РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕЦЕНАТСТВА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

В настоящее время перед бизнесом стоит задача, стать социально ответственным и оказывать посильную помощь населению своей страны, находящемуся в непростой экономической ситуации. Автор данной статьи рассматривает опыт благотворительной деятельности русского дореволюционного предпринимательства, как одну из составляющих социальной ответственности, показывает роль предпринимателей и меценатов в духовном развитии общества. Традиция ответственности перед социально незащищенным населением Российской Империи в конце XIX — начале XX вв. была характерна для значительной части предпринимательских кругов. Эти положительные качества должны лечь в основу современного российского бизнеса.

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕЦЕНАТСТВА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

ГРНТИ: 13.15.67

УДК 334

Балашов Алексей Михайлович

кандидат экономических наук, доцент,

Новосибирский государственный педагогический университет

кафедра информационных, сервисных и общетехнических дисциплин

факультет технологии и предпринимательства

г. Новосибирск, Россия

E-mail: Ltha1@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

В настоящее время перед бизнесом стоит задача, стать социально ответственным и оказывать посильную помощь населению своей страны, находящемуся в непростой экономической ситуации. Автор данной статьи рассматривает опыт благотворительной деятельности русского дореволюционного предпринимательства, как одну из составляющих социальной ответственности, показывает роль предпринимателей и меценатов в духовном развитии общества. Традиция ответственности перед социально незащищенным населением Российской Империи в конце XIX — начале XX вв. была характерна для значительной части предпринимательских кругов. Эти положительные качества должны лечь в основу современного российского бизнеса.

Ключевые слова: модернизация, предпринимательство, меценатство, благотворительность, социальная ответственность, духовность, мировоззрение

В настоящее время, когда перед страной стоит задача обеспечения устойчивого экономического роста, современному предпринимательству необходимо стать социально ответственным и оказывать значительную помощь населению своей страны, оказавшемуся в непростой экономической ситуации. Несправедливость эпохи первоначального накопления капитала может быть отчасти компенсирована благодаря социальной ответственности, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, бизнеса и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности. Бизнес должен не только обеспечить рост ВВП, но и главное, стремиться к повышению благосостояния населения и увеличению количества среднего класса.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В российском обществе становится всё более очевидной апробированная мировым опытом истина, суть которой в том, что предпринимательство — стратегический ресурс, источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов и придать экономической системе необходимую эффективность. Рыночная экономика постоянно испытывает потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны инициативность, бережливость, способность к риску, новациям и организации производства на высоком уровне.

К сожалению, в России пока не сформировалось цивилизованное предпринимательство. Экономика страны в настоящее время представляет сосредоточение множества противоречий, в том числе связанных с участием государства в социальных и экономических процессах.

Предпринимательство как сложное социально-экономическое явление прошло длительный путь становления и эволюции. Сущность его двойственна. С одной стороны, это важный фактор производства представляет собой особый вид трудовой деятельности, имеющий определенные характеристики, специфические цели и качества. Именно данную сторону предпринимательства следует трактовать как бизнес (дело), целью его ведения выступает получение прибыли, как источника дохода и как основы расширенного производства, то есть процветания бизнеса.

С другой стороны, предпринимательство — это особый тип хозяйственного поведения личности с определенными ценностными ориентирами, специфической мотивацией и социальной ролью. Особенность предпринимательской мотивации состоит, прежде всего, в высоких запросах по самореализации личности. Предприниматели являются носителями новых идей в экономической сфере.

В процессе эволюции социально-экономических и национальногосударственных систем изменились не только формы и структуры Iпредпринимательства, но и ценностные ориентиры и мотивация предпринимательского поведения. Все это показывает необходимость изучения русского предпринимательства XIX- начала XX вв. и сравнение его с современным.

На рубеже XIX-XX вв. Россия находилась на стадии раннеиндустриальной (пореформенной) модернизации, которая охватила экономическую, социальную, политико-правовую и культурную сферы общественной жизни Российской империи. Хотя изменения были взаимосвязаны, уровень и характер отношений между ними варьировались в широком диапазоне. Ритмы модернизационных процессов задавались как внутренними стимулами соответствующих элементов общества, так и внешними воздействиями.

Огромную роль в модернизации России сыграла семья Рябушинких [1]. К началу XX века они создали свой концерн, который охватывал разные отрасли экономики. Их бизнес прошел длительный процесс становления через торговлю, ткацкое и бумагопрядильное производство. Позднее был создан Банкирский дом. В течение десяти лет своей работы Банкирский дом открыл 12 отделений в различных городах нечерноземной части страны: в Петербурге, Ярославле, в Витебске, Костроме, Сергиевом Посаде и других городах. Выбор населенных пунктов для создания отделений определялся, с одной стороны, развитием кредитного дела в провинциальных торгово-промышленных городах, а с другой — стремлением развить внутренний рынок в России и выйти на мировой рынок. С этой целью совместно с председателем правления Большой Костромской льняной мануфактуры С.Н.Третьяковым было создано русское льнопромышленное акционерное общество (РАЛО) с основным капиталом 1 млн. рублей, 80 процентов которого составлял взнос Рябушинских. В конце 1912 года РАЛО построило фабрику для первичной обработки льна. В 1913 году было приобретено новейшее в России предприятие по производству льняных изделий, в начале 1917 года — Романовская мануфактура. Таким образом, Рябушинским принадлежало 17,5 процентов всех льняных фабрик России, и они создали картель «Лен» с основным капиталом в 10 млн. рублей. В 1916 году было куплено 60 тыс. десятин леса, а также паи крупнейшего на севере России лесного предприятия «Русанов и сын», владевшего заводами в Архангельске, Мезени и Ковде. В начале 1917 года было учреждено общество «Русский Север» для строительства и эксплуатации лесных дач, разработки месторождений торфа и производства писчебумажных материалов [2].

Приобретение новых предприятий в разных отраслях побудило Рябушинских к созданию холдинга, и в 1915 году было сформировано среднероссийское торгово-промышленное общество «Ростор», владельцем контрольного пакета акций которого являлся Московский банк. Через банк и холдинговое общество Рябушинские вступили в деловые отношения с европейскими обществами, приобрели паи товарищества «Бранобель», участвовали в золотодобывающей промышленности, судостроении, в 1916 году начали строительство автомобильного завода в Москве. Создание многоотраслевого концерна братьев Рябушинских, ставшее одной из замечательных страниц отечественного предпринимательства, зиждилось на глубоких традициях развития российской промышленности. Финансовые акции Рябушинских не были самоцелью и источником быстрого обогащения, но составили базу производственного накопления.

Аналогично с легкой промышленности начиналась и судьба легендарного концерна И.Стахеева [1]. Он начинал с хлебной торговли, а затем занялся текстилем. Его концерн охватывал колоссальные просторы от Сибири и Дальнего Востока до центральных губерний и Средней Азии. Капитал вкладывался в развитие хлопковой сырьевой базы в Фергане и в реконструкцию старейших текстильных мануфактур в Центральном и Северо-Западном регионе. Занимался он также нефтедобывающей промышленностью и контролировал ряд Среднеазиатских железных дорог.

Рассмотрев деятельность наиболее известных представителей промышленного капитала, к представителям которого, кроме вышеперечисленных, можно отнести Н.А. Второва, П.И. Губонина, Елисеевых, Хлудовых, Бардыгиных, следует сказать, что основанием крупного бизнеса являлся частный семейный капитал, вложенный в сферу промышленности или торговли. Родоначальники династии были, как правило, талантливыми самородками; они специализировались на одном направлении и передавали дело наследникам, уже получившим образование и имевшим опыт работы на предприятиях родителей [3]. На данном этапе семейные предприятия привлекали дополнительные инвестиции путем учреждения акционерно-паевых предприятий и банков. Дальнейшее расширение сферы деятельности могло происходить по нескольким направлениям: путем комбинирования по технологической цепочке, путем объединения предприятий разных отраслей, как в рамках определенного региона, так и с выходом на мировой рынок.

Этот процесс хорошо просматривается на примере купцов в Российской империи. Дореволюционные купцы в России — одно из уникальных явлений русской жизни. Нет ни одного класса, оставившего столько уникального, интересного, противоречивого и загадочного о своей жизни. Многие из них вышли из крепостных, выкупились за огромные деньги у своих помещиков и стали успешно заниматься предпринимательской деятельностью. К числу таких людей относились купцы Расторгуевы [4]. Их предки были крепостными графа Шереметьева. Будучи крепостными, они занимались торговлей в основном рыбой и колониальным товаром, поэтому смогли выкупиться, стать свободными и переехать из Ярославской губернии в Москву. В 30-х годах XIX в, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Российской Империи Дмитрий Иванович Расторгуев основал Торговый Дом, преобразованный им в 1865 году в Товарищество «Д. и А. Расторгуевы», что означало Дмитрий Иванович и его сын Алексей Дмитриевич Расторгуевы. Их главной сферой деятельности стала торговля чаем.

Как и большинство российских предпринимателей Алексей Дмитриевич и Дмитрий Иванович Расторгуевы занимались благотворительностью, за что Дмитрий Иванович во время коронации Александра II был удостоен награды золотой и серебряной медалями. Он внес огромную сумму для оказания помощи голодающим. И после этого он не прекращал жертвовать огромные суммы денег на нужды благотворительности. Так, он пожертвовал 25 тысяч руб. серебром для Александровской больницы, где состоял почетным членом общины сестер милосердия. По призыву купца Алексеева к московским благотворителям Расторгуевы внесли значительные средства в строительство больницы для душевнобольных (ныне больница имени Кащенко).

В 1875 году семья пожертвовала 26 тысяч руб. серебром на обновление церкви Рождества Богородицы в Подкопаях (улица Солянка). Ежегодно жертвовали значительные средства на поминовение души и пособия бедным. Эта семья, вышедшая из старообрядчества, стояла на позициях общинности, коллективизма, ответственности друг за друга.

Многие российские предприниматели совершенно бескорыстно занимались благотворительностью. В христианском понимании благотворительность является, с одной стороны, высшим проявлением нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается, беззащитен и бедствует, а с другой — овеществленным выражением благочестивых помыслов и всеобщей любви к ним, духовно роднящих и объединяющих, творящих благодеяние и принимающих его. Без этих одухотворяющих начал любые щедроты и воздаяния утрачивают свое истинное предназначение и превращаются в самую заурядную раздачу денег. Большинство благотворителей, избравших этот тип пожертвования, включали пункты о пособиях бедным в духовные завещания [5]. Это имело несомненным мотивом религиозное побуждение и свидетельствовало о желании многих богатых людей духовно очиститься и замолить свои и грехи близких людей.

Особенно активизируется частная благотворительность в конце XIX – начале XX вв. на фоне экономического подъема в России [6]. Главным источником финансирования социальной сферы, помощи бедным становились благотворительные пожертвования деловых людей России. Частная благотворительная деятельность в стране проявлялась в различных формах: это и пожертвования отдельных лиц на различные общественные нужды, включая организованный сбор средств на оказание той или иной помощи; и устройство отдельными лицами благотворительных заведений и содержание их.

Всплеск благотворительности среди российских предпринимателей объяснялся тем, что развитие капитализма способствовало концентрации в руках предпринимателей значительных средств, в то же время, это привело к появлению внушительной категории нуждающихся. Следующая причина состояла в недостаточности государственного призрения в России.

Сама благотворительная деятельность представляла как бы форму «перетекания» средств из материального сектора хозяйства в культурный. Для русского мецената — организатора было характерно чаще всего личное участие в управлении учреждениями культуры, образования и составление их социально — правовых документов, которые определяли стратегию дальнейшего развития.

Значительную роль среди предпринимателей играло выделение средств для помощи отдельным храмам, пожертвования для них икон и различной церковной утвари. Меценатство в России это практический синтез экономики, предприимчивости с культурой [1]. Это особого рода благотворительность, связанная с развитием культуры, музыки, образования. Меценат же возвращал творцам ту часть стоимости культурных благ, которую общество присваивало бесплатно, и которую оно было обязано юридически им возместить. Меценат — это тип ментальности нового человека, для которого религиозно-православная этика — живое христианство.

Особая значимость меценатской деятельности в XIX- начале XX вв. состояла в том, что среди образованной публики российского общества имелось предубеждение против всего русского и преклонение перед западноевропейским. В такой обстановке деятельность благотворителей способствовала поддержке самобытных национальных форм творчества [6].

Сравнивая предпринимательство и благотворительность на Западе и в России, необходимо отметить, что для стран Европы в основном было характерно спонсорство. Под спонсорством понимается финансирование какого- либо мероприятия (организация конкурса, выставки т.д.) Чаще всего это осуществляется крупным предприятием или фирмой. Спонсорство является частью маркетинговой кампании, призвано укрепить имидж фирмы на рынке, направить корпоративную идеологию в нужное русло. Если благотворительность часто совершается тайно, не для публики, то спонсорство проводится на правах рекламы. Спонсорский вклад признается платой за рекламу. Спонсорство — не общественное, а коммерческое явление, это бизнес со своей этикой, вкладывание средств в ожидании прибыли в будущем. В России же до революции широко процветало не спонсорство, а предпринимательство и благотворительность.

На Руси христианская идея милосердия и призрения материализовалась, не прости в помощи, а в личной деятельности по поддержке ближнего [7]. Не менее важным источником благотворительной деятельности была народная традиция взаимопомощи, которая диктовалась здравым смыслом человеческого общежития: кто поможет ближнему в беде знает, что окажись в подобной ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других.

Русский феномен предпринимательства отличается от американского и европейского. Предприниматель — это деятель, который организует производство, торговлю и т.д. и часть от полученной прибыли использует в социально — гуманитарных целях. Если для спонсора и бизнесмена экономические соображения являются целью, то для предпринимателя они — средство для решения социальных задач. В России особое место занимала благотворительность [6]. Это объяснялось тем, что часто основным её стимулом были религиозные побуждения. От характера религии существенно зависят обстоятельства материальной жизни, умение хозяйствовать, ценностные ориентации и идеалы предпринимательской деятельности. Конечно, библейские заповеди в их общечеловеческом толковании — бесценное достояние цивилизации. Общие установки определялись в христианстве относительно труда, как наказания божьего за грехи человеческие. В результате общественного развития утвердился новый тезис о том, что славить Бога нужно не только молитвами, а успехами в трудовой деятельности. В протестантизме считалось, что славить Бога необходимо самозабвенным и упорным трудом, в православии — только посильным трудом. Даже те предприниматели, которые не являлись глубоко верующими, вынуждены были отчислять значительные суммы на призрение бедных и помощь культуре из опасения быть отлученной от церкви по обвинению в стяжательстве.

Немало предпринимателей — благотворителей России происходили из старообрядческих семей, где детей воспитывали по древнему уставу благочиния — в строгости и послушании, духе аскетизма и доброго нрава [8]. Старообрядцы вернулись к национальной культурной традиции, суть которой в том, что человек совершенствуется в труде, и через труд приобщается к Богу. Большинство же русских предпринимателей вышли именно из старообрядцев, у которых пропагандировалась общинные взаимоотношения, и было принято помогать бедным её членам. Многие русские предприниматели не только часто оказывали помощь совершенно безвозмездно, но состояли, как правило, не в одном, а сразу в нескольких благотворительных обществах.

Сотни тысяч рублей ежегодно жертвовались московским купечеством на дело благотворения. Больницы, богадельни, дома трудолюбия, приюты, дома призрения с каждым годом приумножались в Москве. Дореволюционная статистика свидетельствует, что первопрестольная столица в пореформенный период намного опережала остальные города империи по объему добровольных пожертвований граждан на нужды просвещения, здравоохранения и общественного призрения [9,10]. Москвичи делали до 2/3 всех пожертвований в стране. К концу XIX в. в руках московского Купеческого общества, занимавшегося главным образом, управлением огромными благотворительными учреждениями, бывшими в его ведении, сосредоточились значительные суммы до 10 млн. руб. В Петербурге, где основу составляло дворянское общество и иноземные предприниматели, сумма была в 5 раз меньше.

Помимо пожертвований в различные общества многие предприниматели оказывали и другие виды помощи. Так, например, В.А. Кокорев изучал народное искусство России и постоянно заботился о молодых художниках. На свои средства он построил Владимиро- Мариинский приют для художников в Тверской губернии. В Костромской губернии в городе Солигаличе им был организован санаторий-курорт для лечении параличей, ревматизма, неврозов. Характерно, что сам предприниматель был автором проекта лечебницы и составителем плана инфраструктуры данной территории. В то же время, будучи патриотом своей страны и пережив потрясение, вызванное поражением в Крымской войне, он стал финансировать журналы, издаваемые славянофилами «День» и «Русская беда». Являясь знатоком народного творчества, он пытался внедрить «русский стиль» в столичную жизнь. В 1884 г. в Санкт — Петербурге он открыл «Академическую дачу», которая являлась формой помощи студентам Академии художеств.

В 1910 году в России было зафиксировано 6278 благотворительных заведений различных типов [7]. Лишь 25 процентов их финансировалось из бюджета за счет средств казны. Остальные за счет пожертвований купечества. Только по Москве они составляли от 1 до 4 млн. рублей. Примерно 1/З этой суммы шла инвалидам, вдовам и престарелым, 1/3 — на медицинскую помощь, 1/3 -детям.

Традиционные направления благотворительности можно проследить на примере многих предпринимательских династий [1,11]. Профессиональными благотворителями называли семью кожевенных магнатов Бахрушиных. Будучи весьма аскетичными в быту, они завели для себя правило каждый год выделять из прибыли определенную сумму на благотворительные цели. Ещё в 1869 году они построили у себя на родине в Зарайске церковь, богадельню, училище. Осенью 1887 года была построена больница для хронически больных в Сокольниках на 200 мест, большие средства затрачивались на строительство Бахрушинской больницы, для содержания которой был создан неприкосновенный фонд, проценты от которого шли на поддержание в хорошем состоянии лечебницы, тем самым заранее обеспечивалось финансирование учреждения, даже после смерти его создателей.

Таким образом, предприниматель в России в разные времена рассматривался как инноватор, человек способный на риск. Но не всегда главным мотивом его деятельности была прибыль, хотя её тоже нельзя сбрасывать со счетов. Предприниматель стремился прежде всего к созданию социально значимого продукта — товара, а затем уже к получению стабильной, высокой прибыли. Часто русские предприниматели вкладывали средства в благотворительность безвозмездно, не имея от этого никакой выгоды. Для русских предпринимателей был характерен приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными, внутреннее преобразование личности, отсутствие культа «золотого тельца». Их характеризовала также сердечность, непосредственность, склонность к покаянию, поиск смысла жизни, преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными. В Российской Империи значительное распространение получает именно частная благотворительность, тогда как на Западе благотворительность различных обществ. Главным источником финансирования помощи бедным становились благотворительные пожертвования русских предпринимателей.

Разумеется, заслуги прошлого актуальны и действительны тогда, когда они прирастают в настоящем, дают возможности для движения вперед, обеспечивают перспективы на будущее. Поэтому, изучение опыта и традиций дореволюционных предпринимателей имеет большое значение для развития бизнеса и повышение его социальной ответственности в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я. Авторы- составители: Макальская M.JI, Бобровская Н.Н. М., 2003.
  2. Энциклопедия купеческих родов. 1000 лет российскому предпринимательству. Сост. О.Платонов. М.: 1995,с.144-174
  3. Голицын Ю. Предпринимательство и русский характер.// Русский предприниматель. 2001, № 11. С.35.
  4. Семейный архив Расторгуевой Л.Н.
  5. Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901. С.IV.
  6. Темникова JI.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга., 1996.
  7. Благотворительность и милосердие. Рубеж XIX- XX веков. СПб., 1900.
  8. Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901.
  9. Гордон Д. К вопросу о постановке у нас общественного призрения. / Современный мир 1907 .№ 9. С. 18.
  10. Бахрушин С. В. Деятельность московских городских попечительств о бедных в связи с войной. М., 1915.
  11. Линденмейер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ. // Великие реформы в России. 1856-1874. /Сборник под ред. Л.Г. Захаровой. М., 1992. С.284.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *