ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования сферы здравоохранения России, и предложены пути их решения. Проведен анализ государственного финансового обеспечения системы здравоохранения за период 2017-2021 гг. Представлены программы, которые обеспечивают развитие и поддержание этой сферы.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРНТИ: 76.01.11

Дукмасова Алёна Юрьевна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

студентка факультета экономики и финансов

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: alyona.dukmasova@gmail.com

Юнусова Виктория Азизовна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

студентка факультета экономики и финансов

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: kusia22051999@mail.ru

Научный руководитель: Меликсетян Светлана Николаевна

кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

кафедра финансов

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования сферы здравоохранения России, и предложены пути их решения. Проведен анализ государственного финансового обеспечения системы здравоохранения за период 2017-2021гг. Представлены программы, которые обеспечивают развитие и поддержание этой сферы.

Ключевые слова: здравоохранение, финансированиепроблемы здравоохранения, пути решения, медицина, бюджет

Для любого развитого государства одной из главных задач функционирования является стабильное развитие национальной системы здравоохранения. Здоровье населения — важнейший фактор социального, культурного и экономического развития государства, непосредственно затрагивающий все сферы жизни общества, а качество и уровень медицинского обслуживания выступают показателем благосостояния страны в целом. Процесс формирования и сохранения трудовых ресурсов, обеспечивающих воспроизводственный процесс в экономике, напрямую зависит от состояния общественного здоровья и эффективности системы здравоохранения.

Система здравоохранения является одной из сфер жизни общества, обеспечивающей возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение здоровья. Целостная система здравоохранения представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Система здравоохранения в России

Как показывает исследование, в законодательстве России четкого определения здравоохранения до сих пор не сформулировано. В этой связи авторы определяют здравоохранение как сферу деятельности государства, которая включает социально-экономические, политические и медицинские мероприятия, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого индивида и населения в целом.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. [6]

Основные цели здравоохранения:

  • Поддержание здоровья населения, уменьшение количества заболеваний и летальных исходов.
  • Повышение доступного и качественного медицинского обслуживания.
  • Создание условий, обеспечивающих эффективное оказание первой медицинской помощи.
  • Профилактика заболеваний.
  • Контроль над реализацией качественного лекарственного обеспечения для льготных слоев населения.

Реализация поставленных целей детерминирует следующие задачи:

— разработка и внедрение высокотехнологичного оборудования;

— увеличение числа высококвалифицированных медицинских работников;

— гарантия безопасности медицинской помощи;

— координация и взаимодействие федерального и муниципального уровней здравоохранения;

— поддержка медицинской науки.

Источники финансирования сферы здравоохранения представлены на рисунке 2:

Рисунок 2 — Источники финансирования сферы здравоохранения в России

Одним из главных источников финансирования системы здравоохранения в РФ является Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – орган охраны здоровья и социальной защиты населения. Основной задачей фонда является обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью в объеме, определенном действующим законодательством (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Общий объем расходов бюджета ФOМС составляет: на 2019 год – 2 190,4 млрд. руб., на 2020 год – 2 350,5 млрд. руб., что на 7,3 % больше по сравнению с 2019 годом; на 2021 год – 2 501,5 млрд. руб., что на 6,4 % больше по сравнению с 2020 годом.

Государственная система здравоохранения так же финансируется за счет государственной программы РФ «Развитие здравоохранения». Данная программа разработана в соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640, и определяет следующие цели:

  • цель 1 — увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении к 2025 году до 76 лет
  • цель 2 — снижение смертности населения в трудоспособном возрасте к 2025 году до 380 на 100 тыс. населения
  • цель 3 — снижение смертности от болезней системы кровообращения к 2025 году до 500 на 100 тыс. населения
  • цель 4 — снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) к 2025 году до 185 на 100 тыс. населения
  • цель 5 — повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи к 2025 году до 54 процентов

В соответствии с проектом паспорта государственной программы «Развитие здравоохранения», представленным одновременно с законопроектом, срок ее реализации определен с 01.01.2018 по 31.12.2025.

Ответственный исполнитель — Минздрав России, соисполнитель — ФМБА России и ФОМС, участников — 17.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения», в 2019 году составят 504 183,9 млн. рублей, в 2020 году — 761 233,2 млн. рублей, в 2021 году — 694 605,4 млн. рублей.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 228 556,9 млн. рублей, в 2020 году — на 412 952,2 млн. рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, уменьшены на 66 627,8 млн. рублей.

Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-1 приходится на Минздрав России (около 70 %), ФМБА России (10,8 %) и Роспотребнадзор (10 %).

Анализ сведений свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения» за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который составляет около 95 % предусмотренного объема. При этом исполнение расходов федерального бюджета превышает уровень, предусмотренный паспортом госпрограммы. Указанные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения госпрограммы «Развитие здравоохранения» при ее формировании.

Государственное финансовое обеспечение системы здравоохранения представлено в таблице 1:

Таблица 1 – Государственное финансовое обеспечение сферы здравоохранения в России

2017 (факт) 2018

(прогноз)

2019

(план)

2020

(план)

2021

(план)

Расходы федерального бюджета,

всего, млрд. руб.

439,8 537,3 653,2 918,4 855,9
Консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей 32395,7 33880,7 34220,6 35435,8 36550,7
в том числе

Здравоохранение, млрд. руб.

2820,9 3316,9 3125,5 3523,2 3426,3
Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете РФ, % 8,7 9,7 9,1 9,9 9,3
ВВП государства, млрд. руб. 92089,0 103626,0 105800,0 110700,0 118400,0
Доля расходов на здравоохранение в ВВП государства, % 3,5 3,7 3,5 4,3 3,6

Согласно данным, представленным в таблице 1, можно заключить, что в каждом из анализируемых периодов с 2017 по 2021гг доля расходов на здравоохранение относительно ВВП государства незначительна и составляет около 4%. Общие расходы государства в абсолютном выражении с каждым годом возрастают, а расходы на здравоохранение в относительном выражении остаются на прежнем уровне. К 2020 г планируется увеличить долю финансирования отрасли от ВВП равную 4,3%. Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете значительно больше доли в ВВП государства, что не соответствует общемировым стандартам, и составляет около 9%. Таким образом, можно утверждать, что в сфере здравоохранения наблюдается нехватка финансовых ресурсов, что обусловливает необходимость поиска дополнительных источников финансирования.

Как показывает исследование, в исследуемой сфере наблюдаются проблемы:

  1. Дефицит кадров и низкая квалификация врачей.
  2. Рост платных услуг.
  3. Дефицит и рост цен на лекарственные препараты.

Представляется, что решение указанных проблем может быть в следующем:

  1. Для того чтобы медицинская помощь была доступной и качественной, необходимо решить проблему дефицита кадров и их недостаточно высокой квалификации. Сделать это можно с помощью создания условий для хорошей работы медицинского персонала, предоставления льгот работникам и развития целевого приема в медицинские ВУЗы. Также в современном мире очень быстро развиваются технологии, поэтому следует своевременно повышать квалификацию врачей.
  2. Платные услуги могут существовать, но как альтернатива, потому что не все население страны может себе их позволить. В связи с этим необходимо увеличить предоставление квот.

В последние годы финансирование сферы здравоохранения нельзя назвать полноценным. Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждое цивилизованное государство должно тратить не менее 6% ВВП. Однако в настоящее время в России на здравоохранение тратится около 4% от ВВП, то есть почти в полтора раза меньше, чем нужно.

Россия значительно уступает западноевропейским странам по данному показателю. Сравним: США тратит на охрану здоровья своих граждан 8,1% от ВВП, Германия— 8,6%, Франция — 9%, Голландия — 9,9%. Решение данной проблемы состоит в следующем:

Усовершенствование первичной медицинской помощи, а именно ее амбулаторно-поликлинического уровня. Как считают эксперты, необходимо, чтобы дополнительные инвестиции в данный сектор превышали затраты на высокотехнологичную помощь как минимум в три раза. Ученые полагают, что на решение данной проблемы уйдет не менее 4-5 лет.

Упрощение механизмов финансирования и сокращение количества финансовых потоков в отрасли: переход на одноканальное финансирование через фонды обязательного медицинского страхования. Но нужно учесть, что это может привести к другим проблемам, таким как резкое снижение качества и количества потребителей и т.д.

Использование экономических методов управления, которые будут направлены на более эффективную деятельность всех субъектов системы.

На основании вышеизложенного можно заключить, что в настоящее время сфера здравоохранения РФ находится в кризисном положении. Данный факт, по мнению авторов, во много объясняется недостаточным объемом финансового обеспечения, неэффективным использованием ресурсов, недостатком высококвалифицированных специалистов, структурными диспропорциями и др. В данный момент отечественному здравоохранению необходимы дополнительные финансовые ресурсы и повышение уровня эффективности использования выделяемых средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Отришко М.О., Меликсетян С.Н. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. № 126. С. 97-102.
  2. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. 2016. № 30 (702). С. 33-49.
  3. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения / Beau Bassin, 2018.
  4. Родионова О.В., Сигалов К.Е. Проблемы эффективности современного социального государства: общемировые и российские тенденции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6 (36). С. 43-48.
  5. Кабичкина Ю.М., Бондаренко Е.Е., Меликсетян С.Н. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России//Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
  6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=165083#048511423333008663
  8. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=176750#0017209774815969414
  9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ

 

One Comment

  1. Сфера российского здравоохранения относится к первому виду. Она базируется на трех источниках финансирования. Это средства федерального и регионального бюджетов и Фонда обязательного медицин-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *