АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В статье рассмотрены порядки регулирования цен на платные медицинские и немедицинские услуги на современном этапе, учитывая непрерывно обновляющееся законодательство. Проведена сравнительная характеристика механизмов ценообразования в медицинских организациях различной организационно-правовой формы. Освещены границы полномочий органов государственной и муниципальной власти в формировании тарифов на платные медицинские услуги. Проанализированы основные тенденции сегодняшней политики в отношении цен на возмездные медицинские услуги.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2:338.5

ГРНТИ: 76.75.75

Панов Анатолий Владимирович

аспирант

Ростовский Государственный Медицинский Университет

Минздрава России

кафедра организации здравоохранения

и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных

технологий в здравоохранении и медицине ФПК и ППС

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: lefrostovsky@gmail.com

Быковская Татьяна Юрьевна

доктор медицинских наук, Министр здравоохранения

Ростовской области,

Ростовский Государственный Медицинский Университет

Минздрава России

зав. Кафедрой организации здравоохранения

и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных

технологий в здравоохранении и медицине ФПК и ППС

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: dekanatfppo@yandex.ru

CURRENT ISSUES OF PRICING IN MEDICAL ORGANIZATIONS AT THE PRESENT STAGE OF HEALTH CARE DEVELOPMENT

Panov Anatolii Vladimirovich

The Rostov State Medical University

The second year graduate student

of the Department of Health Organization and Public Health

with the course of computer technology

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: dekanatfppo@yandex.ru

Bykovskaya Tatiana Yuryevna

PhD, Minister of Health of the Rostov region

Head pf the Department of Health Organization and Public Health

with the course of computer technology

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: dekanatfppo@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены порядки регулирования цен на платные медицинские и немедицинские услуги на современном этапе, учитывая непрерывно обновляющееся законодательство. Проведена сравнительная характеристика механизмов ценообразования в медицинских организациях различной организационно-правовой формы. Освещены границы полномочий органов государственной и муниципальной власти в формировании тарифов на платные медицинские услуги. Проанализированы основные тенденции сегодняшней политики в отношении цен на возмездные медицинские услуги.

ABSTRACT:

The article discusses the price regulation procedures for paid medical and non-medical services at the present stage, taking into account continuously updated legislation. A comparative description of pricing mechanisms in medical organizations of various legal forms has been carried out. The boundaries of powers of state and municipal authorities in the formation of tariffs for paid medical services are highlighted. Analyzed the main trends of today’s policies regarding the price of paid medical services.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, медицинская организация, ценообразование, тарифы, нормативно-правовое регулирование, здравоохранение

Kew words: paid medical services, medical organization, pricing, legal regulation, Health care

В настоящее время наблюдается тенденция оптимизации государственных расходов в сфере здравоохранения при сохранении государственных гарантий бесплатного предоставления медицинской помощи населению РФ. Следует отметить, что ни одно государство в мире не способно в полной мере обеспечить бесперебойное финансирование бесплатной медицины. Поэтому сам факт существования коммерческого сектора здравоохранения обусловлен институциональными сдвигами в социально-экономической и политической системах общественных отношений.

С принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», платные медицинские услуги получили легитимный статус, что положительно сказывается не только на деятельности медицинских организаций, но и на качестве оказания медицинской помощи. Не секрет, что законодательное регулирование коммерческого сектора позволяет государству контролировать обоснованность развития платной медицины и правильность оформления тех или иных услуг [1].

В утвержденном Минэкономразвития России приложении № 1 к проекту отраслевого раздела Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте предусмотрен темп роста инвестиций в области здравоохранения и социальных услуг на 5,5% ежегодно за период с 2018 по 2024 год. Следовательно, государственные и муниципальные медицинские организации нуждаются в дополнительном финансировании, привлечении внебюджетных средств [2].

В 2010-2017 гг. в России объем оказанных платных медицинских услуг увеличился с 250 до 591,5 млрд руб. (рост в 2,36 раза). При этом общий объем финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи увеличился в 1,74 раза с 1449,9 до 2528,6 млрд руб. [3].

К факторам, влияющим на рост показателей рынка платных медицинских услуг в России, относится первоочередность удовлетворения спроса на услуги, так как предложение медицинских услуг зачастую превалирует над спросом, и пациент самостоятельно не всегда может оценить необходимость и целесообразность проведения той или иной медицинской услуги. Также поэтапная оптимизация государственных и муниципальных медицинских организаций, порой заключающаяся в их сокращении, инициирует обращение пациента к платной медицине. Поэтому данное обстоятельство может ударить по незащищенным слоям населения. Наряду с этим, наблюдается и ежегодное увеличение требований пациентов к сервису медицинского обслуживания, качество которого не всегда удовлетворяет потребителя, обращающегося за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские организации [3].

Учитывая вышесказанное, вопросы ценообразования в медицинских организациях играют если не основную, то достаточно важную роль в обеспечении доступности и качества оказания медицинской помощи. Прежде всего, необходимо поддерживать мотивацию медицинского персонала, а поэтапное повышения заработных плат в рамках реализации Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 как раз и является таким инструментарием для улучшения показателей удовлетворенности врачей своей профессиональной деятельностью. Установлено, что создание руководителем медицинской организации комфортных условий работы и выдача справедливого вознаграждения за труд в реалиях рыночной экономики являются в настоящее время приоритетными задачами [4].

Необходимость в расширении полномочий бюджетных учреждения отразилась в принятии Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года. Применительно к сфере здравоохранения в нем идет речь о делении медицинских организаций на бюджетные, автономные и казенные. Первые, согласно законодательству, обладают более широкими правами по распоряжению доходами и имуществом, чем казенные.

Парадоксально, но законодательство усиливает контроль за ценообразованием при осуществлении бюджетными учреждениями приносящей доходы деятельности. Поэтому необходимо более детально проанализировать основные факторы, влияющие на процессы формирования тарифов на медицинские услуги.

Оказывая платные медицинские услуги, медицинские организации вступают в договорные отношения с потребителями (пациентами) согласно нормам ГК РФ. Так, в соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в предусмотренных законом случаях устанавливаются цены на медицинские услуги уполномоченными на то органами государственной и муниципальной власти.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливается, что порядок определения цены на услуги бюджетных учреждений утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Согласно Постановлению Правительства № 239 от 7 марта 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», стоимость медицинских услуг формируется с учетом экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности. По международным стандартам, уровень рентабельности, который лежит в основе цены медицинской услуги, должен варьироваться в пределах 20-30%. Если говорить о структуре тарифа ОМС, то медицинские организации почти всегда сталкиваются с проблемой рентабельности, потому что нормативы, которые устанавливают механизмы расчета элементов тарифа, не позволяют им в полной мере развиваться согласно понятийному аппарату рыночной экономики.

Порядок расчета тарифов в системе ОМС регулируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №1631н от 29 декабря 2012 года, и он нацелен лишь на окупаемость, поэтому и возникают сложности у медицинской организации при закупке нового медицинского оборудования, лекарственных препаратов, и т.д. с одной стороны, и одновременно растет необходимость развития внебюджетной деятельности, с другой.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим институт платных медицинских услуг, является Постановление Правительства РФ № 1006 от 4 октября 2012 года «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». В нем отражаются порядок определения цен на возмездные услуги, в том числе, в бюджетных и казенных учреждениях здравоохранения, который устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей. Поэтому медицинские организации с различной организационно-правовой формой отличаются размером доли прибыли, заложенной в цене [5].

Автономные учреждения обладают большей самостоятельностью, чем казенные и бюджетные. Они вправе самостоятельно определять потоки и размеры полученных средств от деятельности, приносящей доходы. Согласно Федеральному закону № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 года доходы от предпринимательской деятельности субъект здравоохранения может использовать только для оказания медицинских услуг и выполнения определенных работ в рамках официально установленных полномочий своих учредителей. Тем не менее, для бюджетных медицинских учреждений ограничений по этому поводу не имеется. Следующим отличием бюджетного учреждения от автономного является то, что последнему разрешено размещать полученные доходы от предпринимательской деятельности на банковских счетах, то есть появляется возможность сберегать и накапливать денежные средства, полученные от оказания платных услуг [5].

Следует разграничивать платные медицинские и платные немедицинские услуги в контексте ценообразования. Так, Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предполагает, что соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, устанавливается порядок определения платы при оказании возмездных услуг, которые относятся к основным видам деятельности бюджетного учреждения. То есть право на оказание платных медицинских услуг должно закрепляться в уставе медицинской организации. Поэтому, в соответствии с законом, цены на платные медицинские услуги, не относящиеся к основным уставным видам деятельности, и цены на платные немедицинские услуги бюджетные учреждения устанавливают самостоятельно [6].

Рассмотрим порядок ценообразования на платные немедицинские услуги более подробно. Медицинские организации (кроме муниципальных) самостоятельно устанавливают цены на платные немедицинские услуги, которые не относятся к основным видам деятельности медицинской организации. Право пациента (потребителя) на получение платных немедицинских услуг (бытовые, сервисные, транспортные, и др.) установлено в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года. Автономные медицинские организации, как и бюджетные, самостоятельно определяют размеры тарифов на платные немедицинские услуги. Таким образом, законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям самостоятельно устанавливать цены только на платные немедицинские услуги, автономные же учреждения вправе самостоятельно устанавливать цены на любые платные услуги, включая немедицинские.

Рассмотрим порядок определения цен на платные медицинские услуги муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право регулировать цены в подведомственных медицинских организациях (казенных, бюджетных и автономных), в том числе, как на медицинские, так и на немедицинские услуги. То есть можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция минимизации прав муниципальных медицинских организаций.

Таким образом, в рамках сегодняшней нормативной базы органам государственной и муниципальной власти предоставлены широкие полномочия регулировать процессы ценообразования на платные медицинские и немедицинские услуги, невзирая на, казалось бы, политику расширения возможностей медицинским организациям самостоятельно устанавливать тарифы (цены). Поэтому основной проблемой, с которой сталкиваются медицинские организации любой организационно-правовой формы, является ограничение уровня цен. По данным Ф.Н. Кадырова, ключевые методы регулирования ценообразования можно условно отнести к следующим группам:

  1. Ограничение абсолютного уровня цен.
  2. Ограничение уровня рентабельности.
  3. Ограничение коэффициентов изменения (индексации) цен.
  4. Ограничения по уровню затрат по отдельным статьям, включаемым в цены (чаще всего это касается зарплаты).
  5. Вмешательство в методику ценообразования и т.д. [6].

Неудивительно, что искусственное сдерживание цен на платные услуги может привести к снижению доступности и качества оказания медицинской помощи. Необходимость поддерживать коммерциализацию здравоохранения в целях улучшения функционирования системы, в том числе, и в педиатрии, обусловлена готовностью как пациентов, так и медицинского персонала. Парадоксально, но достаточно немалый процент потребителей бесплатных медицинских услуг тратит практически те же суммы денежных средств, как если бы они получали их на возмездной основе [6,7].

Результатами чрезмерного сдерживания цен на платные услуги могут быть расцвет теневой медицины, снижение стимулов у медицинских работников оказывать многие виды возмездных услуг, повышение количества нелегитимных схем возмещения затрат государственными и муниципальными медицинскими организациями за счет средств бюджета или обязательного медицинского страхования, и т.д. Из-за того, что нарушаются принципы конкуренции, частные медицинские организации могут резко повысить цены на свои услуги в случаях сокращения объемов оказываемой возмездной помощи бюджетными учреждениями. А с другой стороны, демпинг в государственных и муниципальных медицинских организациях вытесняет коммерческие клиники с рынка, что приводит к общеизвестным негативным последствиям плановой экономики. Поэтому как пациентам, так и медицинским организациям невыгодно, чтобы платные медицинские услуги не развивались. Другое дело, что необходимо соблюдать баланс интересов при регулировании цен органами государственной и муниципальной власти и учитывать последствия того или иного управленческого решения в этой сфере.

Самое главное, чтобы не нарушались конституционные права граждан в области здравоохранения, особенно право пациента получать не только бесплатную медицинскую помощь, но и платные услуги. А органам государственной и муниципальной власти, которые претендуют на регулирование цен на возмездные услуги, следует использовать Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные Минэкономики России № СИ-484/7-982 от 6 декабря 1995 года, в которых говорится о том, что «свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, и т.д.». То есть и в сфере здравоохранения необходимо ориентироваться на соблюдение закона спроса и предложения, учитывая некоторые особенности, включая государственное вмешательство, этические соображения, асимметрию информации между потребителем и производителем медицинской услуги, и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Панов А.В. Государственно-частное партнерство и платные услуги в здравоохранении: механизмы взаимодействия, проблемы и перспективы развития // Вестник «Биомедицина и социология». – 2018. – Т.3, № 2. – С. 53-57.
  2. Панов А.В., Быковская Т.Ю. Новые подходы при реализации проектов государственно-частного партнерства в управлении здравоохранением / в сборнике: современные концепции профилактической медицины. Материалы 1 межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Ростов-на-Дону. – 2018. – С. 91-94.
  3. Быковская Т.Ю., Панов А.В. Некоторые вопросы аналитики платных медицинских услуг в Российской Федерации // Медицинский совет. – 2018. — № 21. –С. 231-236.
  4. Панов А.В. Социологический мониторинг развития института платных медицинских услуг в педиатрии // Национальное здоровье. – 2018. — № 4. – С. 66-70.
  5. Сергеева Н.М. Особенности ценообразования в учреждениях здравоохранения разных организационно-правовых форм // Наука и практика регионов. – 2018. — № 4. – С. 71-75.
  6. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении / под. ред. В.И. Стародубова. М: ИД «Менеджер здравоохранения». — 2018. – Т.3. — 316 с.
  7. Панов А.В. Оценка удовлетворенности качеством оказания платной медицинской помощи пациентами Ростовской области // Colloquium-journal. – 2019. — № 3-2 (27). – С. 31-32.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *