НАНТСКИЙ ЭДИКТ, КАК ИТОГ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН ВО ФРАНЦИИ XVI ВЕКА

Эта статья посвящена договору между католиками и протестантами — Нантскому эдикту 1998 года, прекратившему многолетние религиозные войны во Франции во второй половине XVI века. Автор проводит анализ статей документа, рассматривает значимость Нантского эдикта для Франции, как возможность мирного сосуществования представителей разных религий, позволившего поставить государственные интересы выше религиозных.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ, КАК ИТОГ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН ВО ФРАНЦИИ XVI ВЕКА

ГРНТИ 03.09.25

Семикин Андрей Андреевич

Таганрогский институт имени А.П.Чехова филиал РГЭУ (РИНХ)

магистрант 2 — го года обучения

кафедра истории, факультет истории и филологии

Таганрог, Россия

E-mail: Andrew.semikin@yandex.ru

NANTIC EDICT, AS A RESULT OF RELIGIOUS WARS IN FRANCE OF THE XVI CENTURY

Semikin Andrey Andreevich

master student 2nd year of study

Department of History, Faculty of History and Philology

Taganrog Institute named after Anton Chekhov branch RSUU (RINH)

Taganrog, Russia

Email: Andrew.semikin@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

Эта статья посвящена договору между католиками и протестантами — Нантскому эдикту 1998 года, прекратившему многолетние религиозные войны во Франции во второй половине XVI века. Автор проводит анализ статей документа, рассматривает значимость Нантского эдикта для Франции, как возможность мирного сосуществования представителей разных религий, позволившего поставить государственные интересы выше религиозных.

ABSTRACT:

The article is devoted to the treaty between Catholics and Protestants — the 1998 Edict of Nantes, which ceased the perennial religious wars in France in the second half of the 16th century. The author analyzes the articles of the document, considers the significance of the Edict of Nantes for France, as an opportunity for the peaceful coexistence of representatives of different religions, which made it possible to put state interests above religious ones.

Ключевые слова: Нантский эдикт, веротерпимость, секретные статьи, реформированная религия, религиозный и политический компромисс

Keywords: Edict of Nantes, toleration, secret articles, reformed religion, religious and political compromise

В четырехсотую годовщину Нантского эдикта в 1998 году во Франции Жак Ширак отметил, « что вся история Франции – это «долгая история того, как мы учились нелегкому искусству жить вместе». Нантский эдикт до сих пор учит этому искусству. Он преподал французам, сказал президент, несколько важных уроков» [4,c.6]. Нантский эдикт показал, что Франция сильна когда она едина, и государство должно нести ответственность за своих подданных. Нантский эдикт стал революционным документом, его принятие внесло значительный вклад в спасение Франции от государственного раскола.

В современном обществе толерантность имеет особое значение: она проявляется во всех сферах общества. Исследование Нантского эдикта неразрывно связано с пониманием и осмыслением толерантности как во Франции XVI века, так и современном обществе. Актуальность вопроса изучения Нантского эдикта заключается в том, что толерантности мы начали учиться именно с него, он был первым правовым документом, в значительной степени уравнивающим права меньшинства и большинства. О толерантности мы говорим века, но до сих пор по всему миру остаются нерешенные религиозные конфликты.

Объектом исследования является Нантский эдикт 1598 года. Предметом исследования является текст Нантского эдикта и его влияние на французское общество и государство.

Целью работы является анализ изменений в разных сферах жизни французского государства в соответствии со статьями Нантского эдикта.

Религиозные войны пошатнули устои старой средневековой церкви, многие верующие разных направлений стали толерантно относиться к другим религиозным культам. Главным достижением короля Генриха IV было освобождение Франции от иностранных войск и восстановление религиозного мира. Итог религиозно-политическим конфликтам был подведен в 1598 году Нантским эдиктом, изданным Генрихом IV, что привело к реформированию религии.

Нантский эдикт — договор королевской власти с протестантами, подписанный в двух экземплярах, первоначальный документ не сохранился. Протестантский экземпляр хранился в Ля — Рошели, где был уничтожен пожаром при взятии крепости. Судьба королевской копии не известна. Содержание документа сохранилось в аутентичных списках той эпохи. Один экземпляр находится в Национальном архиве, ее сделали для парижского парламента, он был ратифицирован в 1599 году в сокращенном виде. Вторая копия находилась в Библиотеке города Женевы, на ее основе и воссоздан оригинальный текст документа. В записях библиотеки не отражено кем передан документ на хранение, в архиве он появился в начале XVIII века. Тексты этих документов не полностью совпадают. Также расходятся даты подписания эдикта (13 или 30 апреля), в связи с тем, что законодательные акты того времени личного волеизъявления монарха не датировались. Даты ориентировочно взяты из отметок, заверенных королевскими нотариусами. Вероятность того, что эдикт был подписан в Нанте тоже не велика. 13 апреля Генрих прибыл в Нант, но исторические подробности составления и провозглашения эдикта не сохранились. Некоторые историки предполагают, что эдикт был подписан без оглашения, для того чтобы не раздражать католиков привилегиями для протестантов, а протестантов не достаточными привилегиями за их помощь в борьбе за престол. В любом случае эдикт стал первым документом предоставившим протестантам подлинный юридический статус.

Нантский эдикт не мог вступить в силу только по решению короля, его должны были утвердить судебные органы. Парижский Парламент, как высший судебный орган, внес ряд изменений не в пользу протестантов, однако эдикт был принят. Лучше было иметь хоть какие — то гарантии, чем не каких. Некоторые провинциальные парламенты утвердили закон только после специального королевского письма. В итоге Генрих IV назвал его «вечным и неотменяемым»[6, c.136], хотя Эдикт претерпевал временные изменения в действии, то в ограничении, то в расширении его статей, в частности по сроку принадлежности крепостей гугенотом.

Нантский эдикт получился объемным: «он включал в себя девяносто две основные статьи и пятьдесят шесть дополнительных, названных секретными, а также четыре документа, в двух из которых оговаривались важные вопросы, связанные с финансами и военными действиями» [1,c.210].

Эдикт предлагал не вспоминать всего, что было до принятия документа. Действие эдикта началось с принятия амнистии за совершенные преступления на религиозной почве. Отменялись приговоры, решения о продаже имущества, аресты протестантов как живущих, так и умерших с момента правления Генриха II. Изгнанные могли вернуться во Францию. Запрещались завещания о лишении наследства по религиозным соображениям. Эдиктом запрещалось вспоминать прошлые события и обвинения под угрозой наказания за нарушения общественного спокойствия.

В Нантском эдикте объявляется, что католичество остается основной религией Французского королевства. Третьей статьей король устанавливает, чтобы «…католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства …, где ее отправление было прервано…» [6, c.135]. Духовенству католиков по эдикту были возвращены земли и имущество.

Протестантам разрешалось исповедовать реформированную религию, без притеснений. Преследование гугенотов было запрещено, но оправление культа не разрешалось в некоторых городах: Тулузе, Дижоне, Реймсе, Шартре и других, в том числе Париже, при королевском дворе и свите, в армии и образовании. Протестантам по эдикту запрещалось проводить свои культы в католической церкви и при католических служителях. Гугеноты не могли собираться более 30 человек и проводить свой культ на территориях, принадлежащих католикам, если не получат разрешение от судебных ведомств.

Восьмой статьей запрещается силой или обманом прививать другую религию, как католическую, так и реформированную. Далее оговаривается, что гугеноты обязаны соблюдать католические праздники, не заставлять трудиться в эти дни работников и не открывать свои лавки. Протестантские книги разрешают печатать и продавать только в местностях, где новый культ разрешен. В книгах религиозного содержания запрещается порочить другие религии, что в соответствии с эдиктом должно подвергаться судебным разбирательствам.

Эдиктом отменяется запрет на занятие придворных и общественных должностей гугенотами. Интендантом финансов становится Максимильен де Сюлли, не принявший католическую веру. По эдикту запрещается дискриминация по религиозному признаку. Король не учитывал религиозные предпочтения и происхождение человека, он всех измерял полезностью для страны, главным были личные качества и преданность королевской власти. Всех способных служить на королевской или муниципальной службе, несмотря на религиозную принадлежность, призывали честно служить своей стране. Представители всех религий уравнивались в правах при замещении государственных должностей, при поступлении в образовательные учреждения и госпитали.

Правительство должно было выделять протестантам субсидии на школы и церкви. Гугенотам дозволялось собирать собрания, содержать своих депутатов при дворе для донесения прошений и жалоб.

Большая часть статей направлены на регулирование юридических и судебных вопросов. Правосудие и управление призваны поддерживать мирные отношения между представителями религий. В парижском парламенте должна быть создана палата эдикта в состав которой входят президент и 16 советников из парламента. Палата будет заниматься судебными вопросами по реформированию религии и делами, которые рассматриваются парламентами Бретани и Нормандии. Палаты устанавливались в Гренобле и Бордо, состоящих из двух президентов (Представители католической и реформированной религии), 12 советников католиков и протестантов. Католики назначаются из числа представителей парламентов.

Генеральные прокуроры и их помощники должны докладывать о всех нарушениях эдикта. Нантский эдикт требовал от подданных королевства отказа от участия от участия в лигах и ассамблеях. Запрещалось строить укрепления, создавать группировки не одобренные королевской властью.

Кроме основных статей в Нантском эдикте были зарегистрированы секретные статьи. Дополнительные статьи не публиковались, дабы не раздражать католиков. По которым жизнь в королевстве требовала соблюдение эдикта. От протестантов не требовалось соблюдение католических праздников, но они не должны сопротивляться украшению их домов к праздникам.

В соответствии с секретными статьями в некоторых местах гугенотам не разрешалось совершать свой культ, а в некоторых городах культ можно проводить только вне города или в специально отведенных для этого местах. Король запретил преследование сторонников реформированной религии, «… считать недействительными их браки незаконнорожденными детей» [5, c.136]. За законность браков отвечает представитель реформированной церкви, также король пожелал чтобы в отношении браков и гражданских дел королевские и церковные судьи рассматривали дела совместно палатой Эдикта.

Протестантам разрешалось собирать ассамблеи, могут собирать налоги, решать вопросы о финансировании своей церкви, но при этом предоставлять отчеты о финансовых операциях королевскому судье и канцлеру.

Нантский эдикт был негативно воспринят католическим миром во главе с Папой Римским. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Католики члены парламентов затягивали с его регистрацией. Со своей стороны гугеноты считали, что эдикт недостаточно удовлетворяет их требования, обвиняли короля в защите католицизма. Но несмотря на недовольство разных сторон, Нантский эдикт смог временно остановить внутриполитическую борьбу и установить стабильность во Франции. Он стал декларировать права жителей французского государства независимо от религиозной принадлежности. Эдикт «… не удовлетворял крайние элементы в обоих лагерях, но был в целом приемлем для большинства» [3, c.236].

Генрих IV надеялся, что при помощи Нантского эдикта, подчинить гугенотов централизованному государству. Его расчеты в большей мере оправдались. Часть гугенотского дворянства стало менять свою религию, что ослабляло политическую оппозицию.

Изучение и проведенный анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.

Нантский эдикт от 13 апреля 1598 года, изданный Генрихом IV, состоял из торжественной декларации и секретных статей. Нантский эдикт привел к реформированию религии, стал первой попыткой, позволяющей легально принять религиозные убеждения меньшинства. Для своего времени этот документ играл большую роль, как для Франции, так и для всей Европы в вопросе веротерпимости и мирному сосуществованию разных религиозных течений, эдикт первым для конфессионального меньшинства предоставлял определенный юридический статус и основные права — свобода совести и исповедания своей религии. Во Франции наступило устраивающее всех религиозное равновесие. Внутри Французского государства, по завершении конфликтов, возникло гугенотское государство, которое принималось с относительной религиозной терпимостью.

Протестанты получили возможность занимать государственные должности; иметь представителей при дворе; исповедовать свою религию и получать средства на нужды богослужения; содержать армию и иметь во владении двести городов.

При помощи Нантского эдикта был достигнут религиозный и политический компромисс, позволивший Франции передохнуть от кровопролития и заняться восстановлением хозяйства, пострадавшего в период войн. После религиозных войн начался быстрый подъем сельского хозяйства, большими темпами развивались промышленные мануфактуры, внешняя и внутренняя торговля, продвигалась наука и культура, началась колонизация Канады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Констан Ж.М. Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн.(Пер. Е.В. Морозова). М.: Молодая гвардия, 2005, с. 210
  2. Ле Руа Ладори Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460-1610. (Пер. Е.Н. Корендясова и В.А. Павлова). М.: «Международные отношения», 2004 -416 с.
  3. Манфред А.З. (Отв. редактор), Загладин В.В. Далин В.М. Павлова С.Д. Сказкин. История Франции.Т1.М. : Наука, 1972, с. 236.
  4. Большаков Б. Кофе и круассан. Русское утро в Париже. ООО «ТД Алгоритм», 2015, с.6 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https: //bookz.ru (дата обращения 31.10.2017)
  5. Декларация о регистрации секретных статей Нантского Эдикта. Исторический факультет МГУ. Иллюминаты. [Электронный ресурс] — Режим доступа: ruhttp: //www. illuminats.ru. (дата обращения 29.03.2018)
  6. Нантский эдикт (13 апреля 1598 г.). Истоки толерантности. Национальный психологический журнал №2(6) 2011. с. 135, 136. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения 22.03.2018)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *