КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Статья просвещена исследованию коррупции в сфере образования и анализу влияния данной проблемы на социум. Приведены причины появления и распространения коррупции, а также её отличительные черты на каждой ступени образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее и высшее образование). Рассмотрены меры по противодействию данному явлению в современных условиях. В статье обозначены результаты социологического опроса «Коррупция как способ обучения?» в Южном Федеральном университете. Отмечено влияние гендера на дачу взятки и на отношение к этому процессу.

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ГСНТИ: 10

Кочетова Екатерина Михайловна

Южный федеральный университет

студент Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail: kochetovakk00@mail.ru

CORRUPTION IN EDUCATION AS A SOCIAL ISSUE

Kochetova Ekaterina Mikhailovna

of the Southern Federal University

a student of the Law Faculty

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: kochetovakk00@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

Статья просвещена исследованию коррупции в сфере образования и анализу влияния данной проблемы на социум. Приведены причины появления и распространения коррупции, а также её отличительные черты на каждой ступени образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее и высшее образование). Рассмотрены меры по противодействию данному явлению в современных условиях. В статье обозначены результаты социологического опроса «Коррупция как способ обучения?» в Южном Федеральном университете. Отмечено влияние гендера на дачу взятки и на отношение к этому процессу.

ANNOTATION:

The article is enlightened on the study of corruption in the field of education and on the analysis of the influence of this problem on society. The reasons for the emergence and spread of corruption, as well as its distinctive features at each stage of education (pre-school, primary, basic, secondary general and higher education) are given. Considered measures to counter this phenomenon in modern conditions. The article outlines the results of the sociological survey “Corruption as a way of learning?” At the Southern Federal University. The influence of gender on giving a bribe and attitude to this process was noted.

Ключевые слова: коррупция, авторская схема, сфера образования, коррупционная сделка, социальная проблема, взяточничество, социологический опрос, гендерная роль, формы коррупционных проявлений, меры по противодействию

Keywords: corruption, author’s scheme, education, corruption deal, social problem, bribery, sociological survey, gender role, forms of corruption, measures to counter

Актуальность темы исследования вызвана ситуацией в сфере образования России. С существенным расширением числа высших учебных заведений после 1991 года, появлением негосударственных институтов и академий, последовавшим ростом коррупции в сфере высшего образования, у граждан, не желающих утруждать себя получением образования появилась реальная возможность купить не только диплом о высшем образовании, но и ученые степени и звания[1]. «Скандалы» в образовании влияют на различные сферы общества, снижают веру людей в справедливость власти.

Согласно ст.1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] под коррупцией понимают:

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой̆ выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица…»

Технологию коррупционной деятельности можно проследить на следующей авторской схеме:

На схеме показано, что побуждает человека к получению (даче) взятки, а также в каких сферах происходят данные правонарушения. Как видно, данная система циклична и что она неблагоприятным образом влияет на социальную жизнь граждан.

Схема № 1

Для того чтобы исследовать мнение граждан об уровне коррупции в различных общественных сферах, проведен социологический опрос среди студентов Южного Федерального университета. В нём приняли участие 100 человек, причём из них 3% — студенты факультета Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации, 10% — студенты Экономического факультета и 87% — Юридического факультета. 39% респондентов составили девушки, и 61%, соответственно, юноши.

Вводный вопрос звучал следующим образом: «Какая сфера жизнедеятельности, по вашему мнению, является самой коррумпированной?». Подавляющее большинство, а именно 81% отметили, что на первом месте стоят правоохранительные органы, на втором (16%) – образование, а на третьем (3%)- медицина.

Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления, как представляется, освещены в достаточной мере [3]. А причины и факторы, порождающие коррупцию в сфере образования, требуют более глубокого исследования. Именно поэтому и важно разобрать понятия, относящиеся к коррупции в сфере образования, а также найти эффективные пути борьбы с таким негативным явлением.

По мнению Х. Арендт, коррупция возникает тогда, когда частные интересы вторгаются в сферу публичной жизни [4]. В этой связи часто встречается термин «коррупционная сделка», который означает нетипичный вид кражи и включает в себя:

1) злоупотребление служебным положением;

2) скрытный характер самой сделки;

3) наличие пострадавшей третьей стороны (в данном случае ей являются граждане РФ, которые страдают от коррупционных сделок).

Известно, что развитие образования является важной государственной задачей. Председатель Правительства РФ отметил: «Образование в нашей стране всегда было специфическим делом, которое требовало и огромного усердия, и силы воли, любви к своей профессии и никогда нормально не оплачивалось» [5].

Именно поэтому, в условиях экономического кризиса, низких доходов граждан страны, проблема коррупции в сфере образования выходит на новый, более значимый уровень. Последствием проникновения коррупции в учебные учреждения становится не только низкий уровень части отечественных выпускников ВУЗОВ, но и проблема работы российских специалистов заграницей из-за недоверия к качеству российского образования.

Стоит отметить, что важной особенностью коррупционных действий является скрытность незаконных актов подкупа и мошенничества. Много нареканий высказывается к системе ЕГЭ, которая называется одним из главных коррупционных механизмов в образовании. О необходимости полной отмены ЕГЭ или хотя бы введении добровольного принципа его сдачи отдельные депутаты, общественники и ученые говорят уже давно. Но ни разу в Госдуме эта инициатива не встречала поддержки парламентского большинства [6]. И это при том, что согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности [7]. Коррупция в сфере образования имеет ряд последствий, безусловно, неблагоприятных как для обучающихся и их родителей, так и для всего общества в целом.

Во-первых, в некоторых случаях образование становится недоступным из-за нежелания давать взятку преподавателю, который по этой причине будет предвзято относиться к этому ученику.

Во-вторых, рост коррумпированного преподавателя будет осуществляться не на личных заслугах и достижениях, а именно на основе такого подкупа.

В-третьих, для населения предыдущие пункты в условиях постоянного повторения будут казаться нормой. Соответственно, они будут уверены в невозможности решения каких-либо проблем, не прибегая к взяточничеству. Для искоренения коррупции нужно понимать причины её возникновения. Рассмотрим их ниже на втором вопросе авторского социологического опроса:

Диаграмма № 1

Стоить отметить, что только девушки выбрали вариант (а), и, безусловно, это наводит на мысль о роли гендера. Большинство опрошенных студентов мужского пола отмечали нежелание изучать предмет как главную причину взятки, а девушки предполагали, что это совершается по причине объективных обстоятельств.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что студентки более тщательно подходят к подготовке к экзаменам и лишь только семейные и иные обстоятельства мешают выучить какую-либо дисциплину.

В социальной сети был также проведён небольшой опрос, в котором приняли участие студенты не только Южного Федерального университета, но и ДГТУ (Донского Государственного Технического Университета), РГУП (Российского Государственного Университета Правосудия), МГТУ им. Н.Э. Баумана (Московского Государственного Технического Университета) и РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ).

На вопрос «Кто, по вашему мнению, является инициатором взятки в ВУЗе?» подавляющее большинство, а именно 67% ответили, что студенты, 24% отметили преподавателей и 8% уверены, что инициатором является администрация самого университета. А на второй вопрос: «Кто больше всего заинтересован, на ваш взгляд, в коррупции» голоса распределились иначе. Респонденты поняли разницу между двумя вопросами и отметили, что, в первую очередь, в коррупции заинтересованы студенты (54%), на втором месте голоса поровну распределились между администрацией ВУЗа (21%) и преподавателями (21%), и лишь 4% студентов ответили, что родители так или иначе заинтересованы в даче взятки.

Для того, чтобы понять «природу» коррупции, нужно исследовать, какие формы она может принимать. Итак, существуют следующие формы коррупции:

1) взяточничество;

2) растрата;

3) мошенничество;

4) вымогательство;

5) кумовство;

6) фаворитизм.

В качестве правонарушения коррупция проявляется в форме мздоимства, под которым понимается получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе и лихоимства – получение каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия) [8]. Вышеперечисленные формы коррупции встречаются, если говорить об образовании.

Для коррупции характерны следующие характеристики:

а) сфера действия

б) круг субъектов

в) цель.

Рассмотрим первый элемент — сферу действия данного явления. Так как тема исследования звучит как «Коррупция в сфере образования», то, соответственно, сферой существования коррупции являются учебные учреждения и их инфраструктура. Состав инфраструктуры можно определить следующим образом: виды учебно-вспомогательной деятельности и организационные структуры, обеспечивающие учебный процесс, лаборатории, мастерские, опытные участки и базы, экспериментальные полигоны, научно-исследовательские отделы, работающие непосредственно на образование, на повышение его эффективности, производственно-технические учебные модули и т.п., а также отделы технических средств обучения, компьютеризации учебного процесса. Безусловно, главным управляющим звеном является Министерство образования.

Нарушения коррупционного характера встречаются во всей сфере, однако стоит рассмотреть отдельно каждую ступень образования, чтобы понять причину коррупционных преступлений, выявить этап, на котором данное явление приобретает массовый характер, а также чтобы предпринять соответствующие меры по противодействию коррупции.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [9].

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование [10].

«На уровне дошкольного образования коррупция не имеет большого распространения или же её вообще нет», — думают многие. Однако эта мысль в корне неверна и более того, любой родитель, сталкивающийся хоть раз со сбором средств в детский сад своего ребёнка по просьбе заведующего, давал взятку, вероятно, сам того и не подразумевая. Денежный вступительный взнос может не быть взяткой, если он правильно оформлен и соблюдены несколько важных условий [11].

Во-первых, денежные взносы, сборы средств – это всё индивидуальное решение, и, соответственно, требовать их у вас никто не имеет права. Такие сборы считаются формой благотворительной деятельности. И граждане, и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. [12]. В противном случае такое вымогательство является уголовно наказуемым преступлением.

Во-вторых, в соответствии с законодательством РФ все благотворительные взносы должны поступать в фонд учебного заведения только через банк.

В-третьих, благотворители, в данном случае – родители, имеют право получать отчет об использовании своих средств [13].

Таким образом, родители не добровольно перечисляют в фонды деньги, а за то, чтобы их ребенка приняли в детский сад, причём родители формально не имеют реальных возможностей контроля расходования, отданных ими в эти фонды денег. Следовательно, деятельность таких фондов создаёт неравенство прав детей на получение дошкольного образования и делает его формально платным, что противоречит нормам части 2 статьи 43 Конституции РФ [14].

На этапе начального образования коррупция также встречается. Ситуации схожи с дошкольным образованием, а именно с денежными сборами, однако есть еще один пункт, который может точно определить коррупцию на данной ступени образования. Итак, начальное образование происходит с 1 по 4 классы, после чего учащиеся 4-ых классов должны написать тестирование для перехода в старшую школу. Обучающиеся 4-ых классов в силу своего возраста несерьезны, и, когда приходит время различных контрольных, самостоятельных и иных работ, не все учащиеся могут с ними справиться, вследствие чего их родители «приходят на помощь» и начинают искать выход из такой ситуации нечестными и противозаконными методами, то есть взяткой. Вероятно, сами родители не считают конверт с деньгами, букет или иные подарки взяткой, а значит и не видят в своих действиях преступления коррупционного характера.

Из-за отсутствия в этом коррупционном обороте огромных сумм или дорогих подарков, такое явление не рассматривается многими как социальная проблема, однако именно так и на этом этапе и зарождается коррупция.

На этапе получения основного образования (с 5 по 9 классы) проблемы учебного процесса, обучающиеся пытаются решить самостоятельно, не прибегая к помощи родителей. И на этой ступени явная коррупция встречается тогда, когда приходит время экзаменов (ГИА, ОГЭ). Как ни странно, ответы на Основной Государственный Экзамен можно найти в глобальной сети Интернет безо всякого труда. Сам экзамен очень серьезный, однако, задаётся вопрос: «Что он проверяет?», если ответы на него находятся в открытом доступе.

Следовательно, на каком-то этапе распространения экзаменационных материалов происходит сбой. Каковы могут быть причины этого «сбоя»? Технические неполадки – маловероятно, потому что технологии, передающие данные материалы очень качественны и передаются строго конфиденциально. Коррупция — очень вероятно, потому что преподавательский состав заинтересован в успешной сдачи данного экзамена, который отражается впоследствии на рейтинге учебного заведения.

При получении среднего общего образования в Российской Федерации проводится Единый государственный экзамен для выпускников 11 классов, который направлен на борьбу с коррупцией [15].

Со времени введения данного экзамена, то есть с 2009 года, коррупционные проявления в сфере образования начинают обретать новые формы. Причиной этого является желание обойти такую экзаменационную систему из-за нежелания «выбывать» из системы образования на два года в случае неудовлетворительного результата ЕГЭ.

Стоит отметить и сложности обеспечения информационной безопасности экзаменационных материалов. Так, в 2018 году 31 мая Дмитрий Гущин, преподаватель, опубликовал «утечку» некоторых заданий по профильной математике, не утверждая полной достоверности вышесказанного. Уже на следующий день, 1 июня, проходил сам экзамен, и многие студенты подтвердили идентичность тех материалов, которые опубликовал в социальной сети «Вконтакте» Дмитрий Гущин. Причем он утверждал, что эти материалы были в сети за неделю до самого экзамена. Быстро среагировала на данную информацию пресс-служба Рособрнадзора, которая заявила об отсутствии каких-либо «утечек».

Точно такая же ситуация произошла и с экзаменационными материалами по химии. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подала иск в суд к учителю из Санкт-Петербурга, Дмитрию Гущину, который, по их мнению, сообщил непроверенную информацию об утечках заданий с Единого Государственного экзамена. Разбирательство по этому делу ведется и по сей день.

Высшее образование. На этом этапе образования существует несколько видов преступлений коррупционного характера.

Во-первых, это аккредитация высших учебных заведений. Проверяющие инстанции всегда смогут найти какие-либо недостатки в подготовке выпускников или в ведении образовательной деятельности и могут лишить их права вести такую деятельность. Но понимание того, что закрытие и прекращение действия какого-либо университета может создать проблемы и администрации высшего учебного заведения и соответствующим органам власти. Поэтому выходом из такой ситуации может стать неформальная договоренность с проверяющей инстанцией об удовлетворительных результатах проверки. И, соответственно, такая договоренность сопровождается зачастую передачей денежных средств.

Во-вторых, в высших учебных заведениях распространено такое явление как «обучение за взятку», которые даются студентами преподавателям за получение зачётов и экзаменов, за сдачу курсовых и дипломных работ.

Учитывая вышеизложенное можно сформулировать некоторые предложения по противодействию коррупции в сфере образования. Так, в социологическом опросе среди студентов Южного Федерального Университета был вопрос «Как стоит бороться с коррупциях в стенах высшего учебного заведения?». Ответы на него можно подробно рассмотреть в авторской диаграмме:

Диаграмма № 2

Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что предлагаемые меры (первые три варианты) противодействия коррупции приблизительно представлены равным числом респондентов.

К другим мерам противодействия коррупции можно отнести:

  • постоянное информирование общества о его правах граждан в области образования;
  • установка ясных форм административного поведения и процедур общественного контроля над образовательными организациями; то есть создание специального кодекса, который включает правила корпоративной этики;
  • обеспечение прозрачности системы набора в вузы; причем как набора преподавателей, так и набора студентов;
  • общественный мониторинг бюджета образовательных организаций; то есть подотчетность образовательных учреждений;
  • проведение анонимных опросов учащихся о фактах взяточничества;
  • немедленное увольнение взяточника;
  • повышение уровня заработной платы преподавателям.

Несмотря на большой перечень возможных средств преодоления коррупции и борьбы с ней, на этом пути встречаются множество преград. Итак, рассмотрим проблемы, ограничивающие противодействие преступлениям коррупционного характера:

  • создание специального кодекса не влияет на коррупцию, действует только в условиях сильной корпоративной культуры, запрещающей брать взятки. Для того чтобы кодекс не оставался формальностью, необходимо контролировать выполнение этих правил специальными органами;
  • информация о студентах и преподавательском составе может быть недостоверна и носить субъективный характер;
  • мониторинг бюджета будет эффективен только в случае достоверности информации, однако она может также таковой и не являться, тогда контроль за бюджетом будет напрасным;
  • проведение анонимных опросов не дает гарантии объективности мнения студентов. То есть процент вероятности «вброса» недостоверной информации высок, и тогда необходимы дополнительные проверки;
  • с одной стороны значительное повышение уровня заработной платы должно подавлять желание брать взятку, а с другой стороны это не ограждает от желания получения больших материальных средств.

За последние годы в Российской Федерации выстроена государственная система теоретических положений и практических мер противодействия коррупции, контроля доходов и расходов должностных лиц, представления ими сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, разработаны и реализуются взаимосвязанные меры привлечения к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения [16].

Учитывая факт наличия коррупционной деятельности в сфере образования необходимо совершенствовать данную систему, в части повышения ее эффективности в учебных заведениях. Можно говорить о важности борьбы с коррупцией в сфере политики и экономики, здравоохранения и обороны, но что это даст, когда система, образования будущих политиков, экономистов, врачей и военных поражена коррупцией? Образование является фундаментом для развития успешного государства, но как построить успешное государство без фундамента? Поэтому весьма актуальна задача совершенствования комплекса мер противодействия коррупции в сфере образования и совершенствования антикоррупционного законодательства в данной сфере [17].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов С.А. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. Ростов-на-Дону, 2013. С. 125-126.

2. Ст.1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. От 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 2008 г., выпуск №52, ст.6228.

3. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30-37.

4. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011. С. 351.

5. Медведев: Образование и дальше останется в центре внимания правительства. Доступ: http://www.rg.ru/2016/01/21/obrazovanie-anons.html (дата обращения 24.01.2016 г.)

6. Лабыкин А. ЕГЭ по доброй воле // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016). С. 11.

7. Воронцов С.А. О ХАРАКТЕРЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 3 (70). С. 92-95.

8. Воронцов С.А., Понеделков А.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. Ростов-на-Дону, 2015. С. 9.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.2.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4.

11. Ольга Костина, ГЕНПЛА «Коррупция в детском саду: как с ней бороться?» от 2015-08-12 (http://genplanua.com/korrupciya-v-detskom-sadu-kak-s-nej-borotsya-938.html)

12. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», N 273-ФЗ СТ. 56.

14. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

15. Салюк А. А., Матненко М. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11497/ (дата обращения: 18.12.2018).

16. Воронцов С.А. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3. С. 51-59.

17. Демкина Е.В Социальный заказ на антикоррупционное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 10-12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *