ДОГОВОР ПОДРЯДА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС

На сегодня не имеется единственного подхода к понятию предмета договора подряда, сомнения в отнесении отдельных условий к существенным, что может влечь неблагоприятные последствия в правоприменении. Актуальность обсуждения вопроса применения договора подряда в деятельности УИС так же связана со сложностью в применении законодательства о подряде практикующими специалистами отделов закупок, контрактных служб, сложность определена комплексным правовым регулированием данной проблемы. При этом УИС выступает в качестве особого субъекта – учреждения и предприятия УИС участвуют в подрядных обязательствах на специальных условиях в соответствии с указанным законом.

ДОГОВОР ПОДРЯДА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС

УДК 347.454.3

Балог Наталья Андреевна,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: balogadvokat@gmail.com

Левичев Дмитрий Сергеевич,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: dima_levichev@mail.ru

Юрчук Светлана Васильевна,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: YurchukSV@yandex.ru

Балог Наталья Андреевна

Магистрант

Сибирский федеральный университет

Красноярск, Россия

balogadvokat@gmail.com

Левичев Дмитрий Сергеевич

Магистрант

Сибирский федеральный университет

Красноярск, Россия

dima_levichev@mail.ru

Юрчук Светлана Васильевна

Магистрант

Сибирский федеральный университет

Красноярск, Россия

YurchukSV@yandex.ru

CONTRACT AGREEMENT AND ITS APPLICATION IN PENAL SYSTEM ACTIVITIES

Balog Natalia Andreevna

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: balogadvokat@gmail.com

Levichev Dmitrii Sergeevich

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: dima_levichev@mail.ru

Yurchuk Svetlana Vasilevna

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: YurchukSV@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

На сегодня не имеется единственного подхода к понятию предмета договора подряда, сомнения в отнесении отдельных условий к существенным, что может влечь неблагоприятные последствия в правоприменении. Актуальность обсуждения вопроса применения договора подряда в деятельности УИС так же связана со сложностью в применении законодательства о подряде практикующими специалистами отделов закупок, контрактных служб, сложность определена комплексным правовым регулированием данной проблемы. При этом УИС выступает в качестве особого субъекта – учреждения и предприятия УИС участвуют в подрядных обязательствах на специальных условиях в соответствии с указанным законом.

АBSTRACT:

At present, there is no single approach to the concept of the subject of a contract, doubts about attributing certain conditions to essential ones, which may entail adverse consequences in law enforcement. The relevance of discussing the use of a contract in the activity of an IIS is also related to the difficulty in applying the law on contracting by practicing specialists of procurement departments, contractual services, the complexity is determined by the comprehensive legal regulation of this problem. At the same time, the OIS acts as a special subject — institutions and enterprises of the UIS participate in contractual obligations on special conditions in accordance with the specified law.

Ключевые слова: договор подряда, уголовно-исполнительная система, работа, услуга, подрядчик, субподрядчик

Key words: contract, penitentiary system, work, service, contractor, subcontractor

Характеристика договора подряда невозможна без общего представления об обязательствах по выполнению работ и оказанию услуг. В целом они имеют широкое применение в современном гражданском обороте и в значительной мере урегулированы ГК РФ. Договор подряда и договор о возмездном оказании услуг — родственные соглашения. Это подтверждается, в первую очередь, тем, какие правила для них установлены в ГК РФ. Часть норм, определяющих договор подряда (общие положения о подряде и положения о бытовом подряде), используются при решении вопросов заключения, расторжения и исполнения соглашений о возмездном оказании услуг, если это не противоречит специальным правилам или особенностям предмета договора.

Схожесть указанных договоров определяется следующими признаками:

1) они касаются самостоятельной группы договорных обязательств;

2) имеют консенсуальный, возмездный, взаимный характер;

3) и работы, и услуги реализовываются исполнителем по заданиям заказчика;

4) в этих обязательствах заказчик может отказаться односторонне от исполнения договора, если он уплачивает исполнителю выполненную работу или понесенные расходы [1, c. 450].

Различие же договоров на сегодняшний день проводится, главным образом, по предмету. Несмотря на бесчисленные исследования теоретиков, проблема этих объектов гражданских прав продолжает оставаться актуальной.

Теоретически в гражданском праве не существует единства мнений относительно даже понятий «работа» и «услуга», нет классификации работ и услуг, соотношения понятий «действие», «деятельность», «работа» и «услуга».

Нередко ученые отрицательно относятся к резкому противопоставлению в гражданском праве понятий «работа» и «услуга».

Под услугой понимают действие по оказанию помощи, принесение пользы другим, а под работой — занятие определенным делом, конкретное приложение своего труда. При этом при всем каждая услуга является объектом гражданско-правового обязательства, если она выражается в какой-либо работе, а работа – если она принимает форму оказания услуги [2, c. 458].

При рассмотрении характеристик услуги и ее отличия от работ, ученые делают вывод, что услуги не сопровождаются созданием или изменением вещей; но при этом всё равно даёт полезный эффект материального, хоть и не вещественного характера. Итог производимых работ — всегда появление нового, при этом отделимого от самой работы результата, то есть, новой вещи [3, c. 3-10].

Одна из особенностей договора подряда — в том, что целью работ является установленный экономический итог, отделимый от самой работы. Данный признак отсутствует у договора на оказание услуг, предметом которого является труд, как таковой, лишенный отделимого от него результата.

Исходя из этого, можно говорить, что подрядные работы выполняются подрядчиком «на свой риск», и здесь вступает в действие принцип: нет результата – нет оплаты. Способ, которым будет выполнена работа, отходит на второй план.

Говоря о понятии и признаках собственно договора подряда, следует проанализировать соответствующие законодательные положения.

В целом, договор подряда характеризуется как консенсуальный, возмездный и взаимный.

Исходя из определения, данного в ст. 702 ГК РФ, можно назвать следующие признаки договора подряда:

1) есть особый субъект: им является подрядчик — лицо, которое способно к выполнению работы;

2) есть особый предмет: им является работа и ее итог, который имеет индивидуально-определенный характер;

3) есть особый способ установления предмета договора: согласно заданию заказчика (в некоторых видах договора подряда этот признак имеет основное значение: так, в строительном порядке техническое задание заказчика является необходимой частью сделки);

4) есть выполнение работ из материалов, но при этом средствами подрядчика (иждивением);

5) есть специальный способ организации работ (подрядчик самостоятельно устанавливает способы выполнения задания заказчика, если другое не предусмотрено договором; заказчик при этом может проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, но не вмешиваясь в его деятельность).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 702 ГК РФ, договор подряда – это соглашение, по которому одна сторона (подрядчик) дает обязательство выполнить по заданию другой стороны (заказчика) установленную работу и сдать ее итог заказчику, а заказчик, в свою очередь, дает обязательство принять результат работы и оплатить его.

Как видим, Гражданский кодекс РФ определяет в качестве сторон договора подряда подрядчика и заказчика. Специальные требования к данным субъектам договора в общих положениях о договоре подряда отсутствуют, а следовательно, должны применяться нормы общей части ГК РФ.

Рассматривая договор подряда в аспекте деятельности уголовно-исполнительной системы, необходимо, прежде всего, определить место учреждений УИС как субъектов обязательства.

С учетом необходимости участия учреждений УИС в гражданском обороте и распространенностью договора подряда как варианта опосредования гражданско-правовых отношений, мы констатируем, что УИС довольно часто выступает в качестве участника подрядных обязательств. При этом учреждения выступают как в качестве подрядчика, так и в качестве заказчика.

Исследуя особенности участия учреждений УИС в гражданско-правовых отношениях в качестве подрядчика, следует обратиться к ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон определяет особенности участия учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках. Он предоставляет им определенные преимущества, похожие на те, которыми наделены организации инвалидов [4, c. 245-248].

Законодатель в свою очередь обязал заказчика при установлении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы определенные преимущества по предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Исключение — случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Более точно субъекты этой льготы установлены в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 касательно учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания по лишению свободы. Здесь речь идет о входящих в УИС учреждениях, исполняющих наказания, и включаемых по постановлению Правительства РФ в эту систему предприятиях, намеренно образованных для обеспечения функционирования уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждениях.

Рассматривая УИС как заказчика по договору подряда, прежде всего, необходимо затронуть тему строительного подряда для нужд УИС в рамках капитального строительства.

Существенная юридическая форма управления капитальным строительством ФСИН России — это государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд – то есть, вид подряда, который регулирует хозяйственно-правовые отношения между участниками инвестиционной строительной деятельности по упрочению материально-технической базы органов внутренних дел.

Государственный контракт на исполнение подрядных работ для государственных нужд — это правовое средство, призванное обеспечить организацию адекватной производственно-хозяйственной деятельности по освоению государственных капитальных вложений. В этом состоит его главное значение. На основании упомянутого уже Федерального закона № 44, Правительство РФ установило перечень товаров, работ, производимых (выполняемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, которые потенциально могут осуществляться заказчиком у одного-единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с 01.01.2014 года.

Работы, выполняемые у одного-единственного поставщика, потенциально могут осуществляться учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, но только для нужд уголовно-исполнительной системы.

Мы уже упоминали, что на заказчика возлагается обязанность при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Если победителем определения поставщика признается учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по его требованию заключается по предложенной им цене, но учитывая установленное преимущество (но нельзя устанавливать выше начальной (максимальной) цены контракта).

При этом законодательство предоставляет преимущество учреждениям и предприятиям УИС не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и предложений. Не предполагают предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов, только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Данный факт вполне объясняется тем, что логика преимущества предполагает конкурентную процедуру закупки. При этом самому Правительству РФ Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 года №649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления таких преимуществ и утверждению перечней товаров, работ, услуг, в отношении которых предоставляются такие преимущества.

Однако при реализации данной нормы возникают некоторые проблемные вопросы.

В частности, интересны сведения, приведенные исследователем В. Байрашевым в своей статье об особенностях участия учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках [7, c. 27-28]. Современный закон, в отличие от предшествующего, уделяет главным образом внимание участию учреждений и предприятий УИС в государственных и муниципальных закупках. Однако при всем при том при этом законодатель не учел одно немаловажное обстоятельство.

Хотя заказчик по ФЗ № 44 и будет должен предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС по отношению к предложенной ими цены контракта в размере до 15%, ничего не препятствует ему определить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предложенной цены контракта. На наш взгляд, существо этого положения похожа на злоупотребление правом, однако желание заказчика вполне можно объяснить рыночными интересами — ведь установление преимуществ для учреждений и предприятий УИС на предельно допустимом законом уровне может приводить к снижению желания участников закупки, не относящихся к этим категориям, участвовать в закупочных процедурах.

Не беспочвенны здесь опасения признания закупочной процедуры несостоявшейся, что является невыгодным для всех потенциальных участников сделки.

Как раз поэтому крайне вероятно, что заказчики будут находить минимальные преимущества для учреждений и предприятий УИС, учитывая требования п. 25 ч. 1 ст. 93 № 44 ФЗ, обязывающие заказчика согласовывать с контролирующим органом подписание контракта с одним-единственным поставщиком при признании закупочной процедуры несостоявшейся.

Тогда учреждения и предприятия УИС не ощутят изменения ситуации к лучшему.

В литературе высказывается точка зрения, что для устранения этих недостатков правового регулирования необходимо ввести фиксированный размер данной льготы. Мы считаем это предложение обоснованным, однако считаем, что этот размер не должен быть высоким, полагаем, что фиксация небольшого размера льготы удовлетворит как интересы системы, так и станет полезна заказчику (он будет заранее уведомлён о размере).

Так как подавляющее большинство учреждений и предприятий УИС – это казенные учреждения, то при признании их победителями они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта. Данное преимущество усиливается также ограничением наибольшего размера обеспечения заявок, предоставляемых учреждениями и предприятиями УИС, который не должен быть выше 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Нам данное преимущество кажется достаточно существенным. В то же время, некоторые исследователи считают, что учреждения и предприятия УИС, являющиеся казенными учреждениями, следует полностью освободить от требования предоставлять обеспечение заявок. На их взгляд, что способствовало бы облегчению их участия в государственных и муниципальных закупках [8, c. 180].

Мы хотели бы в этой связи отметить, что описанные льготы, вероятно, являются достаточными для того, чтобы участие в закупках было не усложнённым, и излишнее улучшение положения учреждений УИС как участников гражданского оборота не является необходимым и нарушит принцип равенства субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Монография. М., Статут, 2013. С. 450.
  2. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Монография. М., Статут, 2013. С. 458.
  3. Ломакина И.Г. Понятие услуги в отношениях по оказанию платной медицинской помощи // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования. Сборник материалов научной конференции. М., РУДЫ. 2004. С. 3-10.
  4. Родионов Л.А. Договор подряда и его применение в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Воронеж, 2014. С. 245-248.
  5. Родионов Л.А. Договор подряда и его применение в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Воронеж, 2014. С. 245-248.
  6. Байрашев В. Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках // Аукционный вестник. 2013. № 72. С. 27—28.
  7. Беспалов Ю. Ф., Егорова О. А., Якушев П. А. Договорное право. М.: Юстицинформ, 2012. С.180.

 

Добавить комментарий