«ВРИНДАВАНЕ БХАДЖАНА» КАК РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Статья содержит анализ книги «Вриндаване бхаджана» Бхактиведанты Свами Прабхупады как руководства для последователей Международного общества сознания Кришны, регламентирующего все аспекты жизни. Детально рассмотрены комментарии Джаяпатаки Свами к стихам Шрилы Прабхупады.

«ВРИНДАВАНЕ БХАДЖАНА» КАК РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

УДК: 291.1:130.2:2

ГРНТИ: 02.71

Леснянский Денис Александрович

аспирант

Забайкальский государственный университет

кафедра философии, социологический факультет

г. Чита, Россия

E-mail: superlesdenis@mail.ru

«VṚNDĀVANA-BHAJANA» AS A GUIDE FOR THE FOLLOWERS OF THE INTERNATIONAL SOCIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS

Lesnyanskiy Denis Aleksandrovich

PhD student

Transbaikal State University

Department of philosophy

Chita, Russia

E-mail: superlesdenis@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

Статья содержит анализ книги «Вриндаване бхаджана» Бхактиведанты Свами Прабхупады как руководства для последователей Международного общества сознания Кришны, регламентирующего все аспекты жизни. Детально рассмотрены комментарии Джаяпатаки Свами к стихам Шрилы Прабхупады.

ABSTRACT:

The article contains analysis of the book «Vṛndāvana-bhajana» of Bhaktivedanta Swami Prabhupada as guides for the followers of the International society for Krishna consciousness governing all aspects of life. Jayapataka Swami’s comments on the verses of Srila Prabhupada are discussed in detail.

Ключевые слова: Международное общество сознания Кришны, МОСК, новые религиозные движения, НРД, Шрила Прабхупада, религиоведение, философия религии

Keywords: International society for Krishna consciousness, ISKCON, new religious movements, NRM, Srila Prabhupada, religious studies, philosophy of religion

Среди множества книг, созданных главами Международного общества сознания Кришны (далее МОСК), наибольшее количество принадлежит авторству его создателя, Бхактиведанты Свами Прабхупады. Другие лидеры и наставники МОСК, такие как Радханатха Свами, Сатсварупа даса Госвами, Джаяпатака Свами, Бхакти Тиртха Свами, опираются в своих книгах и поучениях на труды Шрилы Пабхупады и его учение и принципы.

«Вриндаване бхаджана» изначально представляла собой молитву на бенгали, которую написал в священном городе Вриндаване Шрила Прабхупада в 1958 году, выражая в ней основные установки для всех последователей МОСК, описывая дело всей своей жизни, его служение своему собственному духовному учителю Бхактисидханте Сарасвати Тхакур. С точки зрения верующих МОСК, «Вриндаване бхаджана» направлена на освобождение их от пут материальных иллюзий, а потому молитва является обязательной к прочтению всеми преданными, как себя называют сами последователи МОСК. Джаяпатака Свами писал, что это послание Шрилы Прабхупады раскрывает его жизненный опыт, духовную мудрость, его переживания, предостережения об опасностях на духовном пути, что полезно для тех, кто ищет истину и стремится достичь высшего совершенства жизни, а именно – чистой любви к богу Кришне и совершенного служения ему посредством бхакти-йоги [4, c. 8]. Характерно и то, что, как и многие гуру и ачарья-вайшнавы, Шрила Прабхупада с большим смирением говорит о себе как об обычной душе, намеренно преуменьшая свое значение, находясь во главе крупнейшего нового религиозного движения, последователи которого считают его образцом идеального преданного, махатмой, великой душой, а его труды почитаются наряду со священными писаниями, а потому последователи МОСК находят подтверждение любому его высказыванию в ведической литературе. Изучение молитвы «Вриндаване бхаджана» преданные МОСК считают редкой возможностью приблизиться к постижению бога и служению ему [4, c. 10].

Множество книг Шрилы Прабхупады представляют собой переводы и комментарии таких памятников индийской литературы как Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам, Шри-Ишопанишад и других. Повествование излагается следующим образом. Шрила Прабхупада приводит одну или несколько шлок на санскрите с транслитерацией и переводом сначала отдельных слов и словосочетаний, а далее всей шлоки полностью. После этого Шрила Прабхупада пишет свой комментарий к приведенной шлоке, связывая информацию, содержащуюся в ней, со своим учением. Подобным образом наставник МОСК Джаяпатака Свами обработал послание самого Шрилы Прабхупады «Вриндаване бхаджана», разделенное на двадцать семь стихов. В труде «Вриндаване бхаджана» Джаяпатака Свами приводит стих Шрилы Прабхупады на бенгали, его перевод с переводом отдельных сов и словосочетаний, а также пишет свои комментарии к одному или нескольким стихам.

Раскроем основное содержание молитвы «Вриндаване бхаджана», опираясь на перевод и комментарии Джаяпатаки Свами, поскольку важным представляется не только сам текст молитвы, но и его философское осмысление самими последователями Шрилы Прабхупады.

В первых стихах Шрила Прабхупада размышляет о том, что, находясь во Вриндаване, осознал, насколько бессмысленным являются для него материальные блага и семейные связи, которые он называет источником разочарования. Обращаясь к Кришне, он пишет также о том, как бог явил ему истинный лик материальной энергии и по его милости утратил вкус к материальным наслаждениям. Джаяпатака Свами обращает внимание читателя и на то, что Шрила Прабхупада не скорбит о потере богатств и семьи и даже не воспринимает это как жертву, поскольку возносит Кришне благодарности за избавление от материальных привязанностей и устремлений, тем самым считая, что Кришна пролил на него свою милость, беспокоясь только лишь о том, что не смог по достоинству оценить эту беспричинную милость бога. Подтверждение этим словам Джаяпатака Свами находит в десятой песни Шримад-Бхагаватам, где в восьмом стихе восемьдесят восьмой главы находит слова Кришны «Проливая на преданного Свою милость, Я в первую очередь отбираю все его материальные достояния» [3, c. 105].

В ряде стихов Шрила Прабхупада делает особый акцент на бессмысленности родственных связей, говоря о том, что ничего кроме имен не осталось для него от семьи и друзей. Джаяпатака Свами указывает, на тот факт, что согласно философии Шрилы Прабхупады, человек пребывает в майе (иллюзии), считая своих родственников и друзей опорой в материальной жизни, чем майя пользуется, удерживая его в себе, не позволяя человеку задуматься о подлинной цели жизни, а именно о том, как достичь бога. В этом, по мнению Джаяпатаки Свами и заключается трансцендентное знание, обретя которое, человек чувствует блаженство [4, c. 21]. Свои установки на бессмысленность семейных отношений Шрила Прабхупада объясняет тем, что истинная суть человека это душа, которая лишь на время получает материальное тело, родственное другим материальным телам, то есть членам семьи, а учитывая тот факт, что, согласно ведам, душа перерождается множество раз, родственники и друзья не имеют никакого отношения к духовной о природе душе, следовательно, сожалеть о разрыве с ними не нужно. Джаяпатака Свами дополняет это рассуждение тем, что настоящим и единственным другом и родственником каждого человека является Кришна, как и все те, кто имеют с ним духовную связь. По этой причине, преданные МОСК рассматриваются настоящими родственниками друг другу, поскольку «их взаимоотношения одухотворены тем, что роднит их сердца и души» [4, c. 25-26].

С другой стороны, Шрила Прабхупада оговаривается, что с точки зрения вечного «я», или духовной по природе души, все живые существа – одна семья, поскольку «бесчисленное множество индивидуальных душ, обитающих в многообразных материальных телах, связаны братскими узами, ибо души всегда остаются неотъемлемыми частицами Верховного Господа Кришны» [4, c. 30], однако следует подчеркнуть, что материальные семейные отношения здесь не играют никакой роли. Согласно вероучению МОСК, поскольку введенные майей в заблуждение души не помнят о своей вечной, исполненной блаженства жизни в преданном служении Кришне вынуждены постоянно проходить круговорот рождений и смертей, а материальная жизнь, плачевна и наполнена страданиями, «обусловленная душа принимает временное или частичное избавление от страданий за счастье» [4, c. 33], то есть те, кто не является последователями МОСК, пребывая в неведении об истинной природе материального и духовного бытия, не понимают, что живут в майе и не видят главной задачи человека – отречься от майи и служить Кришне. Вместо этого, люди предпочитают служить своим собственным материальным чувствам, в надежде испытать чувственное наслаждение. С точки зрения вероучения МОСК, материальное счастье это лишь временное облегчение материальных страданий, в то время как истинное счастье не зависит от материальных условий. По словам Джаяпатаки Свами, истинное счастье «приносит полное удовлетворение, и ощутить его можно, только находясь в сознании Кришны» [4, c. 36].

Бхагавад-гита, часть эпоса Махабхарата, занимает центральное место среди всех священных писаний для последователей МОСК, поэтому и во «Вриндаване бхаджане» ей уделено большое значение. Бхагавад-гита считается квинтэссенцией ведического знания для кришнаизма, поскольку именно в ней Кришна являет себя как верховная личность бога и повествует своему другу Арджуне ведическую науку бхакти-йоги, учит его как на самом деле устроена вселенная, что лежит за пределами материального мира, а также тому, что истинная природа человека это душа, а не материальное тело. Так, Арждуна становится одним из чистых преданных, поскольку ему Кришна доказывает необходимость отречься от семейных привязанностей, чтобы он мог участвовать в войне против своих родственников и учителей, о чем Шрила Прабхупада напоминает в четырнадцатом стихе «Вриндаване бхаджане» [4, c. 79]. В тринадцатом стихе содержится посыл понять истинный смысл наставлений Бхагавад-гиты, поскольку, таким образом возможно удостоится беспричинной милости Кришны и возможности обрести чистое преданное служение ему [4, c. 77]. Следует отметить, что с точки зрения множества течений традиционного индуизма, веды нельзя трактовать вольно согласно своим убеждениям, но их следует изучать под руководством духовного учителя, обязанностью которого является толкование священных писаний своим ученикам. По этой причине, Шрила Прабхупада, будучи основателем МОСК, написал книгу «Бхагавад-гита как она есть», где кроме изложения самой гиты имеются комментарии ачарья-основателя, а также руководство по чтению санскрита в качестве приложения.

Именно в «Бхагавад-гите как она есть» Шрила Прабхупада раскрывает суть майи, под которой понимается иллюзия материального мира. Согласно его учению, майя, как и все во вселенной, создана Кришной, который говорит в Бхагавад-гите о том, что материальная природа, будучи одной из энергий бога, действует под его присмотром, производя на свет все существа, а под началом майи мироздание постоянно возникает и уничтожается [1, c. 431]. И хотя Кришна выступает в качестве верховного повелителя, он стоит в стороне от деятельности материального мира, которым управляет созданная им материальная природа, не способная действовать сама по себе без руководства Кришны, который сам остается непричастным к любой материальной деятельности. Так, майя и люди, взаимодействующие с ней, предоставлены сами себе, хотя Кришна время от времени являет себя материальном миру во множестве своих аватар, чтобы напомнить людям о себе. В книге «Наука самоосознания» Шрила Прабхупада определяет пять привязанностей, имеющих непосредственное отношение к майе, которые удерживают душу от сознания Кришны, среди которых привязанность к материальному телу, родственникам, месту рождения и материальной собственности, материальной науке, религиозным церемониям без понимания личности бога [2, c. 74]. В качестве вывода к рассуждениям о природе материального мира, Джаяпатаки Свами пишет, «за пределами материального мира нас ждет духовный. В нем царит бесконечное разнообразие, вечный мир и вечное счастье. Обретя освобождение, мы сможем с полным знанием испытывать там трансцендентное счастье» [4, c. 50]. Подобные утверждения широко распространены в литературе наставников МОСК, что убеждает их последователей в бренности материальных ценностей и бессмысленности поисков счастья в земной жизни.

Во «Вриндаване бхаджане» подчеркивается роль духовного учителя на пути духовного прогресса преданных Кришны. В седьмом стихе Шрила Прабхупада делает акцент на том, что лишь по милости духовного учителя и Кришны человек может получить возможность обрести знание о преданном служении. В случае, если наставник сможет убедить оставить привязанность к материальным ценностям, душа преданного «освободится от материального рабства и прервет нескончаемую череду рождений и смертей» [4, c. 48], а «совершать преданное служение следует по руководством духовного учителя» [4, c. 62].

Под преданным служением в вероучении МОСК понимается практика бхакти-йоги, то есть совокупность установок и правил о правильной духовной практике поклонения богу. В книге «Нектар преданности» Шрила Прабхупада подробно описывает практику бхакти-йоги. Во «Вриндаване бхаджане» основные принципы бхакти-йоги также кратко излагаются. Например, в восьмом стихе говорится о том, что отношения с богом возможно поддерживать находясь с ним в одной из рас преданного служения [4, c. 53], под которыми понимаются определенные отношения, которые могут быть нейтральными, отношениями служения, дружбы, родительской любви к Кришне и даже отношениями любви супружеской. Расы предполагают своеобразное отношение к Кришне. Например, раса дружбы устанавливает отношения с Кришной как с другом, раса родительской любви диктует преданным относиться к Кришне как к собственному ребенку, а раса супружеской любви, считающаяся среди преданных высшей из всех рас, сочетающей в себе все основные характеристики, предполагает отношение к Кришне как к супругу. Бхакти-йога также включает в себя повторение имен бога (мантр) на четках индивидуально (джапа-медитация) или пение и прославление имен бога коллективно под музыкальное сопровождение (киртан). Главной мантрой в МОСК считается Харе Кришна маха-мантра (великая мантра), поскольку прославляет имя самого Кришны как верховной личности бога, а также содержит обращение к его энергии (Харе), понимаемой как одно из имен супруги Кришны, Радхи, и имя одной из его аватар (Рама). Последователи МОСК верят в то, что маха-мантра очищает сознание и карму, приближает к богу, прославляя его, дарует духовное благо. Шрила Прабхупада учит, что всё же бхакти-йогу ограничивать одним лишь повторением маха-мантры нельзя, поскольку служение богу также предполагает множество других духовных практик, а также добродеятельность самого преданного [4, c. 89]. Кроме того, в комментариях Джаяпатаки Свами определяет такие характеристики преданного как смирение, кротость, отсутствие зависти, доброта и мягкосердечность, а также внутренняя сила противостоять «диктату чувств», принуждающему гнаться за материальными наслаждениями [4, c. 90].

Десятый стих «Вриндаване бхаджана» призывает преданных действовать в рамках своих взаимоотношений (самбандхе) с Кришной, поэтому, помня о боге, у преданного не будет нужды вести борьбу за существование, поскольку отношения с Кришной всегда будут приносить ему победы [4, c. 66]. Подобные установки имеется и в христианском вероучении, когда Христос учит людей не заботиться не завтрашнем дне и помнить о нестяжательстве материальных богатств, говоря «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Христос также обещает людям, что бог позаботиться о них, говоря, что полевые лилии не ткут, но одеваются так, как не одевался царь Соломон, а птицы не сеют и не жнут, но бог питает их. Шрила Прабхупада в свою очередь подчеркивает изначальную принадлежность всего материального Кришне, а потому отречение от всего материального в вероучении МОСК воспринимается как возврат Кришне его же имущества.

В то же время, в тринадцатом стихе Шрила Прабхупада утверждает, что тот преданный, кто занят служением Кришны и борется с материальными чувствами, без труда обретает материальное процветание, мистические силы и трансцендентное знание абсолютной истины. В этом нам видится некоторое противоречие в словах ачарья-основателя, поскольку преданному МОСК, отказавшемуся от материальных привязанностей материальное процветание ни к чему. Другое противоречие мы находим уже в словах Джаяпатаки Свами, который пишет о том, что концепция отречения от семейной жизни и материальных ценностей несовершенна, а потому в отречении нет особой необходимости, а заниматься преданным служением можно и ведя жизнь в семье [4, c. 84]. Столь ярко выраженное противоречие всей идее отречения вызвано тем, что в настоящее время люди не обучены жизни в ашрамах (храмах) и если они внезапно оставят свою семью и материальные ценности, то они столкнутся со множеством трудностей, поскольку вера человека может оказаться не так глубока, поэтому Джаяпатаки Свами рекомендует заниматься служением Кришне без резкого обрывания связей с семьей и материальными ценностями, говоря, что внешние перемены не так важны, как внутреннее очищение человека. Так, ученик Шрилы Прабхупады, комментирующий «Вриндаване бхаджана» смягчает установки самого ачарья-основателя МОСК.

Одним из последних пунктов «Вриндаване бхаджана» является заповедь Шрилы Прабхупады распространять вероучение сознания Кришны среди людей по всему свету, что требует от преданных не только внутреннюю работу над собой, но и деятельность в миру. В двадцатом стихе Шрила Прабхупада пишет «истинные преданные Господа не занимаются так называемым поклонением Господу в уединении. Они всегда поглощены активной деятельностью в движении санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху» [4, c. 104]. Под термином санкиртана по отношению к МОСК в широком смысле понимается совокупность действий, способствующих распространению вероучения среди населения. Чаще всего последователи МОСК практикуют санкиртану в формах харинамы (воспевание мантр в людных местах под музыкальный аккомпанемент, часто сопровождая шествие танцами), общественных лекций и распространения духовной литературы, к которой по большей части относятся труды Шрилы Прабхупады. В двадцать шестом стихе Шрила Прибхупада призывает заниматься санкиртаной также при помощи газет, радио, телевидения, аудио- и видеозаписей [4, c. 133].

Говоря о миссионерской деятельности, Шрила Прабхупада также призывает брать пример с таких персонажей как госвами, учеников бога Чаитаньи, одной из аватар Кришны. Госвами активно распространяли вероучение Чаитаньи, поэтому ачарья-основатель настоятельно рекомендует следовать их пути, не имитируя их деятельность, но распространяя учение о поклонении Кришне столь же успешно, как это удалось сделать госвами [4, c. 127-129].

Двадцать четвертый стих «Вриндаване бхаджана» помогает нам понять, что подвигло Шрилу Прабхупаду написать такое руководство для своих последователей. Его расстраивает материальный Вриндаван, который он видит, со всеми распрями между преданными, а также несоблюдение ими регулирующих принципов. Такой Вриндаван, будучи священным городом, идет в резкое противоречие с представлениями Шрила Прабхупады о Вриндаване духовном, то есть вечной обители Кришны – Шри Вриндаван-дхаме [4, c. 121]. Именно попытка приблизить материальный Вриндаван к образу духовной обители бога, а также попытка унифицировать и оформить требования по отношению к верующим, извратившим послание шести госвами, привели к созданию «Вриндаване бхаджана», как свода правил и руководства для всех тех, кто поклоняется Кришне, почитая его как верховную личность бога.

Таким образом «Вриндаване бхаджана» охватывает множество аспектов поведения последователей МОСК, являясь руководством по духовной жизни для всех тех, кто следует учению Шрилы Прабхупады. Значительная часть «Вриндаване бхаджана» посвящена призывам отринуть все материальные блага и богатства, а также разорвать узы привязанности к семье, поскольку все это является препятствием для верующего в постижении бога. Подобные установки прослеживаются и в других трудах Шрилы Прабхупады, где все материальные ценности рассматриваются как зло и иллюзия. В частности, говоря о пожертвованиях, ачарья-основатель призывает не скупиться, поскольку все в мире и так принадлежит Кришне, а потому пожертвования являются ничем иным, как возвратом Кришне его собственности. Разрыв семейных уз это одна из центральных тем книги «Молитвы царицы Кунти», где мать Пандавов просит Кришну избавить ее от привязанности к семье, чтобы она смогла посвятить свою жизнь преданному служению Кришне. Образ царицы Кунти рассматривается как образец чистой преданной, готовой пожертвовать отношениями с собственной семьей на пути духовного прогресса. Так, Шрила Прабхупада убеждает преданных в том, что материальные ценности и семейные отношения это препятствия на пути к преданному служению Кришне, с которыми нужно безжалостно расставаться по его собственному примеру. Кроме того, «Вриндаване бхаджана» содержит отсылки к священной для преданных МОСК Бхагавад-гите, учит преклонению перед духовным учителем и кратко излагает основные положения бхакти-йоги, искусства поклонения богу, а также заповедь распространять вероучение сознания Кришны по всему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Бхагавад-гита как она есть; пер. с англ. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007. – 816 c.

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Наука самоосознания; пер. с англ. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. – 496 с.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Шримад-Бхагаватам. Десятая песнь. Часть четвертая; пер. с англ. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2015. – 816 c.

4. Джаяпатака Свами. Вриндаване бхаджане; пер. с англ. – Майяпур: BBT, 2008. – 140 с.

5. Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. – М.:: «Паломник», 2000.

6. Уиллер Г. Вриндаван. Воспоминания об одном священном городе Индии. – М.: Издательство «Облако нектара», 2004. – 264 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *