СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В работах различных авторов, посвященных проблеме конкурсной оценки инновационных проектов, обычно не рассматриваются вопросы увязки экономических интересов участников данных конкурсов. В статье предложен научно обоснованный и практически реализуемый инструментарий решения данной задачи. Он является методической базой для выработки оптимальных управленческих решений, принимаемых на согласованной основе организациями-разработчиками, предприятиями-производителями и потребителями продукции в ходе конкурсной оценки инновационных проектов. Представленные показатели и алгоритмы их расчета имеют универсальный характер. Использование рассматриваемого инструментария позволяет повысить эффективность конкурсных процедур.

СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

УДК 338.24

Батьковский Александр Михайлович

доктор экономических наук, советник Генерального директора,

Центральный научно-исследовательский институт экономики,

систем управления и информации «Электроника»,

г. Москва, Российская Федерация

E-mail: batkovskiy_a@instel.ru

Стяжкин Александр Николаевич

кандидат экономических наук, начальник отдела,

Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации «Электроника»,

г. Москва, Российская Федерация

E-mail: stiazhkin_a@instel.ru

THE COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS OF PARTICIPANTS OF INNOVATIVE PROJECTS COMPETITIONS

Batkovskiy Alexander M.

Doctor of Economics, Advisor to the General Director,

Central Research Institute «Electronics»

Moscow, Russian Federation

batkovskiy_a@instel.ru

Batkovsky Michael A.

PhD in Economics, Leading Researcher,

JSC «Intelelectron Research Center,»

Moscow, Russian Federation

Styazhkin Alexander N.

Candidate of Economic Sciences, Head of Department,
Central Research Institute «Electronics»,

Moscow, Russian Federation

stiazhkin_a@instel.ru

АННОТАЦИЯ

В работах различных авторов, посвященных проблеме конкурсной оценки инновационных проектов, обычно не рассматриваются вопросы увязки экономических интересов участников данных конкурсов. В статье предложен научно обоснованный и практически реализуемый инструментарий решения данной задачи. Он является методической базой для выработки оптимальных управленческих решений, принимаемых на согласованной основе организациями-разработчиками, предприятиями-производителями и потребителями продукции в ходе конкурсной оценки инновационных проектов. Представленные показатели и алгоритмы их расчета имеют универсальный характер. Использование рассматриваемого инструментария позволяет повысить эффективность конкурсных процедур.

АBSTRACT

In the works of various authors on the problem of competitive evaluation of innovative projects, usually do not address the issues of linking the economic interests of participants in these competitions. The article offers scientifically grounded and practically implemented tools for solving this problem. It is a methodological basis for the development of optimal management decisions taken on an agreed basis by organizations-developers, manufacturers and consumers of products in the course of competitive evaluation of innovative projects. The presented indicators and algorithms of their calculation are universal. The use of the considered tools allows to increase the efficiency of competitive procedures.

Ключевые слова: экономические интересы, инновационные проекты, конкурс, оценка, оптимизация, согласование

Keywords: economic interests, innovative projects, competition, evaluation, optimization, coordination

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-00-000012 (№18-00-00008) КОМФИ.

Введение

Оценка инновационных проектов в ходе проведения конкурсов предполагает решение следующих планово-экономических задач: определение эффективности каждого из проектов; сравнение проектов и выбор лучшего из них. Эффективность инновационного проекта определяется системой показателей, которые отражают соотношение его затрат и результатов [1; 2; 3]. При этом ввиду экономической неравнозначности одинаковых по величине затрат, осуществляемых в разное время, необходимо использовать метод приведенной стоимости или дисконтирования. Целью данной оценки является выбор наиболее эффективных проектов с точки зрения их реализации [4; 5; 6].

При сравнении проектов требуется соблюдать системный подход, а также неравенство совокупного эффекта от реализации его отдельных мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения, что обеспечивается использованием комплексного подхода. Решению указанных задач посвящено значительное число научных работ [7; 8; 9; 10; 11; 12]. Вместе с тем, в них не рассматриваются, как правило, процедуры согласования экономических интересов участников конкурсов инновационных проектов. Отмеченное обстоятельство придает особую значимость исследованию рассматриваемой задачи.

Инструментарий согласования интересов разработчиков, изготовителей и заказчиков в процессе конкурсного рассмотрения инновационных проектов

В ходе проведения конкурса инновационных проектов необходимо оценить их прогнозируемые затраты и результаты для разработчиков, производителей и потребителей продукции [13]. Основными анализируемыми параметрами при этом являются:

— число организаций – разработчиков, предприятий-производителей и потребителей инновационной продукции, участвующих в конкурсе;

— затраты организаций – разработчиков, предприятий-производителей и потребителей создаваемой продукции;

— возможное сокращение продолжительности выполнения мероприятий проекта организациями – разработчиками и предприятиями – производителями продукции;

— прогнозируемый прирост экономического эффекта при использовании продукции, которая будет производиться в результате реализации инновационного проекта, ее потребителями (заказчиками) в расчете на год;

— планируемое увеличение объемов производства и реализации создаваемой продукции [14; 15].

Должна решаться задача выявления зависимостей между мероприятиями инновационного проекта и конечными характеристиками продукции, которая планируется к разработке, производству и реализации в ходе его выполнения [16]. При определении условий проведения конкурса инновационных проектов возможны два основных подхода к возмещению затрат его участников. Первый подход предполагает возмещение всех затрат организациям – разработчикам инновационной продукции и предприятиям – производителям потребителями продукции (или ее заказчиками). При втором подходе заказчики (или потребители) создаваемой продукции оплачивают организаиям – разботчикам и предприятиям-производителям лишь часть их затрат [17; 18]. Остальные затраты финансируются за счет внутренних источников разработчиков и производителей продукции. В этом случае должны определяться оптимальные соотношения указанных выплат. Первый подход к организации конкурсных процедур на практике используется относительно редко [19]. Поэтому рассмотрим подход, при котором осуществляется частичное возмещение затрат.

Пусть в конкурсе на стадии l предполагается участие n коллективов (организаций и предприятий), а Sl — необходимый объем затрат одного из этих коллективов. Определим условия, при которых данному коллективу выгодно принять решение об участии в конкурсе. Будем считать, что все коллективы находятся в равных условиях. Предположим, что условия конкурса предполагают для победившего коллектива, помимо оплаты всех его затрат, получение прибыли в размере yl. Вероятность победы в конкурсе для конкретного коллектива равна 1/n. С вероятностью коллектив не победит в конкурсе. Если α — доля затрат, финансируемых за счет внутренних резервов этого коллектива, то возможные потери коллектива оцениваются величиной . При этом заказчиками оплачиваются лишь средства в размере . Определим математическое ожидание хозрасчетного дохода коллектива по формуле:

Полный текст статьи размещен в pdf-версии журнала по адресу:

 http://rostjournal.ru/wp-content/journals/RostovScientificJournal22019.pdf

………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В. Влияние отраслевой структуры на эффективность производства в оборонно-промышленном комплексе // Радиопромышленность. – 2015. – № 2. – С. 186-201

2. Балашова К.В., Алексеев А.Л. Инструментарий экспертной оценки инновационных проектов и технологий // Радиопромышленность. – 2018. – № 2. – С. 99-104. DOI: 10.21778/2413-9599-2018-2-99-104.

3. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Мингалиев К.Н., Батьковский М.А. Развитие инструментария оценки финансовой устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 11 (305). – С. 55–66

4. Король С. О методологических подходах к оценке и выбору инновационных и инвестиционных проектов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 12. – С. 66-72.

5. Яшин С.Н., Охезина Г.М. Методика оценки качества планирования реализации проектов процессных инноваций на промышленных предприятиях // Финансы и кредит. – 2015. – № 34 (658). – С. 58-66.

6. Батьковский А.М. Батьковский М.А., Булава И.В. Анализ динамики и эффективности интеграции производства вооружений и военной техники // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 2-11

7. Вайсман Е.Д., Сулейманова Ю.М. Модель выбора инновационных проектов по критерию сохранения экономической устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 35 (338). – С. 39-43.

8. Воробьев В.П., Лобас А.С., Пьянкова Д.О. Оценка инновационных проектов на основе метода реальных опционов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2013. – № 6-1 (185). – С. 182-186.

9. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Гордейко С.В., Мерзлякова А.П. Оценка экономической устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – № 6. – С. 120-126

10. Осьмак В.В. Методические подходы к оптимизации оценки и выбору приоритетных инвестиционно привлекательных инновационных проектов // Инвестиции в России. – 2013. – № 3 (218). – С. 37-42.

11. Коршунов Г.И., Дозмаров А.М. Методика первичной оценки инновационных проектов для последующей реализации на промышленном предприятии // Вопросы радиоэлектроники. – 2017. – № 10. – С. 60-64.

12. Кузина Е.Д. Формирование технологии выбора способа осуществления инновационного проекта на основе принципов обеспечения его конкурентоспособности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 4. – С. 85-89.

13. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю. Оптимизация управления развитием оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Электронная промышленность. – 2014. – №3 – С. 48-58

14. Тараканов Д.В., Хмелевой В.В., Пагава Т.Л. Современный алгоритм выбора метода для оценки эффективности инновационного проекта // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 9 (98). – С. 758-763.

15. Мосейко В.О., Коробов С.А., Тарасов А.В Когнитивный метод экспертного сравнения потребительских качеств конкурирующих продуктов // Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – № 9. – С. 1069-1082. DOI: 10.18334/ce.10.9.36540.

16. Батьковский А.М. Моделирование программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности // Вопросы радиоэлектроники. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 163-173

17. Ганин А.Н. Финансовое планирование реализации инновационного проекта на предприятии радиоэлектронной промышленности // Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – № 9. – С. 1045-1056. DOI: 10.18334/ce.10.9.36539.

18. Фияксель Э.А., Сидоров Д.В., Разина В.В. Исследование конкурсов инновационных проектов как базовых структурных элементов инновационной экосистемы // Инновации. – 2017. – № 3 (221). – С. 34-46.

19. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. М.: Креативная экономика, 2011. – 512 с.

20. Будашевский В.Г., Пастухова О.Н. Целеполагание и некоторые методы решения задач синтеза и техникоэкономического анализа на различных этапах инновационного проекта // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – Т. 2. – № 6. – С. 87-97.

21. Трошин Д.В., Ворожихин В.В. Распределенная самоорганизующаяся система управления инновационными проектами как метод реализации открытых инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – Т. 10. – № 46 (283). – С. 15-24.

22. Голованов А.А. Механизм стратегического управления параметрами инновационного проекта // Экономика. Бизнес. Право. – 2017. – № 7-9 (23). – С. 46-53.

23. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Мерзлякова А.П. Прогнозирование инновационного развития предприятий радиопромышленности // Радиопромышленность. – 2011. – № 3. – С. 32-42

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *