ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается понятие государственного управления таможенной деятельностью. Приводится мнение ученых по данному вопросу. Рассматриваются типы и особенности субъекта управления. Также из понятия «государственное управление таможенным делом» выделены и рассмотрены три основные цели государственного управления, такие как: защитная, финансовая, социальная.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРНТИ 721541

УДК 339

Ахмедзянов Рустам Равильевич

кандидат экономических наук, доцент

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского Россия

кафедра «Таможенное дело»

г. Калуга, Россия

E-mail: rakhmed@yandex.ru

Волынщиков Глеб Сергеевич

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского Россия

кафедра «Таможенное дело»

студент 5 курса

г. Калуга, Россия

THE CONCEPT AND FEATURES OF STATE MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Akhmedzyanov Rustam Ravilyevich

candidate of economic Sciences, associate Professor

Kaluga state University

they. K. E. Tsiolkovsky, Russia

Department of Customs»

Kaluga, Russia

E-mail: rakhmed@yandex.ru

Volenchikov Gleb Sergeevih

Kaluga state University

they. K. E. Tsiolkovsky, Russia,

Department of Customs»

5th year student

Kaluga, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие государственного управления таможенной деятельностью. Приводится мнение ученых по данному вопросу. Рассматриваются типы и особенности субъекта управления. Также из понятия «государственное управление таможенным делом» выделены и рассмотрены три основные цели государственного управления, такие как: защитная, финансовая, социальная.

 

АBSTRACT:

The article deals with the concept of state management of customs activities. The opinion of scientists on this issue is given. Types and features of the subject of management are considered. Also from the concept of «state management of customs» three main objectives of public administration, such as: protective, financial, social are singled out and considered.

Ключевые слова: государственное управление, таможенные органы, цель, задачи, защитная функция, финансовая функция, социальная функция

Keywords: public administration, customs authorities, purpose, tasks, protective function, financial function, social function

Управление существует в различных сферах деятельности, в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. По мнению профессора Макрусева В.В. «управление» подразделяется в зависимости от областей жизни общества, структуры социальных взаимоотношений, предмета управления.[1]

Если управление рассматривать как явление, характеризуемое свойствами общества, интеллекта, индивидуального фактора, власти, то виды управления необходимо систематизировать по субъектам управления, благодаря которым формируютс и реализуются управляющие воздействия на объект, и отвечают за их результаты. По субъекту «управление» можно разделить на ряд типов, такие как:

  • местное самоуправление;
  • менеджмент;
  • общественное управление;
  • государственное управление.[2]

Государственное управление в общей системе социального публичного управления, как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами, является основной формой действия и применения норм административного права. К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных сторон, рассматривая его с точек зрения ученых.

Так, например, Макарейко Н.В. трактует термин «государственное управление» следующим образом: «Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех государственных органов по реализации возложенных на них полномочий, в узком понимании – подзаконная, властная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных на них полномочий».[9]

Правовед Бахрах Д.Н. считает, что «государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь».[10]

Как указывает Масленникова Е.В., «многообразие дефиниций понятия «государственное управление» позволяет выделить широкую и узкую трактовку этого социального института. В узком смысле государственное управление отождествляется со сферой функционирования органов исполнительной власти. В расширенной трактовке – это непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц, по регулированию общественных отношений. В основу этого понятия положено понимание государственного управления как целенаправленного организующего и регулирующего воздействия государства на общественные процессы, отношения и жизнь людей».[11]

В нашем понимании наиболее точное понятие «государственное управление» заключается в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц по реализации государственных полномочий в соответствии целями, задачами и функциями государственных органов на основе законодательства Российской Федерации, программных документов, планов по укреплению государства на благо общества.

Государственное управление таможенным делом представляет собой целенаправленную, планомерную, непрерывную деятельность Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Данная деятельность проявляется в исполнительно-распорядительной форме, оказывает воздействие на управляемые объекты и имеющею цель — обеспечение экономических интересов и национальной безопасности.

Таможенным делом, как федеральным органом исполнительной власти, управляет государство. Участие государства в управлении таможенными органами подразумевает наличие конкретных целей, задач, функций и общепризнанных критериев оценки, регламентирующих работу ФТС России. Функции государственного управления таможенными органами сводятся к реализации правовых норм и контролю их исполнения. Нормы права и представляют собой сущность таможенной политики.

Из понятия «государственное управление таможенным делом» можно выделить три основные цели государственного управления, такие как: защитная, финансовая, социальная.

Защитная цель заключается в обеспечении национальной безопасности. Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ определено, что основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, которое осуществляет свои функции через три ветви власти: судебная, законодательная, исполнительная.

Таможенные органы, как федеральные органы исполнительной власти, выполняют функции по обеспечению национальной безопасности государства, выполняя при этом совокупность правовых, финансовых, координационных и других мер.[4]

Обеспечение национальной безопасности таможенными органами заключается:

• в охране государственной и таможенной границы;

• в обнаружении, предотвращении, подавлении и выявлении правонарушений при таможенном контроле товаров и транспортных средств;

• с целью защиты экономических интересов РФ получение оперативной информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

• в участии в совместных оперативно-розыскных мероприятиях;

• в оказание помощи международным таможенным организациям в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

• в обнаружение, предотвращение и подавление фактов коррупции и иных должностных правонарушений, совершаемых работниками таможенных органов и т.д.

Финансовая цель государственного управления таможенным делом выражается в сохранении экономического суверенитета безопасности ЕАЭС, законных прав и интересов жителей в сфере финансов, хозяйствующих субъектов и государственных организаций.[5]

При работе с участниками внешнеэкономической деятельности таможенные органы используют следующие методы финансового регулирования ВЭД:

  • во-первых: меры тарифное регулирование, с помощью которых осуществляется взимание таможенных платежей, пошлин, налогов, определяется таможенная стоимость, осуществляется валютный надзор, применяются методы определения страны возникновения товаров и др.;
  • во-вторых: меры нетарифное регулирование, с помощью которых осуществляется запрет ввоза либо вывоза товаров, установление ограничений на импорт и экспорт товаров в виде лицензий, квот, сертификатов и т.д.

Содержание финансового статуса таможенной службы раскрывается в двух значимых аспектах:

  • в процедуре взимания таможенных платежей с участников экспортно-импортных операций, таможенные сборы за хранение, сопровождение и другое;
  • в функционировании механизма финансировало планирования бюджетных ассигнований самих для таможенных органов.

Такое понимание финансового статуса имеет преимущественно процедурный характер и представляет собой компетенцию таможенной службы в процессе финансовой деятельности. Определяя при этом, формы и методы, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий финансовой деятельности.

Неотъемлемой частью финансовой деятельности таможенных органов является фискальная функция, которая используется для пополнения доходной части бюджета. Средства, поступающие в федеральный бюджет через таможенные органы, представляют собой штрафы, пени, недоимки, сборы за оформление и транспортировку и другие платежи. Они являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций. Таким образом, фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной, так и правоохранительной функций.

Нестабильная экономическая ситуация в ЕАЭС, обострение проблем внутри ЕАЭС, сложности в процессе формирования ЕАЭС, деятельность международных ОПГ и отдельных преступных элементов, направленной против политических, экономических и военных интересов России, подталкивают таможенные органы Российской Федерации наращивать борьбу по защите и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Социальная цель государственного управления таможенным делом заключается в информационно-разъяснительной работе населения. Данная работа проводится таможенными органами путем взаимодействия со средствами массовой информации. Социальная цель укрепляет доверие общества к государственной политике проводимой в области таможенного дела, формирует позитивное общественное мнение, является значимым фактором успешного осуществления государственного управления в таможенной сфере.

Таким образом, термин «управление» имеет разновидности в зависимости от вида и предмета управления. Виды управления имеют свою иерархию, объекты и субъекты управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.). Особое место занимает государственное управление. Государственное управление выражается в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению государственной политики во благо общества и укреплению государства.

В современных условиях «ядром» государственного управления таможенным делом является Федеральная таможенная служба России. Таможенное дело — это определенная область государственной управленческой деятельности, которая используется для пополнения доходной части бюджета. Взимание и перечисление в федеральный бюджет штрафов, пени, недоимки и других является результатом реализации таможенными органами фискальной и правоохранительной функций.

Управление таможенной службой осуществляет Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ государство определяет нормы права и сущность таможенной политики. Сущность таможенного дела определяется посредством таможенного регулирования. Таможенное управление заключается в реализации таможенного законодательства, при соблюдении которого физические и юридические лица осуществляют внешнеэкономическую деятельность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Для осуществления функции государственного регулирования таможенными органами применяются меры тарифного и нетарифного регулирования, меры администрирования или административные меры правительственного управления, которые обеспечивают выполнение основных функций таможенных органов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. — М.:Изд-во РТА, 2014 С. 81
  2. Дегтярев В. Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах: учебное пособие — СПб.:, 2013. С. 5
  3. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — С. 51
  4. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390 (ред. от 05.10.2015 г.) // Российская газета, №8. — 21.01.2010.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник — М.: Юрайт – М, 2014. С. 84.
  6. Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяемое таможенными органами / Сафоненков П.Н. -М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 26.
  7. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А.
    Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.
  8. Таможенно-тарифное регулирование в России: современные тенденции и перспективы. Непарко М.В. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2017. С. 283-287.
  9. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций/Н.В. Макарейко. – 8 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. – с. 48.
  10. 10. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник/Д.Н. Бахрах – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЭКСМО, 2011. – 622с.
  11. 11. Масленникова Е.В. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций/Е.В. Масленникова. – М.: Юрайт, 2011. – с. 6.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *