ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрывается значимость сферы здравоохранения для экономики России, поскольку данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение здоровья нации путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. К сожалению, сфера здравоохранения в России сталкивается с проблемами её финансового обеспечения. В статье рассмотрены причины нехватки финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения, а также предлагаемые пути решения проблемы финансирования здравоохранения.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ГРНТИ 06.71.47

Радченко Диана Руслановна

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

студентка учётно-экономического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: diana_radchenko11@mail.ru

Шевченко Софья Сергеевна

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

студентка учётно-экономического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: soniaaa999@mail.ru

PROBLEMS OF FINANCING HEALTH IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Radchenko Diana Ruslanovna

FSBEI of HE «RSUU (RINH)»

student of accounting and economic faculty

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: diana_radchenko11@mail.ru

Shevchenko Sofya Sergeevna

FSBEI of HE «RSUU (RINH)»

student of accounting and economic faculty

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: soniaaa999@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрывается значимость сферы здравоохранения для экономики России, поскольку данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение здоровья нации путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. К сожалению, сфера здравоохранения в России сталкивается с проблемами её финансового обеспечения. В статье рассмотрены причины нехватки финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения, а также предлагаемые пути решения проблемы финансирования здравоохранения.

АBSTRACT:

The article reveals the importance of the health sector for the Russian economy, since this industry is designed to ensure the preservation and improvement of the health of the nation by providing highly skilled medical and preventive care. Unfortunately, the healthcare sector in Russia is faced with the problems of its financial support. The article discusses the reasons for the lack of financial resources allocated to the health sector, as well as the proposed ways to solve the problem of health financing.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, расходы бюджета, система ОМС

Keywords: healthcare, financing, budget expenditures, CHI system

Глобальной стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации является сохранение и преумножение здоровья всей нации. Одним из ключевых показателей качества жизни населения России является уровень развития здравоохранения в стране. Принимая во внимание разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья, можно заключить, что здоровье — это показатель качества жизни и объективный критерий оценки успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ. Так, согласно Конституции РФ, «Российская Федерация — это социальное государство», в котором «охраняются труд и здоровье человека». [6]

Вместе с тем, на сегодняшний день в России сложилась достаточно противоречивая ситуация в системе здравоохранения, поскольку отрасль до сих пор находится в стадии модернизации. Одни из ключевых положений реформы здравоохранения касаются механизма его финансового обеспечения.

В мировой практике существуют следующие модели функционирования сферы здравоохранения, в основе которых заложены различные методы формирования источников финансирования:

— частная;

— бюджетная;

— социально-страховая.

Для частной модели финансирования здравоохранения характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство посредством разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи.

В бюджетной модели финансового обеспечения здравоохранения главным поставщиком и потребителем медицинских услуг выступает государство, гарантирующее удовлетворение массовых потребностей в ней. Рынку же отводится малозначительная периферийная роль в предоставлении лечебно-профилактической помощи под контролем государственных органов. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет.

Социально-страховая модель финансирования здравоохранения сочетает в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Данная модель характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в формировании страховых фондов. Государство здесь выступает в роли гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины.

Система здравоохранения является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. Согласно статье 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения, что острее актуализирует проблему формирования источников и объемов финансирования сферы здравоохранения. Финансовых ресурсов должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и её перспективного эффективного и результативного развития. Вместе с тем, дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования детерминирует рост частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях – стимулирует рост теневой экономики в данном секторе.

Основными источниками финансирования здравоохранения являются:

  1. Средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. Внебюджетные фонды: федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
  3. Государственные программы;
  4. Внебюджетные средства, в основном от оказания платных медицинских услуг.

Одним из основных источников финансирования сферы здравоохранения в Российской Федерации являются средства бюджетов бюджетной системы России. Финансовое обеспечение происходит в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансирования деятельности государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2014-2019 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение на 2014-2019 года

2014 2015 2016 2017 2018 2019
Расходы федерального бюджета, всего, млрд. руб. 27 057,2 29 577,0 31 282,3 33 003,2 34 216,0 36 472,0
в том числе:
Здравоохранение, млрд. руб. 2 547,6 2 718,6 3 082,9 3 386,5 3 296,0 3 657,0
Доля расходов на здравоохранение в ВВП, % 3,6 3,6 3,7 3,8 3,3 3,5

Источник: СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Согласно данным, представленным в таблице 1, можно заключить, что за последние годы самая высокая доля расходов на здравоохранение в ВВП была в 2017 году – 3,8 %. Однако России так и не удалось увеличить финансирование здравоохранения до минимальных стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — 5,5—6 % ВВП.

В тоже время, при сравнении расходов на здравоохранение в РФ с другими государствами, ситуация является еще более непростой: по данным Росстата, Россия тратит на финансирование данной сферы вдвое меньше стран «большой семерки»: США, Франция, Великобритания, Канада, Япония — 7,4—9,0 % ВВП. Она отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии — 4,5-4,9 % ВВП. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение в плановом периоде представлены в таблице 2.

Таблица 2-Расходы бюджетной системы Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов

2020 2021
Расходы федерального бюджета, всего, млрд. руб. 38 307,0 40 582,0
в том числе:
Здравоохранение, млрд. руб. 3 961,0 4 079,0
Доля расходов на здравоохранение в ВВП, % 3,6 3,4

Источник: СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Из данных, представленных в таблице 2, авторы констатируют катастрофически низкую долю расходов на здравоохранение в ВВП государства, причем следует отметить, что по плану в 2021 году она на 0,2% меньше, чем в 2020 году.

Однако из справедливости отметим, что в настоящее время большая часть расходов на сферу здравоохранения предоставляется из средств системы обязательного медицинского страхования. Таким образом, весьма важную роль в финансировании здравоохранения играют также внебюджетные фонды (ФФОМС И ТФОМС), формируемые в установленном государством порядке посредством нормативных отчислений из фонда оплаты труда предприятий и организаций.

Обязательное медицинское страхование представляет собой своеобразное перераспределение финансовых ресурсов, при котором часть прибавочной стоимости, созданной работниками, изымается из фондов оплаты труда и направляется во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. В последующем эти денежные средства передаются в медицинские учреждения в виде оплаты предоставляемых ими населению услуг.

Основные параметры проекта бюджета ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в сравнении с параметрами бюджета ФОМС на 2018 год и его ожидаемым исполнением представлены в таблице 3.

Таблица3 — Основные параметры проекта бюджета ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Наименование показателя на 2018 год
Федеральный закон
№ 368-ФЗ
Ожидаемое исполнение
2018 год
2019 год

проект

2020 год
проект
2021 год
проект
Сумма % исполнения
Фонд заработной платы, млрд. рублей 22 610 24 208 25 576 27 308
Индекс потребительских цен 1,040 1,043 1,038 1,040
ВСЕГО ДОХОДОВ 1 887 860 106,2 1 899 573 130,2 100,6 2 098 172 370,7 2 349 925 265,5 2 495 797 857,5
ВСЕГО РАСХОДОВ 1 994 095 111,7 1 991 582 410,6 99,9 2 190 422 049,8 2 350 456 250,1 2 501 474 122,1
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) -106235 005,5 -92249 679,1 -530 984,6 -5676 264,6

Источник: Счетная палата Российской Федерации.

Из данных, представленных в таблице 3, мы видим, что прогнозируется дефицит денежных средств в бюджете ФОМС.

В условиях продолжающейся реализации мероприятий бюджетной реформы практически ключевая роль в финансовом обеспечении здравоохранения отводится государственным программам. На сегодняшний день опорная госпрограмма в функционировании здравоохранения –программа «Развития здравоохранения» до 2025 года. В программе отмечается, что на финансирование здравоохранения в ближайшее десятилетие планируется потратить около 34,91 трлн. руб., а ее реализация уже к 2025 году обеспечит увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,0 лет, снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения, снижение смертности от болезней системы кровообращения и новообразований. [7]

В условиях функционирования рыночной экономики одним из важнейших источников финансирования здравоохранения являются внебюджетные средства – доходы от оказания платных медицинских услуг. Платные медицинские услуги – это медицинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных физических лиц на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги должны предоставляться как дополнение к бесплатным медицинским услугам. На платной основе не должны предоставляться медицинские услуги, которые финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Проведенное исследование позволило авторам прийти к выводу, что здравоохранение в Российской Федерации сталкивается с проблемой нехватки финансового обеспечения, и как следствие — снижением качества оказания медицинской помощи. Представляется, что в целях решения финансовых проблем сферы здравоохранения необходимо:

1. Дальнейшее развитие платных медицинских услуг. Конституция РФ обеспечивает бесплатное оказание медицинской помощи всем, кто в этом нуждается, однако средств системы ОМС на всех потребителей не хватает. Так как граждане РФ, по данным ООН, до 30% своих личных доходов тратят на сохранение своего здоровья из-за неэффективно работающей системы лекарственного страхования.

Министерство финансов РФ представило программу продвижения платных услуг в здравоохранении, в которой было на первом этапе пять критериев:

1) Медицинские;

2) Социальные критерии;

3) Нуждаемость;

4) Стоимость услуг;

5) Объем услуг.

Таким образом, бесплатная медицинская помощь будет предоставляться только при определенных видах заболеваний, а также некоторым социальным группам населения, например, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Либо бесплатно медицинская помощь будет оказываться только временно и в ограниченном объеме, а свыше – только за деньги. На данный момент возможность введения этих ограничений в РФ только обсуждается и каждый из этих критериев требует дополнительной оценки.

2. Еще одним решением проблемы финансирования в здравоохранении является повышение эффективности использования бюджетных средств. На данный момент выделяемые ресурсы используются неэффективно и нерационально, что является недостаточным для предоставления гражданам медицинской помощи необходимого качества. В отчете о работе Счетной палаты за 2017 г. говорится о том, что объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 4,7 млрд. рублей, а неэффективного использования федеральных и иных ресурсов – 34,8 млрд. рублей.

Также на основании данных Всемирной организации здравоохранения существует ряд причин неэффективности:

1) Сфера лекарственных средств.

А) Недостаточное использование более дешевых аналогов дорогостоящих лекарственных средств и установление цен на лекарства на уровень выше необходимого. Для устранения данной проблемы необходимо улучшить рекомендации по выписке лекарств, контролировать высокое повышение цен и снизить налоги и пошлины.

Б) Использование лекарств недостаточного качества. Чтобы устранить данную проблему необходимо повысить контроль над стандартами качества в производстве лекарств, осуществлять тестирование качества лекарственных средств.

2) Недостаточно квалифицированные работники медицинских учреждений. Необходимо проводить оценку уровня профессиональной подготовки сотрудников.

3) Беспричинная госпитализация и продолжительность нахождения в стационаре. Для устранения данной проблемы необходимо обеспечить оказание внебольничной помощи, например дневной стационар.

4) Коррупция и мошенничество в сфере здравоохранения. Частые причины неэффективности этого источника: неточные рекомендации по назначению ресурсов; недостаточно сильная система подотчетности; маленькие зарплаты. Для устранения этих проблем необходимо проводить проверку государственных расходов; усовершенствовать регулирование, в том числе действенные механизмы наказания; оценивать незащищенность к коррупции, а также стимулировать применение кодексов поведения.

5) Неэффективное и дорогостоящее лечение. Для решения этой проблемы необходимо проводить оценку стоимости и показателей ожидаемого результата используемых технологий и лекарственных средств.

6) Медицинские услуги: врачебные погрешности и низкого качества предоставление помощи. Чтобы устранить данную проблему нужно: повысить стандарты гигиены в медицинских учреждениях; предоставить постоянную медицинскую помощь; чаще осуществлять клинический аудит; проводить мониторинг результатов функционирования больницы.

7) Продукция и услуги здравоохранения: избыточное применение или снабжение оборудования, исследований и процедур. Необходимо преобразовать систему стимулирования и оплаты; создавать или вводить клинические рекомендации.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что по данным ВОЗ, Российская Федерация располагается на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения. Иными словами, государство не в состоянии самостоятельно предоставить гражданам качественную медицинскую помощь. Следовательно, механизм финансового обеспечения здравоохранения необходимо пересмотреть в контексте дополнительного вовлечения финансовых ресурсов и их эффективного использования. Нужно перейти к планомерному развитию всей медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений, куда нужно инвестировать финансовые ресурсы. В данном случае выходом из сложившейся ситуации может стать государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для всех слоев населения, улучшить ее качество, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект формирования и развития человеческого капитала государства /В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 90-95.

2. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. 2016. № 30 (702). С. 33-49.

3. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения / Beau Bassin, 2018.

4. Родионова О.В., Сигалов К.Е. Проблемы эффективности современного социального государства: общемировые и российские тенденции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6 (36). С. 43-48.

5. Кабичкина Ю.М., Бондаренко Е.Е., Меликсетян С.Н. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России//Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.

6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которое признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *