ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС

Целью настоящей статьи стало исследование особенностей формирования модели высшего образования стран БРИКС.

Предполагается, что в процессе определения особенностей формирования модели высшего образования стран БРИКС необходимо проанализировать основные направления развития высшего образования отдельно по каждой стране БРИКС, а также пути их развития. Для проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования основой для модели высшего образования стран станет гармонизация образовательных стандартов стран БРИКС, которая позволит объединить усилия стран для повышения конкурентоспособности высшего образования на международной арене и в мировых рейтингах университетов.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС

УДК 339

Дегтерева Е.А.

кандидат экономических наук, доцент

ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

Москва, Россия

Чернышева А.М.

кандидат экономических наук, доцент

ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

Москва, Россия

Трофимова А.А.

ассистент кафедры маркетинга

ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

Москва, Россия

Email: trofimova_1993@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF THE MODEL OF HIGHER EDUCATION OF THE BRICS COUNTRIES

Degtereva E.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russian Federation

Chernysheva A.M.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russian Federation

Trofimova A.A.

Assistant Marketing Department

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russian Federation

 

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи стало исследование особенностей формирования модели высшего образования стран БРИКС.

Предполагается, что в процессе определения особенностей формирования модели высшего образования стран БРИКС необходимо проанализировать основные направления развития высшего образования отдельно по каждой стране БРИКС, а также пути их развития. Для проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования основой для модели высшего образования стран станет гармонизация образовательных стандартов стран БРИКС, которая позволит объединить усилия стран для повышения конкурентоспособности высшего образования на международной арене и в мировых рейтингах университетов.

ANNOTATION

The purpose of this article was to study the features of the formation of a model of higher education in the BRICS countries.
It is assumed that in the process of determining the characteristics of the formation of a higher education model of the BRICS countries, it is necessary to analyze the main directions of development of higher education separately for each BRICS country, as well as the ways of their development. To test this hypothesis, we analyzed official data that were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education the harmonization of the educational standards of the BRICS countries will be the basis for the higher education model of the countries, which will allow countries to combine their efforts to improve the competitiveness of higher education in the international arena and in the world rankings of universities.

The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project “Developing a program to improve the international competitiveness of innovative systems of Russian universities in the scientific community of BRICS”, project No. 18-010-01174.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, БРИКС, университеты.

Keywords: Higher education, higher education institutions, BRICS, universities

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы повышения международной конкурентоспособности инновационных систем российских вузов в научной среде БРИКС», проект № 18-010-01174.

Страны БРИКС являются странами с наиболее быстро растущей экономикой, и они начинают играть все более высокую роль на мировой арене. А значит, они начинают составлять заметную конкуренцию в области высшего образования странам Европы и США. Особенно, учитывая то, что экономики стран БРИКС показывают постоянный рост, усиливая их влияние на мировой арене.

Соответственно, рост экономического роста влечет за собой усиление политического влияния и образовательных возможностей стран БРИКС. Более того образовательные услуги можно отнести к инструментам «мягкой силы», и, таким образом, являются важной составляющей стратегии каждой страны. А значит, каждая страна стремится развивать свой образовательный потенциал.

Этими причинами, в том числе, и объясняется рост сферы высшего образования в таких странах, как Бразилия, Индия и Китай. Российская Федерация характеризуется зрелой и стабильной образовательной системы. ЮАР только формирует и начинает развивать свою сферу высшего образования, что объясняется территориальной удаленностью и наличием культурных противоречий в стране.

В связи с ростом потребности развития высшего образования каждая из стран БРИКС разрабатывает собственную, двустороннюю и многостороннюю наступательную стратегию. Однако, при этом страны БРИКС должны удовлетворять экономические и социальные потребности страны на таком же или более высоком уровне, развивая университеты до уровня мирового признания.

Бразилия, Индия и Китай активно развивают исследовательскую составляющую для обеспечения формирования университетов мирового уровня. Особенно эта цель активно достигается университетами Китая, что демонстрирует их рост позиций в международных образовательных рейтингах. Российские университеты находятся в переходном состоянии, переформатируя свою академическую систему из университетов, предоставляющих образовательные услуги, к университетам, осуществляющих равноценно научную деятельность.

В целом, страны БРИКС находятся в определенной парадоксальной ситуации, поскольку с одной стороны – они еще не стали лидерами в предоставлении высшего образования, с другой стороны – они переживают стремительный рост, активно внедряя программы повышения конкурентоспособности своих университетов. Тем не менее, Россия лидирует в области высшего образования на постсоветском пространстве, а также в некоторых бывших сферах влияния СССР, например, Монголии, Афганистана и т.д. В Восточной Азии в тройке лидеров после Японии и Южной Корее следует Китай.

В странах БРИКС высшее образование предоставляется на национальном языке, кроме ЮАР, где английский является государственным языком. Тем не менее, остальные страны внедряют отдельные программы высшего образования на английском языке, привлекая тем самым иностранных студентов.

Еще одной проблемой стран БРИКС является академическая миграция. При этом Бразилия практически не ощутила влияние академической миграции, поскольку наблюдается значительный возврат студентов и преподавателей. Китай обеспечивает возврат, обеспечивая более высокие условия, чем тем, кто не покидал страну. В Индии работает ряд программ, направленных на обеспечение академического возврата. В ЮАР же отток значительный, который объясняется постапартеидной политикой государства, фактически выдавливающей. В России же ликвидируются последствия значительного оттока «мозгов», путем инвестирования в исследовательские университеты, принятия специальных программ, например, проект «ТОП 5-100».

В странах БРИКС отсутствуют единые стандарты для сферы высшего образования. Такие сложности объясняются, прежде всего, недостатком финансирования, которое делает некоторые цели труднодостижимыми.

Стоит отметить, что научно-исследовательский сектор стран БРИКС развивался различными путями. Россия и Китай шли путем разделения исследовательской и образовательной деятельности, таким образом формировались отдельные институты, осуществляющие НИОКР. Бразилия, Индия и ЮАР проводили политику соединения образовательной и научной деятельности, которая позволила создать крупные научно-образовательные центры. По данному пути сейчас начинают развиваться Россия и Китае, частично передавая функции проведения научных исследований на образовательные организации. Так, в Китае были приняты «Проект 211» и «Программа 985», которые обеспечили формирование необходимой инфраструктуры для университетов. Все эти действия приводят к росту позиций университетов стран БРИКС в международных рейтингах. В таблице 1 представлен рейтинг QS стран БРИКС 2018 году, в котором первые четыре места занимают китайские университеты.

Таблица 1 — ТОП 20 рейтинга QS стран БРИКС 2018 году

Ранг Университет Страна
1 Университет Цинхуа Китай
2 Пекинский университет Китай
3 Университет Фудань Китай
4 Университет науки и технологии Китая Китай
5 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Российская Федерация
6 Университет Чжэцзян Китай
7 Шанхайский университет Китай
8 Университет Нанджинга Китай
9 Индийский технологический институт Бомбей (ИИТБ) Индия
10 Индийский институт науки Индия
11 Новосибирский государственный университет Российская Федерация
12 Universidade Estadual de Campinas (Unicamp) LogoUniversidade Estadual de Campinas Бразилия
=13 Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация
=13 Университет Сан-Паулу Бразилия
15 Уханьский университет Китай
16 Университет Сунь Ят-сен Китай
17 Индийский технологический институт Дели Индия
18 Индийский технологический институт Индия
19 Университет Кейптауна ЮАР
20 Харбинский технологический институт Китай

Источник: https://www.topuniversities.com/university-rankings/brics-rankings/2018

Присутствие в рейтинге в первой десятке, в первую очередь, китайских университетов свидетельствует об эффективной политики повышения конкурентоспособности системы высшего образования Китая на международной арене. Также в первой десятке присутствуют один университет из России и два университета из Индии, что также может свидетельствовать об эффективных мероприятиях, предпринимаемых правительствами этих стран для повышения позиций национальных университетов в международных рейтингах. Стоит отметить, что на позиции университетов в рейтинге влияют такие показатели, как репутация\имидж в академической среде, репутация\имидж у работодателей, соотношение количества профессорско-преподавательского состава к количеству студентов, цитируемость сотрудников университетов, доля иностранных преподавателей и доля студентов-иностранцев, обучающихся в университете.

Такой показатель как репутация в академической среде формируется в результате опроса мировых лидеров в научной и образовательной среде, а также работодателей. При этом университеты Китая имеют наилучшую репутацию среди мирового профессорско-преподавательского состава и работодателей в БРИКС. На втором месте расположились российские университеты, на третьем месте оказались, примерно, в равных позициях бразильские и индийские университеты. Наименьшие позиции занимают университеты из ЮАР.

Наиболее сильные позиции у российских университетов в показатели соотношения количества профессорско-преподавательского состава к количеству студентов.

В целом, университеты Бразилии и Китая имеют высокие показатели репутации у работодателей, а совместно с ЮАР – и репутацией в академической среде. Индийские университеты характеризуются достаточно высокими показателями цитируемости, а в российские университеты – количеством иностранных студентов и соотношением количества профессорско-преподавательского состава к количеству студентов.

При этом наиболее высокие расходы на образование в ЮАР (20,6%), а наименьшие – в России и Индии (12% и 11,3% соответственно). При этом Россия в большей степени финансирует дошкольное и высшее образование, Бразилия – среднее школьное, Индия и Китай – на дошкольное, начальное и среднее образование.

Университеты стран БРИКС в международных рейтингах демонстрируют положительную динамику, так, например, в международных рейтингах 2016/17 лидером стал Китай: 52 вуза – в рейтинге Times Higher Education, 33 – в QS World University Rankings. Россию в международном рейтинге THE представили 24 вузами, в QS — 22.

В июле 2018 года состоялась встреча министров и заместителей министров образования и науки стран БРИКС в ЮАР, в рамках которой было принято решение о усилении сотрудничества, кооперации и обменом опыта стран БРИКС в области высшего образования. Данное решение ставит перед собой цель к 2030 году достигнуть полного и качественного образования. Для достижения поставленной цели было принято решение о формировании рабочей группы по общему признанию дипломов об образовании и дипломов о научных квалификациях, а также гармонизации образовательных стандартов стран БРИКС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Трокаль Т.В. Проблемы и дальнейшие перспективы системы высшего образования в странах БРИКС // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 45-53. – ISBN 978-5-9908673-7-6. doi:10.21661/r-114500

3. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. – 2018. — №6 (87).

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

4. Официальный сайт — Рейтинг QS. [Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/brics-rankings/2018 (Дата обращения 24.11.18г.)

Literature:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Trokal T.V. Problems and future prospects of the higher education system in the BRICS countries // Education and Training: Theory, Methods and Practice: Materials of the VIII Intern. scientific-practical conf. (Cheboksary, Nov. 6, 2016) / Editorial: ON Shirokov [et al.] — Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2016. — p. 45-53. — ISBN 978-5-9908673-7-6. doi: 10.21661 / r-114500

3. Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. The introduction of educational system innovations as a factor in improving Russia’s competitiveness in the BRICS countries / / Global scientific potential. — 2018. — №6 (87).

4. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. — M .: TsSPiM, 2018. — 536 p.

5. Official site — QS Rating. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/brics-rankings/2018 (Contact date 24.11.18)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *