ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье представлено современное состояние системы здравоохранения в РФ. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию данной сферы, приведены способы их решения и меры.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ГРНТИ: 76.01.11

Максутова Инна Сергеевна

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)

учетно-экономического факультет

студент

г. Ростов-на-Дону, Россия

Рыбальченко Ирина Сергеевна

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)

учетно-экономического факультет

студент

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: do6pa9l-irina@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье представлено современное состояние системы здравоохранения в РФ. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию данной сферы, приведены способы их решения и меры.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, проблемы здравоохранения, приоритеты, бюджет

Здоровье является высшей ценностью для индивида и общества в целом. Охрана здоровья населения — одна из важнейших задач, которую должно решать государство. Состояние национальной системы здравоохранения оценивается посредством таких показателей как количество и уровень медицинских учреждений, процент смертности от болезней, наличие инновационных разработок и т.д. [3;6]

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [3]

Основные функции по выработке государственной политики в сфере здравоохранения и ее реализации закреплены за Министерством здравоохранения РФ. В его обязанности входит организация и контроль:

  • медицинской помощи и медицинской реабилитации;
  • медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
  • фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

В последние годы в целом по Российской Федерации заметно ухудшилось состояние здоровья граждан. По данным Министерства здравоохранения РФ зафиксированы неоднократные случаи регистрации вирусов- возбудителей кори, туберкулеза, ВИЧ, дифтерии и других инфекционных заболеваний. Число умерших в 2018 году составило 1817710 человек. Основные причины смертности представлены в виде круговой диаграммы.

Следует отметить, что несмотря на то, что отрасль «Здравоохранение» относится к социальной сфере, в тоже время она непосредственно связана со сферой экономической, поскольку в поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится инвестировать материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы. Однако расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение составляют незначительную часть от ВВП государства. Доля государственных расходов Российской Федерации на здравоохранение в % к ВВП в 2017-2021 гг. приведена в таблице 1.

Таблица 1. Доля государственных расходов Российской Федерации на здравоохранение в % к ВВП в 2017-2021 гг.

2017 (факт) 2018

(прогноз)

2019

(план)

2020

(план)

2021

(план)

Расходы федерального бюджета,

всего, млрд. руб.

439,8 537,3 653,2 918,4 855,9
Консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей 32395,7 33880,7 34220,6 35435,8 36550,7
в том числе

Здравоохранение, млрд. руб.

2820,9 3316,9 3125,5 3523,2 3426,3
Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете РФ, % 8,7 9,7 9,1 9,9 9,3
ВВП государства, млрд. руб. 92089,0 103626,0 105800,0 110700,0 118400,0
Доля расходов на здравоохранение в ВВП государства,% 3,5 3,7 3,5 4,3 3,6

В последние годы система здравоохранения сталкивалась с определенными, финансовыми проблемы, обусловленными, в первую очередь, экономическими кризисами и растущей инфляцией. Основными из них являются:

  1. уменьшение количества медицинских организаций (особенно в сельской местности) – в период с 2000 до 2015 года количество государственных медицинских учреждений в РФ уменьшилось в 2 раза (с 10700 до 5400), если правительство в таком же темпе продолжит закрывать муниципальные больницы (сегодня эта цифра — 353 за год), то к 2022 году их количество достигнет отметки в 3000 учреждений, что сопоставимо с 1913 годом;
  2. низкий уровень квалификации медицинских работников в государственных медицинских учреждениях (это является следствием того, что снижаются критерии к качеству образования), некомпетентность персонала, халатное отношение;
  3. дороговизна медицинских препаратов, недоступность некоторых видов медицинских услуг;
  4. низкая техническая оснащенность (в медицинских учреждениях в основном используется устаревшее оборудование, а в некоторых оно и вовсе отсутствует, особенно в небольших городах и сельских поселениях);

Вышеперечисленные проблемы вызваны низким уровнем финансирования здравоохранения, особенно в сравнении с другими расходными статьями федерального бюджета РФ. Основным источником финансирования здравоохранения в Российской Федерации является бюджетное финансирование. Объем финансирования производится согласно утвержденным годовым суммам, которых недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Данные о расходах федерального бюджета РФ в 2016-2021 годах приведены в таблице 2.

Таблица 2. Расходы федерального бюджета Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

  Факт Прогноз План План План
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Всего, в том числе 16 420,3 100 16 709,3 100 18 037,0 100 18994,0 100 20026,0 100
Общегосударственные вопросы 1 162,4 7,1 1 254,6 7,5 1406,5 7,7 1428,5 7,5 1539,9 7,6
Национальная оборона 2 852,3 17,4 2 826,3 16,9 2914,2 16,1 3019,5 15,8 3160,2 15,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 918,0 11,7 1 971,0 11,8 2247,4 12,4 2216,6 11,6 2295,9 11,4
Национальная экономика 2 460,1 15,0 2 402,0 14,4 2655,7 14,7 2602,2 13,7 2813,8 14,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 119,5 0,7 148,8 0,8 192,2 1,1 197,1 1,0 187,6 0,9
Охрана окружающей среды 92,4 0,6 116,0 0,6 197,1 1,1 230,9 1,2 267,5 1,3
Образование 615,0 3,7 722,6 4,3 829,2 4,5 847,1 4,4 881,3 4,4
Культура, кинематография 89,7 0,5 94,8 0,5 125,3 0,6 116,2 0,6 122,1 0,6
Здравоохранение 439,8 2,7 537,3 3,2 653,2 3,6 918,4 4,8 855,9 4,2
Социальная политика 4 992,0 30,4 4 582,1 27,4 4890,5 27,1 4924,1 25,9 4757,7 23,7
Физическая культура и спорт 96,1 0,6 63,9 0,3 54,7 0,3 54,9 0,2 49,5 0,2
Средства массовой информации 83,2 0,5 88,4 0,5 75 0,4 68,4 0,3 68,7 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 709,2 4,3 806,0 4,8 852,1 4,7 967,6 5,1 1095 5,4
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 790,7 4,8 1 095,4 6,5 944,1 5,2 928,1 4,8 929,8 4,6

В целом доля расходов, направляемых на социальную защиту граждан и оказание социально значимых услуг (то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), составляет более 41% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [5].

Наибольший объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (около 1/3 от общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики.

Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная оборона». Безусловно, это детерминировано необходимостью решения задач укрепления обороноспособности страны.

Однако расходы на здравоохранение составляют незначительную долю в бюджете (около 4%). Вместе с тем, кроме средств бюджетов бюджетной системы РФ источниками финансирования здравоохранения являются: средства ФОМС, государственные программы и внебюджетные источники. С 1991 года в РФ действует система обязательного медицинского страхования, основной целью которой является расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет привлечения внебюджетных фондов. Финансирование системы ОМС осуществляется за счет взносов работодателей на страхование работающего населения и из бюджетных платежей на страхование неработающих слоев населения. Данным направлением занимается один из государственных внебюджетных фондов, а именно ФОМС. Основные параметры проекта бюджета ФОМС (расходы) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в сравнении с параметрами бюджета ФОМС на 2018 год представлены в таблице 3. [1]

Таблица 3. Расходы бюджета ФОМС, тыс. руб.

2018 год

прогноз

2019 год

План

2020 год
план
2021 год
план
Всего, в том числе 1 994 095 111,7 2 190 422 049,8 2 350 456 250,1 2 501 474 122,1
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ 1 870 453 412,4 2 068 521 131,1 2 225 488 620,4 2 371 758 201,9
Оплата ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в том числе 100 757 432,4 100 798 962,2 103 862 221,4 108 998 799,6
финансовое обеспечение

ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными государственными учреждениями

94 517 432,4 94 558 962,2 103 862 221,4 108 998 799,6
дотация федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС 6 240 000,0 6 240 000,0 0,0 0,0
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни 18 276 158,0 15 855 869,0 15 892 884,0 15 583 560,0
Обеспечение

застрахованных лиц полисами ОМС единого образца

1 325 429,6 1 325 429,6 1 325 429,6 1 325 429,6
Управление средствами нормированного страхового запаса ФОМС 2 574 074,7 3 073 875,3 3 073 875,3 3 073 875,3
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда 708 604,6 846 782,6 813 219,4 734 255,7

Общий объем расходов бюджета ФОМС по законопроекту составляет: на 2019 год – 2 190 422 049,8 тыс. рублей, что на 9,8 % больше по сравнению с 2018 годом; на 2020 год – 2 350 456 250,1 тыс. рублей, что на 7,3 % больше по сравнению с 2019 годом; на 2021 год – 2 501 474 122,1 тыс. рублей, что на 6,4 % больше по сравнению с 2020 годом.

Несмотря на то, что средства, выделенные из бюджета, занимают наибольшую долю в общем объеме финансирования, государственная система здравоохранения так же финансируется за счет добровольного медицинского страхования. Услуги, предоставляемые по ДМС, не входят в систему ОМС, и оказываются гражданам только при своевременной и полной оплате страховых выплат по заключенному договору.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о поиске целого комплекса мер, который включал бы концепции по разработке долгосрочных планов развития и совершенствования здравоохранения в РФ во избежание неэффективного и нецелевого распределения бюджетных средств. И такие меры должны войти в состав главных приоритетов страны на 2018–2024 гг.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» основными целями национального проекта в здравоохранении являются:

  1. укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  2. повышение доступности и качества медицинской помощи;
  3. развитие профилактической направленности здравоохранения;
  4. удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

На ближайшие годы приоритетами должны стать охрана здоровья российских мужчин трудоспособного возраста, российских детей и подростков, а также ликвидация различий в состоянии здоровья городских и сельских жителей [7].

Для этого необходимо реализовать 2 стратегических направления.

1. Добиться снижения потребления алкоголя и табака среди населения.

2. Повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи.

В течение ближайших 6 лет планируется:

  1. Развитие первичного звена здравоохранения;
  2. Ускоренное повышение квалификации медицинских кадров;
  3. Создание современной службы скорой медицинской помощи с четким зонированием, этапностью, материально-техническим оснащением (оборудование, связь, средства медицинской эвакуации и санитарного транспорта), преемственностью на всех этапах и обучением кадров;
  4. Развитие центральных районных больниц и межмуниципальных центров;
  5. Реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями;
  6. Увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет.

Поскольку объемы предоставляемого государственного финансового обеспечения сферы здравоохранения не в полной мере способны справиться с поставленными задачами, в сфере здравоохранения необходимо активизировать иные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе внебюджетные поступления, к которым можно отнести:

  • доходы, полученные от оказания услуг на платной основе;
  • повышение эффективности и результативности использования финансовых ресурсов.

Представляется логичным для выполнения поставленных целей и задач увеличение объемов финансирования данной сферы. Сделать это посредством секвестирования других статей бюджета невозможно и нецелесообразно, следовательно, необходимо развивать внебюджетные источники (привлечение спонсоров и инвесторов), а также принять меры для решения проблемы неэффективного и нелегального использования финансовых средств. Проверка эффективности использования бюджетных средств в сфере здравоохранения осуществляется Счетной палатой РФ. Данный орган проводит оценку реализации государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами; оказания высокотехнологической медицинской помощи населению РФ. Средства, выделяемые из бюджета расходуются нерационально. Зачастую они используются не по целевому назначению, например, средства для приобретения медицинского оборудования тратятся на покупку хозяйственного и прочего инвентаря для обстановки медицинского учреждения. В это же время выявляются случаи неоправданного приобретения медицинской техники, бытовой техники и другого [4]. Основные проблемы неэффективного использования средств:

  1. крупные суммы идут на приобретение дорогостоящей техники, которая имеет низкую окупаемость;
  2. завышена стоимость спецодежды и расходных материалов для медицинского персонала;
  3. тарифы обязательного медицинского страхования в 3-10 раз ниже, чем оценивается на практике соответствующая услуга.

Для решения выше представленных проблем рекомендуется принять следующие меры:

  • расходовать выделенные из бюджета денежные средства на наиболее приоритетные нужды;
  • совершенствование системы ценообразования на закупаемое за бюджетные средства медицинского оборудования;
  • повышение прозрачности совершаемых сделок.

Подводя итог можно заключить, что, несомненно, государство делает все возможное для поддержки и развития сферы здравоохранения, но в настоящее время отечественное здравоохранение требует дополнительных инвестиций и повышения уровня эффективности использования выделяемых средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Принят Государственной Думой 20 ноября 2018 года Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.
  2. Постановление Правительства Московской области от 25 декабря 2018 г. N 998/46 О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
  3. Кабичкина Ю.М., Бондаренко Е.Е., Меликсетян С.Н.. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России // Современные научные исследования и разработки. – 2018. — № 3 (20). – С 271-276.
  4. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. 2016. № 30 (702). С. 33-49.
  5. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения /Beau Bassin, 2018.
  6. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект формирования и развития человеческого капитала государства /В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 90-95.
  7. Отришко М.О., Меликсетян С.Н. Реализация концепции бюджетирования, ориентиро-ванного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. № 126. С. 97-102.
  8. Николаенко М. Ю. Источники финансирования здравоохранения // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/archive/202/49513/
  9. Родионова О.В., Сигалов К.Е.  Проблемы эффективности современного социального государства: общемировые и российские тенденции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6 (36). С. 43-48.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *