ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное управление таможенной службой — это направленная, комплексная, постоянная работа государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на контролируемые объекты и преследующая своей целью защиту экономических интересов, охрану общегосударственной и общественной безопасности. В развитие этого в статье проводится анализ правоохранительной деятельности таможенных органов, как меры государственного управления таможенными органами. Выявлены тенденции эффективности деятельности таможенных органов в данной сфере деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 339

ГРНТИ: 10.71.01

Ахмедзянов Рустам Равильевич

кандидат экономических наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

кафедра «Таможенное дело»

г. Калуга, Россия

E-mail: rakhmed@yandex.ru

Волынщиков Глеб Сергеевич

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

студент кафедры «Таможенное дело»

г. Калуга, Россия

FEATURES THE LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE CUSTOMS SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Akhmedzyanov Rustam Ravilyevich

candidate of economic Sciences, associate Professor

Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky

Department of Customs»

Kaluga, Russia

E-mail: rakhmed@yandex.ru

Volenchikov Gleb Sergeevih,

Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky

5th year student Department of Customs»

Kaluga, Russia

АННОТАЦИЯ

Государственное управление таможенной службой — это направленная, комплексная, постоянная работа государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на контролируемые объекты и преследующая своей целью защиту экономических интересов, охрану общегосударственной и общественной безопасности. В развитие этого в статье проводится анализ правоохранительной деятельности таможенных органов, как меры государственного управления таможенными органами. Выявлены тенденции эффективности деятельности таможенных органов в данной сфере деятельности.

ABSTRACT

State management of the customs service is a directed, complex, permanent work of state bodies, manifested in the Executive and administrative form and organizing the content of the impact on the controlled objects and aimed at protecting economic interests, protection of national and public security. In development of this, the article analyzes the law enforcement activities of customs authorities as measures of state management of customs authorities. Tendencies of efficiency of activity of customs authorities in this sphere of activity are revealed.

Ключевые слова: государственное управление, таможенные органы, правоохранительная деятельность, постановление, решение, штрафы, запреты и ограничения

Keywords: state administration, customs authorities, law enforcement, resolution, decision, fines, prohibitions and restrictions

На современном этапе правоохранительная деятельность является одной из мер государственного управления, возложенных на ФТС России.

На протяжении последних трех лет благодаря качественной работе должностных лиц таможенных органов сокращено количество дел по статьям 229.1 и 226.1 УК РФ. Так, в 2018 году таможенными органами возбуждено более 1,9 тысяч уголовных дел, что на 2,6% меньше, чем в 2017 году и на 14,9% меньше, чем в 2016 году (таблица 1). Так же снижение возбужденных уголовных дел объясняется переходом на электронное декларирование (99,98%) и снижением напрушений в части декларирования товаров и транспортных средств.

Таблица 1

Динамика показателей правоохранительной деятельности таможенных органов, дел

Показатель 2016г. 2017г. 2018г. 2018г. в % к
2016г. 2017г.
Всего возбуждено, из них 2235 1 953 1 902 85,1 97,4

Источник: www.customs.ru

По результатам проведенных оперативных мероприятий доначислено более 6,6 млрд. рублей, что на 11,1% больше, чем в 2017 году и на 26,9 % больше, чем 2016 году, выведено и взыскано из теневого оборота более 3,1 млрд. рублей.

В результате проведенных оперативных мероприятий в 2018 году выявлено:

  • незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров на сумму 4,2 млрд. рублей;
  • неуплата таможенных платежей на сумму 4,3 млрд. рублей;
  • невозврат из-за границы средств в иностранной валюте и валюте
    РФ на сумму 29,6 млрд. рублей;
  • перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов по подложным документам на сумму 17,9 млрд. рублей;
  • незаконное перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов на сумму 224,2 млн. рублей;
  • незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и табачных изделий на сумму 406,8 млн. рублей.

Всего 2018 году в ходе расследования и возбуждения уголовных дел в федеральный бюджет было перечислено более 821 млн. рублей (в 2017 году — более 711 млн. рублей, в 2016 году – около 700 млн. руб.). В суды с обвинительными актами и постановлениями направлено 109 уголовных дел, по 75 уголовным делам судами постановлены обвинительные приговоры (в 2017 году по 85 делам).

В прошедшем году осуществлялись мероприятия по выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства, связанных с незаконным ввозом в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являлись государства, которые ввели экономические санкции в отношении России. В целях недопущения подобного перемещения на территорию России из республики Беларусь и Республики Казахстан осуществлялось дежурство мобильных групп на путях следования автомобильного и железнодорожного транспорта. Также, оперативными подразделениями таможенных органов были проведены мероприятия, связанные с выявлением запрещенных к ввозу товаров, установление мест их реализации, оптовых складов хранения. По результатам проведенных мероприятий возбуждено 5 уголовных дел и 101 дело об АП (в 2017 году возбуждено 13 уголовных дел и 552 дела об АП).

В рамках международного сотрудничества в 2018 году ФТС России было организовано проведение и принято участие в 17 специальных международных таможенных операциях и проектах. Данные проекты были направлены на противодействие ложному транзиту, контрабанде наркотиков, контрафактных товаров, оружия и боеприпасов, валюты, а также табачной и алкогольной продукции. По результатам проведения спецопераций таможенными органами возбуждено более 90 уголовных дел и 2744 дела об АП.

В рамках международной специальной операции «Голкипер», проведена работа по пресечению в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС наличных валютных средств и денежных инструментов. Так же, пресечено перемещение табачной продукции, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, экстремистской литературы, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Несмотря на проводимые мероприятия выявлено более 2,3 тысяч случаев незаконного перемещения товаров, возбуждено более 50 уголовных дела и 2280 дел об АП. Кроме того, на основании полученных правоохранительными подразделениями ФТС России от иностранных коллег сведений и документов возбуждено 77 уголовных дел и 94 дела об АН.

Таможенные органы участвуют почти на всех стадиях производства по делам об АП и УК РФ. Правда, достаточно часто административную юрисдикцию ограничивают только производством по нарушениям таможенных правил, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ. Административные правонарушения составляют основную часть правонарушений, в отношении которых таможенные органы осуществляют административное производство. Отличительной особенностью применения мер государственного управления за нарушения таможенных правил является то, что к субъектам могут применяться такие меры как: предупреждение, административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

В 2018 году находилось на исполнении более 66,8 тысяч постановлений, вынесенных таможенными органами по делам об АП, возбужденным в связи с нарушениями таможенного законодательства, на общую сумму наложенных административных штрафов 3,7 млрд. рублей (в 2017 году 61, тыс. постановлений на сумму штрафов 4,02 млрд. рублей). Исполнено более 46,6 постановлений по делам об АП, взыскано административных штрафов на сумму 1.3 млрд. рублей (в 2017 году — 39 328 постановлений, взыскано 1,3 млрд. рублей).

Также в 2018 году подлежали взысканию штрафы, назначенные судебными органами, на сумму 78,5 млрд. рублей по 1 944 постановлениям по делам об АП (с учетом постановлений 2017 года), возбужденным таможенными органами за совершение правонарушений, вытекаюшнх из дел об АП по статье 15.25 KoAП РФ. Пока взыскано штрафов только по 60 постановлениям на сумму 2,8 млн. рублей.

Кроме того, в ходе упразднения Росфиннадзора ФТС России переданы штрафы на сумму свыше 39,7 млрд. рублей, которые необходимо взыскать. В настоящее время взыскано штрафов по 50 постановлениям на сумму 6 млн. рублей.

Таможенные органы осуществляют полномочия по контролю за въездом на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства, не уплатившие административные штрафы, либо неоднократно привлеченные к административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Всего вынесено 1 273 решений о запрете въезда на территорию России иностранным гражданам и лицам без гражданства, в результате была сокращена задолженность по уплате наложенных на иностранцев административных штрафов, 183 решения о запрете въезда иностранцев отменены. На официальном сайте ФТС России для иностранных граждан и лиц без гражданства предоставлена возможность проверки в режиме реального времени наличия задолженности по штрафам, а также установленных ограничений по въезду в Российскую Федерацию.

В 2018 году в таможенных органах на исполнении находилось
более 27,8 тыс. постановлений и решений судов об обращении в федеральную собственность изъятого имущества (в 2017 году – 28, 9 тыс. решений). Общая стоимость имущества, обращенного в федеральную собственность, составила 15,2 млрд. рублей, что на 24,5% больше, чем в 2017 году (12,3 млрд. рублей).

ФТС России проводится нормотворческая работа, связанная
с участием в подготовке актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также внесением изменений в законодательство Российской Федерации, а также совершенствованием нормативной правовой базы ФТС России.

При непосредственном участии ФТС России был разработан Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24.5 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Внесены изменения, касающиеся отнесения издержек по делу об AП на счет индивидуального предпринимателя, а не на счет государства, а также наделения таможенных органов полномочиями исполнять судебные постановления об их конфискации путем передачи таких товаров в Росимущество, минуя судебных приставов-исполнителей.

Таким образом, таможенные органы являются частью структуры правоохранительной системы и их цель в пределах своих полномочий обеспечить безопасность государству. Данные полномочия связаны с обнаружением, предотвращением, подавлением и выявлением правонарушений, причисленных к компетенции таможенных органов.

В рамках применения мер государственного управления, таможенные органы участвуют почти на всех стадиях производства по делам об АП. Отличительной особенностью применения мер государственного управления за нарушения таможенных правил является то, что к субъектам могут применяться только такие меры как: предупреждение, административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. — М.:Изд-во РТА, 2014 С. 81

Дегтярев В. Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах: учебное пособие — СПб.:, 2013. С. 52

  1. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — С. 51

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390 (ред. от 05.10.2015 г.) // Российская газета, №8. — 21.01.2010.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник — М.: Юрайт – М, 2014. С. 84.

Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяемое таможенными органами / Сафоненков П.Н. -М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 26.

  1. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А.
    Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.
  2. Таможенно-тарифное регулирование в России: современные тенденции и перспективы. Непарко М.В. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2017. С. 283-287.
  3. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций/Н.В. Макарейко. – 8 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. – с. 48.

10. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник/Д.Н. Бахрах – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЭКСМО, 2011. – 622с.

11. Масленникова Е.В. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций/Е.В. Масленникова. – М.: Юрайт, 2011. – с. 6.

12. Официальный сайт ФТС России. Доступ: http://www.customs.ru

13. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Доступ: http:// www.economy.gov.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *