СВОБОДА ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье на основе анализа понятия свободы и обозначения различных подходов к аспекту данного явления, демонстрируется важность нравственного воспитания личности как основы формирования достоинства человека, выражающегося в возможности делать им самостоятельный выбор и нести за него ответственность.

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ГРНТИ: 14

Маслодудова Наталья Владимировна

кандидат философских наук, доцент,

Сибирский юридический институт МВД России

г. Новосибирск, Россия

E-mail: nata.maslodudova@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье на основе анализа понятия свободы и обозначения различных подходов к аспекту данного явления, демонстрируется важность нравственного воспитания личности как основы формирования достоинства человека, выражающегося в возможности делать им самостоятельный выбор и нести за него ответственность.

Ключевые слова: свобода, ценности, социальные регуляторы, нравственные регуляторы, достоинство

Стремление к свободе как неоспоримой гуманистической ценности по мнению многих философов является неотъемлемым атрибутом сущности любого человека. Н.А. Бердяев отмечал, что своеобразие его философского типа прежде всего в том, что он «положил в основание философии не бытие, а свободу» [1]. Вся история человечества – это по сути история борьбы за свободу (от материальной до моральной). Провозглашая свободу как цель для устройства наилучшей социальности, люди разжигают войны, рушат государственность, ломают собственные судьбы, разрушая семьи в поисках собственного «Я». При этом, получив долгожданную свободу, далеко не каждый может ею насладиться.

В истории философии понимание свободы развивалось от свободы «от» до свободы «для». Первая получила название «отрицательной свободы», вторая – «положительной». Рассуждения о свободе в философских изысканиях по истине необычайна: от полного отрицания самой возможности свободного выбора, а значит и абсурдности борьбы за свободу, до обоснования необходимости «бегства от свободы» в условиях современного, теперь уже не просто цивилизационного, а информационного общества.

Современная политическая теория рассматривает основание свободы в экономическом, культурном, социально-политическом и психологическом аспектах. Несмотря на это разнообразие, гуманистическая ценность свободы связана с торжеством правильно сделанного выбора в условиях имеющихся объективных ограничений. Даже в самом свободном обществе есть социальные регуляторы, которые выступают определенными ограничителями индивидуального произвола и одновременно обеспечивают совместное существование людей, различающихся между собой ни только по возрасту, полу, профессии, национальностям, религиозному выбору и культурным традициям, но и по самому отношению к жизни, определению её значимости и ценности. Общественная мораль, религия и позитивное право создают представление о мере возможного и допустимого во взаимоотношениях между людьми. Религия дает человеку возможность выбора между двумя образами жизни: «градом Божьим» и «градом человеческим». Такая возможность заложена в человеке его сущностью, которая, по определению родоначальника патристики Августина Блаженного, выражается в том, что он «как бы среднее между ангелами и животными» [2]. Свободная воля человека заключается в возможности выбора: подниматься вверх, следуя божественным заповедям, или падать вниз, вставая на путь греховности. Последствия этого выбора будут определены на страшном суде.

Общественная мораль, которая может включать в себя и религиозную мораль, но не ограничивается только ею, предписывает нормы и правила поведения, соблюдение которых может гарантировать человеку успешность его социализации. Если понимать свободу как отсутствие каких-либо ограничений, то не понятно, как можно бороться за то, чего совершенно очевидно, просто не существует. А вот понимание того, что ты делаешь собственный выбор и готов нести за него ответственность, есть не что иное как осознание достоинства свободной личности. Гуманист эпохи Возрождения Пико делла Мирандола в своей работе «Речи о достоинстве человека» отмечал, что Бог создал человека «ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» [3]. Чувство достоинства обеспечивает гармонию человека с самими собой и служит основанием для взаимодействия с другими людьми. Представитель экзистенциальной философии Ж. П. Сартр отмечал, что «каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире» [4]. Он считал, что человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей и во время этого строительства постоянно «натыкается» на свою ответственность. Последняя есть результат сделанного человеком выбора. Сам же выбор есть ни что иное как проявление своей свободы воли, соразмерной с готовностью нести за нее ответственность.

Говоря об ответственности, как ценности, Галиева Г.Р. и Бакирова Р.Р. обращают внимание на то, что «ответственность – это готовность взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу».…«Уход от ответственности в мир иллюзий – это игнорирование ответственности и перед законом, и перед близкими людьми, и, в конечном счете, перед собой» [5].

Что же помогает человеку сделать правильный выбор? Самым очевидным в этом является духовное, нравственное воспитание личности, направленное на формирование собственного достоинства. Понимая духовность как способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность, мы считаем духовность своим личным, интимным миром, нашей заинтересованностью и добровольным исполнением норм нравственности.

И. Ильин писал: «… внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, Родину, государство, частную собственность, науку и искусство» [6].

Осознающий собственное достоинство человек, способный сделать самостоятельный свободный выбор и нести ответственность за него, направлен на созидание своей жизни и поэтому реализует свой творческого потенциала через ее подлинное многообразие. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма для ее постоянного развития, определяя форму реализации намеченных целей, а после их достижения, начинает стимулировать постановку новых.

Несомненно, что достоинство человека проявляется в следовании свободно избранным высшим ценностям жизни среди всего многообразия предлагаемых образцов. «Не становитесь холопом другого человека. Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав, не делайте долгов (если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть). Не принимайте благодеяний. Не становитесь прихлебателями или льстецами. Тогда, говорит, И. Кант, вы сохраните свое достоинство» [7].

Формирование нравственной культуры человека происходит в процессе социализации, где выстраивается индивидуальная система ценностей и ценностных ориентаций, определяющая деятельность человека. Система образования является важнейшим институтом социализации. Сегодня очень важно, чтобы молодежь не утеряла те нравственные ценности, которые веками формировались в менталитете российского народа, формируя его целостность и обеспечивая стабильность его развития.

В конце XX века проблема нравственного воспитания в образовании была оттеснена на задний план проблемами модернизации и использования новых технологий. Сегодня мы возвращаемся к пониманию того, что качественной характеристикой морального развития и моральной зрелости личности является не столько умение овладевать новыми технологиями, сколько нравственная культура специалиста. Формирование нравственной культуры молодого специалиста складывается из трех основных компонентов. Первый называется культурой нравственного сознания, которая выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства деятельности. Этот компонент представляет ценностно-ориентирующий и программирующий уровень нравственной культуры, который зависит от мировоззрения личности, этических знаний и убеждений. Второй компонент – это культура нравственных чувств, обеспечивающая внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их реализации. Важно, что при этом она предполагает не только знания о «добре» и «зле», но и способность к сочувствию и переживанию, а также наличие таких социальных чувств, как патриотизм и гуманизм. Третий компонент – культура поведения, посредствам которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели, проявляется активная жизненна я позиция. Именно от совокупности и зрелости этих специфических компонентов зависит как формирование, так и функционирование индивидуальной нравственной культуры личности.

Сфера образования представляет собой специализированную область культуры, предназначенную для массовой трансляции социально значимого культурного опыта, накопленного в обществе от поколения к поколению, форму трансляции духовного наследия, а также подготовку к будущему состоянию культуры. Именно такая возможность обеспечивает социальную безопасность. «Производство человека», становясь целью образования, направлено на подготовку личности к разрешению встающих перед ней проблемных ситуаций.

Образованный человек – это не только специалист и не только индивидуальная личность, а именно человек способный делать свободный выбор и нести за него ответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. Самопознание [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livelib.ru/quote/42419536-samopoznanie-berdyaev-n-a (дата обращения 26.11.2018).

2. Блаженный Августин. О Граде Божием. Гл. XXI. – С.605 [Электронный ресурс]. – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000181/st016.shtml (дата обращения 04.10.2018).

3. Пико делла Мирандола Д. Речи о достоинстве человека [Электронный ресурс]. – URL: http://www.platonizm.ru/content/piko-della-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka (дата обращения 03.10.2018).

4. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 2012. С. 169.

5. Галиева, Г.Р. К благополучию – через достоинство и ответственность / Г.Р. Галиева, Р.Р. Бакирова // О мерах, путях и методах социальной защиты населения от негативного воздействия наркомании в субъектах РФ: Межрегиональная научно-практическая Интернет конференция. [Электронный ресурс]. – URL: htt: // conf.gnkrb.ru.

6. Ильин И. Собр. соч. в 10 т. Т.1. / И. Ильин. – М., 1993. С.70.

7. Гулага, А. Кант / А. Гулага. – М., 1981. С. 160.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *