РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В статье анализируется место прокуратуры с современной системе публичной власти в Российской Федерации. Рассматриваются различные взгляды на эту проблему.

РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

ГСНТИ: 10

Пономарева Юлия Сергеевна

Южный Федеральный Университет

студентка Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: JulaPonomareva@mail.ru

THE ROLE AND PLACE OF THE PROSECUTOR’S OFFICE IN THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES

Ponomareva Julia Sergeevna

of the Southern Federal University

student of the Law Faculty

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: JulaPonomareva@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется место прокуратуры с современной системе публичной власти в Российской Федерации. Рассматриваются различные взгляды на эту проблему.

ANNOTATION:

The article analyzes the place of the prosecutor’s office with the modern system of public authority in the Russian Federation. Different views on this issue are considered.

Ключевые слова: прокуратура, функции, исполнительная, законодательная, судебная, власть, исполнение, обеспечение

Keywords: prosecutor’s office, functions, executive, legislative, judicial, power, execution, provision

Прокуратура на современном этапе развития Российского государства представляет собой сложный многофункциональный институт государственного механизмаСовременная российская прокуратура является важнейшим государственным институтом, обеспечивающим надзор за всеми сферами жизни общества. Свое начало прокуратура ведет еще с Петровских времен [1] и имеет обширные правовые традиции.

В главе «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ можно найти нормы о прокуратуре, однако уже из самого содержания статьи 129 [2] становится ясно, что никакого отношения к судебной власти прокуратура не может иметь. Законодатель с помощью названия точно определил, что две эти сферы отличны друг от друга. Учитывая существование принципа разделения властей, возникает вопрос, какое же место должна занимать прокуратуры в системе ветвей власти? Эта проблема до сих пор оставаться актуальным.

В настоящее время существуют разные точки зрения по этой теме дискуссии. Этот вопрос рассматривается с разных позиций, например, его касались Алексеев В.Б., Долежан В.В.,  Колибаб К.Е., Шобухин В.Ю., [3, 4, 5] и многие другие. Так, Долежан В.В. высказывался об отнесении прокуратуры к законодательной ветви государственной власти, Шобухин В.Ю. к исполнительной, а Алексеев В.Б. и Колибаб К.Е. к судебной.

Н. В. Мельников, судья Конституционного суда Российской Федерации выделяет органы прокуратуры в отдельную ветвь власти, которую называет контролирующую. При этом Н. В. Мельников отмечает, что именно прокуратура должна быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти [6]. Такие ученые, как С. Г. Буянский, Г. И. Боровин и В. Ф. Коток делают подобные выводы, выделяя надзор за соблюдением единства и укрепления законности, исполнением законов в целях обеспечения их главенства и Конституции РФ, как явление уникальное и свойственное только органам прокуратуры РФ, предлагают ввести в Конституцию такую главу, как «Прокурорский надзор».

Многие утверждают, что прокуратура является особым механизмом по отношению ко всем остальным ветвям власти, потому что имеют определенный статус. Так, профессор А. Д. Бойков считает, что прокуратура является органом государства по надзору за законностью, деятельность свою ведущий в равной степени как по отношению к законодательной, исполнительной, так и к судебной ветви власти [7].

Чтобы решить вопрос о месте органов прокуратуры в механизме государства, будет целесообразно обратиться к мировому опыту, так как в мире прокуратура в системе государственных органов занимает разное положение [8].

В.Н. Додонов выделяет четыре группы стран. «Первая группа, к ним относятся такие страны как США, Франция, Нидерланды, Польша, Япония, где прокуратура входит в состав министерства юстиции, хотя и может относиться к органам правосудия и действовать при судах, а прокуроры могут принадлежать к судейскому корпусу. Вторая группа — страны, в которых прокуратура полностью включена в состав судебной системы и находится при судах или пользуется в рамках судебной власти административной автономией к такой группе можно отнести: Испания, Латвия, Болгария. Вьетнам, КНР, КНДР, Куба, Лаос, относятся к третьей группе где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства, и четвертую группу составляют страны, где прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет, например, Великобритания» — утверждал В.Н. Додонов [9].

Таким образом, в разных странах прокуратура может относиться к исполнительной, судебной власти или не входить в классическую триаду властей. Если говорить о функциях деятельности каждой из выделенных групп организации прокуратуры, не могу не выделить, что в настоящее время сформировались две основные модели прокуратуры: прокуратура как орган надзора за законностью и прокуратура как преимущественно орган уголовного преследования. К первой относятся социалистические и целый ряд бывших исторически социалистических стран, второй модели придерживаются абсолютное большинство стран романо-германской системы права. Государством, в котором прокуратура появилась как специальный контрольно-надзорный орган, является Франция, а непосредственным основателем данного института – Филипп I, который в ордонансе от 25 марта 1302 г. закрепил представительство интересов короля прокуратурой [10]. С момента возникновения прокуратуры во Франции она являлась сугубо обвинительным и карательным органом, для выполнения воли короля и дачи заключения в судах. Появившись во Франции, вскоре данный институт получил распространение и в других странах мира — в Германии, Италии, Австрии, Нидерландах.

По мнению Е. Г. Князевой [11], в зарубежных странах очень мало прокуратур, которые были бы сходны по организации и содержанию деятельности с российской прокуратурой.

Например, можно обратиться к опыту Португалии, где прокуратура обладает функциями, сходными с целями и задачами российской прокуратуры, но не входит не в одну ветвь государственной власти. В соответствии с главой четвертой Конституции Португалии, которая исключительно посвящена прокуратуре, прокуратура осуществляет представительство государства, уголовное преследование, защиту демократической законности от имени государства, а также интересов, определяемых законом. Генеральный прокурор назначается президентом республики по представлению правительства.

Классическим примером четкого отнесения прокуратуры к судебной власти является Болгария, прокуратура включена в главу шестую «Судебная власть». Данный орган, являясь частью судебной власти, является независимым институтом, а прокуроры, выполняя свои функции, подчиняются только закону. На основании Конституции, Закона о судебной власти и Уголовно-процессуального кодекса прокуратура предоставляет на правосудие, совершивших преступления лиц, и предъявляет обвинение во время судебного разбирательства, участвуя в судебном процессе как государственный обвинитель. Прокурор вправе принимать участие в работе суда как по гражданским, так и по уголовным делам, защищая интересы государства и общества, осуществляя надзор за соблюдением законности. В соответствии с Конституцией Болгарии судьи, прокуроры и следователи назначаются, повышаются и понижаются в должности Высшим судебным советом [12].

Таким образом, в современном мире нет единой модели, определяющей цели, задачи, принципы организации, функции, виды и направления деятельности прокуратуры. Прокуратура представляет собой институт, порожденный объективными потребностями исторического развития страны, характером и уровнем развития ее государственного механизма, экономики, традициями, менталитетом ее граждан.

Будет правильно провести исторический анализа условий возникновения, становления и развития прокуратуры в России. Российская прокуратура была учреждена 12 января 1722 года Указом Петра I, с целью обеспечения средствами надзора осуществления проводимых в стране экономических, социальных и политических реформ. По замыслу императора прокурорский надзор был сформирован как институт обеспечения исполнения воли государя, действующих законов в деятельности государственного аппарата и фискальных органов, в местах содержания заключенных под стражу.   С годами прокуратура стала неотъемлемым государственно-правовым институтом в системе государственного управления Российской империи.

В Российской Федерации прокурорский надзор остается основной и формой государственного контроля за исполнением законов на всей территории страны от имени Российской Федерации. Место прокуратуры в системе государственных институтов определяется прежде всего содержанием осуществляемых ею функций. К числу важнейших из них относятся:

1) прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

2) уголовное преследование;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

5) участие в правотворческой деятельности;

6) международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями. Выполнение каждой из них способствует укреплению российской государственности, защите прав и свобод граждан, повышению ее авторитета в российском обществе и на международном уровне [13].

Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые закреплены Федеральным Законом, заставляют задуматься о том, к какой же ветви власти относиться прокуратура или может быть прокуратура — это особый правоохранительный орган, не относящийся ни к одной из ветвей власти?

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Те, кто относят органы прокуратуры к законодательной ветви власти утверждают, что законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на территории всей страны. Поэтому «прокуратура является одним из механизмов законодательной власти» [14], а «прокурорский надзор — особый вид власти, который должен получать полномочия непосредственно от законодателя, им формироваться и быть подотчетным только ему» [15].

На мой взгляд вышеизложенные аргументы не убедительны, прокуратура РФ не может входить в законодательную ветвь власти потому что, что функции и назначение органов законодательной власти и прокуратуры абсолютно различны. В соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации, которой обладает исключительным правом издавать законы. А как мы знаем в компетенцию прокуратуры РФ издание законов не входит.

Как говорит Мельников Н. В.: «Российская прокуратура, наиболее близка к исполнительной ветви власти. Однако прокуратура не является органом исполнительной власти и не должна входить в ее состав, так как в этом случае деятельность прокуратуры станет, по меньшей мере, неэффективной, а подобную роскошь Россия не сможет себе позволить никогда. Сам характер прокурорских функций дает понять необходимость их успешной реализации при независимости прокуратуры от всех остальных ветвей власти, но активном сотрудничестве с ними. Прокурорский надзор, как мы знаем распространяется на широкий круг органов исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот большой блок по надзорной работе является элементом сдерживания исполнительной власти» [16].

При этом, в Решении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2005 г. N ГКПИ04–1479 [17], указано, что прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Вышеуказанное решение является подтверждением моей позиции о том, что прокуратура РФ не входит в исполнительную ветвь власти.

Конечно же, прокуратура тесно взаимодействует с судебными органами, но, по моему мнению, так как она не осуществляет правосудие, а это является основной функцией судов, прокуратура не может входит в судебную ветвь власти. В соответствии со статьей 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Некоторые ученые, относящие органы прокуратуры к судебной ветви власти, аргументировали свою позицию тем, что единственная статья, о прокуратуре которая закреплена в Конституции РФ (ст. 129) помещена в главу, именуемой судебная власть. На сегодняшний день, законодатель окончательно исключил возможность существования данной позиции, так как в соответствии с Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [18] законодатель переименовал главу 7 Конституции РФ с «Судебная власть» на «Судебная власть и прокуратура», чем на наш взгляд подтвердил автономность прокуратуры РФ от судебной власти. И размещение норм о прокуратуре в главу 7 Конституции РФ возможно добавило еще больше дискуссионности к вопросу о месте прокуратуры в системе государственного механизма.

Сделав вывод из всего сказанного, не могу не сказать, что прокуратура не может быть отнесена ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви государственной власти. Это не означает, что в процессе развития государства и общества роль прокуратуры в системе разделения властей, в конституционной системе государственных органов Российской Федерации не могут претерпеть изменения.

Исходя из всего сказанного, мы понимаем, что изменения в структуре и организации деятельности прокуратуры не может быть введены отдельными разрозненными изменениями и дополнениями в действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». По моему глубокому убеждению, нужен новый законопроект, который точно установит организацию и деятельность этого государственно-правового института, в полной мере соответствующего современному этапу развития российского общества.

Таким образом, прокуратуру можно назвать сложным многофункциональным государственным институтом выполняющем связующую роль между всеми тремя властями власти и обладающим признаками всех трех ветвей власти.

На мой взгляд, целесообразно ввести в Конституцию РФ статью, в которой точно и ясно были бы описаны функции, задачи и полномочия прокуратуры Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронцов С.А. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей / Ростов-на-Дону, 2001. С. 79-82.

2. Конституция Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 9.

3.Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1991. С. 44.

4.Шобухин В.Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 24 – 25.

5. Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 1998. С. 95 — 96.

6. Мельников В. Н. Прокурорская власть // Государство и право. –2002. — № 2– С.20–27

7. Бойков А. Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990–1996 гг. М., 1997.

8. Воронцов С.А. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ учебник для вузов / под редакцией С. В. Степашина. Ростов-на-Дону, 1999. С. 633-684.

9. Додонов В. Н. Прокуратура в России и за рубежом: сравнительное исследование. — М., 2001. — С. 5

10.Атарщиков Р. Г. Зарождение института прокуратуры в мировой практике и в российском государстве // Российский криминологический взгляд. — 2008. — № 1. — С.246

11. Князева Е. Г. Прокурорский надзор в зарубежных странах // Юридический мир. — 2014. — № 3. — С. 34.

12. Бессарабов В. Г. Прокуратура и контрольные органы зарубежных стран. — М.,2000. — С. 31

13. Воронцов С.А. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание). С. 156-165.

14. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. 1994. N

15. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 1997. N 4

16. Мельников Н. В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 37.

17. Бюллетень № 8 2005 года. http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=2748

18. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2014, «Российская газета», N 27, 07.02.2014, «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, N 6, ст. 548.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *