ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ГУП СО «УСИНСКОЕ»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РИСКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению механизма государственно-частного партнерства в сфере агропромышленного комплекса на примере реализации проекта в Самарской области. Рассмотрены основные понятия государственно-частного партнерства, разбор наиболее актуального партнерства в настоящее время (концессионное соглашение), а также эффективность реализации первого проекта государственно-частного партнерства в аграрной сфере.

ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ГУП СО «УСИНСКОЕ»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РИСКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 06.81

ГРНТИ 10.27.01

Керсон Светлана Сергеевна

Самарский государственный экономический университет

кафедрф региональной экономики и управления

магистрант

г. Самара, Россия

E-mail: svetakerson@yandex.ru

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECT GUP SO USINSKOE: EFFICIENCY AND RISKS IMPLEMENTATIONS

Kerson Svetlana Sergeevna

Samara State University of Economics

Department of Regional Economics and Management

Master student

Samara, Russia

E-mail: svetakerson@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению механизма государственно-частного партнерства в сфере агропромышленного комплекса на примере реализации проекта в Самарской области. Рассмотрены основные понятия государственно-частного партнерства, разбор наиболее актуального партнерства в настоящее время (концессионное соглашение), а также эффективность реализации первого проекта государственно-частного партнерства в аграрной сфере.

 

ANNOTATION

The Article is devoted to the mechanism of public-private partnership in the field of agriculture on the example of the project in the Samara region. The basic concepts of public-private partnership, analysis of the most relevant partnership at the present time (concession agreement), as well as the effectiveness of the first project of public-private partnership in the agricultural sector.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, агропромышленный комплекс, эффективность, риски, инвестиции, затраты

Keywords: public-private partnership, concession agreement, agro-industrial complex, efficiency, risks, investments, costs

Мировой и отечественный опыт, накопленный в течение последних 15 – 20 лет, подтверждает, что важным механизмом увеличения объемов производства продукции сельского хозяйства, роста эффективности производства сельскохозяйственной продукции, привлечение частных инвестиций для экономического развития страны является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). В связи с ограниченным объемом бюджетных инвестиций особую актуальность приобретает применение механизмов ГЧП в сфере АПК на региональном уровне. Это позволит мобилизовать частные инвестиционные ресурсы, трансформировать сбережения населения в инвестиции для реализации инновационных проектов в аграрном секторе региональной экономики.

Несмотря на актуальность проблемы, до сих пор наблюдается неоднозначность трактовки термина «ГЧП». Определения данного термина представлены в работах Борщевского Г.А. «Государственно-частное партнерство» [2, с. 16-17]; Варнавского В.Г., Клименко А.В., Королева В.А. «Государственно-частное партнерство» [3, с. 12-15]; Ивановой З.А. «Развитие сельского хозяйства на основе механизма государственно-частного партнерства» [5, с. 9-10] и других. В Федеральном Законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное понятие трактуется в слишком узком аспекте и представлено как сотрудничество между сторонами в целях привлечения только в экономику и только частных инвестиций, а также обеспечение государством доступности и повышения качества товаров, работ и услуг [1]. По нашему мнению, наиболее точно суть отношений между государством и частным партнером иллюстрирует следующее определение ГЧП: это долгосрочное и взаимовыгодное партнёрство, выражающееся в различных формах, между государством и частным бизнесом, являющееся инструментом экономического и социального развития, решения общественно важных задач. Что касается ГЧП в аграрном секторе, то на мой взгляд это – долгосрочные отношения между государством (муниципалитетом) и частным сектором по созданию и модернизации проектов сельского хозяйства для дальнейшего экономического и социального развития.

В мировой практике существуют различные классификации партнерств между государством и бизнесом, однако, Всемирный банк выделяет четыре основные: 1) контракты на управление и арендные договоры: государство сдает в аренду частной компании собственность на определенный период времени. В контракте на управление государство оплачивает все услуги компании и несет риски, а в арендном договоре, государство получает арендную плату и риски ложатся на компанию; 2) концессия: государство предоставляет частной компании правомочия владения и пользования объектом по договору за плату с условием возврата; 3) проекты по новому строительству: частная компания строит и эксплуатирует производственные мощности в течение срока, казанного в контракте; 4) частичная приватизация активов: компания приобретает часть пакета акции предприятия, которое находится в государственной или муниципальной собственности [4].

Наиболее распространенной формой реализации механизма ГЧП в российской практике является контрактная форма ГЧП, а конкретно концессия (по данным Центра развития государственно-частного партнерства 2496 проектов прошли стадию коммерческого закрытия) и государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора, что характеризуется проработанной законодательной базой и прозрачным механизмом взаимодействия сторон [6]. Схема реализации концессионных соглашений изображена на рисунке 1, представленном ниже.

 

Рис. 1. Общая схема реализации концессионного соглашения

Данный механизм был использован при реализации проекта «Реконструкция и эксплуатация молочной фермы на 800 голов с телятником на 1200 голов и с доильным отделением в Сызранском районе Самарской области». Именно концессионное соглашение впервые было заключено в Самарской области между Правительством Самарской области, именуемым в дальнейшем «Концедент», с одной стороны, и, обществом с ограниченной ответственностью «Домашняя ферма», именуемым в дальнейшем «Концессионер», с другой стороны сроком на 49 лет с даты подписания соглашения, как одно из актуальных и востребованных направлений в настоящее время – развитие молочного производства. Объектом соглашения является недвижимое и движимое имущество, составляющие комплекс ГУП СО «Усинское». Предметом соглашения является то, что Концессионер обязуется осуществить мероприятия по реконструкции, в том числе по покупке КРС, и осуществлять использованием объекта концессионного соглашения деятельность по производству молока, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности. Для реализации проекта «Реконструкция и эксплуатация молочной фермы на 800 голов с телятником на 1774 головы и с доильным отделением в Сызранском районе Самарской области» необходимо 145,1 млн. рублей.

ООО «Домашняя ферма» была выбрана в качестве Концессионера, так как уже на протяжении долгого времени ведет успешную деятельность по развитию молочного животноводства в Самарской области. Предприятие осуществляет деятельность в четырех районах Самарской области: Ставропольский район (ОП «Жигули»), Красноярский район (ОП «Соколинка»), Сызранский район (ОП «Усинское»), Кинель-Черкасский (ОП «Елшанка» до 2019 года). По итогам 2018 года надой молока на 1 корову составил 6 687,00 кг, что больше значения 2017 года на 8,9% (6091,00 кг.)[7].

В течение последних трех лет ГУП СО «Усинское» осуществляет производственно-экономическое сотрудничество с ООО «Домашняя ферма», что позволило сохранить стабильную работу предприятия. В 2018 году по сравнению с 2015 годом поголовье крупного рогатого скота выросло на 106,6% и составило 1835 голов, в том числе коров – 624 голов [7].

Проект предусматривает привлечение кредита для пополнения оборотных средств. Целью проекта является достижение запланированного годового объема продаж сырого охлажденного молока до 3259 тонн. В денежном выражении выручка от продаж составит 96188 тыс. руб. в год. Государственное унитарное предприятие Самарской области «Усинское» планирует привлечь для финансирования проекта заемные средства в размере 20 000 тыс. руб. Заемные средства планируется направить на:

— завершение строительства и реконструкцию производственных объектов, в том числе покупка оборудования для налаживания молочного производства,

— приобретение кормов для содержания животных,

— закупка крупного рогатого скота,

— погашение кредиторской задолженности ГУП СО «Усинское» прошлых лет.

В настоящее время функциональность комплекса значительно снижена, поскольку у предприятия не имеется собственной земли для организации кормовой базы, что приводит к значительному удорожанию себестоимости продукции и снижению финансовых результатов деятельности предприятия. Кроме того, существует потребность завершения строительства и ввода в эксплуатацию ряда объектов комплекса для обеспечения полного цикла работ по производству молока на предприятии.

Для того, чтобы обеспечить полный цикл работ необходимо затратить 40000,0 тыс. рублей в период с 2018 – 2066 годы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов (в том числе благоустройство).

Закупка КРС потребует затрат равных 64350,0 тыс. рублей в период с 2018 -2066 г. Такие затраты позволят повысить эффективность проекта, которая выразится в следующих показателях: прирост годового объема производства молока составит 90,5% или 5440 тонн, среднегодовой надой на 1 корову составит 6800 кг. (рост на 50,2%), мощность (поголовье КРС-дойное стадо) вырастит на 942 головы КРС, в том числе на 380 голов дойного стада. Увеличение поголовья КРС поведет за собой закупку достаточно большого объема кормов для их содержания на протяжении всего периода реализации проекта.

В ходе реализации данного концессионного соглашения планируется достичь следующие результаты: увеличение поголовья КРС на 380 голов, повышение надоя на 2192132 кг в год, создание 15 дополнительных рабочих мест. Прогноз выручки от реализации продуктов молочного производства представлен на рисунке 2.

C:\Users\qwert\Desktop\2.jpg

Рис. 2. Прогноз выручки от реализации продуктов молочного производства с 2018 по 2022 год, тыс. рублей

Рассчитывая финансовую модель реализации проекта реконструкции и эксплуатации молочной фермы на 800 голов с телятником на 1774 головы и с доильным отделением, хочется отметить, что в ближайшие 6 лет отток средств будет превышать приток в среднем на 1,06%. Таким образом изменение динамики притока и оттока средств на реализацию проекта можно наблюдать на рисунке 3.

C:\Users\qwert\Desktop\3.jpg

Рис. 3. Приток и отток средств на реализацию проекта

Такое превышение происходит в связи с незавершенными объектами производства, что не позволяет оборудовать цеха, закупить КРС, корма, также привлечь квалифицированные кадры на предприятие, все это снижает экономическую эффективность инвестируемого проекта.

После завершения сроков реконструкции молочного комплекса, прописанных в концессионном соглашении, доходы предпринимательской деятельности увеличатся в 2 раза.

Не смотря на перспективные показатели проекта, существуют и некоторые негативные моменты. В настоящее время эффективность предприятия ГУП СО «Усинское» снижена, так как реконструкция комплекса еще не завершена, в связи с чем оно работает не на полную мощность, а также из-за отсутствия у предприятия собственной земли для организации кормовой базы. Это приводит к значительному удорожанию себестоимости продукции и снижению финансовых результатов деятельности предприятия.

Можно выделить несколько групп рисков, которые могут образоваться в ходе реализации проекта:

— риски, связанные со строительством: возможно нарушение сроков сдачи объекта в эксплуатацию в связи с изменением стоимости проектных и строительно-монтажных работ;

— риски, связанные с эксплуатацией: возможно расхождение между предварительными расчетами финансовой модели и реальным спросом на товары и услуги, производимые объектом, на рынке, непредвиденные изменения ценообразующих факторов (инфляционный риск), неверная предварительная оценка (недостижение технико-экономических показателей) – объект не способен производить товары или услуги;

— прочие риски: политические риски, включающие в себя невозможность перечисления средств, снижение ожидаемой выручки частного партнера по проекту, обусловленное действиями или бездействием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, ограничение доступа частного партнера к земельным и (или) лесным и (или) водным участкам, изменение политической обстановки, санкции и иные ограничения, приводящие к приостановке или сокращению объема поставки товаров, работ, услуг частным партнером.

Основная часть рисков ложится на инвестора.

Таким образом, рассмотренные группы рисков оказывают существенное влияние на эффективность реализации концессии и требуют детальной индивидуальной проработки по каждому из проектов. Для успешного управления рисками и дальнейшей их минимизации необходимо следовать следующим рекомендациям, представленным на рисунке 4:

 

Рис. 4. Рекомендации по управлению рисками в проекте [6]

В заключении хотелось бы сказать, что реализация проектов ГЧП позволит создать условия для ускоренной модернизации производства в сфере АПК, а именно молочного животноводства, что позитивно скажется на развитии аграрного сектора экономики, а также создаст стимулы для дальнейшего инвестирования проектов ГЧП в сельскохозяйственной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный Закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (Дата обращения: 15.12.2018).

2. Борщевский Г.А. Государственно-частое партнерство [Текст]/ Г.А. Борщевский – 2015. — С. 16-17.

3. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство [Текст]/ В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. — 2015. — С. 12-15.

4. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики [Текст]/ В.Варнавский.

5. Иванова З.А. Развитие сельского хозяйства на основе механизма государственно-частного партнерства [Текст]/ З.А. Иванова. – 2014. – С. 9-10.

6. Ткаченко М.В. Центр развития ГЧП «Управление рисками в проектах ГЧП: способы снижения влияния рисков на проект и оптимальное распределение между участниками» [Текст]/ Ткаченко М.В. – 2016.

7. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области [Электронный ресурс]/ URL: http://mcx.samregion.ru// (Дата обращения: 12.01.2019).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *