ПУТИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Данная статья определяет проблемы и пути развития оценки реализации основных направлений экономической деятельности таможенных органов через перераспределение последовательности административных процедур и функций между таможенными и налоговыми органами. Предлагается внедрение профиля риска для усиления таможенного контроля после выпуска товаров.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ГРНТИ 06.52.01

Година Евгения Алексеевна

Ростовский филиал Российской таможенной академии

студент факультета таможенного дела

г. Ростов-на-Дону, Россия

Кусая Ариана Олеговна

преподаватель

Ростовский филиал Российской таможенной академии

кафедра управления и экономики таможенного дела

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: ariana_1813@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC ACTIVITIES OF CUSTOMS BODIES

Godina Evgeniya Alekseevna

Rostov Branch of the Russian Customs Academy

student of the faculty of customs

Rostov-on-don, Russia

Kusaya Ariana Olegovna

lecturer

Rostov branch of the Russian customs Academy

Department of management and Economics of customs

Rostov-on-don, Russia

E-mail: ariana_1813@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

Данная статья определяет проблемы и пути развития оценки реализации основных направлений экономической деятельности таможенных органов через перераспределение последовательности административных процедур и функций между таможенными и налоговыми органами. Предлагается внедрение профиля риска для усиления таможенного контроля после выпуска товаров.

АBSTRACT:

This article defines the problems and ways of development of the assessment of the implementation of the main directions of economic activity of customs authorities through the redistribution of the sequence of administrative procedures and functions between customs and tax authorities. It is proposed to introduce a risk profile to strengthen customs control after the release of goods.

Ключевые слова: экономическая деятельность, цифровая экономика, таможенные органы, налоговые органы, административные процедуры, таможенное администрирование, профиль риска

Keywords: economic activity, digital economy, customs authorities, tax authorities, administrative procedures, customs administration, risk profile

В современных условиях цифровой экономики (под которой понимается совокупность социально-экономических и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий) важное место занимает внешнеэкономическая деятельность государства, которая находится в компетенции Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Следовательно, для достижения экономического успеха государства необходимо стремиться к постоянному совершенствованию оценки деятельности таможенных органов.

Совершенствование оценки реализации основных направлений экономической деятельности таможенных органов необходима для более комплексного понимания сложившийся экономической ситуации в таможенном деле.

Существующая таможенная система Российской Федерации обладает нерешенными на сегодняшний день рядом ключевых проблем, а именно:

– многоступенчатость таможенного оформления, что приводит к издержкам участников ВЭД;

– разобщенность функций налоговых и таможенных органов, сопровождается дополнительными затратами, как и государства, так и участников ВЭД на неоднократные проверки, а также позволяет недобросовестным участникам ВЭД предоставлять недостоверную информацию о сделках и товарах;

– проведение проверочных мероприятий в фискальных целях от правильности заявление таможенной стоимости до выпуска товара в оборот, создает административное давление и вынуждает выводить из оборота денежные средства из оборота компаний для их без процентного хранения на счетах Федерального казначейства в виде авансов;

– осуществление контроля товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации). Такой подход препятствует осуществлению аудита сделки после выпуска товаров в контексте всей хозяйственной деятельности импортера и его контрагентов. Отсутствие на государственном уровне сближения таможенного контроля с методами налогового контроля и обеспечения сопоставления данных в фискальной сфере не позволяет наладить контроль по документам учета компаний и обеспечить прослеживаемость движения товара для последующего налогового контроля. Это происходит из-за того, что таможенные органы используют данные о плательщиках, а налоговые об уплаченных суммах НДС при импорте за конкретную сделку;

– замена системы управления рисками стоимостными профилями риска с указанием минимальной стоимости товаров для начисления таможенных платежей, способствует блокированию развития системы контроля таможенной стоимости, интегрированной с налоговым контролем;

– слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими;

– направленность на сбор таможенных платежей в максимально доступных размерах без учета других экономических факторов, влияющих на развитие внешнеэкономической деятельности.

– разобщённость таможенного и налогового контроля образует «информационные дыры» для фискального контроля. В морских пунктах пропуска при прибытии судов коносаменты предоставляются на бумажных носителях, что заведомо исключает сопоставление содержащихся в них информации с данными, представляемыми на последующих этапах оформления.

Таким образом, по нашему мнению, оценка качества реализации экономической деятельности таможенных органов должна оцениваться на основании двух показателей, а именно затратности (для государства и бизнеса) и эффективности (уровня собираемости таможенных платежей).

Целями, отражающими реализацию этих показателей, будут являться:

– улучшение собираемости таможенных платежей;

– повышение достоверности таможенного декларирования;

– упрощение таможенных процедур;

– сокращение издержек участников ВЭД.

На рисунке 1 представлены основные изменения перераспределения административных процедур.

 

Помещение под таможенную процедуру транзита.

Завершение транзита принятие на временное хранение

Декларирование товаров.

Уплата таможенных платежей

Проверка корректности расчета таможенных платежей

Выпуск товаров

Прибытие товаров

(операции в пункте пропуска)

Предварительное декларирование

Предлагаемый порядок

Обязательное предварительное декларирование.

СУР: проверка предоставляемых данных

Принятие к бухгалтерскому учету. Уплата таможенных платежей. Проверка корректности расчета таможенных платежей

Идентификация товаров и импортеров.

СУР: проверка товаров. Выпуск товаров.

Комплексные (генеральные) финансовые гарантии

Операции в связи с прибытием (перевозчик)

Запрос на предоставление генеральной финансовой гарантии.

СУР: проверка предоставляемых данных

Операции в зоне пропуска

Подлежит ликвидации

Соответствие этапов

Рис. 1. Основные изменения перераспределения административных процедур

[составлено автором на основе 1]

 

Из рисунка 1 видно, что информация для выпуска товаров будет предоставляться и анализироваться предварительно, то есть до их ввоза.

Анализироваться будут сведения, предоставляемые перевозчиком, через личный кабинет в системе ФТС–ФНС, и из таможенной декларации, предоставляемой импортером, которая также будет подаваться предварительно. Здесь же сразу будут применяться меры реагирования на «нетипичное поведение» и иные риски искажения информации о товарах. Повышенное внимание направлено на новых отправителей, перевозчиков, импортеров и иные лица впервые задействованных в новой цепочке поставки товаров. Устанавливаются наличие и достаточность финансовых гарантий для выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется в пункте пропуска под генеральные финансовые гарантии импортера, размер, которых рассчитывается заранее, исходя из анализа рисков уклонения от уплаты таможенных платежей. После принятия товаров к бухгалтерскому учету и подтверждения правильности уплаты таможенных платежей в таможенном органе завершается оформление.

Достичь вышеперечисленных целей предполагается за счет перераспределения последовательности административных процедур и функций между таможенными и налоговыми органами. Так как, например, таможенная пошлина по своей сути – это тот же косвенный налог, который можно взимать результативнее с точки зрения собираемости и менее затратно для участников ВЭД, чем это делается на сегодняшний день.

Прослеживаемость таможенных операций в рамках предлагаемых перераспределений административных процедур будет осуществляться счет интеграции системы СУР таможенной и налоговых служб с применением АИС «Налог» АИС ФТС.

Таким образом, изменения перераспределения административных процедур логически обоснована с точки зрения максимального использования предварительной информации о ввозимых товарах, частичной ориентации контроля на этап после выпуска товара, повышения эффективности использования электронных технологий.

В таблице 1 представлены основные отличия предлагаемых мероприятий от внедряемых планов ФТС России в настоящее время, которые будут способствовать развития механизма налогового и таможенного администрирования.

Таблица 1

Отличия предлагаемых мероприятий от внедряемых планов ФТС России

[составлено автором на основе 1]

Отличие Предлагаемый подход Планы ФТС
1 2 3
Охват Все участники ВЭД Категорирование участников ВЭД по уровню риска.

Упрощение администрирования производится для категории с низким уровнем риска – сниженный уровень

контроля.

Для участников ВЭД среднего и высокого уровня риска – сохранение или усиление контроля (и, соответственно, стоимостных и временных издержек) на этапе выпуска товара

Этапы,

которые охватывает контроль

за товаром

Предложенный бизнес-процесс администрирования охватывает весь путь движения товара – от пункта пропуска до оборота (сквозной контроль) Основной упор на этап декларирования и таможенной очистки в пункте пропуска или на СВХ.

Декларируется смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров для участников ВЭД, входящих в «зеленый сектор».

Продолжение таблицы 1
1 2 3
Однократность предоставления информации Для всех контролирующих органов на

этапе до ввоза

В рамках таможенных органов
Фискальный

Контроль

На этапах до ввоза и после выпуска товара, контроль в контексте хозяйственной деятельности На этапе ввоза товара (как условие выпуска товара)
Интеграция с ФНС В непрерывном (постоянном) режиме,

либо объединение баз данных и СУР

Обмен информацией один раз в квартал о результатах категорирования участников ВЭД по уровню налогового риска
Система управления

рисками

По субъектам, участвующим в процессе, по товарам, месту их производства, путям доставки в Россию, введению в оборот. Контроль в контексте хозяйственной деятельности, контроль за период (а не отдельной поставки) На уровне конкретной поставки и конкретной таможенной декларации; основной уклон на субъектно-ориентированный подход без поддержки контроля на этапе после выпуска товаров; стоимостные риски
Финансовые

гарантии

Генеральные (комплексные) финансовые гарантии на период На одну поставку (в форме денежного депозита)
Целевые показатели

таможенного

администрирования

Результативность контроля и уровень соответствующих затрат государства и бизнеса на основе оценки соотношения оборота легально и нелегально ввезенных товаров на внутреннем рынке, оценка налоговых разрывов Доля таможенных деклараций, поданных участниками ВЭД, отнесенных к низкой категории рисков; сумма собранных таможенных платежей

Из таблицы 1 видно, что в настоящее время ФТС России направляет механизмы развития таможенного администрирования, а именно (усиление контроля после выпуска, автоматизация процессов таможенного администрирования, повышение интеграции с налоговыми органами).

Для усиления таможенного контроля после выпуска товаров предлагается внедрение профиля риска. Профиль риска – это формализованное описание объекта и области риска, его индикатора, и указание на необходимые меры воздействия с целью минимизации риска (статья 376 ТК ЕАЭС).

Объектом будет выступать таможенная декларация и кассовый чек.

Областью риска является контроль за участниками ВЭД при взаимодействии таможенных и налоговых органов.

Индикатором выявление несоответствия заявленных сведений в таможенной декларации и в кассовом чеке. Индикатор будет работать, если включить в чек следующие дополнительные сведения, а именно:

– идентификатор товара (номер декларации на товары, порядковый номер товара);

– артикул, размер и иные идентификационные признаки;

– товарный знак;

– страну происхождения.

Предложенные дополнительные сведения в кассовый чек не противоречат ФЗ от 22 мая 2003 года № 54–ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В законе сказано, что кассовый чек может содержать дополнительные реквизиты, кроме обязательных в зависимости от сферы деятельности.

Регион применения общероссийский (действует на всей территории Российской Федерации).

Способ применения автоматизированный.

Мерой по минимизации риска будет назначение таможенной проверки в случае расхождения указанных сведений в кассовом чеке и таможенной декларации.

Если в обязательном порядке не включить в кассовый чек дополнительные сведения, то вышеуказанный профиль риска работать не будет.

Необходимо также использовать систему прослеживаемости для контроля цепочек продаж. Взаимодействие информационных систем таможенных и налоговых органов при внедрении документарной прослеживаемости товаров должна строиться так: сначала информация будет передана в систему прослеживаемости. Затем EАИС таможенных органов в онлайн-режиме направляет в информационную систему ФНС (АИС «Налог–3») данные из оформленных деклараций. Переданные сведения обрабатываются в АИС «Налог–3» и дополняются данными о продажах товаров, содержащихся в счетах-фактурах, а затем передаются из системы прослеживаемости в аналитическое хранилище информации ФТС, что позволит обработать данные о цепочках продаж и возможных их разрывах.

Таким образом, из выше исследованного целесообразно определить инструменты с помощью, которых возможно будет осуществить предложенные изменения.

1. Развитие информационных технологий:

– обеспечить возможность применения единой электронной подписи для пользования любыми государственными сервисами;

– переход на максимальное использование первичных документов;

– придание юридической значимости внешнеторговому контракту, заключенному в электронной форме;

– отказаться от дублирования электронных документов на бумажных носителях;

– необходимо создать единую информационную среду государственных структур, которые контролируют трансграничное перемещение товаров.

2. Обновление системы управления рисками. Система управления рисками должна быть направлена на «нетипичное поведение» участников внешнеэкономической деятельности. Индикаторы системы управления риска должны определяться специалистами и профессионалами в области товароведения, статистики, экономики и т.д. Из ранжирования оценки индикаторов, то есть степени их опасности (чувствительности) и затрат государства на их минимизацию должен формироваться профиль риска.

3. Взаимодействие налоговых и таможенных органов:

– создание единой информационной базы для осуществления фискального контроля;

– разработка новых методов сближения налогового и таможенного контроля в рамках контроля за правильностью исчисления платежей (в том числе взаимное использование подходов к контролю таможенной стоимости и к контролю за трансфертным ценообразованием);

– передать функцию по взиманию косвенных налогов при импорте налоговой службе.

4. Материально-техническое оснащение. Для внедрение новых информационных технологий, необходимо оснастить таможенные органы современной компьютерной техникой.

5. Кадровая работа. Для использование современных таможенных технологий потребуются специально обученные кадры, обладающие необходимыми знаниями для использования новых программных продуктов.

6. Нормативно-правовая база. Реализация перечисленных изменений потребует изменения в нормативно-правовых актах не только Российской Федерации, но законодательства Евразийского экономического союза.

7. Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов (KPI). Полноценное изменение системы мотивации таможенных органов и ее переориентация на показатели затратности (для бизнеса и государства) и эффективности (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей, исходя из фактического или прогнозируемого объема товарооборота) невозможно без изменения подходов к бюджетному планированию, включения в него механизмов формирования резервов на случай недосбора таможенных и налоговых платежей в связи с изменением внешнеэкономической и внутренней конъюнктуры, создания автоматических бюджетных стабилизаторов и разработки других механизмов.

Таким образом, выделенные проблемы существующего администрирования таможенных органов Российской Федерации препятствуют развитию экономической деятельности таможенных органов. При реализации предложенных мер по совершенствованию таможенного администрирования возможно добиться: сокращения срока выпуска товаров; повышения прозрачности и законности применяемых таможенными органами решений; снижению административных издержек для участников ВЭД; повышения уровня собираемости таможенных платежей; сокращению расходов государства на организацию контроля за счет оптимизации функций контролирующих государственных органов.

По результатам проведенной оценки показателей, характеризующих деятельность Южного таможенного управления по администрированию таможенных платежей, самый основной показатель ЮТУ «Исполнение контрольного задания по перечислению доходов в федеральный бюджет» за 2017 год, выполнен на 100%. Однако, результаты, достигаемые в процессе деятельности таможенных органов, не отменяют дальнейшего теоретико-методологического развития системы показателей.

Предлагаемый подход к изменению таможенного администрирования хотя и является более радикальным и характеризуется более высокой сложностью имплементации, чем планы ФТС, но носит более системный характер. Изменения позволят учитывать весь объем информации о поставщике и ввозимой партии товара при анализе рисков и устранить три основных недостатка действующих таможенных процессов для всех участников ВЭД, а не только для определенной части. Речь идет о следующих проблемах:

– неоднократность представления одной и той же информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу, и дублирование сведений в электронном виде документами на бумажных носителях;

– удержание товаров на период контроля документов и сведений с целью проверки правильности таможенной стоимости и иной информации, влияющей на размер подлежащих уплате платежей;

– информационный разрыв между данными, представляемыми таможенным и налоговым органам в фискальных целях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. и др. Таможенное администрирование в России: Что делать? [Электронный ресурс] URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads /2018/02/20180228_ Tamo zhnya-doklad.pdf (дата обращения: 15.08.2018)
  2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588. (дата обращения: 10.06.2018).
  3. Сведения о выполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=13769&Itemid=2401 (дата обращения: 15.10.2018).
  4. Таможенная служба в 2017 году, справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС РФ // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс] URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 25.10.2018).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *