ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

В статье рассматривается система финансирования образования и ее источники. Авторы выявили уровень расходов на образование и сравнили с нормой, заданной мировой практикой; обнаружили пути решения финансовых проблем образования в условиях рыночной экономики.

ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

ГРНТИ – 140175

Воробьева Наталья Игоревна

Ростовский государственный экономический университет

Факультет экономики и финансов

студент

г. Ростов-на- Дону, Россия

Евлахова Анастасия Алексеевна

Ростовский государственный экономический университет

факультет экономики и финансов

студент

г. Ростов-на- Дону, Россия

E-mail: nastae54@icloud.com

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается система финансирования образования и ее источники. Авторы выявили уровень расходов на образование и сравнили с нормой, заданной мировой практикой; обнаружили пути решения финансовых проблем образования в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: финансирование, образования, федеральный бюджет, частно-государственное партнерство, образовательные организации

Сфера образования в Российской Федерации охватывает все организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также частных лиц, занимающихся образовательной деятельностью самостоятельно.

С увеличением темпов экономического роста увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах, способных создавать и внедрять новые методы и технологии, что положительно оказывает воздействие на развитие системы образования. В свою очередь развитие системы образования, приводящее к наращиванию количества высококвалифицированных специалистов, способствует экономическому росту.

Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ(ред. От 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний. Умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.[7]

Основной целью государственной политики в сфере образования является предоставления равной доступности услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей, увеличение конкурентоспособности профессионального образования, создание системы непрерывного образования.

Наиболее важными функциями сферы образования являются:

1. Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Производительность и инновационная активность работника несколько повышается с ростом общего образования.

2. Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

3. Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур.

4. Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

6. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности).

Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества.

Задачи образования включают:

— реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

— приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

— подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

— социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

— обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

— формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Экономические факторы, влияющие на образование, изменяются на нескольких уровнях управления. Во-первых, на государственном уровне: основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета. На государственном уровне управления могут приниматься решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что окажет положительное влияние на становление как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. На муниципальном уровне управления также могут приниматься решения по дополнительному финансированию. Возможно выделение льготных средств на финансирование образовательных учреждений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, финансирование образовательных организаций возможно за счет нескольких источников: из бюджетов различных уровней, а также из бюджета, к которому относится учредитель учебного заведения; по целевым программам бюджетов других уровней; в результате получения собственных доходов учреждения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Так же стоит отметить дополнительное финансирования образовательной сферы в виде государственной программы «Развитие образованиям 2013-2020 годы». Целями этой программы являются: развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны и обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования.[8]

Объем бюджетных ассигнований программы из средств федерального бюджета составляет 3 794 151 764,9 тыс. руб.

Государственное финансовое обеспечение сферы образования представлено в таблице

Таблица 1 — Государственное финансовое обеспечение сферы образования в России

Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 2017

(факт)

2018

(прогноз)

2019

(план)

2020

(план)

2021

(план)

Всего 16728,4 17 424,5 18 037,3 18 994,3 20 026,0
Консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей 10135,6 11 311,7 11 774,1 12 420,6 13605,8
В том числе:
Сфера образования

млрд. руб.

614 960,2 663 161,8 653 364,6 668 868,6 678 665,8
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, % 5,99 6,44 7,04 6,82 6,47
ВВП государства

млрд. руб.

92089,3 103626,6 105820,0 110732,0 118409,0
Доля расходов на образование в ВВП государства, % 3,7 4 4 4 4

Источник: *https://special.minfin.ru/ru/document/?id_4=118204

Проанализировав государственное финансовое обеспечение сферы образования в России, авторы заключают, что в анализируемом периоде расходы на образование незначительно возрастают в абсолютном выражении. На образование в 2019 году выделено 653 364,6 миллиарда рублей, что составляет 7,04 % расходов в консолидированном бюджете и 4 % от ВВП государства. По сравнению с 2018 годом эти показатели уменьшились на 9797,2 млн руб. К 2020 году планируется, что данные увеличатся на 15504 млн руб. А к 2021 году еще на. Несмотря на общее увеличение финансирования образования, доля от ВВП практически не изменяется.

Кроме того, удельный вес (в процентах) расходов на образование к ВВП существенно ниже нормы, заданной мировой практикой. К тому же, данный показатель почти не пересекает границы одной сотой части по отношению в процентах к ВВП. Таким образом, по мнению авторов, современная система образования требует увеличения объемов финансирования для дальнейшего эффективного функционирования и развития, что является одной из значительных проблем всей системы образования.

Данные тенденции связаны, во-первых, с совершенствованием рыночной системы и внедрением рыночных отношений в сферу образования, что способствует изменению инструментов финансирования, во-вторых, государство предоставляет возможность самофинансирования.

Как показывает мировая практика, нормальное функционирование и развитие, обеспечение полного общего среднего образования для всех граждан страны возможно, если расходы на данные цели находятся в пределах 5-7% от ВВП (с учетом конкретных условий и определенных традиций страны).

Как видно из таблицы 1, расходы на финансирование сферы образования в процентах к ВВП находятся ниже нормы, которая установлена мировой практикой. Таким образом, можно говорить о том, что сфере образования необходимо дополнительное финансирование. Это является одной из важнейших проблем системы образования в России.

Финансовые ресурсы, выделяемые образовательным организациям из бюджета не способны обеспечить удовлетворения всех потребностей в части учебной и научной деятельности.

В среднем, около 80-85% финансирования приходится на выплату заработной платы и стипендии, оплату коммунальных услуг. Однако только 10-15% бюджетных ресурсов приходится на статьи, которые связаны с модернизацией и покупкой современного учебного оборудования и другими текущими расходами. Недостаточно финансируются затраты на командировки, расходные материалы и хозяйственные расходы.

Недостаток бюджетных средств в рамках финансирования образовательных учреждений является как количественным, так и качественным показателем. Таким образом, распределение бюджетных средств по уровням образования недостаточно рационально и эффективно. По этой причине следует решить не только проблему недостатка бюджетных средств в сфере образования, но и проблему усовершенствования самого механизма бюджетного финансирования.

Следуя из вышесказанного, считаем целесообразным внедрение следующих путей решения проблем бюджетного финансирования в сфере образования:

2.Расширить привлечения внебюджетных фондов

3.Введение тендеров на образовательные услуги

4.На государственном уровне обеспечить привлечение частных и спонсорских инвестиций

5. Развитие системы образовательного кредитования, с последующим частичным погашением государства

6. Развитие частно-госудаственного партнерства в сфере образования.

Наиболее перспективным решением считаем современное частно-государственное партнерство, поскольку эта система отражает интересы большинства слоев населения, государства и бизнеса.

В последние время в обществе все более стремительно разрастается обсуждение вопроса по поводу частно-государственного партнерства в образовании. Данная тема притягивает все наибольшей интерес, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. Повышенная заинтересованность к такого рода разновидности взаимодействия бизнеса и государства, как частно-государственное партнерство, не удивительна так как во многих странах использование такого механизма дает возможность эффективно решать множество проблем в образовательной сфере, путем коллаборации частного и государственного секторов.

При этом от партнерства в такой форме и бизнес и государство. К тому же, это служит повышению качества жизни населения и усилению конкурентоспособности отечественной экономики на международной арене.

Концепция частно-государственного партнерства состоит в том, государственный и частные сектора при слиянии имеющихся преимуществ формируют кооперацию и создают эффект синергии. Возникает вероятность наиболее результативно функционировать и достигать лучших результатов в образовательной сфере, где особенно заметны минусы рынка и неэффективность государственного управления.

Такой механизм уже действует в России, но недостаточно распространен. Это объясняется отсутствием системного подхода.

Наиболее развитым субъектом России в отношении внедрения механизмов ГЧП и реализации проектов является г. Санкт-Петербург. Примером реализации такого рода партнерства можно считать масштабный проект создания четырех детских домов и двух школ в новом районе города «Славянка», который застраивала группа компаний «Балтрос». ООО «Управляющая компания «Перемена», входящее в «Балтрос» выиграла первый в Петербурге тендер на строительство социальных объектов в формате ГЧП. Общий объем инвестиций «Балтроса» в проект составил 2,2 млрд рублей. По условиям конкурса, после введения объектов в эксплуатацию городские власти должны были выкупить их с рассрочкой платежей в течение 10 лет.

В будущем есть основания полагать, что реализация проектов государственно-частного партнерства на территории нашей страны примет широкое распространение.

Таким образом, решая проблемы финансового обеспечения сферы образования, государство формирует базис для роста экономики в целом. Образование должно работать на опережение, образовывая новые квалифицированные кадры в различных сферах деятельности, тем более, когда страна стремится к инновационному пути развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Меликсетян С.Н. Финансовые проблемы развития высшего образования: Теория и практика / Саарбрюкен, 2017.
  2. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект формирования и развития человеческого капитала государства /В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 90-95.
  3. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения / Beau Bassin, 2018.
  4. Янковская Ю. В.Меликсетян С. Н. Оценка расходов федерального бюджета России на социальную политику. Научный альманах. 2017;2-1(28):287-291
  5. Меликсетян С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования// Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1545-1562.
  6. Министерство Финансов РФ: https://www.minfin.ru/
  7. ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  8. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=165083#0006313254074068686
  9. Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02
  10. Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность/В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов, Т.В. Крамин и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 232 с.
  11. Сущность, функции и особенности сферы https://uchebnik.online/sotsialno-ekonomicheskih-prognozirovanie/suschnost-funktsii-osobennosti-34204.html
  12. Электронный ресурс https://pandia.ru/text/78/428/10882.php

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *