СОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

В данной статье рассматриваются особенности договора перевозки грузов, регулирование правовых аспектов перевозки и транспортировки грузов, во избежание нарушения гражданских прав сторон; указаны статьи ГК, в которых изложены общие положения, определяющие ответственность сторон и условия перевозки; доведены до сведения транспортные правовые основы при составлении договора перевозки грузов транспортом определенного вида.

СОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

ГРНТИ 10.27.51

Саакян Мария Артемовна

Волгоградский государственный университет

Студент 2 курса магистратуры

Кафедра гражданского и международного частного права

Россия, г. Волгоград

Email: maha-90@mail.ru

COMPLIANCE WITH THE TERMS OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS AS AN ELEMENT OF PROTECTION OF CIVIL RIGHTS

Saakyan Maria Artemovna

Volgograd State University

2nd year undergraduate student

Department of Civil and International Private Law

Russia, Volgograd

Email: maha-90@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности договора перевозки грузов, регулирование правовых аспектов перевозки и транспортировки грузов, во избежание нарушения гражданских прав сторон; указаны статьи ГК, в которых изложены общие положения, определяющие ответственность сторон и условия перевозки; доведены до сведения транспортные правовые основы при составлении договора перевозки грузов транспортом определенного вида.

ANNOTATION

This article discusses the features of the contract of carriage, regulation of legal aspects of transportation and transportation of goods, in order to avoid violations of the rights of the parties; articles of the Civil code, which sets out the General provisions that determine the responsibility of the parties and the conditions of carriage; attention is paid to the transport regulatory framework in the preparation of the contract of carriage of goods on transport of a particular type.

Ключевые слова: договор, перевозка грузов, сделка, услуга, соглашения, транспорт, доставка, защита прав, кодекс, тариф, предмет, срок транспортировки

Key words: contract, transportation of goods, transaction, service or agreement, transport, delivery, protection of rights, code, tariff, subject, term of transportation

Транспортировка грузов – вид услуги по доставке товаров, продукции, материалов от места производства до пункта реализации или использования.

Хотя в сделке участвуют три стороны – отправитель, получатель и исполнитель услуги. Договор перевозки груза составляется только между двумя – отправителем и перевозчиком. Соглашение заключается с учетом правовых норм и указанием параметров груза, даты приема, срока перевозки и ответственности обоих участников. Все эти аспекты указываются в договоре перевозки. При несоблюдении любого из пунктов соглашения к стороне, не выполнившей условия, могут быть предъявлены претензии в соответствии с гражданским и транспортным законодательством.

Правовые аспекты перевозки и транспортировки регулируются главой 40 Гражданского кодекса (ГК) России. Эта глава содержит унифицированные нормы, касающиеся всех видов транспорта [1].

В ст. 784 ГК изложены общие положения, определяющие ответственность сторон и условия перевозки. При составлении договора перевозки груза надо ориентироваться на положения ст. 785 ГК, согласно которой: Компания перевозчик принимает на себя обязательства доставке вверенного груза, несет ответственность за сохранность и соблюдение срока, указанного в соглашении.

Отправитель обязан своевременно оплатить услугу перевозки, согласно установленным тарифам. При заключении договора перевозки должны быть оформлены транспортные сопроводительные документы – накладная на груз. Конкретные условия составления сопроводительных документов регулируются в соответствии с транспортным законодательством (уставом, кодексом определенного вида транспорта).

Общие положения и условия документального оформления перевозки грузов касаются всех видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, внутреннего водного.

При составлении договора перевозки грузов транспортом определенного вида учитываются соответствующие уставы и кодексы. Законодательно установлены следующие транспортные правовые основы [3]:

— Автомобильные перевозки регулируются Уставом автотранспорта РСФСР (УАТ) от 08.01.1969 № 125.

— При перевозках железнодорожным транспортом за основу берется Устав железнодорожного транспорта (УЖД) от 10.01.2003 №18-ФЗ, закон «О железнодорожном транспорте РФ» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

— Морские перевозки грузов регулируются Кодексом торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ.

— Речные и водные перевозки совершаются в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта (КВВТ) от 07.03.2001 № 24-ФЗ.

— Аэроперевозки регулируются Воздушным кодексом (ВК) от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

В бланке договора перевозки груза обязательно указывается вид или несколько видов транспорта, при помощи которых груз доставляется от точки отправления к конечному пункту. При необходимости сопровождения грузов надо ориентироваться на положения ст. 803 и 805 ГК об исполнении обязанностей и ответственности экспедиторов.

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов) [5].

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором  (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
  • является возмездным  договором (по договору взимается плата за перевозку);
  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете [5]. Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта. Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма. При заключении договора перевозки груза  составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры: автомобильной перевозки; железнодорожной перевозки; воздушной перевозки; внутренней водной перевозки; морской перевозки.

Стороны договора перевозки несут ответственность за нарушения исполнения обязательств, в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 закона № 14-ФЗ).

Верховный Суд Российской Федерации сформировал ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ. Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

За повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях, за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза. Право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара. В случае, когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, то за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор. На нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности)».

А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин, определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например, подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если согласно договору он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба, независимо от того, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб.

Перевозка оплачивается лицом, заключившим договор, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную. Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным. Если перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии. На период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Подведем итог. В транспортном праве используется обязательный претензионный порядок защиты нарушенных прав, направленный на досудебное урегулирование споров. Защита нарушенных прав перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, иных участников транспортных отношений или привлечение их к ответственности осуществляется в рамках охранительных правоотношений. Охранительное правоотношение призвано обеспечивать восстановление справедливости в отношениях с участием потребителей путем воздействия на имущественную сферу правонарушителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая): федеральный закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1996. № 5. ст. 410.
  2. Остроумов Н.Н. Ответственность сторон по договору перевозки // Вестник Волгоградского государственного университета. № 21. 2012. С. 32-36
  3. Гражданское право. Учебник. / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть II. М., 2016.
  4. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: «Статут», 2013.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *