ПЕРЕХОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Статья посвящена понятию и структуре переходных состояний политических режимов, их основным этапам и особенностям переходного состояния политического режима в России.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

УДК 340.1

Балог Наталья Андреевна,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: balogadvokat@gmail.com

Левичев Дмитрий Сергеевич,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: dima_levichev@mail.ru

Юрчук Светлана Васильевна,

Сибирский федеральный университет

Магистрант

г. Красноярск, Россия

E-mail: YurchukSV@yandex.ru

TRANSITIONAL POLITICAL REGIME

Balog Natalia Andreevna

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: balogadvokat@gmail.com

Levichev Dmitrii Sergeevich

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: dima_levichev@mail.ru

Yurchuk Svetlana Vasilevna

Master’s Degree student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

E-mail: YurchukSV@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена понятию и структуре переходных состояний политических режимов, их основным этапам и особенностям переходного состояния политического режима в России.

ABSTRACT:

The article is devoted concept and structure transitional condition of political regime, their main stages and patterns of this condition in Russia.

Ключевые слова: политический режим, переходное состояние политического режима, тоталитаризм, авторитаризм, демократия

Key words: political regime, transitional condition of political regime, totalitarianism, authoritarianism, democracy.

Понятие «политический режим», в отличие от «политической системы», является динамической характеристикой государства. При сохранении в неизменном виде политической системы политический режим может меняться неоднократно. Этот процесс наблюдался во многих современных государствах, в том числе и в России. Страна пережила переход от тоталитарного режима к демократическому. Начало процесса этого перехода можно отнести ещё к концу XX столетия. Об окончании столь уверенно сказать нельзя, так как на данном этапе развития государства наблюдается скорее откат к тому, от чего переход происходил изначально.

В настоящее время в науке наиболее полно разнообразие переходных состояний политически режимов отражают транзитологические концепции, предметом исследования которых является вариативность перехода к демократическому режиму. В этой связи учёные используют относительно переходных состояний политических режимов такие термины, как «полиархия» [1, с. 22], «гибридные» политические режимы [2, с. 59-69]. Однако независимо от используемой терминологии интерес представляет непосредственно внутреннее содержание переходных состояний, их структура и особенности взаимодействия государства и личности в эти периоды.

Переходное состояние политического режима – это особый порядок взаимодействия личности, общества и государства на отдельных этапах развития, имеющий самостоятельную структуру, являющийся кульминацией взаимодействия старых и новых общественных отношений, нарушения стабильности связей между личностью, обществом и государством, силой и согласием в системе способов осуществления политической власти, выражающийся в экономической, политической, социальной, культурной, правовой и иных сферах общественной жизни в качестве переходных явлений и процессов [3, с. 31].

Различные государства в свои переходные периоды имеют ряд общих особенностей, которые можно выделить в качестве элементов переходного состояния политического режима.

Первый элемент структуры переходного состояния политического режима – это появляющееся в определенный момент резкое движение к основам будущего порядка («бросок вперед»).

Вторым элементом переходного политического режима является неизбежный возврат общества и государства в условиях резких структурных изменений к основам прошлой организации для обеспечения сохранения привнесенных под действием первого элемента новаций («откат назад»).

Неоднократные попытки модернизации страны раз за разом осуществляются по формуле «реформы-контрреформы», а нерешенность задач модернизации периодически приводит к охватывающим все общество резким «поворотам в системе ценностей, периодическим попыткам повернуться спиной к своему вчерашнему опыту, к своим царям и вождям, с тем чтобы то ли прорваться к будущему, то ли вернуться к позавчерашнему дню…» [4, с. 42].

Третий элемент структуры переходного состояния политического режима — авторитарная самоорганизация общества, особая потребность людей в харизматических лидерах [5, с. 48].

Переходный политический режим всегда имеет особенности в нормативно-правовой базе, на которой он функционирует. Также законодательство является одним из индикаторов начала окончания переходного состояния.

В нормативно-правовой базе описываемых режимов можно выделить следующие отличительные черты:

1) отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, преобладание временно регулирующих сферу актов

2) акты кардинально трансформируют существующую систему управления

3) закрепляются иные, чем прежде, способы и принципы осуществления государственной власти

4) на основании нормативных актов происходит перераспределение собственности (например, приватизация государственной частными лицами)

5) происходит нормативный акцент на главе государства и расширение его полномочий в определенных (нередко силовых) сферах.

Индикатором завершения переходного состояния политического режима следует признать конституционное оформление новых общественных отношений, принятие ряда нормативно-правовых актов, направленных на их упорядочение и легитимацию.

Наибольшую актуальность и злободневность имеет для нас то, какие характерные черты переходности явственнее проступают в современной российской действительности.

Основными особенностями в РФ являются:

  • глубокий разрыв между властью и народом, что является следствием недостаточной гарантированности прав и свобод человека и гражданина
  • ограничение конституционных прав субъектов РФ
  • формальный характер демократических институтов, в том числе избирательного права
  • ослабленный правовой статус парламента
  • особая роль силовых структур.

Причиной данного переходного состояния политического режима является сегодняшняя неспособность российского общества и политических элит преодолеть старые административно-командные методы осуществления власти и пережитки прежнего общественного сознания. При этом российская история ХХ века наиболее богата примерами «реверсного хода» общественных и государственных преобразований [5, с. 47].

Проблематика перспектив дальнейшего развития переходного политического режима в России не имеет однозначного разрешения в литературе и является дискуссионным вопрос в теории государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Даль Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархий // Полис. 2002 № 6. — С. 22
  2. О`Доннелл Г. Делегативная демократия // Пределы власти, 1994, №2. — С. 59-69
  3. Огородников В.В. Об отдельных признаках переходных состояний политических режимов // Вестник Омского юридического института, №1(12), 2010. — С. 31-35.
  4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1998, 804 с.
  5. Огородников В.В. Переходные состояния политического режима в теории государства: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Омск, 2005. — 208 с. – С. 48.

 

Добавить комментарий