ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ СТРАН БРИКС НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ ПОЗИЦИЙ В РЕЙТИНГЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ИНДЕКСА

Целью настоящей статьи стало исследование глобального инновационного индекса стран БРИКС и влияние науки и образования на его изменение.

Предполагается, что для повышения глобального инновационного индекса необходимо активно сотрудничество стран БРИКС в области образования и науки. Для этого была проанализирована динамика изменения глобального индекса и направления взаимодействия в области образования стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования и науки они являются одним из основных компонентов позволяющих активизировать интеграционные процессы по внедрению и обмену инновациями в рамках стран БРИКС.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ СТРАН БРИКС НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ ПОЗИЦИЙ В РЕЙТИНГЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ИНДЕКСА

УДК 339

Дегтерева Екатерина Андреевна

кандидат экономических наук, доцент

Российский университет дружбы народов

кафедра маркетинга

г. Москва, Россия

Чернышева Анна Михайловна

кандидат экономических наук, доцент

Российский университет дружбы народов

кафедра маркетинга

г. Москва, Россия

Трофимова Александра Александровна

ассистент

Российский университет дружбы народов

кафедра маркетинга

г. Москва, Россия

E-mail: trofimova-aa@rudn.ru

THE INFLUENCE OF INNOVATIONS IN THE FORMATION OF THE BRICS COUNTRIES ON THE CHANGE OF THEIR POSITIONS IN THE RATING OF THE GLOBAL INNOVATION INDEX

Degtereva Ekaterina Andreevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russia

Chernysheva Anna Mikhailovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russia

Trofimova Alexandra Alexandrovna  

Assistant of the Department of Marketing

Peoples’ Friendship University of Russia

Moscow, Russia

E-mail: trofimova-aa@rudn.ru

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи стало исследование глобального инновационного индекса стран БРИКС и влияние науки и образования на его изменение.

Предполагается, что для повышения глобального инновационного индекса необходимо активно сотрудничество стран БРИКС в области образования и науки. Для этого была проанализирована динамика изменения глобального индекса и направления взаимодействия в области образования стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования и науки они являются одним из основных компонентов позволяющих активизировать интеграционные процессы по внедрению и обмену инновациями в рамках стран БРИКС.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы повышения международной конкурентоспособности инновационных систем российских вузов в научной среде БРИКС», проект № 18-010-01174.

ANNOTATION

The purpose of this article was to study the global innovation index of the BRICS countries and the impact of science and education on its change.

It is assumed that in order to increase the global innovation index it is necessary to actively cooperate with the BRICS countries in the field of education and science. For this, the dynamics of changes in the global index and areas of interaction in the field of education of the BRICS countries were analyzed. To test this hypothesis, we analyzed official data that were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education and science, they are one of the main components allowing intensifying the integration processes for the introduction and exchange of innovations within the BRICS countries.

The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project “Developing a program to improve the international competitiveness of innovative systems of Russian universities in the scientific community of BRICS”, project No. 18-010-01174.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, БРИКС, университеты, глобальный инновационный индекс, инновации, интеграционные процессы.

Keywords: higher education, higher education institutions, BRICS, universities, global innovation index, innovations, integration processes.

На международном этапе развития, ключевую роль играет инновационное развитие, стран являющихся участниками. При этом международная экономическая интеграция способствует усилению развития инновационных процессов, формирующих синергетический эффект. Стоит отметить, что интеграционные процессы происходящие между странами участниками международных организаций, способствуют их экономическому развитию, как в общем, так и в отдельных направлениях, в том числе и в инновациях, которые могут быть внедрены в различные сферы общества, например такие как образование, транспорт и т.д. С другой стороны сформированный инновационный потенциал страны также влияет на интеграционные процессы происходящие между странами-участниками объединения, таким образом можно отметить, что интеграционные и инновационные процессы взаимосвязаны между собой усиливают и укрепляют друг друга формируя общую интеграционную и инновационную систему стран участников международной организации.

Для Российской федерации одной из важнейших международных организаций в которых она принимает участие является организация БРИКС. Данная организация была образована в 2006 году четырьмя странами: Бразилией, Россией, Индией и Китаем, однако в 2011 году, к данной организации присоединилась Южно-Африканская республика. Важным отличием данной организации от других международных организаций является такие особенности как:

  • участники – это развивающемся страны с формирующейся рыночной экономикой;
  • отсутствие общих границ;
  • значительное различие в уровнях развития стран;
  • относительная дешевизна труда;
  • значительный экономический потенциал который может обеспечить доминирование участников на мировой арене в обозримом будущем.

Таким образом одним из ключевых факторов успеха развития стран БРИКС является активное внедрение интегрированных инновационных процессов в ключевые области экономики данных стран.

Маркером данного процесса является глобальный инновационный индекс (ГИИ), расчет которого происходит каждый год (с 2007 года) международной школой бизнеса INCEAD. Данный индекс включает в себя подиндексы входа и выхода, при этом подиндекс входа состоит из 55 показатели, а выхода из 27. Важными составляющими подиндекса входа являются такие показатели как: образование, научные исследования, человеческий капитал, информационные и коммуникационные технологии и т.д. Подиндекс выхода включает прежде всего такие показатели, как научные и творческие результаты.

В разрезе стран БРИКС можно проследить глобальный инновационный индекс как в общем, так и в разрезе подиндекса, а также по регионам (см. табл.1)

Таблица 1. Динамика изменения глобального инновационного индекса стран БРИКС.

2018 2017 2016
ГИИ Подиндекс входа Подиндекс выхода ГИИ Подиндекс входа Подиндекс выхода ГИИ Подиндекс входа Подиндекс выхода
Россия 46 (31) 43 (28) 56 (34) 45 (31) 43 (28) 51 (32) 43 (29) 44 (28) 47 (43)
Индия 57 (1) 63 (2) 57(2) 60 (1) 66 (10) 58 (2) 66 (1) 72 (3) 59 (1)
Китай 17 (5) 27 (7) 10 (1) 22 (6) 31 (7) 11 (2) 25 (7) 29 (7) 15 (2)
ЮАР 58 (1) 48 (1) 65 (2) 57 (1) 49(2) 69 (1) 54 (2) 47 (1) 71 (3)
Бразилия 64 (6) 58 (4) 10 (6) 69 (7) 60 (6) 80 (9) 69 (7) 58 (5) 79 (7)

Источник: www.wipo.inp

Наибольшую динамику показывает Китай, который не являясь лидером в регионе с 25 места в 2016 году поднялся на 17 место в 2018 году. Это обусловлено веской эффективностью научных результатов ученых Китая, а также значительно положительной динамикой развития инфраструктуры. На втором месте по развитию глобального инновационного потенциала находится Российская федерация, которая немного ухудшила свои позиции с 43 места в 2016 году до 46 места в 2018 году. Однако, такое изменение, является незначительным и в целом можно сказать, что Россия сохраняет свои позиции в данном рейтинге. Это происходит в первую очередь за счет достаточно высокого уровня развития института показателя развития человеческого капитала и исследовательской деятельности, а также эффективностью развития творческих результатов. На третьем и четвёртом местах с разницей в одну позицию расположилась Индия и ЮАР. При этом Индия занимает 57 место в 2018 году при 66 месте в 2016 году, а ЮАР 58 место в 2018 году и 54 место в 2016 году. Стоит отметить, что Индия показала позитивное изменение динамики, поднявшись за три года на 9 позиций, а ЮАР – отрицательную динамику опустившись на 4 позиции. Наибольшее влияние на развитие глобального инновационного индекса в Индии оказывает уровень дохода населения и высокая эффективность научных результатов. В ЮАР уровень развития инфраструктуры находится на недостаточно высоком уровне, однако по уровню развития институтов страна показывает вполне достойный результат.

На последнем месте среди стран БРИКС в рейтинге глобального инновационного индекса находится Бразилия занимая 64 место в 2018 году. Тем не менее страна показывает положительную динамику поднявшись на пять позиций по сравнению с 2016 годом (69 место). При этом Бразилия активно развивает свою образовательную деятельность и академическую мобильность.

Анализируя факторы влияющие на развитие инновационного потенциала стран БРИКС стоит отметить следующие недостатки в области образования:

  1. Бразилия характеризуется достаточно низким уровнем патентных заявок, а также низким уровнем их воздействия на инновационное развитие страны. Также стоит отметить достаточно значительный дисбаланс в образовании и квалификации трудового потенциала страны.
  2. Россия также характеризуется низким воздействием патентов и результатов научной деятельности на инновационное развитие государства, а также наличием дисбаланса между регионами, который может иметь двукратное, трёхкратное и четырехкратное изменение между ними.
  3. Индия объединяет недостатки предыдущих двух стран, такие как низкое воздействие патентов и результатов научной деятельности на инновационное развитие государства, региональным дисбалансом, а также дисбалансом в образовании квалификации рабочей силы.
  4. Китай прежде всего имеет такой недостаток как распространенность вторичных инноваций, то есть незначительная адаптация других стран в сферы деятельности Китая.
  5. ЮАР характеризуется дисбалансом в образовании квалификации, трудового населения, а также низким общим спросом бизнес сектора на внедрение инноваций.

Тем не менее, несмотря на проблему в развитии инновации страны БРИКС стремятся к совместному сотрудничеству интегрирую свои научно-исследовательские и образовательные программы. Так, например страны БРИКС активно сотрудничают с Евросоюзом в рамках реализации программы Горизонт 2020 по развитию научных исследований и технологий, которая упрощает процедуру получения грантов, отдает приоритет научным исследованиям, имеющим нетрадиционный подход, а также расширяет поддержку инноваций.

Бразилия и Китай активно осуществляют взаимодействие в области космической техники на базе национального института космических исследований Бразилии и Китайской академии космической техники. Также на базе Бразильской сельскохозяйственной исследовательской корпорации LABEX разрабатываются и внедряются программы виртуальных лабораторий в Китае.

На современном этапе развития сетевых университетов уже действует университет Шанхайской организации сотрудничества. Это сетевой университет, который объединяет несколько университетов из разных стран, в том числе из России и Китая. В рамках такого университета студенты могут проводить как минимум один семестр обучения в другом высшем учебном заведении из другой страны входящим в данный сетевой университет. Также в 2015 году был создан, а затем и определен перечень участников сетевого университета БРИКС. Среди которых с российской стороны выделяют такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РУДН, МФТИ и другие.

Наличие сетевого университета не исключает и двухстороннего сотрудничества между высшими учебными заведениями. Так, например Пекинский политехнический университет и МГУ им. М.В. Ломоносова в 2014 году заключили договор о формировании университета МГУ-ППИ в Китае.

В рамках научного сотрудничества развитию интеграционно-инновационного процесса стран БРИКС способствует принятый меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологии и инновации (2015 г. Бразилия) в котором достаточно полно определены механизм направления и формы сотрудничества стран БРИКС в этой области. Также в 2013 году был создан Совет экспертных центров БРИКС, который позволяет осуществлять активный обмен информацией между ведущими экспертами. Стоит отметить, что за каждой страной определено приоритетное направление сотрудничества, так Россия занимает активную позицию по водным ресурсам и борьбе загрязнениям, Бразилия – по предупреждению и ликвидации природных катастроф, Индия отвечает за геопространственные технологии и их применение в целях развития, Китай концентрирует свою деятельность на разработке новой и возобновляемой энергетике, а также на энергетической эффективности, ЮАР же отвечает за астрономию.

Для усиления и активной интеграции инновационных процессов между странами участниками БРИКС необходимо разработать действенные механизмы обменом результатов научных исследований, сформировать комплекс совместных программ как научно-исследовательских так и образовательных способствовать созданию не только сетевого университета стран БРИКС но и двух, трех и четырех сторонних договоров по созданию совместных высших учебных заведений, стимулировать создание и развитие международных и инновационных кластеров, которые должны включать в себя образовательный, исследовательский, инновационный и производственный компонентов. Таким образом будут сформированы действенные механизмы позволяющие повысить глобальный инновационный индекс стран БРИКС в целом и в частности только за счет качественного и количественного улучшения показателей научной и образовательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Трокаль Т.В. Проблемы и дальнейшие перспективы системы высшего образования в странах БРИКС // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 45-53. – ISBN 978-5-9908673-7-6. doi:10.21661/r-114500

3. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. – 2018. — №6 (87).

4. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

5. Официальный сайт — Рейтинг глобального инновационного индекса. [Электронный ресурс] URL: www.wipo.inp

6. Сидорова Е.А. Инновационное развитие стран БРИКС, предпосылки и перспективы сотрудничества / / Вестник международных организаций. – 2018. — №1 –стр.34-50.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *