ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ В РОССИИ

В статье раскрывается понятие государственного (муниципального) долга, выделены причины его возникновения, а также рассматриваются основы функционирования системы управления государственным (муниципальным) долгом. Кроме того, в работе обозначены основные проблемы в системе функционирования государственного (муниципального) долга России, а также определены основные направления по их преодолению.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ В РОССИИ

ГСНТИ: 10

Мащенко Инна Сергеевна,

Южно-Российский институт управления – филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации

студентка кафедры государственного и муниципального управления

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: mashenkoi@mail.ru

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF THE STATE (MUNICIPAL) DEBT IN RUSSIA

Mashchenko Inna Sergeevna,

South Russian Institute of Management – Branch

Russian Academy of National Economy and State

services under the President of the Russian Federation

student of the department of state and municipal government

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: mashenkoi@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрывается понятие государственного (муниципального) долга, выделены причины его возникновения, а также рассматриваются основы функционирования системы управления государственным (муниципальным) долгом. Кроме того, в работе обозначены основные проблемы в системе функционирования государственного (муниципального) долга России, а также определены основные направления по их преодолению.

ANNOTATION:

The article reveals the concept of state (municipal) debt, identifies the reasons for its occurrence, and discusses the basics of the functioning of the state (municipal) debt management system. In addition, the work identifies the main problems in the system of functioning of the state (municipal) debt of Russia, and also identifies the main directions for overcoming them.

Ключевые слова: государственный (муниципальный долг), управление государственным (муниципальным) долгом, методы управления государственным (муниципальным) долгом.

Keywords: state (municipal debt), management of state (municipal) debt, methods of management of state (municipal) debt.

В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, а эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов управления. Все страны в той или иной степени используют заемные средства для преодоления ограниченных налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов с последующими негативными экономическими и политическими последствиями [9, с. 31]. Необходимость решения этих проблем подтверждает актуальность темы научной работы.

Государственные заимствования являются неотъемлемой частью для экономик многих стран, так как в собственности государства в недостаточном количестве содержатся средства и ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей страны. Таким образом, Правительство для решения возникших проблем вынуждено прибегать к долговым обязательствам перед своим населением или иностранными правительствами, международными организациями, это и представляет собой государственный долг [2, с. 711].

Возникновение и рост государственного долга Российской Федерации обусловлено рядом причин [5, с. 46]:

        • постоянный дефицит государственного бюджета;
        • сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующего корректировки (уменьшения) государственных расходов;
        • милитаризация;
        • фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;
        • влияние политических бизнес-циклов;
        • увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;
        • ведение войн;
        • циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики.

Кроме того, ситуацию с государственным долгом в России осложняют [4, с. 197]:

1. Отсутствие планирования на среднесрочном и долгосрочном этапе, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения.

2. Недостаточно развитый рынок ценных бумаг, который станет более цивилизованным при увеличении числа инструментов и доли долгосрочным ценных бумаг.

3. Отсутствие законодательно закрепленных целей государственного заимствования, а также отсутствие согласованности в политике управления активными и пассивными долгами.

4. Отсутствие системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной долговой политики.

Одним из важных факторов формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны, является обеспечение эффективного управления государственным долгом [8, с. 332]. На каждом этапе управления государственным долгом решаются специфические задачи, так завершающим этапом управления является контроль за законностью и обоснованностью государственных заимствований и эффективностью использования заимствованных средств, а также контроль за привлечением ресурсов на максимально выгодных условиях.

Управление государственным долгом принято рассматривать в широком и узком смыслах [6, с. 17]. Под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом Российской Федерации в узком смысле осуществляется исполнительными органами власти, главным образом министерством финансов и центральным банком.

Проблема обслуживания государственного долга находится постоянно в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет стабильность национальной валюты, состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. Однако стоит учитывать и попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию. В связи с этим грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, состоящий из следующих шагов [1, с. 27]:

  1. Первый этап – определение максимально возможного размера государственных заимствований на бюджетный год, затем выбор инструментов привлечения финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования.
  2. На втором этапе путем выпуска и размещения ценных бумаг, привлечения средств на внутреннем и внешнем рынках, затем эти средства перераспределяются и используются для финансирования текущих государственных расходов.
  3. Третьим этапом управления государственным долгом является поиск финансовых ресурсов, которые государство может погасить или снизить общие расходы.

Традиционно основными задачами управления государственным долгом являются [3, с. 273]:

  • обеспечение потребностей органов государственного управления в финансовых ресурсах;
  • минимизация затрат, связанных с государственными заимствованиями;
  • минимизация рисков, связанных с государственными заимствованиями.

Чтобы обозначить пути совершенствования управления государственным долгом, следует отметить методы управления долгом [7, с. 215]:

  • рефинансирование — за счет вновь привлеченных средств погашение части долговых обязательств;
  • конверсия – это изменение доходности заимствований;
  • консолидация – изменение части уже имеющейся задолженности в новую задолженность с более длительным сроком погашения;
  • новация – соглашение между субъектами по поводу замены обязательств в рамках одного или того же кредитного договора;
  • унификация предполагает объединение государством нескольких ранее выпущенных займов;
  • отсрочка – отличается от консолидации тем, что при отсрочке как отодвигается срок погашения займов, так и прекращается выплата процентов по долговым обязательствам.
  • дефолт – отказ государства выплачивать долги по своим долговым обязательствам.

В современных условиях в системе управления государственным (муниципальным) долгом России можно выделить несколько проблем [7, с. 216]:

  1. Система управления государственным долгом на сегодняшний день недостаточно реализует осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных обязательств.
  2. Данная система не способна обеспечивать предупреждение возможного появления финансовых кризисов, а также принятие необходимых мер по преодолению возникших кризисных явлений
  3. На законодательном уровне система управления государственным долгом носит достаточно противоречивый характер. Более того, в системе управления государственным долгом отсутствует четкое законодательное разделение полномочий между ветвями государственной власти.
  4. В области управления государственным долгом отсутствуют системы и механизмы планирования, вследствие чего долговое планирование проходит некачественно.
  5. Закрытая и нерегулярная отчетность о государственном долге.

Для решения обозначенных проблем предлагается реализация следующих мероприятий [9, с. 32]:

Рис.1. Направления повышения эффективности управления государственным (муниципальным) долгом

Кроме того, требуется:

  • увеличение доли активов, так как это способствует более эффективному управлению государственным долгом;
  • повышение кредитного рейтинга Российской Федерации, что может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга.
  • проведение реформ, направленных на повышение эффективности государственных расходов и активизации стимулирующей функции налоговой системы;
  • развитие финансовых методов управления государственным долгом.

На основе изложенного можно сделать вывод, что управление государственным долгом представляет собой один из основных элементов государственной финансовой политики, который является довольно трудоемким процессом, сопряженным, в свою очередь, с рядом трудностей, требующих своевременного решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 27-31., с. 27.
  2. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 710-713., с. 711.
  3. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274., с. 273.
  4. Копылова А.Г., Деникаева Р.Н. Проблемы и перспективы развития управления государственным долгом РФ. В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 196-199., с. 197.
  5. Ольшанская Н.В. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 45-47.
  6. Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения. Вектор экономики. 2017. № 8 (14). С. 17.
  7. Палешкина В.С. Пути совершенствования системы управления государственным долгом. В сборнике: Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Васильевой. 2017. С. 214-217., с. 215.
  8. Рябичева О.И. Управление государственным долгом в России. В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 333-337., с. 332.
  9. Рябченко А.А., Карпова Е.И. Проблемы и пути управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2017. С. 31-32., с. 32.

Добавить комментарий