КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В данной статье авторами рассматриваются проблемы, связанные с коррупцией в органах государственной власти на примере Ростовской области. Рассматриваются меры противодействия и их результаты.

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГРНТИ: 10.77.21

Чернобаева Ольга Викторовна

кандидат экономических наук

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

кафедра государственного, муниципального управления

и экономической безопасности

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: vika.mam@mail.ru

Дышекова Оксана Викторовна

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

магистрант кафедры государственного, муниципального управления

и экономической безопасности

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: vika.mam@mail.ru

Мамченко Виктория Сергеевна

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

студент кафедра государственного, муниципального управления

и экономической безопасности

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: vika.mam@mail.ru

CORRUPTION IN THE STATE AUTHORITIES

Chernobaeva Olga Viktorovna

candidate of economic Sciences, associate Professor

Rostov state economic University (RINH),

the Department of State, municipal management

and economic security

Rostov-on-Don, Russia

Dyshekova Oksana Viktorovna

Rostov state economic University (RINH),

the Department of State, municipal management

and economic security

Rostov-on-Don, Russia

Mamchenko Victoria Sergeyevna

Rostov state economic University (RINH),

the Department of State, municipal management

and economic security

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: vika.mam@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье авторами рассматриваются проблемы, связанные с коррупцией в органах государственной власти на примере Ростовской области. Рассматриваются меры противодействия и их результаты.

ANNOTATION:

This article discusses the problems associated with corruption in government bodies on the example of the Rostov region.

Ключевые слова: коррупция, государственная власть, преступления, бюджет, государственные программы, антикоррупционные стандарты

Keywords: corruption, state power, crime, budget, state programs, anti-corruption standards

Коррупция в органах государственной власти стала важнейшей проблемой, которая не может позволить в настоящее время эффективно и качественно осуществлять государственное управление. Множество мер предпринимается для борьбы коррупции в различных сферах, но несмотря на предпринимаемые меры, коррупция все же затрудняет функционирование всех общественных механизмов, так же она препятствует проведению различных социальных программ и преобразований, что в свою очередь со стороны народы вызывает недоверие к государственной власти.

Коррупция (лат. corruption – подкуп) определяется и является преступной деятельностью, ее суть заключается в использовании должностными лицами своих полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, в личных целях для получения выгоды. Определение corrumpire в римском праве понималось как «разрушать, ломать, подкупать» и что непосредственно является нарушением и противоправным действием в отношении должностных лиц. Данный термин предполагает наличие сговора нескольких лиц, или же группы, и их главной целью является неправомерное влияние, например, на судебный процесс и слом нормального хода управления общественными делами. Термин «коррупция» используется для характеристики прямого использования должностным лицом своего служебного положения, сопровождающегося, как правило, нарушением законности.

Коррупционные преступления в сфере государственных и муниципальных закупок можно условно разделить на три категории:

Первая, это преступления, совершаемые должностными лицами органами власти и управления;

Второй категорией являются преступления, совершаемые по предварительному сговору должностных лиц с руководителями коммерческих организаций, направленные на хищение бюджетных средств с обоюдной выгодой.

И третья это мошеннические действия руководства самих коммерческих структур, направленные на хищение бюджетных средств путем обмана и злоупотребления доверием.

Во всех трех группах имеются положительны результаты, что говорит о наличии преступлений в данной сфере.

По мнению авторов, виденье ситуации наиболее ясно при рассмотрении статистики и данных социологических опросов.

И так. По итогам 2017 года в Ростовской области выявлено около шести тысяч нарушений антикоррупционного законодательства. Следует подчеркнуть, то это на 7,6% меньше, чем в 2016 году, что свидетельствует о действенности мер антикоррупционного просвещения, реализуемых в Ростовской области. Из указанного объема правонарушений зарегистрировано более 600 преступлений коррупционной направленности. Самое распространённое — мошенничество с использованием служебного положения (275), далее мелкое взяточничество (дача и получение) — 176 случаев, затем 150 случаев дачи и получения взятки и служебный подлог — 34 случая [2].

По данным МВД РФ о состоянии преступности в Российской Федерации за январь — ноябрь 2018 года на 4,7% увеличилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 107,3 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,8%, при условии, что количество преступлений коррупционной направленности составило 22 тысячи преступлений и 6.5 тысяч преступлений были совершены в крупном и особо крупном размере. Материальный ущерб от экономических преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 361,3 млрд. рублей, хоть и общий объем преступлений в сфере взяточничества и составил 0.6% при этом не снижается [5]

Согласно данным Генпрокуратуры России Ростовская область в первой половине 2018 года по абсолютному количеству выявленных взяткополучателей оказалась на первом месте: там было зарегистрировано 130 преступлений по ст. 290 УК, тогда как в Москве — 127. В остальных регионах за полгода выявлено менее сотни таких преступлений в каждом [3].

Как считает Воронцов С.А. данное положение не указывает на то, что Ростовская область больше других субъектов поражена коррупцией. Так по его (Воронцов С.А.) мнению, рост количества выявляемых преступлений коррупционного характера связан не с увеличением коррупции в Ростовской области, а с более эффективной работой правоохранительных органов по выявлению и пресечению правонарушений [2].

Правоохранительные органы по Ростовской области провели ряд мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с посягательством на бюджетные средства. И если сравнить доходы и расходы на 2018 год. То мы увидим, что запланированный доход в 2018 году должен составить 163,4 млрд рублей, а расходы – 175,3 млрд рублей, дефицит бюджета 11,9 млрд рублей. Освоение бюджета в Ростовской области проходит в рамках 22 государственных программах с объемом финансирования около 90-92% расходной части областного бюджета. По состоянию на сентябрь 2018 года расходы областного бюджета составили 102,6 млрд рублей.

В т. ч. в рамках государственных программ Ростовской области:

— «Развитие здравоохранения» -18,4 млрд. руб. (запланировано – 27,3 млрд. руб.);

— «Развитие образования» — 26,5 млрд. руб. (запланировано – 37,9 млрд. руб.);

— «Социальная поддержка граждан» — 22,5 млрд. руб. (запланировано – 34,1 млрд. руб.);

— «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» — 4 млрд. руб. (запланировано – 5 млрд. руб.);

— «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области» — 3млрд. руб. (запланировано – 5,8 млрд. руб.);

— «Развитие культуры и туризма» — 2,2 млрд. руб. (запланировано – 3,6 млрд. руб.);

— «Развитие физической культуры и спорта» — 2,1 млрд. руб. (запланировано – 3,1 млрд. руб.);

В рамках противодействия коррупции и незаконным финансовым операциям в бюджетной сфере правоохранительными органами и правительством области проводится:

— мониторинг государственных и муниципальных закупок на предмет соблюдения требований ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— мониторинг соответствующих интернет-сайтов на предмет получения сведений о размещенных заказах, в том числе сайта Общероссийского народного фронта «За честные покупки»;

— организовано взаимодействие с заинтересованными правоохранительными и контролирующими органами;

— проводится анализ реестра заключенных контрактов, с целью выявления организаций, систематически побеждающих в тендерах;

— осуществляется оперативное сопровождение наиболее крупных тендеров;

— организована работа по получению сведений о выделении и расходовании средств из бюджетов муниципальных образований, организациях, осваивающих бюджетные средства.

Принимаемыми мерами до декриминализации бюджетной сферы за 10 месяцев 2018 года различными подразделения правоохранительных органов Ростовской области было выявлено 240 преступлений, из которых 159 уголовных дел было направлено в суд.

Наибольшее количество преступлений наблюдается в Министерствах строительства и экономики (по проведенным исследованиям агентства Donnews). Так же данное агентство приводит конкретные примеры совершенных преступлений, так, например, один из сотрудников Министерства строительства не указал в декларации о доходах пять банковских счетов, а также доходы, полученные от продажи квартиры и автомобиля Toyota Land Cruiser 200. Другой работник этого Министерства не задекларировал доход от продажи трех жилых домов. Всего по итогам проверок Управления по противодействию коррупции к дисциплинарным взысканиям привлечены шесть чиновников Министерства строительства.

Следующим примером является совмещение коммерческой деятельности с государственной службой в Министерстве экономики. В Министерстве экономики были выявлены и другие нарушения, в результате чего двое чиновников получили выговоры, и еще двое были уволены.

В качестве нарушителей антикоррупционного законодательства также отмечены работники муниципальных администраций. Так, заместители глав Цимлянского и Волгодонского районов совмещают госслужбу с занятием предпринимательской деятельностью. При этом в Управлении по противодействию коррупции не уточнили, какое наказание понесли нарушители.

Для примера строго диаметрального мнения авторы могут привести исследование мнение граждан об уровне коррупции, проведенное Кочетовой Е.М. среди студентов Южного Федерального университета. Исследовании приняли участие 100 человек, причём из них 3% — студенты факультета Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации, 10% — студенты Экономического факультета и 87% — Юридического факультета. 39% респондентов составили девушки, и 61%, соответственно, юноши.

Вводный вопрос звучал следующим образом: «Какая сфера жизнедеятельности, по вашему мнению, является самой коррумпированной?». Подавляющее большинство, а именно 81% отметили, что на первом месте стоят правоохранительные органы, на втором (16%) – образование, а на третьем (3%)- медицина [14]. Заметь те – правоохранительные органы, образование, медицина и ни слова о гражданской службе. Необходимо сказать, что по мнению авторов данная оценка ситуации среди студентов связана с исполнением их основных интересов – не попасться в полицию, спокойно учится и быть здоровыми.

Возвращаясь к предыдущей оценке состояния коррупции (по проведенным исследованиям агентства Donnews), авторами отмечена положительная реакция со стороны руководства области. Так Губернатор Ростовской области В.Ю.Голубев дал поручение о внедрении различных антикоррупционных стандартов в государственных структурах.

В этой связи в Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Ростовской области внесены изменения в части закрепления в нем антикоррупционных стандартов в сфере служебного поведения. Такое решение принято на заседании областного правительства 27 июня 2018г.

Антикоррупционный стандарт устанавливает специальные правила в виде запретов, ограничений и требований, направленные на предупреждение коррупции на гражданской службе, а также организационные требования по их соблюдению гражданскими служащими Ростовской области.

Например, антикоррупционный стандарт предусматривает порядок и сроки представления декларируемых сведений, ответственность за непредставление таковых, порядок рассмотрения заявлений гражданских служащих Ростовской области о невозможности представления по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, и т.д. и т.п.

Неисполнение положений антикоррупционного стандарта влечет применение мер ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и Ростовской области [6].

Следующей новеллой для Ростовской области в сфере профилактики стал семинар-тренинг по противодействию коррупции, проведенный в ноябре 2018г. в правительстве Ростовской области. В мероприятии приняли участие депутаты от муниципалитетов области, специалисты управления региональной и муниципальной политики, специалисты по взаимодействию с органами местного самоуправления в сфере противодействия коррупции, сотрудники прокуратуры.

В ходе семинара-тренинга эксперты регионального правительства проинформировали участников о ключевых аспектах Национального плана противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы, порядке предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, других наиболее актуальных вопросах соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

Сотрудники областной прокуратуры в формате анализа конкретных ситуаций рассказали депутатам об ответственности, грядущей за совершенные коррупционные нарушения [7].

Если же говорить о Донской столице, то аналогичные мероприятия по профилактике коррупции проведены ранее. 30 — 31 мая 2018 г. в рамках реализации муниципальной программы «Противодействие коррупции в городе Ростове-на-Дону» на базе «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» 80 муниципальных служащих Администрации города Ростова-на-Дону и ее органов прошли обучение на семинаре по теме «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления».

В ходе обучения рассмотрены вопросы соблюдения требований антикоррупционного законодательства, в части соблюдения запретов и ограничений, возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомления в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений. По итогам обучения проведена итоговая аттестация и выданы соответствующие документы [18].

Однако не только правительство области задумывается о противодействии коррупции, к примеру руководитель общественной организации «Донской союз молодежи» А.С. Моисеенко считает коррупцию непосредственной угрозой национальной безопасности, заявляя, что: «существенная часть претендентов на должности в органах власти изначально мотивирована именно возможностью конвертации административного ресурса в материальные блага. Следовало бы отметить, что такое понимание смысла поступления на службу государственные структуры зачастую возникает еще на стадии обучения в вузах.

Таким образом, еще на этапе выбора профессии молодые люди отдают предпочтение той или иной профессии, основываясь на возможности конвертации административного ресурса в материальные блага. И эта ситуация в корне ломает фундаментальные основы и принципы, которые определяют направления деятельности практически всех государственных органов, идея которых заключается в установлении законности и справедливости» [8].

В рамках противодействия подобной практики по мнению Лепетиковой И.Ю и Кобзарь Г.В. возможно внедрение в государственное и муниципальное управление практики опроса с использование полиграфа: «Использование полиграфа в совершенствовании антикоррупционной политики государства дает возможность с определенной степенью вероятности выявлять не только причастность (или не причастность) опрашиваемого лица к совершенному противоправному деянию, но и определить его роль, место в организованной преступной группе.

Психофизиологическое исследование может эффективно помочь в сборе вещественных или иных доказательств по делу, определять методы и способы совершения противоправных действий и еще ряда дополнительных сведений. Здесь главным достоинством полиграфа является его профилактический эффект с точки зрения неотвратимости наказания за коррупционные деяния» [9].

Конечно практика проведения скрининговых проверок чиновников в Ростовской области уже существует. Но здесь необходимо сказать, что проверки проводятся силами правоохранительных органов, на которые и так имеется большая нагрузка. Вот здесь и пригодились бы области исследования Абрамовой Д.С., Лихомановой Д.Ю., Горбань Ю.С., Гладких Е.Л. которые провели даже экономическое исследование эффективности внедрения полиграфа в государственное и муниципальное управление [10], рассчитали необходимую нагрузку и затраты.

Однако мнение ученых еще не внедрено в практику, несмотря на довольно заманчивые перспективы, ведь внедрение только предложения профессора С.А. Воронцова о внесении изменений в законодательство, запрещающее сотрудникам правоохранительных органов, привлеченным к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, работать правоохранительных органах даст неимоверный рывок в профилактике данных преступлений [11], не говоря уж о предварительном скрининговом отсеве кандидатов на государственную и муниципальную службу.

При этом, на первый взгляд высказывание Воронцов С.А., что «дети коррупционеров также не должны работать в правоохранительной системе (а также на государственной гражданской и муниципальной службе), потому что их образование было обеспечено средствами, добытыми коррупционным путем» [11] достаточно спорно и по мнению авторов слишком революционно для внедрения в Ростовской области.

В заключении необходимо сказать, что 16 января 2019 г. на заседании правительства Ростовской области утвержден план реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений» на 2019 год. Проект документа представил заместитель губернатора Михаил Корнеев.

Объем финансирования программы составляет более 113 млн. рублей. Она включает в себя несколько разделов: противодействие коррупции, профилактика экстремизма и терроризма, борьба с незаконным оборотом наркотиков.

В подпрограмму «Противодействие коррупции» входят такие мероприятия, как повышение эффективности кадровой работы, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Ростовской области, проведение социологических исследований и т.д. Подпрограмма также включает в себя взаимодействие со СМИ. Так, в 2019 году пройдет конкурс на лучшую публикацию, посвященную противодействию коррупции [15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. Учебно-методическое пособие / Ростов-на-Дону, 2016 С. 10-14.
  2. Воронцов С.А. ОБ ИНДИКАТОРАХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Ростовский научный журнал. 2019 № 2 С. 8-13.
  3. На каждый миллион россиян в 2018 году пришлось 24 выявленных взяточника. Доступ: https://www.rbc.ru/society/28/08/2018/5b7fefb89a7947a4764d2204
  4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О СЛАБЫХ ЗВЕНЬЯХ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ // Коммуникология. 2018 Т. 6 № 1 С. 143-154.
  5. Буряк Е.А. АНАЛИЗ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Ростовский научный журнал. 2019 № 3 С. 17-24.
  6. Официальный портал Правительства Ростовской области. Доступ: http://www.donland.ru/news/Antikorrupcionnyjj-standart-budet-zakreplen-v-Kodekse-ehtiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-gosudarstvennykh-grazhdanskikh-sluzhashhikh-Dona?pageid=92218&mid=83793&itemId=85230 Дата обращения 28.03.2019г.
  7. Официальный портал Правительства Ростовской области. Доступ: http://www.donland.ru/news/Seminar-trening-po-protivodejjstviyu-korrupcii-proshel-v-pravitelstve-Rostovskojj-oblasti?pageid=92218&mid=83793&itemId=88153 Дата обращения 28.03.2019г.
  8. Моисеенко А.С. КОРРУПЦИЯ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Ростовский научный журнал. 2018 № 1 С. 135-144.
  9. Лепетикова И.Ю, Кобзарь Г.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИГРАФА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ // Ростовский научный журнал /-2018. -№ 3 -С. 22-27.
  10. Абрамова Д.С., Лихоманова Д.Ю., Горбань Ю.С., Гладких Е.Л. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПОЛИГРАФА В ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕПАРТАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» // Ростовский научный журнал /-2018. -№ 4 -С. 15-23.
  11. Воронцов С.А. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019.№ 3 (106). С. 87-92.
  12. Губернатор Ростовской области рассказал о трёхсотлетней борьбе в России с коррупцией. Доступ: http://www.ruffnews.ru/Gubernator-Rostovskoy-oblasti-rasskazal-o-trehsotletney-borbe-v-Rossii-s-korruptsiey_39235
  13. Воронцов С.А. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РОССИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОКАЗАВШИХ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ // Юристъ — Правоведъ. 2011 № 1 (44). С. 88-94.
  14. Кочетова Е.М. КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА // Ростовский научный журнал /-2019. -№ 1 -С. 63-75.
  15. Официальный портал Правительства Ростовской области. Доступ: http://www.donland.ru/news/Utverzhden-plan-realizacii-oblastnojj-programmy-borby-s-pravonarusheniyami?pageid=92218&mid=83793&itemId=89131 Дата обращения 29.03.2019г.
  16. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ // Социум и власть. 2017 № 1 (63). С. 30-37.
  17. Официальный портал Правительства Ростовской области. Доступ: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713&itemId=126738 Дата обращения 29.03.2019г.
  18. Официальный портал Администрации г. Ростова-на-Дону. Доступ: http://rostov-gorod.info/administration/structure/office/upv-ms/protivodeystvie-korruptsii/novosti-po-protivodeystviyu-korruptsii/ Дата обращения 29.03.2019г.
  19. Хрипков М. П. Коррупция в органах государственной власти и меры по её преодолению. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011.
  20. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  21. Онуфриенко А. В. Система преступлений коррупционной направленности: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 234 с.
  22. Дамм И. А. Коррупция в российском избирательном процессе автореф. дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. 26 c.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *