О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛЮДЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье говорится о необходимости профилактики профессиональной деформации людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Отмечается, что успешная профессиональная адаптация человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности является неотъемлемой частью его благоприятной социальной адаптации.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛЮДЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ГРНТИ: 14.29.21

Нагорная Любовь Александровна

кандидат философских наук, доцент

Сибирский федеральный университет

кафедра глобалистики и геополитики Гуманитарного института

г. Красноярск, Россия

Е-mail: poty-lyubov@yandex.ru

Нагорный Николай Николаевич

кандидат философских наук, преподаватель

Сибирский юридический институт МВД России

кафедра огневой и тактико-специальной подготовки

г. Красноярск, Россия

Е-mail: nnagornyj@yandex.ru

ABOUT THE NECESSITY OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF PEOPLE WITH MILD MENTAL RETARDATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Nagornay Lyubovy Aleksandrovna

Candidate o‬f Philosophical Sciences,

Associate Professor at the Department of Globalistics and Geopolitics

of Institute for the Humanities of Siberian Federal University

Krasnoyarsk city, Russia

Е-mail: poty-lyubov@yandex.ru

Nagornyy Nikolay Nikolaevich

Candidate o‬f Philosophical Sciences,

Тeacher at the Department of Fire and Tactical-special training

of Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Krasnoyarsk city, Russia

Е-mail: nnagornij@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье говорится о необходимости профилактики профессиональной деформации людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Отмечается, что успешная профессиональная адаптация человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности является неотъемлемой частью его благоприятной социальной адаптации.

ABSTRACT:

The article refers to the need to prevent professional deformation of people with a mild degree of intellectual disability. It is noted that the successful professional adaptation of a person with a mild degree of intellectual disability is an integral part of his favorable social adaptation.

Ключевые слова: социализация, люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, коррекционная школа VIII вида, профессиональная адаптация, социальная адаптация, профессиональная деформация

Key words: socialization, people with a mild degree of intellectual disability, correctional school VIII species, professional adaptation, social adaptation, professional deformation

Интеллектуальная недостаточность является одним из наиболее серьезных последствий повреждения человеческой телесности под воздействием разного рода неблагоприятных факторов (генетических, химических, физических, биологических, экологических, экономических, информационных, психологических, социально-психологических, социальных и др.). Под интеллектуальной недостаточностью понимают врожденное или приобретенное стойкое, необратимое повреждение коры головного мозга (а при более глубоких формах интеллектуальной недостаточности и подкорковых образований), проявляющееся в первую очередь в нарушении процесса познания окружающего мира и самого себя, а, следовательно, и в сниженной способности к формированию сознания и самосознания. Для обозначения состояния стойкого снижения познавательных возможностей помимо термина «интеллектуальная недостаточность» на сегодняшний день используются также такие термины как «интеллектуально-ограниченные возможности», «ментальные нарушения», «познавательные нарушения», «снижение интеллекта», «когнитивные нарушения», «олигофрения» и др. Менее гуманный, но широко применяемый термин, – «умственная отсталость».

К категории лиц с интеллектуальной недостаточностью в современном мире относят примерно 3 % людей. По степени выраженности различают несколько степеней нарушения интеллекта. Так, в нашей стране наиболее распространена классификация, различающая три степени олигофрении: дебильностъ, имбецильностъ и идиотия. Согласно классификации ВОЗ интеллектуальная недостаточность может быть незначительной или легкой (соответствует дебильности), умеренной (соответствует не резко выраженной имбецильности), тяжелой (соответствует явно выраженной имбецильности) и глубокой (соответствует идиотии).

Кратко охарактеризуем рассматриваемые нами в ряде предыдущих работ [8, 4] особенности процесса социализации людей с интеллектуальной недостаточностью:

1. Пределы процесса социализации на всех уровнях жизнедеятельности. У людей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются те или иные затруднения процесса социализации на всех уровнях жизнедеятельности (физиологическом, психологическом, социально-психологическом, социальном). Социализация человека с интеллектуальной недостаточностью при любых, даже самых оптимальных условиях, происходит качественно иначе. Такой человек способен к развитию, но это будет качественно иной путь развития, хотя бы в силу того, что его результат всегда будет иметь некие ограничения, обусловленные нарушением познавательных способностей.

2. Зависимость результата социализации от степени выраженности интеллектуального дефекта. Результат процесса социализации человека с интеллектуальной недостаточностью напрямую зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта.

3. Снижение способности к спонтанному развитию. У людей с интеллектуально-ограниченными возможностями (как и у лиц с физически-ограниченными возможностями) существенно снижена способность к спонтанному развитию (т. е. изменениям в процессе самонаучения путем подражания). Отметим, что способность к спонтанному развитию у людей с интеллектуальной недостаточностью напрямую зависит от степени нарушения интеллекта, а также от существующих в данном обществе критериях нормального/нарушенного умственного развития. Напомним, что критерии нарушенного/ненарушенного развития в различных культурах отличаются друг от друга, во многом определяясь неспособностью/способностью личности усваивать и воспроизводить социальный опыт данного общества общепринятым для него способом [4. С. 332]. В частности, массовое выявление лиц с легкой степенью умственной отсталости стало возможным только после введения всеобщего образования, а также с усложнением производительных сил общества.

4. Значимость социализирующего воздействия субкультуры людей со схожими нарушениями развития. Особенно важна роль субкультуры для социализации людей со средней и глубокой степенями интеллектуальной недостаточности. Полагаем, что на сегодняшний день субкультура людей с интеллектуально-ограниченными возможностями не способна к саморазвитию и самоорганизации. Для ее возникновения и существования нужны организационные, поддерживающие усилия со стороны общества. Субкультура людей с интеллектуально-ограниченными возможностями в первую очередь нуждается в интеллектуальной и эмоциональной поддержке со стороны общества. Получая от общества интеллектуальную и эмоциональную поддержку, люди с интеллектуальной недостаточностью способны к продуктивному эмоциональному, физическому, творческому взаимодействию с обществом.

Таким образом, для людей с интеллектуальной недостаточностью (как и для людей со многими другими нарушениями развития) скоординированное, непротиворечивое, положительное социализирующее влияние основных социальных институтов (семьи, здравоохранения, образования, СМИ и др.) является более важным, определяющим фактором социализации, чем для людей, не имеющих инвалидности.

Люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности составляют примерно 3/4 от всех лиц с интеллектуальной недостаточностью. При данной форме интеллектуальной недостаточности наблюдается поражение высших отделов коры головного мозга, что приводит к стойкому недоразвитию познавательной сферы, при этом потенциальные возможности развития эмоционально-волевой сферы у таких детей относительно сохранны.

В детском возрасте легкую степень интеллектуальной недостаточности необходимо отличать от сходного состояния – задержки психического развития (ЗПР). В ряде случаев диагностика умственной отсталости являет собой сложный многоступенчатый процесс. Заключение специалистов, как правило, основывается на целом ряде критериев: уровень развития имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, уровень развития речи, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние двигательной сферы, результаты обследования головного мозга врачом-нейрофизиологом, скорость и качество решения поставленных задач и многих других. Одним из определяющих критериев является уровень потенциальной способности ребенка к обучению. Именно грамотная оценка ближайшего уровня развития (т. е. зоны созревающих психических процессов) ребенка позволяет специалистам максимально точно отличить легкую степень умственной отсталости от ЗПР.

Стоит отметить, что еще несколько десятилетий назад в связи с явными недочетами работы диагностических комиссий, в нашей стране нередки были случаи ошибочных диагнозов, которые приводили к необоснованному направлению детей с задержками психического развития в коррекционные школы VIII вида (вспомогательные школы) [2]. При этом переводы из вспомогательной школы в массовую относились (и по-прежнему относятся) к разряду исключительных событий, а свидетельство об окончании вспомогательной школы служило (и продолжает служить) для ее выпускника пожизненным знаком для значительного ограничения профессионального и социального роста. На сегодняшний день случаи ошибочной постановки диагноза «умственная отсталость» происходят гораздо реже, но, тем не менее, они есть [1]. Кроме того, на сегодняшний день многие родители детей, которым ставится диагноз «умственная отсталость», пользуются своим правом отказаться от обучения ребенка в школе VIII вида, заменяя его либо обучением в школе VII вида (для детей с ЗПР), либо индивидуальным обучением (ребенок приходит в общеобразовательную школу и занимается с педагогами отдельно от других детей) [3]. Вместе с тем, некоторые родители детей с интеллектуальной недостаточностью признают, что, согласно их наблюдениям, адаптируются к жизни лучше те дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью, которые все же прошли обучение в коррекционной школе VIII вида, поскольку программа обучения, коррекционные и адаптационные мероприятия в ней разработаны именно с учетом особенностей таких детей [Там же].

Зачастую ребенок с легкой степенью интеллектуальной недостаточности начинает свое обучение в массовом дошкольном образовательном учреждении, так как особенности его развития не всегда явно выражены. Попадая в массовую общеобразовательную школу, ребенок с легкой степенью интеллектуальной недостаточности сталкивается с трудностями при усвоении таких предметов, как математика, русский язык, чтение и др. В первую очередь потому, что в наибольшей степени у людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности нарушена способность оперировать отвлеченными понятиями, а также способность высказывать суждения и на основе понятий и суждений приходить к тем или иным умозаключениям. Понятия таких детей долгое время носят поверхностный, фрагментарный характер, суждения и умозаключения просты по своей структуре и зачастую отражают ошибочные представления ребенка с интеллектуальной недостаточностью об окружающем мире и о себе самом (поэтому и самоактуализироваться людям с интеллектуально-ограниченными возможностями намного легче в сфере, напрямую не связанной с отвлеченными понятиями). В первом классе массовой школы умственно отсталые дети, как правило, остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для дальнейшего прогрессивного развития такого ребенка целесообразно поместить в специальную образовательную среду.

Как уже было отмечено, люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности при условии целенаправленного положительного социализирующего влияния общества потенциально способны к достаточно успешной социальной адаптации. При этом немаловажное значение для благоприятной социальной адаптации людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, дальнейшему формированию и закреплению у них социально-значимых личностных черт имеет успешная профессиональная адаптация таких лиц, предполагающая чувство удовлетворения от трудовой деятельности и вознаграждение за труд. Стоит отметить, что дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности изначально, как правило, охотно включаются в доступную им трудовую деятельность, успех в которой способствует росту их самоуважения, личностному развитию.

В одной из своих предыдущих работ [7] мы отмечали, что работа по оптимизации условий профессиональной адаптации лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в нашей стране предполагает осуществление следующих мероприятий: 1. Комплексный подход специалистов, семьи, общества в целом к социализации интересующих нас лиц. 2. Формирование у людей с легкой степенью нарушения интеллекта социальных качеств, способствующих успешной трудовой деятельности.

3. Совершенствование экономических и правовых условий для успешной профессиональной адаптации таких людей: рост возможностей в выборе специальности, соответствие предлагаемых специальностей реалиям наших дней, создание определенных экономических ниш в обществе, занимая которые люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могли бы вести более или менее достойную жизнь.

Кроме того, полагаем, что работа по оптимизации условий профессиональной адаптации лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности обязательно с самого начала должна включать работу по профилактике их профессиональной деформации. Напомним, что под профессиональной деформацией в современной социально-психологической литературе понимают процесс и результат преимущественно негативных изменений человеческой телесности под воздействием профессиональной среды.

Ранее мы указывали на то, что человек, телесность которого была повреждена еще до начала трудовой деятельности (т. е. уже была искалеченной), при неблагоприятном воздействии профессиональной среды предположительно будет более подвержен профессиональной деформации, чем человек с полноценной телесностью [5. С. 50].

В этой же работе мы отмечали, что с самого начала необходимо стремиться к тому, чтобы профессиональная подготовка и дальнейшая профессиональная деятельность «подходили» человеку, соответствовали его особенностям, склонностям, талантам, способствовали, а не противоречили, его личностному, в том числе нравственному, развитию и саморазвитию, по возможности совершенствовали его телесность, а не повреждали, «ломали» ее. Человек адаптируется к профессиональной деятельности на всех уровнях социализации: психофизиологическом, психологическом, психосоциальном, социальном. Чем меньше трудноразрешимых конфликтов возникает на каждом из уровней (особенно психофизиологическом), тем более «гладко», успешно осуществляется профессиональная адаптация личности. Кроме того, успешная профессиональная адаптация предполагает не только адаптацию человека к профессиональной среде (внешнюю адаптацию), адаптацию к самому себе в профессиональной среде (внутреннюю адаптацию), но и адаптацию профессиональной среды к человеку (соблюдение эргономических требований, грамотное чередование режима труда и отдыха, медико-психологическое сопровождение сотрудников, индивидуальный подход к сотрудникам с учетом их психофизиологических особенностей, обеспечение возможности психологической разгрузки, здоровый психологический климат в коллективе, адекватный стиль руководства и др.) [Там же. С. 51]. Соответственно, для предупреждения и/или преодоления профессиональной деформации важны такие основные направления работы, как профилактика (профориентация, профотбор, профподготовка, медико-психологическое сопровождение сотрудников) и реабилитация (восстановление) человеческой телесности, поврежденной в ходе трудовой деятельности [Там же]. Все это справедливо и в отношении людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Вместе с тем на сегодняшний день система специального образования в нашей стране не всегда успешно справляется с задачей профессиональной адаптации людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Это связано как с особенностями отечественной системы специального образования, так и с состоянием нашего общества в целом. Поскольку ведущим типом специального образовательного учреждения для детей с нарушениями интеллекта в нашей стране по-прежнему является школа-интернат закрытого типа, то дети изначально искусственно изолируются от общества. Воспитываясь в таких интернатах, они нередко привыкают к иждивенческой позиции, мало задумываются о своем будущем, не имеют достаточного стимула для получения той или иной профессии. Кроме того, выбор возможных специальностей у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности до сих пор крайне ограничен. Так, на сегодняшний день ученики ряда коррекционных школ VIII вида могут в частности освоить такие профессии, как «штукатур-маляр», «столяр строительный», «рабочий зеленого хозяйства», «швея», «вязальщица трикотажных изделий, полотна» [9] (однако потенциально при условии наличия определенных склонностей и талантов такие дети могли бы освоить и многие другие специальности, больше связанные с наглядно-образным мышлением, чем со словесно-логическим: кулинар, стилист, актер, художник, фотограф, преподаватель физической культуры (или помощник преподавателя физической культуры) и др.). Кроме того, в условиях рыночных отношений и свободной конкуренции работодатели предпочитают не брать на работу выпускников вспомогательных школ. В результате, многие люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности вынуждены работать не по специальности, которую они осваивали несколько лет, а в сфере неквалифицированного труда, либо вовсе являются безработными, что чревато формированием у них асоциальных черт характера, преждевременной профессиональной деформацией и, как следствие, невысоким уровнем социальной адаптации.

Наряду с этим в современных российских школах VIII вида ведется определенная работа по оптимизации профессиональной адаптации учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (а, следовательно, и по оптимизации условий их социализации и инклюзии в общество). Так, в содержание образовательных программ вспомогательных школ специалисты на протяжении уже многих лет вводят новые учебные курсы, учитывающие реалии наших дней (социально-бытовая ориентировка, экономический практикум, деловое общение, основы правоведения, компьютерная грамотность и др.), а также совершенствуют старые программы существующих учебных курсов (например, корректируют методы и приемы трудового обучения и т. д.) [6]. В школах работают психолого-медико-педагогические службы, осуществляющие раннюю диагностику профессиональных интересов и профориентацию учащихся. Специалисты заявляют о необходимости разработки и внедрения дополнительных нормативно-правовых документов, которые бы обязывали руководителей предприятий создавать рабочие места, подходящие для трудоустройства людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, а также о необходимости открытия большего количества трудовых мастерских, в которых люди с интеллектуальной недостаточностью, не сумевшие освоить ту или иную профессию, могли бы заниматься несложными видами ручного труда (оптимально, если такие мастерские будут работать под заказ определенных фирм/магазинов, специализирующихся на продаже ручных работ) [9].

Таким образом, люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности – наиболее многочисленная группа людей с нарушениями интеллекта. Для успешной социализации людей с интеллектуальной недостаточностью (как и для людей с другими нарушениями развития) необходимы планомерность и целенаправленность процесса социализации, спонтанное развитие таких людей затрудненно в связи с когнитивными препятствиями для восприятия, переработки и усвоения полученной информации. Одной из составляющих успешного процесса социализации человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности является его успешная профессиональная адаптация, которая в свою очередь предполагает целенаправленную работу по профилактике профессиональной деформации такого человека. Полагаем, что работу по профилактике профессиональной деформации людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности необходимо начинать с самого раннего детства, осуществляя как можно более тщательную диагностику психофизического развития ребенка, его склонностей и потенциальных способностей. Помимо грамотной диагностики особенностей развития работа по профилактики профессиональной деформации того или иного человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности должна включать индивидуальную работу по его профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, трудоустройству и медико-психологическому сопровождению трудового процесса. Необходимо стремиться к расширению перечня специальностей, которые человек с легкой степенью интеллектуальной недостаточности мог бы освоить и трудоустроиться по ним. Нам представляется, что более или менее успешная профессиональная адаптация людей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности возможна не только в сфере физического труда, но и в таких видах деятельности, как спорт, рукоделие, живопись, музыка, театр и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Как жить дальше после коррекционной школы 8 вида? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psysovet.ru/threads/7685/ (дата обращения: 20.11.2018).

2. Коробейников И. А. К вопросу о пересмотре диагноза некоторых выпускников вспомогательной школы // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 22–26.

3. Могут ли навязать школу VIII вида? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invamama.ru/api_rehabilitation/2533/ (дата обращения: 20.11.2018).

4. Нагорная Л. А. Социализация человека с ограниченными возможностями развития: прошлое, настоящее, сценарии будущего: монография / Л. А. Нагорная, Н. Н. Нагорный. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 422 с.

5. Нагорная Л. А. Анализ феномена профессиональной деформации сквозь призму понятий «телесность», «Я-образ», «искалеченная телесность» / Л. А. Нагорная, Н. Н. Нагорный // Научный журнал «Гуманитарный трактат». – Кемерово, 2017. – № 17. – С. 48–52. // URL:http://gumtraktat.ru/wp-content/uploads/v17.pdf

6. Полянская Л. И.. Об организации инновационной деятельности в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 43–45.

7. Потылицына Л. А. Профессиональная адаптация лиц с легкой степенью нарушения интеллекта / Л. А. Потылицына // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России» (апрель 2006). – Пенза, 2006. – С. 364–366.

8. Потылицына Л. А. Особенности процесса социализации людей с ограниченными возможности развития: автореф. дис. …канд. филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Потылицына. – Красноярск, 2007.

9. Суслова Е. Е. Проблема трудоустройства выпускников школы VIII вида [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/06/problema-trudoustroystva vypusknikov-shkoly-viii-vida (дата обращения: 20.11.2018).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *