КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В данной статье рассматриваются проявления коррупционного характера в различных сферах государства и общества, анализируются методы борьбы с ней, оценивается общественная опасность коррупции, предлагаются пути и способ противодействия коррупции в современной России.

КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ГСНТИ: 10

Маликова Анастасия Эдуардовна

Южный федеральный университет

студент Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: nastyamalik99@mail.ru

CORRUPTION IN MODERN RUSSIA: METHODS OF COUNTERACTION

Malikova Anastasia Eduardovna

of the Southern Federal University

a student of the Law Faculty

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: nastyamalik99@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проявления коррупционного характера в различных сферах государства и общества, анализируются методы борьбы с ней, оценивается общественная опасность коррупции, предлагаются пути и способ противодействия коррупции в современной России.

ANNOTATION

This article examines the manifestations of corruption in various spheres of the state and society, analyzes methods of combating it, assesses the public danger of corruption, suggests ways and means to counter corruption in modern Russia.

Ключевые слова: коррупция, политика, государство, противодействие, право, закон, концепция, стратегия, план

Keywords: corruption, politics, state, opposition, right, law, concept, strategy, plan

Наиболее распространенное определение коррупции – подкуп, продажность, взяточничество [1]. Существует множество других определений, общим для которых является подкуп-продажность государственных и иных служащих и на этой основе корыстное использование ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [2].

В современной России коррупция продолжает оставаться одной из самых острых социальных проблем, негативно влияющей на все сферы жизни общества. Сам факт её существования уже приобрел устойчивость в общественном сознании, что снижает эффективность противодействия данному негативному феномену. Иными словами, коррупция воспринимается значительной частью российского общества не как криминальное явление, а как неотделимая часть социально-экономических отношений. Многие наши соотечественники невозмутимо, более того с заинтересованностью, воспринимают коррупционные механизмы, вступают в коррупционные отношения, объясняя свою позицию невозможностью решения проблем иным законным способом. Во многом это связано с системной сущностью коррупции, а также с недостаточной антикоррупционной просвещенностью граждан.

Изложенное выше особенно касается бытовой коррупции, которая уже давно стала восприниматься как часть социальной реальности, а не как преступление [3].

Это свидетельствует о деформации ценностных ориентиров у россиян, а особенно в подростково-молодёжной среде, как негативной тенденции современной жизни.

В современной России в рамках интенсивного воздействия коррупции на фундаментальные элементы социально-экономической жизни остро стоит вопрос о противодействии коррупции, ведущей к несправедливому расходования бюджетных средств и ресурсов государства, снижению инвестиционной привлекательности нашей страны, банкротству, снижению качества реализуемых услуг и др. Учитывая ущерб, наносимый коррупцией, она давно стала одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. [4] Так, по данным Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры, в Российской Федерации, за последние два с половиной года коррупция нанесла РФ ущерб на 130 млрд рублей, за последние три с половиной года за совершение коррупционных преступлений осуждено более 45 тыс. человек, из которых 4,5 тыс. являлись должностными лицами правоохранительных органов [5].

Коррупция срывает планы экономического роста России, затрудняет реализацию приоритетных национальных проектов, способствует росту организованной преступности, углубляет социальное неравенство, порождает проявления экстремизма, что, в конечном итоге, усугубляет отрыв власти от народа и ведет к социальному взрыву.

Эффективное противодействие коррупции возможно при правильном определении ее сущности. Поэтому в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы [6] Президентом России В. Путиным была поставлена задача организовать исследование природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе. При организации такого исследования необходимо опираться на индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления [7].

Тщательный анализ первопричин коррупции необходим для определения комплекса мер по выявлению, пресечению, предупреждению коррупционных проявлений, минимизации и ликвидации их последствий [8].

Ключевым элементом в системе мер противодействия коррупции является правильное определение причин и условий, воспроизводящих данный негативный феномен, способствующих его «выживаемости» в условиях, казалось бы, тотальной, бескомпромиссной антикоррупционной деятельности всех структур государства и общества. При разработке системы мер следует учитывать, что человек существо, имеющее рассудок. И в ситуации, когда имеется возможность выбора, он выбирает наименее затратный и наиболее выгодный для себя путь. И сколько бы борцы с коррупцией не твердили человеку, что давать и брать взятки плохо, если возникает ситуация, при которой можно достичь выгоду для себя, как показывает жизнь, ни этические нормы, ни законы не срабатывают. Ибо люди дают и берут взятки из соображений выживания, комфорта, престижа [9].

К причинам, по которым люди становятся коррупционерами, можно отнести:

низкий доход большинства чиновников;

отсутствие возможности достигнуть своих целей честным и законным путем;

потенциальное осознание гражданами низкой вероятности разоблачения преступных деяний;

отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением определённого должностного лица;

психологические аспекты, основанные как на правовой неуверенности граждан, так и на выборности вариантов поведения должностного лица;

гражданско-правовую деструктивность.

Таким образом, корыстные мотивы поведения, стремление к обогащению любым путем, являются основополагающией причиной коррупции в обществе. Основополагающей, но не единственной, что ещё раз приводит к потенциальной дилемме о причине появления коррупции.

Ключевым актом антикоррупционного законодательства, безусловно, можно назвать Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 378-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, организационные и правовые основы предупреждения коррупции и методической борьбы с ней, а так же минимизации и ликвидации потенциальных последствий коррупционных правонарушений. В данном законе конкретизировано современное правовое понятие коррупции: это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации построено с учетом международных антикоррупционных стандартов и зарубежного опыта противодействия коррупции [10].

При этом следует учитывать, что далеко не все основные принципы и подходы зарубежных антикоррупционных технологий, показавшие свою эффективность могут дать положительный эффект в российских условиях [11].

Одной из главных задач противодействия коррупции, вытекающих из Федерального закона «О противодействии коррупции» является задача по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. К числу методов реализации данной задачи следует отнести:

внедрение в различные государственные телевизионные каналы определённых сюжетов про лиц, уличенных в преступлениях коррупционного характера с последующим арестом;

публикации статей в газетах и журналах о преступлениях, связанных с коррупцией;

массовую демонстрацию обществу информации о выявлении, устранении коррупциогенных факторов и противодействии им;

публичность статистической направленности.

Особое значение придается антикоррупционному просвещению, которое должно предусматривать формирование особого общественного мировоззрения, осуждающего коррупцию в целом [12].

Важнейшей составляющей антикоррупционной политики является соблюдение чиновниками разного уровня установленных законом запретов и ограничений, предоставления ими сведений об имуществе, о своих доходах и расходах, а также об имуществе и доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [13]. За отказ от предоставления данной информации или представление недостоверных, неполных сведений чиновник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия [14]

Здесь идет речь о существенной прозрачности доходов государственных органов власти и логичности путей, приобретённых ими доходов, где, безусловно, можно говорить о массовой подотчётности общественному механизму.

Аналогична и возможность введения особой разновидности уже имеющегося типа наказания, представляющего дополнительное основание для дальнейшего увольнения с государственной службы. Причиной тому может послужить утрата доверия, которая, в свою очередь, может быть основана на нарушении, вызванном тем или иным представителем государственного органа, чиновником, особых форм ограничений и запретов.

По моему мнению должен быть введен критерий эффективного рабочего деяния или безупречного рабочего деяния. Их терминологическое состояние поможет определить те или иные качества, которые в дальнейшем на правовом уровне смогут стать обязательным фактором продвижения по карьерной лестнице. Это будет способствовать мотивации чиновнического аппарата к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, избеганию ими поведения коррупционного типа, способного значительно ухудшить дальнейший путь карьерного продвижения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующие основные направления противодействия коррупции:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции;

воспитание нравственного самосознания общества, основанного на неприятии к коррупции;

реформирование государственного и муниципального аппарата, основанное на ужесточении антикоррупционных мер, а также введении новых антикоррупционных критериев для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице чиновнического аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.

2. Долгова А.И. Криминология. Учебник для вузов. М.: Норма, 2011. С. 501.

3. Бытовая коррупция, или Почему люди дают взятки. 05.12.2017. http://don24.ru/press-room/bytovaya-korrupciya-ili-pochemu-lyudi-dayut-vzyatki.html

4. Воронцов С.А. О ХАРАКТЕРЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 3 (70). С. 92-95.

5. Коррупция нанесла РФ ущерб на 130 млрд рублей за 2,5 года. https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825598.shtml

6. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71364578/#ixzz57XphvsoP

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30-37.

8. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.

9. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О СЛАБЫХ ЗВЕНЬЯХ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 1. С. 143-154.

10. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

11. Воронцов С.А. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РОССИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОКАЗАВШИХ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

12. Тороков Д.А. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении РФ // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 12.

13. Воронцов С.А. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3. С. 51-59.

14. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

15. Желтевская О.В. Новые государственные меры в области противодействия коррупции: антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации по единым общероссийским стандартам//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 7-2. С. 215-221.

16. Кабанов П.А. Правовые средства обеспечения институционализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: региональный опыт и перспективы развития//Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8. С. 1765-1772.

17. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Институт государства и права РАН, 2017. — 290 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *