ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Обеспечить гражданина качественным и бесплатным здравоохранением, основная задача социального государства. Поскольку Российская Федерация является социальным государством, ее политика в сфере здравоохранения направлена на улучшения качества медицинских услуг, а также увеличения доступности медицинской помощи. Все это тесно связано с показателями здоровья населения страны, демографией в целом. В представленной статье рассмотрена система Обязательного медицинского страхования, изучены основные проблемы данной системы и представлены на наш взгляд пути их решения.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

УДК 349.3

Гандыбин Олег Игоревич,

ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

студент юридического факультета

г. Оренбург, Россия

E-mail: gandyibin.oleg@gmail.com

Рассказчиков Евгений Валентинович,

студент юридического факультета

ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

г. Оренбург, Россия

Email: JEKA79228513113@yandex.ru

Иванова Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

заведующая кафедрой предпринимательского

права и гражданского процесса

г. Оренбург, Россия

АННОТАЦИЯ:

Обеспечить гражданина качественным и бесплатным здравоохранением, основная задача социального государства. Поскольку Российская Федерация является социальным государством, ее политика в сфере здравоохранения направлена на улучшения качества медицинских услуг, а также увеличения доступности медицинской помощи. Все это тесно связано с показателями здоровья населения страны, демографией в целом. В представленной статье рассмотрена система Обязательного медицинского страхования, изучены основные проблемы данной системы и представлены на наш взгляд пути их решения.

Ключевые слова: Российская Федерация, право социального обеспечения, обязательное медицинское страхование, Конституция РФ.

Согласно ст. 7 Конституции РФ [1, с.4398], Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Одним из направлений в социальной политики выступает обязательное медицинское страхование.

Официальное определение обязательного медицинского страхования дано в ст. 3 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [2, с.4857,]. Под обязательным медицинским страхованием как об одном из видов социального страхования понимается система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством, для обеспечения бесплатной медицинской помощи застрахованному лицу, за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, при наступлении страховых случаев.

Следует подчеркнуть, что обязательное медицинское страхование является фундаментальным институтом социальной защиты населения, поскольку:

  • затрагивает интересы всех граждан РФ;
  • реализует социальные права граждан (право на жизнь и здоровье);
  • связано напрямую с демографией страны;
  • обеспечивает экономическое и культурное развитие общества в целом.

Для определения проблем рассматриваемого института социальной защиты нами были изучены и проанализированы следующие нормативно – правовые акты:

  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ [3, с.4183;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323- ФЗ [4, с. 5116];
  • Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326 – ФЗ и иные.

Стоит отметить, что Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. № 1499-1 действующий до 1 января 2011 года являлся первым, который регулировал данные общественные отношения.

Поскольку Закон принимался в отсутствие действующей организационной структуры обязательного медицинского страхования, то охватить все проблемы, возникающие при развитии социального института, не представлялось возможным, а ошибки и стратегические подсчеты при его реализации были неизбежны. Как отмечают большинство ученых, с момента распада СССР прошло более двадцати лет, а принципы и методы организации медицинского обслуживания по большей части остались неизменными.

В настоящее время наиболее острой проблемой в обязательном медицинском страховании выделяют финансирование. При современном финансировании медицинских учреждений, нехватка финансов сильно сказывается на качество и количество медицинских услуг. Стоит отметить, что происходит и рост цен на сами услуги, поскольку вводятся новые методы и средства лечения, которые стоят больших денег. Так же усугубляет общее положение, тенденция к старению населения, то есть количество неработающего населения растет.

Поскольку государство взяло на себя обязательство по обеспечению здравоохранением граждан, ему приходится сокращать расходы на иные мероприятия, такие как профилактика лечения, оказание лечения нарко и психо зависимым и иные.

Нам представляется, что для решения данной проблемы, необходимо:

  • планомерно увеличить страховой взнос по обязательному медицинскому страхованию, согласно статье 426 Налогового Кодекса РФ [5, с. 5095] на данный момент он составляет 5.1 %;
  • создать конкуренцию на рынке страхования, которая бы дала толчок в повышении качества медицинских услуг;
  • пересмотреть политику профилактики лечения болезней;
  • повысить требования к технике безопасности на предприятиях и др.

Следующая проблема вытекает из вышеуказанной, это проблема социальная. В ввиду отсутствия достойного финансирования происходит ухудшение качества оказываемых услуг, увеличение естественного износа оборудования, уменьшение заработной платы персонала, не укомплектованность штата сотрудников в виду отсутствия мотивации к работе, ухудшение профессиональной квалификации специалиста и др. Для решение перечисленных проблем, необходимо решить вопрос финансирования.

Отсутствие социальной базы, также является базовой проблемой обязательного медицинского страхования, поскольку данная система не находит поддержки населения, что вызвано низким качеством оказываемых услуг, а также тем, что простой человек, несмотря на то что является главным потребителем обязательного медицинского страхования как продукта, фактически никак не участвовал в работе страхового механизма. На сегодняшний день, данная ситуация изменена и гражданам дали право самостоятельного выбора и смены страховой медицинской компании.

Так же, необходимо подчеркнуть, что одной из проблем института обязательного медицинского страхования в России является отсутствие кодифицированного нормативного акта. На наш взгляд, данный акт необходим, поскольку систему обязательного медицинского страхования в России регулирует несколько нормативных актов, таких как Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323- ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326 – ФЗ и иные. Нам представляется, что данный акт должен иметь следующую структуру:

  1. Общие положения – включающая предмет регулирования, основные понятия и принципы;
  2. Полномочия Российской Федерации, субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования – регулирующая полномочия органов государственной власти;
  3. Права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования;
  4. Организация системы обязательного медицинского страхования – включая правовые основы программ обязательного медицинского страхования; Контроль объемов, сроков, качества и условий медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования; организация учета в сфере обязательного медицинского страхования и др.
  5. Финансирование обязательного медицинского страхования;
  6. Заключительные положения.

На наш взгляд, данный кодифицированный акт должен включать в себя положения всех законодательных актов, которые охватывают правовое регулирование обязательного медицинского страхования. Нам представляется, что данный акт упростит работу органов государственной власти, сотрудников системы обязательного медицинского страхования, юристов и рядовых граждан, поскольку не будет необходимости в поиске нескольких нормативных актов.

Таким образом, нами были представлены наиболее значимые проблемы в современном развитии системы обязательного медицинского страхования в России. Подводя итоги вышесказанному, мы считаем, что для решения данных проблем необходимо:

  • увеличить государственное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования;
  • создать устойчивую финансовую основу для оказания медицинском помощи в рамках обязательного медицинского страхования;
  • увеличение численности программ, направленных на профилактику заболевания;
  • обеспечить рост заработной платы медицинских работников;
  • создать конкуренцию на рынке медицинского страхования;
  • создать кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения в сфере обязательного медицинского страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря. В редакции Федерального Конституционного Закона от 21.07.2014 г. № 11- ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. №31, ст. 4398.
  2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Федеральный закон № 326 – ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации РФ 17 июля 1998 года. Подписан Президентом РФ 31 июля 1998 года // Российская газета. 1998. 6 августа. В редакции Федерального закона от 29.07.2018 года № 268-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. 30 июля. № 31, ст. 4857.
  3. Об основах обязательного социального страхования. Федеральный закон № 165 – ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 9 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации РФ 2 июля 1999 года. Подписан Президентом РФ 16 июля 1999 года // Российская газета. 1999. 21 июля. В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. 8 июля. № 27, ст. 4183.
  4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон № 323 – ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 1 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации РФ 9 ноября 2011 года. Подписан Президентом РФ 21 ноября 2011 года // Российская газета. 2011. 23 ноября. В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 323 – ФЗ // Собрание законодательства. 2018. 6 августа. № 32 (часть 2), ст. 5116.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 146 – ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации РФ 17 июля 1998 года. Подписан Президентом РФ 31 июля 1998 года // Российская газета. 1998. 6 августа. В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302 – ФЗ // Собрание законодательства. 2018. 6 августа. № 32 (часть 1), ст. 5095.

 

Добавить комментарий