АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

В статье рассматриваются актуальные проблемы координационной деятельности прокуратуры в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, и предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в положения ФЗ о прокуратуре РФ и Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в части осуществления прокуратурой взаимодействия с органами военной полиции как с правоохранительной организацией – субъектом координационной деятельности по борьбе с преступностью в исследуемой области.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

ГРНТИ: 10

Лозинский Олег Иванович

аспирант

Южно-Российский институт управления – филиал

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

кафедра процессуального права,

г. Ростов-на-Дону, Россия

Email:oleg.lozz@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF COORDINATING THE ACTIVITIES OF PROSECUTORS IN THE FIELD OF ENSURING ROAD SAFETY IN THE ARMED FORCES

Lozinsky Oleg Ivanovich

Postgraduatestudent of the Department of the processional law,

the South-Russian Institute of Management – branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: oleg.lozz@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы координационной деятельности прокуратуры в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, и предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в положения ФЗ о прокуратуре РФ и Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в части осуществления прокуратурой взаимодействия с органами военной полиции как с правоохранительной организацией – субъектом координационной деятельности по борьбе с преступностью в исследуемой области.

ABSTRACT

The article deals with the current problems of coordination activities of the Prosecutor’s office in the field of road safety in the Armed Forces, and proposes to make appropriate changes and additions to the provisions of the Federal law on the Prosecutor’s office of the Russian Federation and the Provisions on the coordination of law enforcement agencies to combat crime, in terms of the Prosecutor’s office of interaction with the military police as a law enforcement organization – the subject of coordination activities to combat crime in the study area.

Ключевые слова: координация деятельности правоохранительных органов, прокуратура, военная прокуратура, военная полиция, обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах

Key words: coordination of law enforcement agencies, Prosecutor’s office, military Prosecutor’s office, military police, road safety in the Armed Forces

Для установления единства законности и ее укрепления, обеспечения верховенства закона, защиты охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечения и гарантии прав и свобод человека и гражданина, к компетенции прокуратуры РФ отнесено осуществление координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Координационная компетенция прокуратуры в приказе Генерального прокурора РФ «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» от 26.06.1997 № 34 отмечена как одно из важнейших направлений работы прокуратуры.

Анализ правоустанавливающей нормативной базы деятельности правоохранительных органов (далее ПО) позволяет судить о том, что в настоящее время имеется тенденция к наделению каждого из ПО, перечисленных в ст. 8 ФЗ о прокуратуре РФ, координационными компетенциями в соответствующих (профильных) областях правоотношений.

Так, в области противодействия коррупции координирующим органом является Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. В координационную компетенцию Федеральной службы по финансовому мониторингу входит координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в финансовой сфере и т.д.

Аналогичная ситуация сложилась и в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее – БДД), являющейся одним из основных направлений деятельности полиции [1]. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в названной области возложена на МВД РФ [2].

Обеспечение БДД в Вооруженных Силах (далее – ВС) осуществляют органы военной полиции, на которые возложены вопросы организации и реализации координации деятельности других войск по вопросам обеспечения и поддержания БДД (п. 9 ст. 19, п. 27 ст. 20 Устава военной полиции ВС) [3].

Таким образом, координация, как специфический вид государственной организационной деятельности, дифференцируется по отдельным сферам правоотношений, одной из которых является обеспечение БДД. С учетом специфики каждой отдельной конкретной сферы в координации, кроме прокуратуры, принимают участие специализированные правоохранительные органы и органы контроля.

Принимая во внимание изложенное, прокуратура фактически преобразуется в общесистемного координатора координаторов и на практике становится координатором правоохранительной и контрольной деятельности в рамках своей компетенции. С учетом указанного актуализируется необходимость осуществления прокуратурой надзора за исполнением законодательства правоохранительными органами при реализации ими координационной деятельности в профильной сфере правоотношений, а также возникает необходимость дальнейшей конкретизации и совершенствования правовой основы осуществления системной координационной деятельности самой прокуратурой.

Исследователи координационной деятельности прокуратуры, в связи с этим, отмечают, что стратегическая задача прокуратуры как общесистемного координатора заключается в комплексном обобщенном анализе уровня законности и правопорядка в стране, выявлении ключевых закономерностей и тенденций их развития, обоснованном прогнозировании возможных изменений и выработке мер долгосрочного обобщенного характера, направленных на прогнозирование, профилактику, выявление, нейтрализацию и устранение негативных факторов и нормативное оформление и закрепление позитивных опытов и воздействий на «правовой климат» в государстве и его отдельных субъектах [4].

Реализация прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов вызывает необходимость определения круга (перечня) названных органов, а, следовательно, и критериев, факторов, позволяющих отнести тот или иной государственный орган к названному кругу. Законодательство, наделяя прокуратуру компетенцией по координации деятельности правоохранительных органов, не содержит конкретных и полных сведений о круге данных органов и критериях, по которым они отнесены к данной категории.

Решая указанный вопрос, в качестве названных критериев предлагается рассматривать выполняемые ими правоохранительные функции, которыми являются: оперативно-розыскная; дознание, предварительное следствие; выявление преступлений; процессуальный контроль (надзор) за исполнением законов; охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в стране [5].

Наряду с преступными, борьба с другими – не преступными правонарушениями, также может и должна осуществляться в рамках грамотно организованной, эффективной координационной деятельности, так как она нацелена на выявление и устранение названных правонарушений, которые нередко могут предшествовать, либо в дальнейшем способствовать совершению преступлений, перерастать в них (в т.ч. и в связи с отсутствием своевременного действенного реагирования на нарушения на их неприступном уровне и этапе).

Приоритеты в координационной деятельности определяются целями достижения состояния защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства и вызывают объективную потребность в принятии совместных, консолидированных и скоординированных мер в данной сфере всеми правоохранительными органами. При этом на первом плане должен стоять вопрос предупреждения правонарушений и преступлений, что определяется двуединой задачей: ответственностью за правонарушения и предупреждением новых неправомерных деяний.

Координационная деятельность по борьбе с преступностью обоснованно связана с необходимостью участия в ней различных структур, как государственных, так и общественных, чье ежедневное функционирование напрямую связано с обеспечением законности и правопорядка – противодействием как уголовно наказуемым преступлениям, так и другим правонарушениям. В связи с этим возникает необходимость координации деятельности как органов, осуществляющих борьбу с преступностью, так и государственных органов по предупреждению правонарушений и других неправомерных действий [6].

Такой подход, актуален для области БДД, где систематические нарушения административно-наказуемых правил дорожного движения могут привести к тяжким последствия, влекущим уголовную ответственность.

Осуществление такой координации именно прокуратурой обусловлено ее особым статусом в системе органов государственного контроля (надзора), которая с учетом своего правового положения, специфики и структуры, являясь системообразующим ядром государственного надзор (контроля), призвана объединять усилия специализированных надзорных (контрольных) органов и структур.

На необходимость расширения предмета «прокурорской» координации обращают внимание положения приказов ГП РФ от 21.11.2007 № 186 и от 01.10.2008 № 196, а также отдельных решений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ (например, постановление от 24.09.2008), в которых говорится о координации деятельности не только по борьбе с преступностью, но и с другими правонарушениями и неправомерными действиями [7].

Участниками координационной деятельности прокуратуры в области обеспечение БДД в ВС являются органы военной полиции — правоохранительный орган.

Правовую основу координационной деятельности правоохранительных органов в ВС, других войсках и органах составляют положения ст. 8 Закона о прокуратуре РФ, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567, Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в ВС и других войсках, утвержденное 10.09.1996 ГП РФ, а также приказы и указания ГП РФ и заместителя ГП РФ – Главного военного прокурора по данному направлению деятельности.

Вместе с тем, для решения проблемы предупреждения правонарушений в этой области представляется необходимым расширение участников координационной деятельности прокуратуры, отнесение к ним, наряду с руководителями военной полиции, командования воинских частей и подразделений.

В связи с этим заслуживает внимания опыт Республики Казахстан и ряда других государств – участников СНГ, органы прокуратуры которых вследствие обладания многофункциональностью и широкой надзорной компетенцией по поддержанию законности в стране, в т.ч. возможностью влияния на правоприменительную деятельность правоохранительных и других государственных органов, обеспечивают на должном уровне взаимодействие всех государственных структур, согласованность их деятельности по противодействию преступлениям и другим противоправным и неправомерным действиям.

Согласно Положению о Координационном совете, прокуратура Республики Казахстан осуществляет координацию деятельности не только правоохранительных, но и других государственных органов по обеспечению и поддержанию законности и правопорядка в стране, борьбе с преступностью и правонарушениями [8].

Ключевыми элементами содержания организации координации являются ее аналитическое и информационное обеспечение, прогнозирование, планирование деятельности, контроль и проверка исполнения запланированных мероприятий, ведение учета работы и делопроизводства названной деятельности.

Дополнительным элементом организации координационной деятельности прокуратуры в области обеспечение БДД в ВС следует рассматривать механизм взаимодействия прокуратуры, военной полиции и командования воинских частей с общественными структурами, представителями гражданского общества, осуществляемого в рамках названной деятельности. Эффективность данного взаимодействия реализуется преимущественно в области предупреждения правонарушений в сфере обеспечения БДД, проведения правового информирования и просвещения.

Взаимодействие органов военной прокуратуры и органов военной полиции в области БДД, исходя из специфики указанного предмета надзора направлено на предупреждение правонарушений.

Взаимодействие в области БДД в ВС органы военной прокуратуры и органы военной полиции осуществляют посредством:

— совместного анализа состояния законности и преступности в области БДД в ВС, их структуры, прогнозирования их динамики и тенденций развития;

— совместного изучения и анализа практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в сфере дорожного движения в ВС;

— совместного участия в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и другими правонарушениями в сфере дорожного движения;

— согласованного участия в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, военными, научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению правонарушений и преступлений в указанной сфере;

— совместной подготовке и направлению в необходимых случаях информаций о состоянии законности и преступности в ВС и других воинских формированиях РФ (других документов, в рамках профилактики совершения преступлений и правонарушений и осуществления реагирования на выявленные нарушения) органам военного управления, а также местным органам государственной власти и управления по вопросам обеспечения БДД в ВС;

— совместного участия в разработке предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов военного управления по борьбе с преступностью и правонарушениями в области БДД в ВС.

Основными формами координации деятельности органов военной прокуратуры и органов военной полиции в области БДД в ВС являются:

— проведение координационных совещаний военных прокуроров и руководителей органов военной полиции (на соответствующих уровнях: военные прокуроры гарнизонов, округов, Главная военная прокуратура и, соответственно, руководители территориальных, региональных и центральных органов военной полиции) по вопросам БДД в ВС;

— обмен информацией по вопросам обеспечения БДД в ВС (в органах военной полиции ведутся соответствующие электронные базы: по транспортным средствам, подлежащим техническому осмотру; по их регистрационным знакам; по водителям, допущенным к эксплуатации транспортных средств; по военнослужащим, привлеченным к административной ответственности и совершивших грубые дисциплинарные проступки в области БДД и др.; в военной прокуратуре ведутся электронные базы данных, связанные с привлечением военнослужащих и лиц гражданского персонала к ответственности за совершение преступлений и других правонарушений в исследуемой области; различные формы статистической отчетности; проводится аналитическая работа);

— разработка на основе анализа приоритетных направлений по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений и преступлений в области БДД в ВС;

— совместные выезды в войска для организации согласованных предупредительно-профилактических мероприятий, проведения проверок и оказания практической помощи командованию в организации работы по борьбе с правонарушениями и преступлениями в области БДД в ВС;

изучение, обобщение и распространение положительного опыта предупредительно-профилактической и правоприменительной работы в области обеспечения БДД в ВС;

издание совместных приказов, директив, указаний, информационных писем, обзоров и других документов организационно-распорядительного характера в области БДД в ВС;

выпуск совместных изданий информационного характера в области обеспечения БДД в ВС;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности в области обеспечения БДД в ВС.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре надзор за законностью в ВС, в общем, осуществляется ГП РФ и подчиненными ему прокурорами, что само по себе свидетельствует о необходимости организации и осуществления координации действий по борьбе с преступными проявлениями, осуществляемых органами военной полиции и ГП РФ (в лице органов военной прокуратуры).

В ходе настоящего исследования среди работников военной прокуратуры (139 человек) проведено анонимное анкетирование по вопросу о необходимости (отсутствии необходимости) осуществления военными прокурорами полномочий (наделения их полномочиями) по координации деятельности органов военной полиции в области БДД в ВС.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что большинство опрошенных прокурорских работников – 114 (82%) положительно ответили на указанный вопрос, пояснив, что координационная деятельность будет способствовать повышению общей эффективности работы по данному направлению деятельности.

С учетом изложенного предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в положения п. 1 ст. 8 ФЗ о прокуратуре РФ и ст. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в части осуществления прокуратурой взаимодействия с органами военной полиции как с правоохранительной организацией – субъектом координационной деятельности по борьбе с преступностью.

Названные положения указанных нормативно-правовых актов предлагается изложить в следующей редакции:

— п. 1 ст. 8 ФЗ о прокуратуре РФ, «ГП РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью…, органов таможенной службы, органов военной полиции…»;

— ст. 1 названного Положения, «Координация деятельности … следственных органов Следственного комитета РФ, органов военной полиции… осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью …».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А., Локота О.В., Понеделков А.В. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2017. С. 25-26.

  2. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. N 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12137269/#ixzz5VyBjf1i7

  3. Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161(ред. от 24.10.2018)»Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 30.03.2015, N 13, ст. 1909. Так, (п. 5.12 Поло­жения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 июля 2004 г.); Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту (п. 14 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ № 976 от 28 июля 2004 г.) и т.д.

  4. Рябцев В.П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. — М., 2007, № 2 (2). — С. 67

  5. Рябцев В.П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. — М., 2007, № 2 (2). — С. 67

  6. Назаров С.Н. Надзор в правовой политике России. Ростов-на-Дону.2009. С.253

  7. Кобзарев М.Ф. Об особенностях и проблемах организации координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией // Следователь. — М., 2013, № 1 (177). — С. 30

  8. Абдиров Н.М. Координационная деятельность прокуратуры по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Республике Казахстан //автореф. дис. … канд. юрид. наук М.2018. С.18.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *