ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматривается такое понятие как «продовольственная безопасность», а также этапы развития системы её обеспечения в Российской Федерации.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 321

Редькин Артем Андреевич,

Южно-Российский институт управления – филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте России

студент кафедры политологии и этнополитики

г. Ростов-на-Дону, Россия

Туркин Никита Александрович,

Южно-Российский институт управления – филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте России

студент кафедры политологии и этнополитики

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: lordranian@gmail.com

Научный руководитель: Ярошенко Г.В.,

кандидат политических наук доцент,

Южно-Российский институт управления – филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте России

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассматривается такое понятие как «продовольственная безопасность», а также этапы развития системы её обеспечения в Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, Российская Федерация, развитие, система.

Прежде всего, стоит определиться с тем, что мы непосредственно подразумеваем под понятием «продовольственная безопасность». Под продовольственной безопасностью мы понимаем состояние экономики государства, при котором населению гарантируется свободный доступ к питьевой воде, продуктам питания, и иной продукции в таком количестве, ассортименте и объеме, который необходим для полноценного социального и физического развития гражданина. Продовольственная безопасность является важной, составной частью национальной безопасности как состоянии защищенности государства от внутренних и внешних угроз.

С учётом особенностей современного миропорядка, нарастанию темпов глобализационных процессов, повышению степени открытости государственных экономических систем, вопрос о необходимости обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства и общества становится все более и более актуальным. Игнорируя данный вопрос, государство обрекает само себя на замедленные темпы развития в самом лучшем случае, и настоящим продовольственным коллапсом в худшем, что несет непосредственную угрозу для государственной целостности в целом, и проблемы в функционировании отдельных сфер, в частности.

Особенности современного состояния продовольственной безопасности в Российской Федерации по большей части определяются проводимой государством экономической политикой по регулированию продовольственного и сельскохозяйственного рынков. Данное обстоятельство подразумевает применение исторического подхода к исследованию вопроса становления и развития системы продовольственной безопасности в России.

На территории Российской Федерации актуальность данной проблемы обострилась в период перестройки, в момент начала процесса распада экономической системы существовавшей в стране на тот момент. Но уже в начале 90-х гг XX века политические элиты осознали всю степень неработоспособности инструментов плановой экономики по управлению агропромышленным комплексом (далее – АПК) и необходимость поискоа новых, инновационных подходов к обеспечению продовольственной безопасности страны в условиях построения рыночной системы экономики в государстве. В стране появилась необходимость в иной модели экономической политики в АПК в целом и сельском хозяйстве в частности как краеугольного камня, главного инструмента обеспечения продовольственной безопасности России.

Таким образом, можно выделить три периода в истории реформирования российского агропродовольственного сектора экономики: 1990-е годы, 2000-е годы и современный период после присоединения России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) в 2012 году. Данные этапы характеризовались значительными изменениями, однако общим объединяющим фактором был курс на либерализацию экономической деятельности, в дальнейшем определивший характер и степень продовольственной безопасности государства.

I период. Реформы данного периода были преимущественно направленны на формирование условий для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе и в АПК), путем обеспечения их существенным уровнем экономической свободы по всем канонам рыночной экономики. Однако, данная цель так и не была достигнута ввиду того фактора, что подобная смена форм собственности не сопровождалась соответствующей регулирующей деятельностью государства по обеспечению добросовестной конкуренции. Значительная доля земли, предприятий и ресурсов была монополизирована, а экономическая система формируемая “на селе” стала объектов коррупции, банального воровства и криминализации. Как следствие, государственная монополия была просто заменена на частную, что негативно сказалось на продовольственной безопасности государства.

Таким образом, реформы 1990-х годов привнесли в продовольственную систему ряд негативных эффектов:

  • Снижение эффективности сельхозпроизводства и сокращению её материальной базы. Например, если до реформы посевные пашни занимали порядка 120 млн. га, то к 2000 году их площадь сократились почти на четверть [1];
  • Существенное падение производительности труда и эффективности труда;
  • Недостаточность уровня насыщенности национального рынка продовольственными товарами.

Помимо этого, данная политика затронула и финансовую сферу. Подобное обстоятельство проявлялось прежде всего в планомерном сокращении бюджетных ассигнований в аграрный сектор государства. Так, к примеру, с момента старта проведения реформ объем выделяемых средств сократился более чем в 3 раза, обозначим тем самым усиление кризисных явлений в сельском в хозяйстве. Вследствие этого фактора, удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны в 90-е годы XX века сократился более чем в 3,5 раза [2].

II период. Однако в начале 2000-х государством были предприняты определенные попытки улучшения сложившейся ситуации. В частности, в 2002-2003 годах появился ряд нормативно-правовых актов о финансовом оздоровлении товаропроизводителей в сфере сельского хозяйства, и вместе с «при несоответствии отраслевых цен и несбалансированности отраслей между собой усилия правительства не оказали должного стабилизирующего воздействия на экономику сельского хозяйства и в целом на АПК» [3]. И лишь после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [4] наметились позитивные изменения, открылась возможность применения программно-целевых методов регулирования аграрного сектора и улучшении тем самым состояния продовольственной безопасности страны.

Значительный шаг в этом направлении был осуществлен благодаря разработке и принятию в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности (далее — Доктрина) [5]. В качестве положительных аспектов данного документа ряд экспертов отмечают следующие:

  • Впервые было зафиксировано и обозначено понятие «продовольственная безопасность»;
  • Удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов стал основным индикатором состояния продовольственной. При этом были определены «пороговые» значения данного критерия (например, по зерну – минимум 95 %, сахару и растительному маслу – 80 %, мясу и мясопродуктам – 85 %, рыбе и рыбопродуктам – 80 %, картофелю – 95 % и др.) [6];
  • Основным тезисом стал доступность продовольствия для граждан

Вместе с тем в Доктрине не нашли отражения положения о целях и приоритетах развития отраслей АПК, о потенциальных вызовах и угрозах продовольственной безопасности страны. Цели Доктрины не были ограничены временными рамками и не были выражены в конкретных показателях, что не позволяет должным образом оценить эффективность реализации ее положений [7].

Тем не менее, в последние несколько лет благодаря принятию Доктрины можно наблюдать благоприятные тенденции в области государственной поддержки сельхозпроизводителей, постепенный отказ от крайностей либеральной стратегии в сфере АПК. Сложившаяся практика государственной поддержки АПК тестирует наличие широкого спектра направлений: субсидирование, налоговые каникулы т.д.

III период. Новый период становления системы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации был ознаменован присоединением к Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Соглашение по сельскому хозяйству ВТО в качестве своей основы предусматривает принцип сокращения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Это означает, что при вступлении в ВТО Россия обязуется осуществлять комплекс мер по обеспечению доступа на внутренний продовольственный рынок иностранных игроков и ограничить поддержку экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Стоит отметить, что вопрос вступления Российской Федерации в ВТО оказался достаточно дискуссионным. Сторонники данного вопроса предрекали российской экономике в целом и товаропроизводителям в частности повышение конкурентоспособности. Противники же, напротив, предрекали возникновение различного рода угроза и ограничений для АПК страны, которые сулили неблагоприятные последствия для всего сельского хозяйства.

Принятая на предыдущем этапе реформирования политика осуществления государственной поддержки и протекционизма Соглашением по сельскому хозяйству ВТО ограничивается в соответствии с классификацией на меры так называемых «зеленой корзины» и «желтой корзины».

Для нашей страны наиболее предпочтительной является «зеленая корзина», включающая в себя такие затраты на развитие инфраструктуры в сельских поселениях, НИОКР в различных отраслях сельского хозяйства, страхование рисков неурожая, субсидирование стартапов в АПК и др.

Отличительной чертой «зеленой корзины» выступает неограниченность государственной поддержки перечисленных направлений. «Желтая корзина», включает в себя меры государственной поддержки, которые предусматривают стимулирование сельхозпроизводства и пищевой промышленности. Диапазон данных инструментов относительно невелик, однако весьма чувствителен для новых государств-членов ВТО. Меры данной корзины включают в себя механизмы поддержания уровня цен, критериальное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Спецификой «желтой корзины» является обязательность для примкнувших стран сокращения совокупных мер поддержки вне зависимости от дифференциации в уровнях социально-экономического развития и природно-климатических условий функционирования АПК. Также ВТО не учитываются особенности, интересы, потребности и специфика проблем стран с переходной экономикой.

Значительные последствия для продовольственной безопасности России были продиктованы обеспечением доступа на внутренний рынок иностранных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Были введены новые правила тарифной и нетарифной защиты, согласно правилам ВТО, ориентированные на значительную либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Очевидно, что участие в системе международного регулирования агропроизводства и торговли для России обернулось возникновением проблем, требующих адаптации российского АПК к новым реалиям. При этом можно отметить, что на современном этапе проблема обеспечения продовольственной безопасности страны решается достаточно успешно, несмотря на наличие различного рода ограничений, вызовов, угроз и рисков. Вместе с тем, достигнутый уровень продовольственной безопасности нельзя считать достаточным.

Таким образом, специфика современного состояния продовольственной безопасности Российской Федерации обусловлено кризисными тенденциями в агропромышленной сфере. Выделение этапизации реформирования российского агропродовольственного сектора экономики наглядно демонстрирует генезис современных проблем отечественной продовольственной безопасности. Вместе с тем, целесообразным является осуществление анализа практики обеспечения продовольственной безопасности в иностранных государствах в целях поиска направлений и механизмов, применимых для адаптации в нашей стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хохлов А.В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства. – М., 2015. –С.117.
  2. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). – М.: Экономика,1997. –С. 173.
  3. Ломакин Б.И. Государственное регулирование в сельском хозяйстве // Системное управление. Электронное научное периодическое издание. –2010. –№1. –С. 5.
  4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27.
  5. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.02.2010, № 5, ст. 502
  6. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.02.2010, № 5, ст. 502
  7. Якутин Ю.В. Продовольственная безопасность – стратегическая составляющая национальной безопасности России // Труды ВЭО. – 2014. – Т. 187. – С. 166-167.
  8. Дерен В.И. Мировая экономика: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Смоленск, 2016.

 

Добавить комментарий