ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрена важность функционирования и приращения человеческого капитала для современного общества. Авторы сравнивают уровень расходов на образование бюджетной системы Российской Федерации с расходами в развитых рыночных странах, на основании чего выделяют актуальные проблемы финансирования сферы образования в России и возможные пути решения данного вопроса с помощью проектов государственно-частного партнерства. The article discusses the importance of the functioning and increment of human capital for modern society. The authors compare the level of expenditure on education in the budget system of the Russian Federation with expenditures in developed market countries, on the basis of which highlight the current problems of financing education in Russia and possible solutions to this issue with the help of public-private partnership projects.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРНТИ: 06.73.02

Лагуткина Кристина Валерьевна

Ростовский государственный экономический университет

Студент учетно-экономического факультета

г. Ростов -на- Дону, Россия

E-mail: KristLag7589@yandex.ru

Тарита Кристина Александровна

Ростовский государственный экономический университет

Студент учетно-экономического факультета

г. Ростов -на- Дону, Россия

E-mail: tarita.k@yandex.ru

PROBLEMS OF FINANCING THE SPHERE OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Lagutkina Kristina Valerievna

Rostov State University of Economics

Student of Accounting and Economics Faculty

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: KristLag7589@yandex.ru

Tarita Kristina Aleksandrovna

Rostov State University of Economics

Student of Accounting and Economics Faculty

Rostov-on-Don, Russia

E-mail: tarita.k@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена важность функционирования и приращения человеческого капитала для современного общества. Авторы сравнивают уровень расходов на образование бюджетной системы Российской Федерации с расходами в развитых рыночных странах, на основании чего выделяют актуальные проблемы финансирования сферы образования в России и возможные пути решения данного вопроса с помощью проектов государственно-частного партнерства.

ANNOTATION

The article discusses the importance of the functioning and increment of human capital for modern society. The authors compare the level of expenditure on education in the budget system of the Russian Federation with expenditures in developed market countries, on the basis of which highlight the current problems of financing education in Russia and possible solutions to this issue with the help of public-private partnership projects.

Ключевые слова: финансирование, образование, человеческий капитал, федеральный бюджет, государственно-частное партнерство

Keywords: financing, education, human capital, federal budget, public-private partnership

Человеческий капитал является главной ценностью современного общества. Его качество и инновационность существенно влияют на рост ВВП государства. Основным источником формирования человеческого капитала является сфера образования, поэтому невозможно отрицать существенной роли данной отрасли как одного из главных факторов социально-экономического развития страны [1].

В настоящее время каждое государство стремится уделить сфере образования особое внимание для того, чтобы сформировать рынок труда, состоящий из высоко профессиональных и конкурентоспособных работников. Стоить отметить, что сфера образования воспринимается не только как фактор роста объема производства, но и как фактор формирования инновационного потенциала государства, который способствует улучшению уровня жизни граждан, производству инновационной продукции, росту производительности труда, появлению новых рынков сбыта, созданию новых рабочих мест. Преимуществом, как правило, обладают те страны, которые имеют больший инновационный потенциал и эффективно его используют. [2]. Эти страны в основном имеют развитую экономику и развитую образовательную систему. Справедливость данного тезиса подтверждает, в частности, рейтинг эффективности национальных систем образования различных стран, публикуемый британской компанией Pearson раз в несколько лет и основанный на индексе эффективности национальных систем образования.  В 2016 году исследование охватило 50 стран. Рассмотрим 10 стран-лидеров (таблица 1).

Таблица 1 — Рейтинг эффективности национальных систем образования различных стран

Рейтинг Страны Индекс
1 Соединённые Штаты Америки 100
2 Швейцария 87.2
3 Дания 84.2
4 Великобритания 84.8
5 Швеция 82.2
6 Финляндия 82.0
7 Нидерланды 81.6
8 Сингапур 80.6
9 Канада 79.6
10 Австралия 77.6

Источник: * https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info

Согласно данным, представленным в таблице 1, мы можем видеть, что страной с наивысшим уровнем образования являются Соединенные Штаты Америки с индексом 100%. На втором и третьем местах находятся Швейцария и Дания (87,2% и 84,2% соответственно). Что касается России, то в данном рейтинге она занимает 34 место с индексом 49,1%. К сожалению, этот показатель характеризует низкий уровень эффективности российского образования (самый низкий показатель у Индонезии — 36,9%).

Вследствие этого авторы считают, что Российской Федерации целесообразно поставить перед собой стратегически значимую задачу – обеспечение эффективного функционирования сферы отечественного образования.

Финансирование сферы образования производится из Федерального бюджета государства, из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из бюджетов муниципальных организаций. Для того чтобы выяснить достаточность финансового обеспечения сферы образования в России, проанализируем основные показатели исполнения федерального бюджета и его структуру расходов в 2016-2020 гг. (таблица 2 и таблица 3) [8, 9].

Таблица 2 -Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2016 — 2020 гг., млн руб.

Наименование Исполнение за год
2016 (факт) 2017 (факт) 2018(прогноз) 2019 (план) 2020 (план)
Доходы, всего 13 460 040.7 15 088 914,8 15 257800 15 554600 16 285400
Расходы, всего 16 416 446,8 16 420 340 16 529 198,8 16 373 747,1 16 726 381,6
Национальная оборона 3 775 347,8 2 852 274,9 2 771 784,6 2 798 497,4 2 807 994,3
Образование 597 824,2 614 960,2 663 161,8 653 364,6 668 868,6
В том числе:
Дошкольное образование 5 942,5 6 511,6 7 987,0 4 404,7 9 136,7
Общее образование 58 730.5 46 946,1 51 664,3 48 200,3 46 072,9
Среднее профессиональное образование 9 929.1 10 491,4 20 796,7 19 255,9 19 467,5
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 6 215.502 7 266.901 9 193,6 8 905,5 9 014,1
Высшее и послевузовское профессиональное образование 485 838.6 491 988,0 528 975,1 530 864,0 544 613,2
Молодежная политика и оздоровление детей 6 669.546 7 535.468 2 307,9 2 314,6 2 325,6
Прикладные научные исследования в области образования 11 575.775 12 695.648 13 093,6 13 129,5 13 299,0
Другие вопросы в области образования 12 922.628 12 358.46 13 292,1 13 413,5 13 688,3
Дефицит(-)/Профицит(+) -2956406,2 -1331425,2 -1271398,8 -819147,1 -440981,6

Источник: *https://special.minfin.ru/ru/document/?id_4=118204

*https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122395

Согласно данным таблицы 2, авторы заключают, что на протяжении последних 5 лет расходы на образование незначительно возрастают в абсолютном выражении. Так, в 2016 году по сравнению с 2017 годом расходы на образование увеличились на 17136 млн руб. (это больше на 2,87%). В 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы на образование должны увеличится на 48201,6 млн руб. (7,84%), а в 2019 году по сравнению с 2018 годом прогнозируется уменьшение расходов на образование на 9797,2 млн руб. В 2020 году планируется увеличение расходов на 15504 млн руб.

Таким образом, можно сказать, что средства, выделяемые на сферу образования по сравнению с остальными статьями расходов находятся в пределах нормы. К примеру, бюджетные расходы на здравоохранение ежегодно снижаются. Однако данная тенденция объяснима стремлением к окончательному переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения за счет средств ОМС. Так же стоит отметить, что большая часть расходов, выделенных на сферу образования, идет на высшее и послевузовское профессиональное образование.

Таблица 3-Структура расходов федерального бюджета в 2016-2020 гг., %

В % к расходам
2016 факт 2017 факт 2018 прогноз 2019 план 2020 план В среднем
Расходы 100 100 100 100 100 100
Национальная оборона 22,9 17 16,8 17,1 16,8 18,1
Образование 3,6 3,7 4 4 4 3,9

Источник: Минфин, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Согласно сведениям таблицы 3, в среднем доля расходов на сферу образования к общим расходам РФ на протяжении 5 лет составляет 3,9%. К примеру, эта же доля для национальной обороны равна 18,1%. Если сопоставить долю расходов на сферу образования в РФ с показателями других развитых стран за 2016 год, то можно заключить, что доля расходов на образование в России меньше. Например, в США данная статься расходов составляет 5,4% от ВВП, во Франции – 5,9%, в Дании – 8,7%, в Канаде – 4,8%, в Великобритании-5,6% [4]. Безусловно, доля расходов на сферу образования у каждой страны разная — это зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития ее экономики.

Проблемы финансирования образования в Российской Федерации проявляются в следующих ситуациях: экономика страны не развивается, следовательно, ВВП страны из года в год практически не меняется, а это, в свою очередь, сказывается на уровне жизни граждан. Так же стоит сказать, о некачественном и неэффективном уровне образования в целом в стране. Введенные различного рода изменения такие как ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ и другие, негативным образом сказались на системе образования[5]. К сожалению, нынешнее поколение мыслит однообразно, штампами, а все из-за введенных изменений в сферу образования.

Таким образом, государственные программы в социальной сфере должны быть нацелены, в первую очередь, на поддержание и повышение качества образования, его доступности для разных слоев населения, а также на удовлетворение потребностей учащихся, совершенствование взаимодействия с рынком труда и многое другое.

Безусловно, долю расходов на образование необходимо увеличивать, ведь повышение эффективности и качества образования — это одним из главных факторов социально-экономического развития страны.

Несмотря на то, что от решения данной проблемы зависит будущее российского государства, значительное возрастание количества выделяемых бюджетных средств на образование не может быть осуществлено в настоящий момент. Причиной тому является дефицит бюджета РФ в 2016-2018 годах. В 2019 и 2020 годах перспектива достижения сбалансированности бюджета Министерством Финансов России не прогнозируется (таблица 2) [8].

Стоит отметить, что в Российской Федерации также существуют государственные программы, нацеленные на дополнительное финансирование отраслей социальной сферы. Например, государственная программа «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, которая была утверждена Правительством РФ 22 ноября 2012 г. № 2148-р [10]. Целями данной программы являются: развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны и обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования. На реализацию данной программы выделяется сумма в размере 3 794 151 764,9 тыс. рублей, а в 2019-2020 годах эта сумма составит 1 103 267 047,2 рублей. К 2020 году сфера образования в России должна выйти на новый уровень, образование должно стать более качественным, доступным, ведь качественное образование сможет обеспечить страну большим количеством квалифицированных специалистов высшего уровня, благодаря которым экономика России будет развиваться ускоренными темпами [11].

Ключевая роль в приращении человеческого капитала страны принадлежит системе высшего образования, а именно высшим учебным заведениям. По данным таблицы 2 можно заметить, что доля расходов на высшее образование от общих расходов на всю сферу образования в целом составляет около 80%, но несмотря на это, выделяемых средств недостаточно. Проблема заключается не только в недостаточном выделении денежных средств на сферу образования, но и в неэффективном распределении этих средств. Поэтому авторы считают, что необходимо менять подходы к выделению денежных средств на сферу образования в России.

В настоящее время высшие учебные заведения получают новый статус – «предпринимательский вуз», а все потому что институты и университеты ведут самостоятельную деятельность с целью получения дохода. Так, высшие учебные заведения демонстрируют свои лучшие качества на рынке образовательных услуг, с целью повышения своей конкурентоспособности, а также для получения от государства как можно большего объема финансовых ресурсов [6,7].

Исходя из сложившейся ситуации, авторы склонны утверждать, что для укрепления и поддержания сферы образования помимо бюджетных средств необходимы средства из дополнительных источников финансирования. Например, таковыми могут являться поддержка от частных лиц в виде спонсорства и меценатства. Для России целесообразно совершенствовать и развивать программы государственно-частного партнерства в данном направлении.

Государственно-частное партнерство даст возможность значительно увеличить финансирование национальных проектов и программ, которые направлены на развитие сферы образования, а также оно позволит ускоренно и эффективно их реализовывать. Данная форма сотрудничества для образования предполагает качественное изменение роли и масштаба негосударственного сектора услуг. Например, частный партнер инвестирует денежные средства в инфраструктуру образовательной сферы, то есть помогает закупать оборудование или помогает с ремонтом образовательного учреждения. А государство, в свою очередь, ответственно за оказание основных образовательных услуг.

Для России это может быть перспективно в силу следующих причин:

1. Частный партнер более гибко подходит к политике найма профессорско-преподавательского состава и распределению бюджета.

2. Частный партнер по проекту проходит жесткий конкурсный отбор по критериям качества и экономичности. С частным партнером заключается контракт, в котором, как правило, прописываются конкретные цифровые показатели эффективности его работы.

3. Государственно-частное партнерство позволяет разделить риски между государственным и частным сектором.

4. Такое партнерство способствуют развитию конкуренции в образовательной сфере. В частности, государственные школы могут конкурировать с частными в борьбе за одаренных студентов. Таким образом, повышается качество образования.

Если обратиться к зарубежному опыту, можно увидеть, что весомая доля проектов государственно-частного партнерства в образовании связана именно с начальными и средними школами. Основной направленностью таких контрактов являются доступность образования для всех слоев населения, а также особое внимание уделяется одаренным детям.

Приведем следующий пример государственно-частного сотрудничества в образовании: начальная школа JF Oyster в Вашингтоне, США. Данное образовательное учреждение было перестроено частным инвестором в обмен на право постройки апартаментов с игровой площадкой на территории школы. Компания-застройщик была освобождена от уплаты налогов. Взамен этого сумма возможного налога, которая составила бы $11 млн, была потрачена на строительство новой школы. Частный партнер также будет производить ремонт школы в течение 35 лет из средств, получаемых от управления апартаментами [14].

В России вышеупомянутая государственная программа «Развитие образования» также направлена на внедрение и поддержку как механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, так и моделей финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений [10]. Первые проекты с привлечением внебюджетного финансирования появились в Ханты-Мансийском Автономном округе и в городе Санкт-Петербург. В России такого рода партнерства в образовании не распространено, поэтому о каких-либо достижениях в этой области сложно говорить, смело можно говорить только о первом опыте таких проектов.

Итак, в настоящее время РФ крайне необходимо перейти к долгосрочному стратегическому сотрудничеству государства и бизнеса. Не стоит забывать, что от того насколько будет прогрессивным государственно-частное партнерство в образовании зависит не только повышение качества образования, но и создание инновационной инфраструктуры высших учебных учреждений [12].

Также стоит обратить внимание на то, что в этом случае образование следует рассматривать как социально-экономический капитал, а основными потребителями результатов образовательной деятельности считать предпринимательские структуры. Факторы инвестиционной привлекательности образования для бизнеса:

  • Получение высокой прибыли от использования высококвалифицированных специалистов и результатов их технических и научных достижений, исследований.
  • Создание положительного имиджа компании.
  • Спонсорство как ключевой инструмент маркетинговой деятельности компании.

По мнению авторов, увеличению доли участия предпринимательских структур в процессе финансирования образования будут способствовать предоставленные Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ дополнительные налоговые льготы для спонсоров.

В заключение отметим, что образование – это духовный облик не только индивида, но и целой нации. От него напрямую зависит уровень культуры страны, который в настоящее время в России не может не вызывать обеспокоенности. Поэтому сейчас Российской Федерации особенно важно сконцентрировать усилия на реализации наиболее прогрессивных программ, которые помогут России занять одну из лидирующих позиций по качеству образования, а это, несомненно, отразится на социально-экономическом состоянии государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Меликсетян С.Н. Финансовые проблемы развития высшего образования: Теория и практика / Саарбрюкен, 2017.
  2. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект формирования и развития человеческого капитала государства / В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 90-95.
  3. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения / Beau Bassin, 2018.
  4. Горчакова-сибирская М.П.Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни/ Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (18), 2017, DOI: 10.15393/j5.art.2017.3505
  5. Янковская Ю. В.Меликсетян С. Н. Оценка расходов федерального бюджета России на социальную политику. Научный альманах. 2017;2-1(28):287-291
  6. Меликсетян С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования// Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1545-1562.
  7. Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Экономические науки. 2018. № 162. С. 146-151.
  8. Сазонов Всеволод Евгеньевич Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-nedostatki-i-riski-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 23.03.2019).
  9. Министерство Финансов РФ: https://www.minfin.ru/
  10. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=165083#0006313254074068686 (дата обращения 23.03.2019).
  11. Государственная система правовой информации. URL:http://pravo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 23.03.2019).
  12. Портал госпрограмм РФ. URL:https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02 (дата обращения 23.03.2019)
  13. Мельников Михаил Сергеевич Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-obrazovanii (дата обращения: 25.03.2019).
  14. Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность/В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов, Т.В. Крамин и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 232 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *