ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА И ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается ценность компетентностного подхода в условиях организация образовательного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел. Обосновывается идея необходимости повышения внимания к подготовке сотрудников полиции как профессионалов, обращается внимание на необходимость развитие акме потенциала будущих полицейских с самых первых дней профессионального обучения. Автор анализирует результаты социологического исследования, направленного на исследование субъективных акмеологических установок обучающихся в образовательной организации МВД России и основных акмеологических факторов, способствующих развитию личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности в период нахождения в образовательном учреждении правоохранительных органов.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА И ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.013.2 : 37.013.78

ГРНТИ 14.35.01

Шинкевич Владимир Ефимович

доктор социологических наук,

профессор

Сибирский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации

кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

г. Красноярск, Россия

Е-mail: vlashink@yandex.ru

Карлова Полина Владимировна

старший специалист ОВР

Муниципальное управление МВД России «Красноярское»

г. Красноярск, Россия

Е-mail: dys_karlov@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A PROFESSIONAL AND EFFECTIVE MOTIVATION TO THE PROFESSION IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY

Shinkevich Vladimir Efimovich

Doctor of Sociology, Professor

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Department of Humanities and Social Disciplines

Krasnoyarsk, Russia

Е-mail: vlashink@yandex.ru

Karlova Polina Vladimirovna

Senior specialist

Intermunicipal board of the MIA of Russia “Krasnoyarskoe”

Krasnoyarsk, Russia

Е-mail: dys_karlov@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается ценность компетентностного подхода в условиях организация образовательного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел. Обосновывается идея необходимости повышения внимания к подготовке сотрудников полиции как профессионалов, обращается внимание на необходимость развитие акме потенциала будущих полицейских с самых первых дней профессионального обучения. Автор анализирует результаты социологического исследования, направленного на исследование субъективных акмеологических установок обучающихся в образовательной организации МВД России и основных акмеологических факторов, способствующих развитию личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности в период нахождения в образовательном учреждении правоохранительных органов.

ABSTRACT:

The article considers the value of a competency building approach in the context of educational arrangements in educational organizations of internal affairs bodies. The idea to increase attention to police training as professionals is justified; attention is drawn to the need to develop acme potential of future police officers from the very first days of their vocational training. The author analyzes the results of a social research aimed at studying the subjective acmeological attitudes of students at an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the main acmeological factors contributing to the development of a student’s personality, the formation of professional competence while in an educational institution of law enforcement bodies.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, образование, профессионализм, акме-потенциал, акмеология

Keywords: competence, competency, education, professionalism, acmepotential, acmeology

Каждое общество, создающее и берущее на свое содержащее любые социальные институты, имеет право ожидать от своего детища соответствующей отдачи, направленной на реализацию общественно значимых потребностей. В этой связи особое звучание приобретает проблема формирования и развития личности профессионала и эффективной мотивации к профессии уже в начальный период правоохранительной службы, который совпадает с периодом обучения и приобретения обучающимися профессии правоохранителя. В данный период необходимо проведение комплекса мероприятий обучающего, воспитательного плана, направленных на формирование профессиональной компетентности как комплексного феномена, включающего профессиональные, коммуникативные, управленческие, морально-нравственные социально-значимые компоненты развития личности сотрудника органов внутренних дел [1].

Значительный коммуникативный эффект становления профессионализма сотрудников органов внутренних дел может дать внедрение в практику подготовки правоохранителей рекомендаций акмеологических исследований. Это объясняется прежде всего с тем, что для успешного саморазвития, в начале как обучающегося, а в дальнейшем как следователя, оперативника, сотрудника дежурных, кадровых и воспитательных структур и т.д., необходимы внутренние потребности в самопознании, самооценке и самосовершенствовании, которые могут возникнуть и поддерживаться только у высокомотивированного к данному виду деятельности человека[2]. Уровень мотивации можно считать высоким тогда, когда в выбранной профессии сотрудник органов внутренних дел видит возможности удовлетворения основных социальных, духовно-нравственных, интеллектуальных и профессиональных потребностей, а также способен выработать в себе систему ценностных ориентаций и социально значимых приоритетов.

Для оценки состояния организации образовательной процесса, потенциальной готовности обучающихся к освоению образовательной программы в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами в октябре-ноябре 2017 года с использованием специальной анкеты был проведен опрос курсантов и слушателей Сибирского юридического института МВД России. В процессе подготовки исследования использовалась многоступенчатая выборка по основному массиву, учитывающая половозрастную структуру, курсы обучения в образовательной организации[3].

Как показало исследование большинство обучающихся до поступления на обучение (79%), как мужчин (78%), так и женщин (80%) проживали в городской местности, что в целом соответствует уровню урбанизации региона. Основная часть обучающихся (97%) поступает в образовательное учреждение сразу же по окончанию средней общеобразовательной школы. При этом около 85% сделали свой выбор осознанно, поступают по желанию. Среди курсантов, обучающихся на различных курсах, более 27% составляют те, кто продолжил семейные традиции. Данная часть обучающихся имеет хорошее представление о специфике правоохранительной службы, следовательно ‑ более высокий акме потенциал к службе. Более 75% курсантов и слушателей выросли в полных семьях, из которых около74% были не единственными детьми в семье. Более 90% опрошенных согласились, либо в основном согласились с тем, что их семьи материально обеспечены. Следовательно, семьи имели возможность «вложить» в сына или дочь дополнительный человеческий капитал, что значимо для накопления акме потенциала, необходимого для достижимости жизненно значимых целей.

Вместе с тем то, что практически 100% пополнения обучающихся очного обучения ‑ это вчерашние выпускники общеобразовательных учебных заведений, позволяет предположить относительно невысокую выраженность у абитуриентов той составляющей акме, которая основана на имеющемся жизненном самостоятельном опыте будущих сотрудников органов внутренних дел. Данный факт во многом объясняет такое социально негативное профессиональное явление как текучка кадров, особенно на первоначальном этапе службы, сложности профессиональной деятельности в условиях напряженного ритма и больших объемов решаемых задач.

Несомненно значимыми для определения акме потенциала обучающихся является уровень субъективной и объективной оценки интеллектуального, физического развития теми, кто решил связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью. Более 50% поступающих на первый курс обучения имеют средний балл диплома о среднем общеобразовательном образовании выше 4 баллов, более 72% ‑ оценивают свою физическую подготовленность не ниже «хорошая», в то же время при относительно равном распределении данного показателя среди обучающихся из числа мужчин и женщин, относительный вес тех, кто оценивает свою физическую подготовленность как «отличная» среди женщин на 5% больше, чем среди мужчин (32 % и 27% соответственно).

Первоначальное представление о будущей правоохранительной службе окрашенное некоторым романтизмом, уверенностью в социальной защищенности по сравнению с другими сферами деятельности, определенным образом влияет на выбор будущей профессии. Вместе с тем можно предположить, что со временем первичные детерминанты могут быть ослаблены реальностью, «суровой правдой жизни», человек может переоценить и свои возможности, что приведет к разочарованию профессиональным выбором, уменьшить акме потенциал, формирования качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел. В целях оценки уровня правильности первоначального выбора было установлено, что и по прошествии времени, получение первого опыта службы в образовательном учреждении, подавляющее большинство обучающихся считают, что выбор был сделан правильно. В целом индикаторы «да, вполне» и «скорее да, чем нет» выбрали более 90%. Наиболее выражен акме потенциал прежде всего у тех обучающихся, которые однозначно оценивают правильность своего выбора. Данной точки зрения придерживается в целом около 67% обучающихся, вместе с тем наиболее ярко выражена данная уверенность у женской (около 70%), по сравнению с мужской (64%) группой обучающихся. Оценивая выраженность индикаторов «да, вполне», «скорее да, чем нет» было установлено, что он остается практически стабильным на всем протяжении обучения. Этому во многом способствует сбалансированная работа администрации, профессорско-преподавательского состава и сотрудников воспитательных подразделений.

Отмечаются некоторые «провалы» индикатора «да, вполне» при оценке ответов обучающихся четвертого курса. Они несколько ниже веса соответствующего показателя других курсов. Данный факт можно объяснить, прежде всего тем, что обучающиеся четвертого курса к моменту опроса прошли первичную стажировку, получили соответствующие впечатления о правоохранительной службе из первичных источников, а не из рассказов старших товарищей, из многочисленных «мыльных» милицейско-полицейских сериалов и т.п. Возможно первые трудности, с которыми столкнулись стажирующиеся, активизировал некоторые сомнения относительно правильности сделанного профессионального выбора. Это предполагает более внимательно подходить к организации практики курсантов четвертого курса, контролю за ее прохождением со стороны руководителей из числа профессорско-преподавательского состава, выбора подразделений, где будут проходить практику обучающихся.

Вместе с тем один из самых высоких показателей максимальной оценки правильности профессионального выбора отмечен по результатам опроса обучающихся выпускного курса (более 75%). Среди выпускников практически нет тех, которые считают, что выбор профессии был сделан ошибочно. Опрос проведен по завершению практики, в период которой пятикурсники проходили стажировку в основном на тех должностях, на которые они будут назначены по окончанию обучения. Выпускники имели возможность на личном опыте убедиться в особенностях конкретных правоохранительных специальностей, показать уровень своей компетентности, комплекс знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения, непосредственно «прикоснуться» к будням, получить первые похвалу и поддержку от старших товарищей. Уверенность в правильно сделанном выборе способствует укреплению акме составляющей к последующей правоохранительной службе, постановки и реализации профессионально и личностно значимых целей. Целесообразно по возможности предусмотреть стажировку и профессорско-преподавательского состава совместно по времени с обучаемыми и в качестве руководителей практики, и в качестве стажеров по должности.

Формированию акме обучающихся во многом призвана способствовать комплексная система организации образовательного процесса. Качество предоставленного образования непосредственно оказывают влияние на мотивацию человека к успешному освоению дисциплин учебного плана, формируют уверенность в том, что при определенных личных усилий могут быть достигнуты и высокие результаты.

Обучаемым было предложено оценить по десятибалльной шкале уровень реализации образовательной организацией основных составляющих образовательной деятельности. Анализ результатов опроса показал, что средняя оценка уровня эмоционального восприятия образовательной процесса обучающихся оценивается 6,5 баллами, вариационный размах эмоционального восприятия реализации задач образовательной организации различными слагаемыми составил 2 балла, практически все слагаемые превышают срединный уровень шкалы измерения равный 5 баллам. Самыми относительно высокими показателями отмечены такие индикаторы как «организация обеспеченности учебной литературой» (7,2 балла) и «организация учебного процесса в институте» (7,1 балл). Результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 ‑ Эмоциональная оценка организации как вида деятельности

Необходимо отметить: во-первых, значимость данных организационных процессов для развития акме обучающихся, уверенности в правильном выборе профессии, образовательной организации, которая за годы обучения проявит себя как организация, способная сформировать необходимые профессиональные компетенции; во-вторых, положительный потенциал еще используется не в полном объеме и далек от совершенствования. Где заложены ресурсы совершенствования учебного процесса? Требуется изучение возможного источника ресурсов ‑ это могут быть и проблемы с последовательностью изучения дисциплин и модулей, объемы часов, отводимых на отдельные дисциплины, организация самостоятельной подготовки, и привлекательность, насыщенность применяемых на занятиях новых активных и интерактивных, креативных методик и их разнообразие, и вопросы доступности преподавателя в удобное для обучающихся время, и отдаленная доступность учебного материала, и т.п.

Наименьшие относительные показатели уровня положительной эмоциональной составляющей набрал такой индикатор как «организация личного времени в институте» (5,2 балла). Необходимо признать, что это невысокий показатель. Индикаторы оценки организации личного времени могут быть представлены и количественными (например, объемом времени, которое может быть выделено обучающимся на личный досуг, количеством предлагаемых досуговых развивающих мероприятий и пр.) и качественными показателями (например, его разнообразие, территориальная и материальная доступность и пр.). В рамках изучения феномена досуга в жизни обучающихся образовательной организации органов внутренних дел следует определить уровень удовлетворенности не только теми мероприятиями, которые предлагаются подразделениями по работе с личным составом, кураторским пулом и организованны в часы, отводимые для досуга, личного времени, выходные дни, но и возможностями обучающихся выбирать себе занятия в часы досуга самостоятельно, по интересам. Ведь под досугом понимается, прежде всего, время, которое человек может потратить на себя, для себя, для души. А ценность феномена личного досуга для человека доказана рядом исследований[4, 5]. Досуг формирует навыки самоанализа, самоорганизации, поиска наиболее оптимальных форм занятости, наиболее полно отвечающих запросам человека, развивает творческую акме человека, регулятора психологически комфортного настроения, способствует профилактике социальной деформации и негативных зависимостей, разрушающих личность[6].

Высокие показатели, полученные при анализе результатов ответов на вопросы, связанные на начальном этапе с личным выбором образовательной организации для приобретения профессии, положительной составляющей удовлетворенности своим выбором, в дальнейшем ‑ уже в процессе обучения, коррелируют с результатами опроса обучающихся на вопрос «Как Вы считаете, Ваша учеба в целом проходит успешно?» Около 90% согласны или в основном согласны, что учеба проходит успешно. При этом гендерное различие относительных показателей в процентах составил 10 единиц. Среди женщин, которые считают, что учеба проходит в основном успешно и выше около 95%, среди мужчин ‑ 85%.

Большое значение как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для определения профессионально составляющей логистики акме имеет четкое представление не только как учат, но и чему учат. Большое заблуждение считать, что не важно как учат и чему учат, достаточно лишь желания и стремления получить образование. В слабой образовательной организации невозможно получить достойное образование, способное расширить акме потенциал будущего специалиста. Образование должно быть конкурентно способное, следовательно, и образовательная организация должна быть таковой. При этом ценность личностного стремления к получению образования остается несомненно очень значимым для акме человека. Опять же в конкурентно способом образовательной учреждении, где активно генерируется ценность передачи и получения образования, разрабатываются и внедряются новейшие образовательных технологии в обучение и воспитание, она более выражена, нежели в том, которое к таковому не относится.

Первый признак, хотят ли обучаемые изначально получить качественное образование и смогут ли реализовать его потенциал в дальнейшем в процессе будущей профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел является то, знают ли они содержание того минимума профессиональных компетенцией, которые должны сформировать по окончанию обучения в соответствии с федеральным образовательным стандартом по выбранному направлению подготовки.

Акме потенциал в части нацеленности на получение соответствующего образования у будущих сотрудников органов внутренних дел является довольно высок, составляет на уровне «имею представление» более 90%. Вместе с тем высокие результаты опросов по предложенным индикаторам, скорее всего, есть следствие того, что сам вопрос был воспринят опрашиваемыми как риторический. Кто наберется смелости с уверенностью говорить о том, что он не знает, какими компетенциями он должен обладать по окончанию обучения. Вероятнее всего данный индикатор выбрали в большинстве своем и те, кто имел хотя бы кое-какие то представления о содержании профессиональных компетенций. Таким образом, можно говорить о том, что представления о содержании компетенцией имеют в пределах 50% обучающихся. Настораживает то, что даже среди тех, кто сделал выбор индикатора «да, знаю» лишь немногие смогли воспроизвести хотя бы частично, в приближенным варианте содержание компетенций. И это при том, что они общедоступны и любой может с ними абсолютно свободно при желании ознакомиться.

Однако, как показывает исследование личная заинтересованность в ознакомлении обучающихся с содержанием профессиональных компетенцией не выражена, следовательно, акме потенциал, составляющий базу дальнейшего профессионального роста, в период обучения остается в «спящем» состоянии. Этому во многом способствует сохранившаяся реально предметная организация обучению. У обучающегося, основная цель в процессе экзаменационной сессии сдать экзамен, получить зачет по предмету, а не показать уровень сформированности компетенций или конкретной отдельной компетенции. Целесообразно, для расширения представлений обучающихся о профессии и в начале, и в процессе изучения дисциплин, профессорско-преподавательскому составу четко обозначать обучающимся какие компетенции должны быть ими сформированы по завершении изучения тем, предусмотренных тематическим планом дисциплины, это во-первых и во-вторых, в фондах одиночных средств и в контрольно измерительных материалах также должны быть определены соответствующие параметры по измерению уровня сформированности компетенций. Оптимальное объединение в целом объема знаний по дисциплине и о содержании компенсаций, формируемых данной дисциплиной, предполагает компетентностный доход в образовании, даже в условиях, когда практически каждое образовательной учреждение само определяет количество и перечень профессиональных компетенцией, которые призвана формировать та или иная дисциплина. Данная работа профессорско-преподавательского состава, учебных и учебно-методических подразделений призвана способствовать оптимальному использованию образовательного акме потенциала обучающимися.

Для унификации качества и количества знаний, передаваемых обучающимся в образовательной организации в рамках по крайней мере одного социально института, каковым является институт органов внутренних дел, целесообразно в большей части согласовывать их перечень по одним дисциплинам, преподаваемым в различных образовательных организациях одного направления подготовки. При этом методическая составляющая, ее количественно-качественная составляющая, должна оставаться прерогативой каждой образовательной организации. Должна проявляться здоровая конкурентная составляющая во взаимоотношениях между образовательными организациями при сохранении и распространения института обмена передовым опытом, его распространения и пропаганды, методик преподавания между образовательными организациями органов внутренних дел. Однако опыт каждая отдельная образовательная организация может лишь принять или отвергнуть, но абсолютно недопустимо его административное навязывание под предлогом его «исключительной» ценности, инновационности, эффективности, апробированности и пр. достоинств, однако выделенных как часто бывает в большей части субъективно наблюдателем, контролером, членом комиссии и другими лицами от контроля качества образования. Каждая образовательная организация ‑ уникальна. При внешней схожести она имеет различные учебно-воспитательные, научные, материальные, людские, интеллектуальные, территориальные и иные ресурсы. Идеальную образовательную организацию строить бесперспективно и во многом утопично, более реально формировать и реализовывать возможности базовой организации, именно она оптимально может реализовать весь комплекс потенций, наделенных и располагаемых каждой конкретной образовательной организацией с учетом всех собственных особенностей.

Формирование соответствующих компетенцией, предусмотренных образовательными стандартами, расширение акме обучающихся невозможно без напряженной, но сбалансированной нагрузки. Это обусловлено как физиологическими, так и эмоционально-психологическими особенностями человека, включенного в образовательный процесс. Умение распределить нагрузку не равномерно, а оптимально, величайшее искусство человека рассчитывающего на успех. Да, он может очень много времени уделять профессии, личному совершенствованию, как покажется внешнему наблюдателю, и очень мало уделять досугу, отдыху. Соотношение времени на труд и отдых может быть различной у различных людей. Для акме главное комфортное сочетание труда и отдыха, даже в тех условиях, когда деятельная составляющая явно превышать досуговую. Однако досуг не может быть исключен из жизнедеятельности человека. Каждый нуждается в эмоциональной разгрузке, переключении внимания, восстановлении психологического равновесия. В противном случае со временем возможно эмоциональное и психологическое истощение, падение творческой активности, невозможность адекватно оценить как свои потенсоциальные возможности, так и потенции социального окружения, материальные возможности. И это не говоря об обострении всевозможных болезненных состояний, возможных проблем с близкими родственниками.

Вершину рейтинга основных ресурсов для реализации социально значимых целей, реализации акме сотрудника органов внутренних дел занимают факторы «наличие специального образование и умение аккумулировать профессиональный опыт» (более 19%), «уверенность в себе, упорство в достижении цели» (около 18%), «наличие цели в деятельности» (14%).

Данные факторы отражают суть личного деятельного начала в акме человека. Обучающийся, отличающийся трудолюбием, усердием, настойчивостью и решительностью имеет высокие потенциальные возможности достичь высоких результатов и в профессиональной деятельности. Середину рейтинга занимает такой фактор, как «поддержка и хорошее отношение в семье» (7%). Это относительно хороший показатель. Именно в хорошей семье человек находит душевное спокойствие, приобретает уверенность и бескорыстную веру в самых близких людей. Следовательно, в дальнейшем при организации своей профессиональной деятельности недопустимо забывать уделять время и семье, детям.

Анализируя значения факторов, занимающие нижние рейтинговые места, мы видим, что большинство из них «поддержка и уважение в коллективе», «поддержка влиятельных высокопоставленных покровителей», «поддержка непосредственных руководителей», «умение выбирать друзей и находить подходы к людям, от которых зависит ваша служебная деятельность» – это утилитарные ресурсы внешнего плана, имеющие некоторое значение, но в большинстве своем отличающиеся более чем на десять пунктов от факторов верхнего рейтингового уровня.

Офицеру органов внутренних дел в условиях профессиональной деятельности, как показывает практика правоохранительной службы, необходима как высокая выучка, так и устойчивые профессионально-этические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации и выгоранию. Эти качества формируются и развиваются на протяжении всей службы, при решения оперативно-служебных задач, выработки личной системы ценностей, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается в период обучения, повышения квалификации, переподготовки в стенах образовательной организации органов внутренних дел. В процессе опроса обучающимся было предложено ответить на вопрос «Назовите наиболее ценные качества, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел». Из восемнадцати социально значимых качеств, предлагалось выбрать не более трех, что обеспечивало охват всех возможных вариантов ответов. Результаты отражены в таблице 1

Таблица 1 ‑ Качества, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел

Отметьте на Ваш взгляд до 3-х наиболее ценных качеств, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел: % Рейтинг М Ж
Высокая профессиональная подготовка 26,1 1 24,9 27,9
Специальное профессиональное образование 8,4 4 10,5 5,3
Умение самостоятельно принимать решения 14,3 3 15 13,4
Способность при необходимости менять принятое решение 3,0 9 3,4 2,4
Ответственность 19,9 2 19,7 20,2
Умение работать в команде 5,3 6 5,0 5,7
Умение доводить начатое до конца 6,8 5 7,1 6,5
Способность слышать и принимать мнения коллег 3,5 7 3,1 4,0
Внимательность к нуждам других 3,3 8 2,9 4,0
Сострадание 1,0 13-14 0,8 1,2
Вежливость 0,5 13-14 0,8
Высокое самообладание 1,0 15 1,0 0,8
Эмоциональная устойчивость 2,9 10 2,1 4,0
Коммуникабильность 1,8 11-12 1,3 2,4
Хорошая физическая подготовка 1,8 11-12 1,8 1,6
Крепкое здоровье 0,2 16-17 0,4
Внешняя привлекательность, опрятность 0,2 16-17 0,3
Другое 0,2 16-17 0,3
Итого: 100 100 100 100

Как значимые в большей или меньшей мере отмечены обучающимися все рассматриваемые качества и более того дополнительно названы как значимые и иные. Наиболее ценными, по мнению обучающихся, качествами, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, являются «высокая профессиональная подготовка» (более 26%), дополненная необходимостью специального профессионального образования (более 8%), «ответственность» (около 20%), и однозначно связанное с данным качеством «умение самостоятельно принимать решения» (около 15%). В сфере «принятия решения» каждый человек проживает свою жизнь, либо принимает решения сам, либо по отношению к нему принимается решение теми, кто наделен властью, и самое главное, чтобы это решение было адекватно ситуации, возможностям, положительно по последствиям.

Большое ценностное значение для обучающихся имеет фактор личного уважения и признания. Данный фактор неотъемлемо связан с реализацией в дальнейшем акме сотрудника органов внутренних дел и как человека, и как профессионала. Обучающимся было предложено проранжировать восемь социальных феноменов, которые по результатам научных исследований способствуют реализации в будущем обучающимися накопленного профессионального потенциала, и оценить вес рангов данных феноменов. При относительно небольшой разнице в весах наблюдаемых факторов, обучающиеся считают наиболее значимыми: «уважение и признание в обществе», «уважение и признание руководителей», «уважение и признание результатов родственниками», «уважение и признание товарищей по службе».

Таким образом, на основании проведенного исследования акме потенциала обучающихся были получены следующие наблюдения:

основная часть обучающихся поступают в образовательное учреждение сразу же по окончанию средней общеобразовательной школы, ощущается дефицит курсантов, имеющих до поступления в институт самостоятельный жизненный опыт, имеющих опыт службы в российских Вооруженных Силах или опыт правоохранительной службы на должностях младшего командного состава;

большинство семей курсантов материально обеспечены, имели возможность обеспечить дополнительное развитие детей, поддержать в школьные годы их интерес к занятиям в секциях, кружках и т.п. по интересам, оплатить при необходимости дополнительное образование, сформировать первоначальный акме капитал;

большинство курсантов приняли решение о поступлении в образовательное учреждение органов внутренних дел осознанно, самостоятельно и по личному желанию;

более половины поступающих на первый курс обучения имеют средний балл диплома о среднем общеобразовательном образовании выше 4 баллов, около трех четвертей оценивают свою физическую подготовленность не ниже «хорошая»;

первоначальное представление о будущей правоохранительной службе «окрашено» некоторым романтизмом и определенным образом влияет на выбор будущей профессии;

основная часть выпускников не сомневается в правильности сделанного выбора, что способствует укреплению акме составляющей и последующей правоохранительной службы, постановки и реализации профессионально и личностно значимых целей;

относительно высоко, хотя и не максимальными баллами, обучающимися оцениваются «организация учебного процесса в институте» и «организация обеспеченности учебной литературой», наименьшие оценки характерны для «организация личного времени в институте» и «организация питания в институте»;

отмечается положительная динамика субъективной оценки уровня успешности освоения программ учебных дисциплин по мере приближения окончания обучения, наиболее успешно программы учебных дисциплин осваивают те обучающиеся, которые имеют более высокую базовую подготовку, которую они имели до поступления на службу;

у обучающихся как сотрудников органов внутренних дел отмечается довольно высокий уровень желаний получения соответствующего образования, при недостаточных знаниях содержания профессиональных компетенций;

учебный процесс, культурно-массовая деятельность и общественная работа, по субъективным оценкам респондентов, занимает основной объем времени у обучающихся, при этом большинство из них считают, что времени достаточно для решения учебно-воспитательных задач в институте, что данный вид деятельности наиболее полно обеспечен временем. Некоторый дефицит отмечается во времени, которое может выделить курсант для решения досуговых задач. При общем недостатке свободного времени у обучающихся всех курсов, наиболее выражена данная проблема на первоначальном этапе обучения;

процесс активной фазы профессиональной социализации у большинства курсантов и слушателей наиболее активно проявляется прежде всего с третьего курса, именно здесь начинают усиливаться основные составляющие акме, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью обучающихся как сотрудников органов внутренних дел;

в целом обучаемые имеют хорошо выраженную интенцию, адекватно оценивают перспективы службы, карьерного роста;

обучающиеся первого курса относительно чаще, чем обучающиеся других курсов, отмечают слабую подготовку к очередным занятиям, при этом на первом курсе по мнению опрошенных наиболее четко выражена возможность адекватно соотнести время труда и отдыха. Наибольшая напряженность образовательного процесса отмечается на третьем курсе, именно на данном курсе отмечаются сложности оптимизации режима труда и отдыха, несколько ниже возможности личностного регулирующего влияния;

курсанты изначально признают ценности образовательной организацию, функционирующий как авторитарный институт, признают необходимость соблюдать мероприятия, предусмотренные распорядком дня;

большое значение для реализации социально значимых целей, реализации акме сотрудника органов внутренних дел занимают факторы «наличие специального образование и умение аккумулировать профессиональный опыт», «уверенность в себе, упорство в достижении цели», «наличие цели в деятельности»;

наиболее ценными, по мнению обучающихся, качествами, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, являются «высокая профессиональная подготовка» «наличие специального профессионального образования», «ответственность» и «умение самостоятельно принимать решения»;

реализация акме сотрудником органов внутренних дел возможна только при четком осознании всего комплекса ресурсов, которые гипотетически может использовать человек, осознающий жизненно важные цели и готов приложить оптимальные усилия для их достижения.

Целесообразно, для расширения представлений обучающихся о профессии в начале и в процессе изучения дисциплин, профессорско-преподавательскому составу четко обозначать обучающимся какие компетенции должны быть ими сформированы по завершении изучения тем, предусмотренных тематическим планом дисциплины, это во-первых и во-вторых, в фондах одиночных средств и в контрольно измерительных материалах также должны быть определены соответствующие требования по определению уровня сформированности компетенций.

Для унификации качества и количества знаний, передаваемых обучающимся в образовательной организации в рамках по крайней мере одного социально института, каковым является институт органов внутренних дел, целесообразно в большей части согласовывать их перечень по одним дисциплинам, преподаваемым в различных образовательных организациях одного направления подготовки.

Организаторам учебного процесса, профессорско-преподавательскому составу, специалистам воспитательных структур необходимо наиболее внимательно относиться к этапу социализации обучающихся третьего курса, умело сочетать теоретический учебный материал, содержание общих воспитательных мероприятия с будущей профессиональной деятельностью.

Сотрудникам учебного, научно-исследовательского и редакционно-издательского, морально-психологического отделов, профессорско-преподавательскому составу обратить внимание на оптимальное сочетание различных видов деятельности, учебных дисциплин как предусмотренных федеральными образовательными стандартами, так и определяемых и предлагаемых образовательной организацией, на правильное распределение познавательных усилий.

Руководству курсантскими подразделениями целесообразно обратить внимание на состояние организации самостоятельной подготовки обучающихся, прежде всего на первом и оказать организующее содействие курсантам третьего курса по оптимизации режима труда и отдыха.

Предусмотреть комплекс мероприятий с обучающимися по формированию навыков и умений, направленных на минимизацию проблемы дефицита опыта по самостоятельной организации отдыха в условиях напряженной служебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: акмеологический аспект: монография / В.Е. Шинкевич [и др.]‑ Красноярск: СибИ МВД России, 2018.

Профессиограмма сотрудников следственных и оперативных подразделений: отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. Н.В. Маслодудова. ‑ Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.

Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Методика организации научного исследования и практика оформления его результатов : учебное пособие. Красноярск, СибЮИ МВД России, 2009.

Проблема объективности расчетов и охвата населения развивающими досуговыми учреждениями как необходимых составляющих оценки эффективности наркотической профилактической деятельности: отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) № гос. регистрации 01201453222, инв. № 214073070010./ СибЮИ ФСКН России; научн. рук. В.Е. Шинкевич. ‑ Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014;

Шинкевич В.Е., Ступина С.А. Уровень охвата населения досуговыми учреждениями как фактор эффективной организации здорового образа жизни // Вестник СибЮИ ФСКН России. – 2015. ‑ №2.

  1. Шинкевич В.Е. Феномен зависимости как проблема социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *