СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются особенности применения сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются ключевые характеристики сказки, обусловливающие возможность и эффективность ее применения в образовательном процессе. Обосновывается положение о том, что применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста в значительной степени способствует повышению эффективности усвоения детьми нового материала, а также процессу обучения в целом.

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГРНТИ – 15.21.45

УДК 159.99

Соловьенкова Наиля Камилевна

Московский Государственный Областной Университет

Факультет психологии

магистр

г. Москва, Россия

E-mail: n105148@yandex.ru

THE FAIRY TALE THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Solovyenkova Nailya Kamilevna

Moscow State Regional University

faculty of psychology

master’s degree

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются особенности применения сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются ключевые характеристики сказки, обусловливающие возможность и эффективность ее применения в образовательном процессе. Обосновывается положение о том, что применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста в значительной степени способствует повышению эффективности усвоения детьми нового материала, а также процессу обучения в целом.

АBSTRACT:

The article discusses the features of the use of fairy tale therapy in working with children of primary school age. The key characteristics of the fairy tale that determine the possibility and effectiveness of its application in the educational process are considered. The article substantiates the position that the use of fairy tale therapy in work with children of primary school age greatly contributes to the effectiveness of the assimilation of new material, as well as the learning process as a whole.

Ключевые слова: обучение, сказка, сказкотерапия

Keywords: teaching, fairy tale, fairy tale therapy

Сказкотерапия представляет собой направление практической психологии, применение достижений которого в работе с детьми предполагает использование свойств, присущих сказке, в целях воспитания и развития ребенка. При необходимости сказкотерапия может применяться для коррекции поведения ребенка и борьбы с его внутренними конфликтами.

Сказкотерапия как способ эмоционального, нравственного развития ребенка применяется в педагогическое практике достаточно длительное время; считается, что впервые сказкотерапия как метод психологического воздействия и как самостоятельная проективная методика была применена в рамках школы психоанализа [1, с. 52]. Сказка, являясь важнейшим элементом народного и литературного творчества, несет в себе совокупность знаний о мире, философии жизни и ее гармонизации; не вызывает сомнений тот факт, что применение сказкотерапии при работе с младшими школьниками позволяет в значительной степени повысить эффективность процесса усвоения материала.

Сказки столь глубоко вошли в нашу жизнь и столь тесно переплелись с иными формами общения взрослого и ребенка, что роль сказки в жизни детей трудно переоценить; в этом заключается некая ценность сказки, – в ее доступности и «вкрапленности» в повседневную жизнедеятельность ребенка. Сами дети часто рассказывают выдуманные истории для того, чтобы комфортно общаться с родителями, товарищами, педагогами, чтобы косвенно, но во же время достаточно ясно выразить какую-либо собственную мысль или жизненную позицию. Посредством применения сказок взрослые в достаточно эффективной форме оказывают детям поддержку в борьбе с какой-либо проблемой, выбрать необходимую стратегию поведения в той или иной ситуации.

Сказки повествуют нам о разнообразии мира, в котором мы живем, о причинах тех или иных поступков окружающих нас людей; в сказке реальность гармонично дополнена описанием волшебных возможностей и чудес. Именно сказки оказывают содействие формированию и развитию наблюдательности ребенка младшего школьного возраста, его способности сочувствовать положительным героям сказки, осознавать истинное значение таких понятий, как добро, зло, справедливость, честь, совесть. Любые по сюжетному и образному составу сказки достаточно ярко показывают ребенку возможности наступления последствий тех или иных поступков, учат началам ответственности за принимаемые решения. Ввиду трансляции сказками содержания культуры, к которой они принадлежат, возможно формирование культурного смысла поведения.

Таким образом, основной целью сказкотерапии при работе с детьми младшего школьного возраста является установление контакта между ребенком и педагогом посредством нахождения общего языка – в частности, языка метафор, присущих любой сказке [4, с. 248].

Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста позволяет обеспечить реализацию таких важных функций, как:

  1. диагностическая функция – посредством сказкотерапии возможно выявить причины сложностей в освоении младшим школьником учебного материала;
  2. терапевтическая функция – применение сказкотерапии позволяет устранять выявленные причины затруднений, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе усвоения материала;
  3. прогностическая функция – позволяет прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации и, тем самым, принимать оперативные меры по корректировке его поведения.

В рамках сказкотерапии, в зависимости от цели и характера решаемых проблем, возможно применять как русские и зарубежные народные сказки, так авторские литературные сказки. Ввиду того, что в настоящее время дети, как правило, менее знакомы со сказками, чем, скажем, с мультипликационными фильмами, применение сказкотерапии в работе с детьми может быть сопряжено с некоторыми трудностями.

Представляется возможным выделить несколько характеристических особенностей сказки:

  1. Текст сказки способен вызвать сильнейший эмоциональный отклик, причем как у детей, так и у взрослых. Образ, представленный в сказке, обращен одновременно к двум уровням психики ребенка – к уровню сознания и к уровню подсознания; именно это позволяет сформировать новые коммуникационные возможности и, тем самым, облегчить взаимодействие с ребенком.
  2. Концепция сказкотерапии предполагает в качестве своей основы идею ценности сказочной метафоры как совокупности знания и философии жизни. В свою очередь, метафора может выступать в качестве носителя следующих видов информации: о явлениях жизни, имеющих значение для ребенка; о ценностях, которые необходимо развивать в ребенке
  3. Символическая форма, в которую облачена сказка, транслирует следующую информацию:
  • о философских началах существования мира и бытия;
  • об этапах самореализации и взросления;
  • о неизбежных трудностях жизненного пути и соответствующих линиях поведения;
  • о человеческих взаимоотношениях;
  • об истинных и мнимых ценностях
  1. Сказки в большинстве своем являют собой основу формирования собственного мнения, возможности не поддаваться искушению в той или иной ситуации, отстаивать свою позицию.
  2. Сказки способствуют погружению ребенка младшего школьного возраста в состояние целостного, истинного восприятия мира. Сказки в значительной степени активизируют творческий потенциал ребенка, что, в свою очередь, способствуют открытости его к новым знаниям.

Применение основ сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста предполагает оказание помощи в становлении и развитии личности ребенка, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния.

Проведение школьного занятия с использованием сказкотерапии приводит к следующим положительным результатам в рамках достижения образовательной цели:

  • ребенок становится открытым познанию, вовлеченным в образовательную деятельность; у него просыпается интерес к процессу получения знаний, в том числе самостоятельного;
  • взаимодействие педагога и ученика в значительной степени упрощается, что также способствует повышению эффективности в усвоении материала;
  • упрощается сам процесс восприятия новой информации ввиду облегченной, увлекательной формы ее предоставления.

Как известно, у детей младшего школьного возраста (до 10 лет) в большинстве случаев наблюдается «правополушарный» тип мышления, согласно которому, наиболее эффективное восприятие информации достигается вследствие передачи ярких образов. Именно поэтому сказка являет собой одну из наиболее оптимальных форм трансляции знания о мире детям рассматриваемой возрастной группы.

В том случае, если в первые десять лет жизни ребенок активно воспринимал информацию, предоставляемую ему родителями и педагогами посредством применения сказок, то у него на бессознательном уровне формируется некая совокупность знаний и представлений о добре и зле, а также об иных человеческих ценностях, что немаловажно для дальнейшей социализации ребенка.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, совокупность сказок может включать в себя такие основные разновидности по критерию функциональности, как дидактическая, психокоррекционная и психотерапевтическая сказка [2, с. 95]. Если дидактическая сказка несет в себе функцию общего ознакомления с какими-либо особенностями жизнедеятельности индивида и общества, то психокоррекционные и психотерапевтические сказки предполагают воздействие с различной степенью на сознание читателя или слушателя.

Эффективность применения сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста во многом обусловлена следующими факторами:

1) отсутствие явного нравоучения, «легкость жанра».

В отличие, например, от басни, сказка не содержит прямого высмеивания каких-либо человеческих пороков либо наставления о надлежащем поведении. Слушателю либо читателю предоставляется возможность самостоятельно выразить свое отношение к содержанию сказки;

2) образность и богатая метафоричность языка и сюжетной линии сказки.

Указанные особенности обуславливают формирование собственного восприятия сказки, что, свою очередь, вносит весомый вклад в процессы становления и развития самостоятельной личности. Кроме того, жанровые особенности сказки способствуют повышению эрудированности ребенка, пополнению его словарного запаса, духовному развитию [5, с. 102];

3) формирование чувства психологической защищенности.

Как правило, в сказках добро побеждает зло, и справедливость торжествует; восприятие этого важно для формирования системы ценностей ребенка;

4) ореол таинственности, необычности.

Даже в том случае, если сказка не является волшебной, у воспринимающего в любом случае формируется чувство прикосновения к чему-то необычному, – благодаря стилю повествования и иным жанровым особенностям.

Таким образом, совокупность перечисленных факторов обусловливает неугасающий интерес к рассматриваемому жанру и особенностям его применения в работе с детьми.

Компоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшем школьном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенок начинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепенная децентрация.

В этом возрасте важно, чтобы отношение к миру и себе было целостным, гармоничным, адекватным и позитивным. В целях развития системы отношений важную роль играет художественно-творческая деятельность. Наибольшее влияние на развитие оказывает восприятие ребенком сказок; представляется возможным утверждать, что в сказке содержатся основные паттерны отношении к себе и миру.

Посредством применения сказкотерапии возможно формирование отношения ребенка в трех направлениях: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Сказки позволяют сформировать единое, гармоничное и творческое отношение к самому себе и миру; сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

В рамках сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и отождествляется с различными героями, с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. Эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей, проблемных ситуаций, получает возможность изменения вслед за сказочным героем [3, с. 101].

Рассмотрим возможные формы применения сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста:

1. Рассказывание сказки.

Прочтение либо рассказывание сказки самим педагогом является не только распространенной формой ознакомления детей с содержанием сказки, но и эффективным способом первичной трансляции и донесения до сознания ребенка педагогом собственного отношения к содержанию сказки исходя из системы общечеловеческих ценностей. Далее, в рамках процесса работы над сказкой ребенок формирует собственное отношение к поднимаемой проблеме, рассматриваемой ситуации, характерам персонажей. Кроме того, младший школьник, воспринимая символическую составляющую сказки, осознает на бессознательном уровне природу как персонажей, так и рассматриваемых событий; при этом, у ребенка появляются и набирают силу способности анализировать ту или иную ситуацию исходя из своей собственной оценки персонажей сказки, особенностей их характера и поведения.

Исходя из моего собственного педагогического опыта, дети внимательно слушают сказки, иногда комментируя посредством мимики либо движений описываемые события. Как правило, в рамках применения сказкотерапии не стоит запрещать детям как-либо сопровождать сказку, поскольку подобный запрет в абсолютном большинстве случаев приводит к снижению их заинтересованности. При рассказывании сказок педагогом имеют значение выразительность, интонация, четкая и ясная речь.

2. Письменное изложение сказки.

Занятия по переписыванию сказок могут проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Переписывание сказок может включать два вида технологий:

1) педагог предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок учится децентрироваться, становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру;

2) ребенок (или группа детей) переписывает или дописывает известную сказку. Ребенок может изменить конец сказки, если он ему не нравится, или же вставить других персонажей. Это помогает ребенку переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни.

3. Сочинение сказки.

Ребенку (или группе детей) предлагается рассказать устно сказку на свободную или заданную педагогом тему. В процессе рассказывания сказки актуализируются наиболее значимые, актуальные или проблемные темы, события из жизни ребенка, из его отношения к людям, себе, окружающему миру. Поэтому сочинение сказки ребенком обладает не только развивающим, но и большим диагностическим потенциалом.

4. Рисование сказки.

Анализ сказок предполагает рассказывание педагогом детям сказки с последующим е обсуждением. Важно создать ситуацию, в которой ребенок задумается над смыслом и поймет неоднозначность любой сказки. Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.

5. Творческие игры с применением сказки (например, с использованием образов сказочных героев).

Эффективными задачами, развивающими творческое отношение к себе и миру, являются задачи с ситуациями выбора, проявления фантазии, смекалки.

В том случае, когда сказка и возможность ее применения в образовательном процессе начинают рассматриваться с различных точек зрения, доказуемым является тот факт, что сказки содержат в себе информацию о статике и динамике различных проявлений жизнедеятельности общества. Обращение в рамках работы с детьми к их собственному жизненному опыту в целях разрешения той или иной рассматриваемой ситуации вносит неоценимый вклад в процессы становления и развития личности ребенка.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что возможности сказкотерапии не ограничиваются результативностью в рамках учебного процесса; сказкотерапия оказывает обширное положительное воздействие на возможности адаптации ребенка в обществе в качестве самостоятельной личности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что применение сказкотерапии в работе с младшими школьниками с высокой степенью вероятности приведет к изменениям позитивного характера в развитии их отношения как к окружающим, так и к самому себе. Применяемые педагогом технологии сказкотерапии воздействует на процессы активизации самопознания, познания мира, формирования собственной системы ценностей, выработки приемлемой для ребенка линии поведения в той или иной ситуации. Эмоциональная составляющая сказкотерапии, близкая и понятная младшему школьнику, способствует формированию адекватного восприятия мира, а также формированию собственной самооценки. Повышение эффективности процесса обучения посредством применения сказкотерапии достигается за счет повышения вовлеченности ребенка в образовательный процесс, повышения его заинтересованности в познании нового, а также в результатах своего труда. Творческая деятельность ребенка в рамках работы со сказкой способствует развитию столь важных для эффективного восприятия нового материала качеств, как способность к образному мышлению и рефлексии. Активное участие ребенка в классной работе приводит к формированию у него собственной жизненной позиции, обдуманного поведения, выработке собственной систем ценностей.

Таким образом, сказкотерапия представляет собой не только перспективное направление в развитии младших школьников, но и выступает в качестве источника формирования мировоззрения вследствие наличия у любой сказки широкой совокупности метафорических ресурсов, позволяющих детям развивать самосознание, осознано совершать те или иные поступки, осознавать себя в качестве полноценной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2011. – 119 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  3. Мальцева Н. В., Слизкова Е. В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации. – СПб., 2009. – 144 с.
  4. Слизкова Е. В. Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности // Экологический мониторинг и биоразнообразие: материалы IV международной научно-практической конференции. – Ишим, 2012. – С.247–252.
  5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 2005. – 291 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *