ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования. Эффективное использование земель позволяет увеличить доходную часть местного бюджета и улучшить благосостояние граждан. В статье проведен анализ эффективности использования муниципальных земель в Пензенской области по следующим показателем: распределение земель по формам собственности, структура сделок, поступления в бюджет налоговых и арендных платежей. На основе проведенного анализа выявлены положительные и отрицательные стороны. Даны рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных земель.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

УДК 332.41

ГРНТИ: 06.71.01

Ситникова Анастасия Сергеевна

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

студентка факультета Управление территориями

г. Пенза, Россия

Ишамятова Ирина Хафисовна

ассистент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

кафедра «Землеустройство и геодезия»

г. Пенза, Россия

E-mail: irinaishamyatova@yandex.ru

EFFICIENCY OF THE USE OF LANDS LOCATED IN MUNICIPAL PROPERTY

Sitnikova Anastasia Sergeevna

Penza State University of Architecture and Construction

Territorial Administration Student

Penza, Russia

Ishamyatova Irina Hafisovna

assistant

Penza State University of Architecture and Construction

Department of «Land Management and Geodesy»

Penza, Russia

E-mail: irinaishamyatova@yandex.ru

АННОТАЦИЯ:

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования. Эффективное использование земель позволяет увеличить доходную часть местного бюджета и улучшить благосостояние граждан. В статье проведен анализ эффективности использования муниципальных земель в Пензенской области по следующим показателем: распределение земель по формам собственности, структура сделок, поступления в бюджет налоговых и арендных платежей. На основе проведенного анализа выявлены положительные и отрицательные стороны. Даны рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных земель.

ABSTRACT:

Municipal lands are part of the lands of settlements and mainly belong to public lands. Effective use of land allows you to increase the revenue of the local budget and improve the welfare of citizens. The article analyzes the effectiveness of the use of municipal land in the Penza region according to the following indicator: the distribution of land by ownership, the structure of transactions, revenues to the budget of tax and rental payments. On the basis of the analysis revealed positive and negative sides. Recommendations for improving the efficiency of municipal land use are given.

Ключевые слова: эффективность, земельный участок, муниципальная собственность, аренда, земельный налог

Keywords: efficiency, land, municipal property, rent, land tax

Земля является уникальным экономическим ресурсом, пространственным базисом для любого другого объекта недвижимости. С проведением земельной реформы в начале 90-х годов, кода отменяется монополия государства и образуются новые формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные), земля становится главным объектом рыночных отношений.

Особым видом управления земельными ресурсами, является управление землями в государственной и муниципальной собственности. Данные земли занимают 92,2% всей территории страны (1 579 431,3 тыс. га) [7]. Грамотное управление и распоряжение земельными участками повышает эффективность использования и увеличивает объем денежных поступлений в бюджет.

В муниципальной собственности находятся земельные участки в границах муниципального образования и отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов [6].

Проведем анализ использования земель по формам собственности на примере Пензенской области (рис 1). В 2017 году 52% земель находится в государственной и муниципальной собственности, из них 239, 1 тыс. га (5,5%) отнесены к муниципальной собственности, к собственности РФ – 1046,2 тыс. га (23,9%), к собственности Пензенской области – 66,3 тыс. га (1,5), остальные земельные участки не разграничены. В частной собственности физических лиц – 29%, юридических лиц — 19% [7].

Рис. 1. Распределение земель Пензенской области по формам собственности

Анализируя количество земель, предоставленных гражданам и юридическим лицам из муниципальной собственности, можно сделать следующие выводы:

  • в 2016-2017 гг. больше всего совершено сделок по передаче земель сельскохозяйственного назначения в аренду;
  • Наиболее распространённым видом землепользования является аренда;
  • Активность муниципальных образований на рынке земельных участков увеличилась в среднем на 12,3% (рис. 2).

Рис. 2. Предоставление земель гражданам и юридическим лицам из муниципальной собственности

Анализ структуры сделок на земельном рынке Пензенской области показывает, что наблюдается увеличение доли сделок аренды государственных и муниципальных земель (с 2010 по 2017 гг. на 23,7%), что свидетельствует о значительном развитие первичного рынка земельных участков (рис.3) [5].

Рис. 3. Анализ сделок с земельными участками Пензенской области

Максимальную долю по количеству сделок (63,2% или 24847 сделок) занимает аренда государственных и муниципальных земель, а минимальную – продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления (8,7% или 3432 сделки).

По совокупному правилу получить в аренду земельный участок без торгов невозможно [3].

Получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

• Владельцы зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках;

• Владельцы объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках;

• Граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка;

• Граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, и т.д;

• Граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др [1].

По проведению торгов выявлены отрицательные моменты: количество проведенных аукционов в 2018 году сократилось в сравнении с предыдущим годом, большинство аукционов признан несостоявшимися. Анализ активности приведен на диаграмме (рис. 4).

Рис. 4. Анализ активности жителей г. Пенза при проведении торгов на право покупки или аренды земельного участка

Основными экономическими показателями экономисткой эффективности являются налоговые и арендные платежи. На 01.08.2018 г. в консолидированный бюджет Пензенской области поступило 67 млн. рублей. В 2017 году по сравнению с 2016 произошло увеличение налоговых платежей за землю (на 4,4%) и уменьшение арендных (на 6, 2%) (рис. 5) [5]. Таким образом земельный налог является главным источником пополнения бюджета.

Рис. 5. Поступления налоговых и арендных в консолидированный бюджет

Эффективность управления земельными участками зависит от порядков, определяющих исчисление и уплату арендных и налоговых платежей, который устанавливаются соответствующими нормативными актами [5].

Величина земельного налога рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и налоговой ставке, которая устанавливается государственными или муниципальными органами:

Сн = KС*Нст,

где Сн — сумма налога;

КС — кадастровая стоимость налогооблагаемого земельного участка;

Нст. — налоговая ставка, действующая на Пензенской территории в отношении категории земли, к которой принадлежит земельный участок.

Максимально допускаемые ставки указаны в таблице 1:

Таблица 1

Ставки налогообложения

Налоговая ставка Объект налогообложения
0,3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1,5% Прочие объекты налогообложения

Порядок определения размера арендной платы устанавливается в зависимости от субъекта Российской Федерации, на территории которого находится земельный участок. Единой методики определения размера арендной платы не существует [4]. В Пензенской области арендная плата также зависит от кадастровой стоимости земельного участка [2].

В Саратовской области для расчета арендной платы за земельные участки устанавливается значение коэффициента в фиксированном размере, исходя из вида разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, мы провели анализ использования земельных участок в находящихся в муниципальной собственности Пензенской области в ходе которого было выявлено:

1. Формирование муниципальной собственности является не завершенным процессом, так как 21, 1% земель не разграничено.

2. Активность муниципальных образований на рынке земельных участков увеличилась в среднем на 12,3%.

3. Аренда – является основным видом сделок на муниципальном рынке.

4. Основными источниками пополнения бюджета являются налоговые и арендные платежи.

5. Земельный налог и арендная плата зависят от уровня кадастровой стоимости. Наблюдается увеличение налоговых платежей за землю (на 4,4%) и уменьшение арендных (на 6, 2%).

6. Отсутствует единая методика для расчета арендной платы.

В целях повышения эффективности использования земельных участков необходимо:

1. Установить муниципальную собственность на все неразграниченные земельные участки, что позволит муниципальному образованию проводить активную имущественную и земельную политику.

2. Проводить регулярный контроль, отслеживать любые изменения на земельном рынке.

3. Установить единый порядок определения объема арендной платы с дифференцированным подходом к установлению ставок и сроков уплаты, что позволит откорректировать несбалансированность раньше поставленной кадастровой стоимости и повышение инвестиционной привлекательности земельных участков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 10 окт. 2001 г.] [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 05.05.2017) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Добрачев Д.В. Размер арендной платы как существенное условие договора аренды земельного участка // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2005. – №9. – С. 97-105.
  4. Ишамятова И.Х., Бондарева К.М. Методический инструментарий расчета арендной платы земель Пензенской области // Молодежный научный вестник. – 2019. – № 03 (40). – с.6.
  5. Официальный сайт департамента государственного имущества Пензенской области [Электронный ресурс]. – 2015. — Режим доступа: archivemingosim.pnzreg.ru
  6. Файзуллин Г. Г. Некоторые проблемы государственного управления земельным фондом России в условиях рыночной экономики // Аграрное и земельное право. – 2009. –№6. – С. 62-65.
  7. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Пензенской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/(дата обращения: 05.03.2019).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *