ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ: МЕТОДИКА, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В статье предложена оригинальная методика преподавания права в образовательных учреждениях. Рассматриваются некоторые актуальные вопросы юридического образования. Излагаются основные аспекты модернизации образования в современной России.

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ: МЕТОДИКА, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

УДК 378

ГРНТИ 14

Комаров Александр Александрович

Владимирский Государственный Университет

магистр

г. Владимир, Россия

E-mail: aleksandr.komarov.93@list.ru

 

THE TEACHING OF LAW IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: METHODOLOGY, PROBLEMS AND SOLUTIONS

Komarov Alexander Alexandrovich

Vladimir State University

master

Vladimir, Russia

E-mail: aleksandr.komarov.93@list.ru

АННОТАЦИЯ

В статье предложена оригинальная методика преподавания права в образовательных учреждениях. Рассматриваются некоторые актуальные вопросы юридического образования. Излагаются основные аспекты модернизации образования в современной России.

ABSTRACT

The article proposes an original methodology of teaching law in educational establishments. Discusses some topical issues of law education. The main aspects of the modernization of education are outlined in modern Russia.

Ключевые слова: преподавание права, методика, образование

Keywords: teaching of law, methods, education

С 1990-х годов в педагогической науке активно обсуждаются вопросы организации и методики преподавания права в образовательных учреждениях. Построение в России правового и демократического государства не могло не отразиться на оценке и роли правового образования в системе существующего социально-гуманитарного образования. В настоящее время можно констатировать, что развитие социально-правовой компетентности учащихся стало одним из приоритетных направлений развития содержания общего образования.

В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. в числе важнейших задач воспитания наряду с развитием духовности и культуры, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности названы следующие направления: «формирование у учащихся конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах одной страны – России, но и в мировом масштабе [1].

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) образования предусматривает изучение по обществознанию (2015) блока «право» в рамках интегрированного курса «Обществознание» в основной школе. В старших классах «право» выделено в самостоятельный предмет, изучение которого предполагается как на базовом, так и профильном уровнях [2].

Значимость введенного в образовательных учреждениях предмета заключается в том, что при его изучении у учащихся формируется система ценностей и установок поведения людей, приобретаются умения и знания, которые необходимы для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к окружающим, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств решения различных конфликтов, формируется чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими.

Такая глобальная задача может быть достигнута только при приложении максимальных усилий со стороны как преподавателей, так и учащихся.

Отдельного внимания заслуживают методы обучения праву. Их традиционно делят на репродуктивные (потребление готовых знаний) и продуктивные (эвристический, исследовательский, проблемный). В первом случае, речь идет об усвоении новой и готовой информации, представленной педагогом в виде объяснения (повествования, демонстрации), а также ответной деятельности учащихся в виде репродуцирования (воспроизведения, повторения). При таком подходе педагог является центральной фигурой образовательного процесса, носителем истины, урок заранее спрограммирован и ход его, как правило, не может быть изменен, а учащиеся ограничены в праве задавать вопросы, участвовать в обсуждении проблемы.

Второй метод подразумевает творческое усвоение и использование знаний (перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное решение проблем и др.). В этом случае, педагог выступает в качестве «товарища» учащихся, приветствуется групповая работа, ход урока может быть значимо изменен в связи с разгоревшейся дискуссией или же производимой творческой работой, в распоряжение учащихся предлагаются дополнительные источники информации (словари, справочники и др.), при решении поставленных вопросов учащиеся могут использовать свой собственный жизненный опыт. Все это создает условия для обучения навыкам:

а) анализа фактов и информации;

б) продуктивного усвоения учебного материала;

в) разрешения конфликтов правовыми способами;

г) коммуникативным умениям и т.д.

Практические методы в преподавании права прежде всего связаны с формами интерактивного и активного обучения, которые в свою очередь должны сочетаться с традиционными формами.

Под традиционными методами обучения предполагаются информативные виды учебных занятий (лекция, беседа), которые в осмысленных пределах имеют все шансы быть применены в обучении праву.

Вместе с тем, направленный на формирование гражданской позиции личности курс «право» больше всего должен быть нацелен на внедрение активных и интерактивных технологий (методы, методики) обучения. Применение технологических приемов содействует формированию не лишь только учебных умений и навыков, но и навыков гражданских. Не считая этого активные и интерактивные методики отвечают возрастным особенностям, реальным потребностям учащихся.

Активные методики обучения подразумевают взаимодействие педагога и учащихся, выполнение последними различных творческих заданий под руководством педагога.

Интерактивные методики реализуются в процессе групповой работы, совместного обучения, основанном на общении, коллективном самостоятельном обсуждении проблем, обучении учащихся непосредственно в ситуации обсуждения.

Отступая от основного вектора повествования, автор хочет подчеркнуть, что и в колледжах, и в университетах имеются проблемы с преподаванием права, а точнее с методикой его преподавания.

На этапе профессионального правового обучения право не имеет возможности преподаваться так же, как другие, смежные с ним учебные предметы, оно требует совершенно иных подходов, в первую очередь, потому что преподавание права в рамках господствующей системы, где преподаватель должен уже изначально знать правильные ответы, а обучающийся – учиться нахождению как раз таких ответов, какие предложит преподаватель, противоречит сущностным основам курса права. Попытка навязывать обучающемуся свое соображение означает несоблюдение его прав. Поэтому на занятиях по изучению права, точка зрения преподавателя не является незыблемой истиной, а мнение обучающегося не всегда результат заблуждений. Главное на занятиях по праву – сотрудничество преподавателя и обучающегося.

Все вышесказанное не означает, что отвергаются все наработанные в педагогике методы и формы обучения. Наоборот, их разнообразие способно обогатить занятия.

Из вышесказанного вытекают следующие требования к преподаванию права:

1. развивать умственные силы, «развязать ум» учащегося. Каждая школа должна внушать студентам смелость мысли, то есть, решимость ставить новые задачи и находить новые приемы;

2. сообщать необходимые сведения, то есть, факты в системе. Для будущего студента необходимы достоверные, а не спорные факты. Спорные факты могут сообщаться только в тех случаях, когда они изложены с доказательствами, что дает иллюстрацию приемам научного исследования.

Нет необходимости отрицать значение руководства студентами в учебном процессе, но это руководство должно быть на деле существенно-необходимым для них, таким, без которого они самостоятельно, не смогут приобрести теоретических знаний или практических умений. Студент должен искать руководства у преподавателя тогда, когда ему необходимо научиться:

— умению работать с источниками права;

— систематизировать материал, юридические конструкции;

— применять нормы права к отдельным ситуациям;

— участвовать в создании законов или их проектов.

Именно при таком руководстве слово преподавателя и делается живым, потому что оно вызывается обменом мыслей между преподавателем и обучающимся. Преподаватель начинает говорить только тогда, когда видит, что обучающийся нуждается в объяснении, и при том говорит с уже знакомыми людьми, а не с безликой массой людей [3].

Лекция может понадобиться и в тех случаях, когда преподаватель признает полезным, после совместной со студентами разработки деталей, свести их к единству, обобщить. Здесь, как правило, лучше всего дать это объединение письменно, чтобы студент мог лучше продумать и проверить его.

Ряд проблем возникает и с контролем развития компетенций. Вне всякого сомнения, основная масса контрольных функций реализуется в ходе текущего контроля на занятиях, но это абсолютно справедливо только для студентов очной формы обучения. И они, и все остальные студенты контролируются чаще в ходе промежуточной аттестации, т.е. на зачетах и экзаменах. Таким образом, промежуточной аттестации уделяется важная роль как обучающего, так и стимулирующего характера.

Так, готовясь к зачету или экзамену, обучающийся повторяет весь объем изученного в семестре материала, что способствует систематизации его знаний по изучаемой дисциплине. В контексте изучения права, которому свойственен огромный объем разноплановой информации и многовариантность решения проблем – эта функция приобретает особое значение.

Кроме того, вопросы и задания, вынесенные на промежуточную аттестацию должны отражать не только полученные знания, но и методы и способы их применения в практической деятельности юриста. Полученная же в ходе экзамена оценка будет носить стимулирующий характер, при условии широты рассматриваемых вопросов, практической их значимости и объективного подхода преподавателя.

Ввиду вышеуказанных педагогических целей экзамена, необходимо ограничить его только существенными вопросами:

1) если экзамен должен выяснить научную подготовленность студента в области юридических наук, то нет необходимости требовать от него знания второстепенных и третьестепенных фактов, так как они свидетельствуют не о научном развитии, а о хорошей памяти. Кроме того, всем известно, что подробности так или иначе легко исчезают из памяти, даже несмотря на твердость их изучения.

2) если преподавание будет поставлено согласно вышеуказанным принципам, и на экзамене будут спрашивать только существенное, то для студентов университета или колледжа нет нужды назначать особое время для подготовки.

3) если студент работает под руководством преподавателя в течение всего курса правильно, то эта работа и есть наилучшая подготовка к экзамену. Правильною работой называется то, что дает трудолюбивому студенту возможность усвоить известные знания и умения на долгое время, иногда даже на всю жизнь.

В данном исследовании изложены далеко не все проблемы преподавания права. По мнению автора статьи, многое зависит от недостатка систематизированных знаний о методике преподавания права, как в школах, колледжах, так и в университетах. А это, хотя и в отдаленной перспективе, можно исправить с помощью развития соответствующих образовательных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция развития образования на 2016-2020 годы. Интернет-портал: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody. Дата обращения: 02.06.2019г.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2015 г. № 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089». Интернет-портал: ГАРАНТ.РУ: http://base.garant.ru/71105370. Дата обращения: 02.06.2019г.

3. Томсинов В. А. Преподавание права // Политическое издательство. – 1997. – № 2. – 105 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *