сферы влияния исследователей оказалось то, что можно назвать спецификой российского протестного движения, которое явно и ощутимо прослеживается в реакции общества на проявления фактов несправедливости. Эта специфика описана как уход во внутреннюю эмиграцию – форму ненасильственного сопротивления попыткам подавления стремления граждан к самоуважению и целостности мировосприятия.

Дополнительными примерами, подтверждающими авторскую позицию, является «провал окупаемости» фильма «Матильда» и беспрецедентный интерес к фильмам с так называемой героико-патриотической направленностью – «Салют 7», «Легенда о Коловрате», «Движение вверх» и др. На уровне демонстрации востребованности национального самоуважения оказались и Исторические парки «Россия — Моя история», и многочасовые очереди на выставки картин национальных художников, и переполненные воцерковленными православными храмы.

Все это свидетельствует о том, что право нации на самоуважение в условиях бюрократического рейдерства реализуется, прежде всего, через уход во внутреннюю эмиграцию — акты ненасильственного сопротивления бюрократическому рейдерству, через обретение форм уклонения от налогов, сборов, воспринимаемых как несправедливость не на уровне обыденного мышления, а в ракурсе традиционного желания опереться на квартет ценностей, описанный Н.Я Данилевским в концепте первого и полного «четырёхосновного культурно-исторического типа» [2]. Российская специфика квартета религиозной, культурной, политической, общественно-экономической деятельности, как оказывается, в ее реалиях, а не надуманных и навязываемых извне оценочных координат, исследована на сегодняшний день недостаточно полно. Этот пробел предстоит заполнить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Вафин А. Интервью академика Валерия Тишкова (ИЭА РАН) «Самое важное — это чтобы большинство граждан на вопрос «Кто мы?» отвечало: Прежде всего, я россиянин» // Российская Федерация сегодня. 2015. – 16 марта. URL: http://www.russia-today.ru/new.php?i=3420 (дата обращения 27.01.2018)

Данилевский Н Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. — М. : ЭКСМО, — 2017. – 596 с.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Одоление смуты. Слово к русскому народу. – СПб. : Царское Село, 1995. 352 с. С.269

Тишков В. А. Язык в законе. Зачем сегодня в России 40 языков имеют статус государственного // Российская газета — Федеральный выпуск №6595 (24). — 5 февр. 2015.

Филипповская Т.В. «Лукавая цифра» и социокультурные последствия «83-ФЗ» / Конкурентоспособность территорий [Текст] : материалы XX Всерос. экон. форума молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 27–28 апреля 2017 г.) : [в 8 ч.] / [отв. за вып. : Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина]. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2017. – Ч. 8 : Направления: 22. Интеллектуальные, аналитические и корпоративные информационные системы и методы в управлении промышленностью региона; 23. Методы и средства аналитической статистики и моделирования в условиях новой индустриализации; 24. Экономика социальной сферы; 25. Инновационные подходы к развитию коммерческих и некоммерческих организаций; 26. Бизнес и власть: модернизация отношений в регионе. – 269 с. С.132-136

Филипповская Т.В. Абъекция значимости человеческого капитала в стратегии бюрократического рейдерства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/23EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 29.01.2018)

Филипповская Т.В. Внутренняя эмиграция как ответ на легализацию неправовых практик // Юридическая неделя на Урале: материалы IX Международного форума (2-7 октября 2017 года)/ сост. Л.Н. Берг. – Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета. 2017. – 132 с. ISBN 978-5-7845-0556-9. С.64-70 0,35 п.л.

Филипповская Т.В. Негативные практики социокультурного влияния на содержание профессионального образования / Актуальные проблемы социального и профессионально-эко¬номического вхождения молодежи в региональную обществен¬но-производственную среду: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 5 июня 2017 г.) / [отв. за вып.: Л. П. Пачикова, Ф. Т. Хаматнуров]. — Екатеринбург: Изд во Урал. гос. экон. ун та, 2017. — 101 с. С.71-77

Филипповская Т.В. Уход во внутреннюю эмиграцию – специфика российского протестного движения / Материалы XX Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»./ редакционная коллегия: Грунт Е.В, Меренков А.В., Антонова Н.Л. — Екатеринбург, УрФУ, 2017. С. .493-507

 

Добавить комментарий