ПРОБЛЕМА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье автор исследует проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализирует причины и факторы, способствующие возникновению преступности несовершеннолетних, ссылается на зарубежный опыт, формулирует предложения по минимизации преступности несовершеннолетних.

ПРОБЛЕМА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ГРНТИ 10.81.71

Соколова Ангелина Юрьевна

Южный Федеральный Университет

юридический университет

студент

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: SAU.89281061117@yandex.ru

THE PROBLEM OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY

Sokolova Angelina Yurievna

the Southern Federal University

Law Faculty

student

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: SAU.89281061117@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье автор исследует проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализирует причины и факторы, способствующие возникновению преступности несовершеннолетних, ссылается на зарубежный опыт, формулирует предложения по минимизации преступности несовершеннолетних.

ANNOTATION

The author studies the problems of neglect and juvenile delinquency, analyzes the causes and factors contributing to the emergence of juvenile delinquency, refers to foreign experience, formulates proposals for minimizing juvenile delinquency.

Ключевые слова:безнадзорность, девиантное поведение, правонарушения несовершеннолетних, преступность, характер

Keywords: neglect, deviant behavior, juvenile delinquency, crime, nature

 

Меня, как и любого будущего юриста, волнует вопрос: как человек становится преступником? Где берёт начало трансформация личности, превращающая обычных, на первый взгляд, милых детей в противопоставляющих себя обществу преступников. Вероятно, здесь причин множество: от психологических до генетических, и каждой нужен индивидуальный анализ. Проблема преступности существует столько, сколько существует человечество. Но любой социум, где главенствует закон, должен пытаться свести к минимуму число своих асоциальных граждан. Особенно остро эта проблема стоит в среде несовершеннолетних. Это та часть, молодежи, которая еще не окончательно потеряна для общества, её ещё можно вернуть к нормальной жизни. Почему эти люди перешли грань закона? Сегодня, к сожалению, принято обвинять то родителей, то учителей, то государство. В современной России родители, в большинстве своём, заняты зарабатыванием денег для содержания семьи. Они физически не могут уделить ребёнку много времени, трудясь на благо семьи, на материальное благо страны. А, для подростка, у которого уйма свободного времени, жизнь становится схожей с ходьбой по минному полю, где его поджидает множество опасностей: от алкоголя и наркотиков, до социальных сетей, напичканных экстремистской идеологией. Кто проведёт его по этому «минному полю», удержит от соблазнов и искушений, убережет ещё хрупкую, не сформировавшуюся личность от моральной деградации? Церковь учит нас добру, терпимости и состраданию [1], но, к сожалению, все мы знаем, что достучаться сегодня до молодого человека она может не всегда. Наверное, это следствие тех десятилетий, когда государство всеми силами насаждало в обществе атеизм и преследовало церковнослужителей, искореняло веру из души русского человека. Восстановить это будет очень и очень трудно.

Церковь, школа, семья – это то, что формирует личность человека, и очень важно, чтобы это формирование проходило в хороших условиях. Очень часто случается так, что у родителей просто нет времени на воспитание своих детей. И здесь остается уповать лишь на учителей и воспитателей. Но это дело случая: попадется настоящий учитель или нет. Сумеет ли он донести до молодого, еще не окрепшего разума моральные нормы и правила, ценности и принципы, привить чувство уважения к окружающему его миру, защитить от пороков общества, не дать поддаться на уловки дурного окружения?

Молодежная преступность возникает не на голом месте, а является следствием объективно сложившихся условий. Природа участия молодежи в противоправных акциях определяется социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны со спецификой ее социального поведения [2].

Но это вовсе не означает, что корень зла надо видеть в молодежи. Как самостоятельная социальная группа она является частью общества и по-своему отражает своеобразие каждого этапа его развития. Поэтому для успешного противодействия радикализации и криминализации молодежи следует, прежде всего, четко различать причины этих явлений, коренящиеся в несовершенстве самого общества [3].

Сегодня перед обществом стоит сложная задача: искоренить преступность в среде несовершеннолетних или хотя бы свести ее к минимуму. Эту задачу можно решить только совместными усилиями. Главные усилия должна взять на себя семья. Именно в ней проходит первичная социализация индивида. Родители должны проводить время со своими детьми, направлять их в нужное русло, говорить не «иди и сделай», а показывать на собственном примере, помогать, учить, стараться проводить как можно больше времени со своим чадом. Ведь в этом то и есть предназначение семьи. В том, чтобы вырастить достойного человека. Отсутствие времени на воспитание детей в связи с зарабатыванием денег – это не оправдание. Люди должны осознанно подходить к вопросу о рождении ребенка, понимать, смогут ли они ему дать все необходимое для достойной жизни или нет. Каким бы не было внешнее окружение, ребенок, растущий в семье, где созданы все условия для развития нравственности и прочих важнейших личностных качеств, никогда не станет перенимать плохое от других. У него будет сформирована своя личная позиция, он будет понимать, что стоит делать, а от чего лучше отказаться.

Но увы, далеко не все родители понимают, насколько важно лично воспитывать своих детей, не оставлять это в руках «улицы». С этого то и берутся все проблемы. Безнадзорность детей, отсутствие должного ухода, внимания со стороны родителей во многих семьях, не только препятствует целостному, правильному становлению личности ребенка, его физическому, психическому, нравственному развитию, но и создает угрозу обществу, способствует росту числа несовершеннолетних, которые, попав в дурное окружение, перенимают все его пороки на себя, и в дальнейшем идут против общественных порядков, пополняют ряды правонарушителей.

Кровь, насилие, убийства, наркотики — все это мы постоянно видим по телевидению, в интернете, газетах. Откуда в этом мире столько жестокости и как от нее избавиться? И как оградить от нее подрастающее поколение?

Это общее дело, каждый должен понимать его важность. Ведь подростковую преступность, как и болезнь, легче предотвратить, чем «лечить».

В Советском государстве предпринимались меры по снижению уровня преступности несовершеннолетних. Причем, в самое трудное для страны время. В начале ХХ века войны, революции, голод вызвали массовую беспризорность, и как следствие, рост уровня преступности в среде несовершеннолетних. Декрет от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» стал первым законодательным актом советской власти, который непосредственно касался несовершеннолетних. Уголовные дела теперь рассматривались специальным органом – комиссией о несовершеннолетних, тюрьмы и суды же упразднялись, вместо них появлялись новые воспитательные учреждения для несовершеннолетних. [4]

В дальнейшем были созданы учреждения по изъятию малолетних преступников из неблагополучной среды и их реабилитации, устройству и воспитанию. Система, предполагавшая перевоспитание несовершеннолетних, их общее развитие, готовившая к дальнейшей жизни в обществе, прививавшая нравственные устои, была довольно прогрессивной, но, к сожалению, нестабильное положение в стране мешало её развитию. Так, в 30 – 40-е годы XX века из-за начала массовых репрессий была усилена карательная функция ювенальной юстиции, которой на тот момент было передано право рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также Комиссий, теперь оказывавших социальную, педагогическую и медико-психическую помощь, выносивших окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление. Возраст уголовной ответственности был снижен до 12 лет, отныне подростки могли быть приговорены к высшей мере наказания. В 1935 году Комиссии по делам несовершеннолетних, защищавшие права детей, были упразднены [5] и вновь созданы лишь в 1957 году [6]. С этого момента снова началось усиление педагогической составляющей в перевоспитании несовершеннолетних. Государство стало возвращаться к прежней системе профилактики детской безнадзорности и правонарушений, которая, как представляется, была достаточно эффективной. Происходило развитие образования молодежи и повышения ее гражданской активности, улучшалась воспитательная работа в школах, устанавливались связи с молодёжью, устранялись плохие условия воспитания детей в семьях, что в целом способствовало противодействию преступности в молодежной среде [7]. Советский опыт был положен в основу современной системы борьбы с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России включает комплекс мер, направленных на устранение причин и факторов, способствующих возникновению данной проблемы, повышение уровня правовой просвещенности среди молодежи, сохранение здоровой, правильно функционирующей семьи.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8] гласит:

«Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.»

Данная деятельность осуществляется исключительно на принципах законности, гуманизма, индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученной информации, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних. Очень важно, чтобы работа с детьми была правильной. Нельзя допускать того, чтобы дети испытывали эмоциональное давление, чувствовали себя чужими в обществе, не такими как все.

Государство активно борется с проблемой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но, к сожалению, на настоящий момент она остается весьма актуальной. Дети, предоставленные сами себе, часто воспитываются улицей, не уделяют внимание учебе и саморазвитию, бесцельно проводят свое свободное время. С этого и начинается их нравственная деградация, неумолимо влекущая их на путь правонарушителей.

Государством проводится индивидуальная профилактическая работа с лицами безнадзорными и беспризорными, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством, находящимися в учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, употребляющими различные наркотические, психотропные вещества, а также с теми, кто уже совершал определенные правонарушения. Права несовершеннолетних, с которыми проводится данная работа, ни в коем случае не должны умаляться или отрицаться, не должно быть применено физическое или умственное насилие, антипедагогические меры, унижающие человеческое достоинство, кроме того, необходимо строить весь процесс с учетом возрастных особенностей. Ведь главная цель – улучшить ситуацию, а не усугубить и еще больше не травмировать психику детей.

Но эта работа направлена на детей, которые уже попали в зону риска. В этом случае необходима реабилитация. Психика детей уже травмирована и вернуть ее к прежнему состоянию, восстановить полностью, увы невозможно. Нужно применять серьезные меры по недопущению или хотя бы уменьшению случаев девиантного поведения. Как было отмечено выше, все начинается с семьи. Но как быть с детьми, которые по тем или иным причинам лишились родителей, либо же просто не получают должного внимания? В этом случае вся работа ложится на плечи воспитателей, преподавателей, социальных работников. Эти люди, прежде чем быть допущенными к работе, должны пройти особый отбор. Человеку, работающему с детьми, необходимо быть в первую очередь тонким психологом, способным найти подход к любому ребенку. Ведь при работе с детьми просто необходимо учитывать их особенности, здесь необходима индивидуальная работа. Если ребенок будет понимать, что хорошо, а что плохо, осознавать опасность тех или иных деяний, а главное, знать, что он не один, что он нужен и интересен, будет слышать похвалу, получать поддержку, расти в комфортной среде, способствующей его всестороннему развитию, то даже не станет думать о том, чтобы совершить какое-либо противоправное деяние.

Сегодня нужны не пустые слова, а реальные дела. Мы, студенты-юристы, например, можем проводить уроки правовой грамотности в школах, чтобы дети знали, какие последствия наступают за то или иное правонарушение. Молодому человеку легче донести такую информацию до ребенка в силу небольшой разницы в возрасте. Нужно сделать что-то вроде детской юридической консультации, только с другим предназначением, целями и задачами. Это не требует каких-либо больших финансовых вложений, да и к тому же для самих студентов данная работа была бы хорошей практикой. Ведь для нас очень важно учиться уметь грамотно излагать свои мысли, объяснять что-либо, находить подход к любому человеку, быть коммуникабельными.

Но опять же, это слишком поздние меры, они нужны, но как дополнение. Известно, что «жизненный фундамент», который станет основой характера человека, закладывается в первые годы жизни. А потому важно уделять внимание не только школьникам, чья психика находится в периоде своего активного формирования. Необходимо начинать гораздо раньше. В период со второго года жизни и вплоть до наступления школьного возраста закладываются все основы, очень важно научить малыша всему необходимому, дать полезную информацию, привить нравственные устои. При этом огромное значение имеет окружение, атмосфера, в которой растёт ребёнок. Только правильное воспитание поможет развить волевые, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные черты характера, которые в совокупности помогут в дальнейшем не сойти с правильного пути и не стать правонарушителем.

В зарубежных странах борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних уделяется значительное внимание. Законодательство многих стран устанавливает более низкий возраст уголовной ответственности, нежели российское законодательство. Так, за ряд особо тяжких преступлений привлечение к ответственности происходит не с 14, а с 12 лет. Кроме того, выделяются несколько групп несовершеннолетних, для каждой из которых установлены свои меры наказания, а также воспитательные меры, которые стоят в приоритете. Упор делается на перевоспитание, проведение разъяснительных работ, что является основой предупреждения дальнейшего противоправного поведения.

Так, например, в Новой Зеландии несовершеннолетние, обвиняемые в совершении преступлений, переводятся из системы уголовного производства в альтернативную, основанную на социальном подходе. Санкции носят минимально ограничительный характер, во всех возможных случаях применяется альтернативный гуманный метод перевоспитания детей, направленный их реабилитацию в социуме, создание благоприятных условий, способствующих их всестороннему формированию, включению в созидательную деятельность.[9] Принимаются меры по укреплению родственных связей и семьи, ведь именно «здоровая» семья является залогом формирования целостной личности.

Школьники в американских школах изучают основы системы правосудия. Такие занятия проводятся в форме учебного суда. Роль обвиняемого всегда остается за сотрудником полиции, остальные роли, полицейских, свидетелей, адвокатов, распределены между школьниками. В обстановке, максимально приближённой к реальной, дети пытаются разобраться в ситуации. Узнав о преступлении, они начинают его расследование, собирают улики, разыскивают преступника, находящегося на территории школы. После того, как эта стадия пройдена, «полицейские» передают дело «следователям» для дальнейшего его расследования и подготовки к слушанию в «суде», которое является заключительным этапом. Кроме таких игр, используются и другие формы учебной деятельности с включением сюжетов из судебной практики. Благодаря таким занятиям школьники гораздо лучше усваивают материал. Кроме того, взаимодействие школьников с полицией, установление между ними более тесного контакта, и как следствие, доверительных отношений, способствует снижению уровня преступности в среде несовершеннолетних.[10]

В ряде стран работу в сфере работы с молодёжью берут в свои руки общественные организации. Они имеют большую свободу действий, в отличие от государственных учреждений, а потому могут создавать новые, нетипичные проекты по решению проблемы правонарушений несовершеннолетних.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по снижению уровня правонарушений несовершеннолетних должна проходить по трем направлениям:

1. Формирование здоровой психики подрастающего поколения, путем более тщательного отбора преподавателей, воспитателей, социальных работников, способных найти подход к любому ребёнку. Работа с несовершеннолетними должна строиться с учётом их индивидуальных особенностей.

2. Выявление правонарушителей и потенциальных правонарушителей и проведение с ними разъяснительных работ с целью пресечения их пагубного влияния на окружающих детей и их сознание.

3. Создание волонтёрского движения среди студентов юридических вузов по работе с подрастающим поколением, организацией различных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в среде несовершеннолетних.

Кроме того, стоит принимать во внимание советский опыт и опыт зарубежных стран, который необходим для улучшения качества проводимой работы в сфере правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, поскольку может способствовать разработке новых механизмов, соответствующих требованиям российского общества, способствующих искоренению подростковой преступности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов С.А. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Ростов-на-Дону, 2013. С. 148-150.

2. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления. 2008. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-05/zubok_chuprov.pdf. Дата обращения: 10.01.2012.

3. Воронцов С.А. ФОРМИРОВАНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5 (72). С. 111-115.

4. Декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних».

5. Постановление СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года.

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 1957 года.

7. Воронцов С.А. ВЫСОКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ — ЗАЛОГ УСПЕХА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 7 (74). С. 137-140.

8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ.

9.  Н. В. Дородонова. Вестник Саратовской государственной юридической академии / 2017г./ № 5(118)/ стр. 196

10. Книга/Коллектив авторов (А. В. Корнев, Ю. В. Николаева, О. А. Ястребов и др.) /Ювентальная юриспруденция/ том 4

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *