ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

В статье выделяются основные функции ФКиС в Российской Федерации. Выявляются основные источники финансирования спорта в России. Анализируются бюджеты всех уровней по расходам на ФКиС. Оценивается динамика расходов федерального бюджета РФ на ФКиС, реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 гг».

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

ГРНТИ — 06.73.15

Боярчук Татьяна Николаевна,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

студентка Учётно-Экономического факультета

г.Ростов-на-Дону, Россия

Фесенко Лада Анатольевна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

студентка Учётно-Экономического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

Научный руководитель: Меликсетян Светлана Николаевна

кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

кафедра «Финансы»

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:

В статье выделяются основные функции ФКиС в Российской Федерации. Выявляются основные источники финансирования спорта в России. Анализируются бюджеты всех уровней по расходам на ФКиС. Оценивается динамика расходов федерального бюджета РФ на ФКиС, реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 гг».

Ключевые слова: финансирование, финансирование физической культуры и спорта, расходы бюджета на физическую культуру и спорт, бюджет

С каждым годом здоровый образ жизни становится все более популярным среди жителей всех стран мира. С каждым годом всё больше людей занимаются двигательной активностью, участвуют в спортивных мероприятиях. Поэтому в современном обществе физическая культура и спорт являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, посредством общения, активного досуга. Также физкультура и спорт способствуют формированию и укреплению качества человеческого капитала, структуры потребления и спроса, внешнеэкономических связей, туризма и других показателей экономики страны.

В настоящее время в России государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется по широкому спектру направлений. В своих исследованиях Вертушкина Е.В. и Кормилицын Ю.В. [1] отмечают, что средства выделяются государством из бюджетов всех уровней, законодательно предусматривается льготное налогообложение и кредитование, что позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях. Финансирование осуществляется на основе специально разработанных перспективных программ на разных уровнях государственной власти, взаимосвязанных между собой.

Законодательной основой финансирования спорта в РФ служит Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который определяет спорт, как сферу социально-культурной деятельности и совокупности видов спорта, сложившейся в форме соревнований и специальной практики, подготовки человека к ним[10].

Физической культурой же принято считать часть культуры, представляющую собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Вид спорта представляет собой часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К специфическим относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. К общим в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно- рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

В современных условиях существует две модели финансирования спорта – американская и европейская. Американская предполагает полное отсутствие в области спорта бюджетного финансирования и в тоже время наличие разнообразных налоговых льгот для инвесторов. Европейская модель основывается на сочетании этих двух источников. Именно она характерна для России. Поэтому в общем объеме финансирования программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 гг.» на федеральный бюджет приходится почти 80%, а на бюджеты субъектов РФ – 17% [7].

Государственная поддержка ФКиС осуществляется по широкому спектру направлений:

  • прямое финансирование ФКиС: Финансирование за счёт средств бюджетов содержания управленческого аппарата, научно-исследовательских разработок, спортивного образования, на содержание спортивных команд и другие мероприятия;
  • косвенное финансирование (льготное налогообложение);
  • прямое участие в строительстве стадионов, других спортивных сооружений.

Источниками формирования финансовых ресурсов спортивных организаций являются как собственные, так и заемные из разных источников средства организации. Современная система финансирования ФКиС характеризуется многоканальностью источников, которые можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные.

В государственном бюджете определяются размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям ассигнования предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей) и одновременно главным распорядителем бюджетных средств. Не менее важными источниками финансирования будут областные, городские, районные комитеты по ФКиС, финансируемые из местных бюджетов.

Рассмотрим динамику расходов Федерального бюджета РФ на физическую культуру и спорт:

Таблица 1 -Динамика расходов Федерального бюджета РФ на ФКиС в 2014-2018гг

Год 2014 2015 2016 2017 2018
Расходы федерального бюджета, млн.р. 14 831, 6 12 639,8 12 858,0 13 587,2 16 591,0
В том числе ФКиС, млн.р. 61,9 64,1 64,8 90,1 64,8
Темп роста расходов на ФКиС, % 103,55 101,09 139,04 71,92
Доля ФКиС в расходах федерального бюджета, % 0,4173 0,5071 0,5040 0,6636 0,3906

https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/

Исходя из данных таблицы видно, как изменялись объемы расходов федерального бюджета на «Физическую культуру и спорт» с 2014 по 2018 год. В 2016 году финансирование снизилось на 2,46%. В 2017 году расходы на ФКиС увеличились на 37,95% по сравнению с 2016 годом. Такой объем расходов на 45,56% превышает расходы федерального бюджета в 2014 году. Однако в 2018 году объем расходов на ФКиС снизился на 67,12% относительно 2017 года.

Анализ динамики расходов РФ на финансирование спорта показал, что за последние 5 лет объемы расходов федерального бюджета на ФКиС колебались в зависимости от экономической ситуации в стране и в мире, а также от подготовки и проведения в тот или иной год спортивных мероприятий. Доля расходов на «Физическую культуру и спорт» в общем объеме расходов федерального бюджета остается относительно неизменной и незначительной. В среднем за 5 лет она составляет 0,4960%. Такой объем финансирования со стороны государства не позволяет выполнять все социально-экономические функции, возложенные на ФКиС. В связи с этим возникает необходимость привлечения частных источников финансирования, создания благоприятных условий для государственно-частного партнерства и развития бизнеса спортивных услуг.

Так в условиях рыночной экономики все большее значение приобретают внебюджетные источники финансирования [9]. К ним относят:

  • доходы организаций ФК и С от оказания платных услуг (в том числе юридическим лицом);
  • поступления из внебюджетных фондов содействия развития ФК и С;
  • спонсорство и меценатство;
  • средства от проведения целевых и благотворительных лотерей;
  • доходы и поступления от использования имуществом (сдача в аренду помещений, торговля, оказание посреднических услуг, доходы от финансовых активов и т.д.);
  • другие доходы, незапрещенные действующим законодательством.

Коммерческие организации ФКиС представляют в настоящее время значительную часть рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, используя собственные средства, имущество учредителей, кредиты и другие привлеченные средства. Любая коммерческая организация, если это отражено в ее уставе, может оказывать различные дополнительные и сопутствующие услуги (гостиничные, транспортные, банковские, торговые ремонтные и др.).

Некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль от которой подлежит использованию на цели развития организации. Примерами таких видов деятельности могут выступать платные услуги ФКиС, выпуск периодических изданий спортивной тематики, справочной и методической литературы, производство сувениров и прочей спортивной атрибутики, пошив спортивной одежды, прокат спортивной техники и снаряжения, продажа прав на теле- и радиотрансляции соревнований и прочее.

В укреплении ресурсной базы ФКиС немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающих от частных физических и юридических лиц целевых назначением. Законодательством России регламентируются различия между пожертвованиями – добровольной финансовой или иной материальной помощью, не рассчитанной на отдачу и оказываемой чисто в гуманитарных целях, и спонсорством. Спонсорство – вид финансовой поддержки организаций, мероприятий ФКиС, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений – создание положительного «имиджа» фирмы или продукта, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.п. Взаимодействие спонсора и спонсируемого характеризует целенаправленность и взаимовыгодность, поэтому оно рассматривается как предпринимательские доходы и, соответственно, подлежит налогообложению.

К объектам спонсорства в области физической культуры и спорта относятся:

  • Федерации по различным видам спорта;
  • Спортивные клубы;
  • Спортивные команды;
  • Отдельные спортсмены;
  • Массовые физкультурные мероприятия;
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Наиболее привлекательным для спонсорства является спорт высших достижений. Спорт высших достижений (большой спорт) представляет собой составную часть спорта, направленную на достижение спортсменами высокого класса максимально возможных спортивных результатов в целях побед на официальных всероссийских и официальных международных соревнованиях, установления спортивных рекордов. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Данная предрасположенность спонсорства объясняется в первую очередь широким освещением подобных мероприятий в средствах массовой информации.

Таковы источники финансирования ФКиС. Формирование этих источников зависит от размеров ВВП и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

Исследование показывает, что, несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на ФКиС средств, приходящихся на 1 человека в год, составила в 2014 году в Российской Федерации — 258,5 рублей, в то время как, например, в Италии она составляет в рублевом эквиваленте около 1550 рублей, а в Великобритании — 2200 рублей [11].

Решением сложившейся ситуации может послужить развитие ранее упомянутого спонсорства, которое занимает немаловажную часть в финансировании спорта в России и уже сыграло роль в проведении Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Отрасль ФКиС получила поддержку, не только со стороны государства, но и со стороны частных компаний таких как: «Мегафон», «Лукойл-Экоэнерго», «Роза Хутор», «РЖД», «Ростелеком» и др.

Компания «Мегафон» заключила с оргкомитетом Олимпиады в начале 2009 года спонсорский контракт на $130 млн. Денежный взнос составил $75 млн, остальное — обязательства по предоставлению услуг сотовой связи для оргкомитета игр, спортсменов, СМИ, волонтеров и т. д. Кроме того, «Мегафон» обязался вложить $97 млн в строительство телекоммуникационной инфраструктуры Сочи и получил эксклюзивное право на строительство базовых станций.

Не менее явно роль спонсорства просматривается на примере финансирования различных спортивных клубов. Спортивные клубы создаются для определенных целей. Основные из них — это популяризация определенного вида спорта, организация досуга для населения, получение прибыли. Прибыль состоит из призовых, полученных с соревнований, поступлений от телетрансляций, спонсоров, от трансферов спортсменов, от продажи билетов и другой коммерческой деятельности. При этом в них вкладываются немалые средства.

Большая часть бюджета спортивных клубов финансируется из средств самого владельца клуба, который может являться либо субъектом государства (финансирование из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований), либо государственной компанией: Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и др. Контрольные пакеты указанных корпораций принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне. Рассмотрим, как осуществляется финансирование клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги».

Таблица 2 — Источники финансирования клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги»

Клуб Основной источник финансирования
ЦСКА Частный клуб. Владелец: Гинер Е.Л.
Ростов Бюджет субъекта
Локомотив Государственная корпорация «Российские железные дороги»
Зенит Государственная корпорация ПАО «Газпром»
Краснодар Частный клуб. Владелец: Галицкий С.Н.
Спартак Частный клуб. Финансирование: ПАО «Лукойл»
Терек Бюджет субъекта
Урал Бюджет субъекта
Динамо Государственная компания ПАО «ВТБ»
Рубин Бюджет субъекта
Амкар Бюджет субъекта
Крылья Советов Бюджет субъекта
Уфа Бюджет субъекта
Кубань Бюджет субъекта
Мордовия Бюджет субъекта

Выделенные денежные средства от спонсорских компаний (10.8 млрд. рублей – ПАО «Газпром»; 8.1 млрд. рублей – ПАО «Лукойл»; 5.4 млрд. рублей – «Российские железные дороги») позволяют клубам Российской футбольной Премьер-Лиги успешно функционировать в профессиональной спортивной сфере, показывать хорошие результаты как внутри страны, так и на мировой арене, а также поддерживать любовь и преемственность к спорту в России.

В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016– 2020 годы» отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной связан с формированием нового механизма социального развития, который основан на развитии человеческого потенциала России. Среди основных задач социальной и экономической политики (2016-2020 годы) указывается развитие инфраструктуры ФКиС в субьектах РФ, а также распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Финансовое обеспечение программы направлено на реализацию мероприятий, обеспечивающих достижение ее целей и задач.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 59819,34 млн. рублей в том числе [4]:

  • средства федерального бюджета — 38184,48 млн. рублей;
  • средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 16095,86 млн. рублей;.
  • средства внебюджетных источников — 5539 млн. рублей.

Кроме того, в последние годы спорт стал не только социальным, но и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации. В России удалось преодолеть тенденцию постоянного снижения спортивного потенциала населения благодаря комплексу мер по поддержке развития ФКиС. Решение поставленных задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений.

Исходя из того, что область ФКиС охватывает различные сферы деятельности (массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации), которые образуют единое целое, следует заметить, что нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата у всей отрасли. Соответственно совокупное решение всех поставленных задач возможно только на основе определённых комплексных действий по всем соответствующим направлениям.

В заключении хочется сказать, что основной задачей государственной политики является создание благоприятных условий для роста уровня жизни населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности и в значительной степени её решению способствует создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вертушкина Е.В., Кормилицин Ю.В. К вопросу о государственном финансировании спорта // XII Державинские чтения, 2017 год.
  2. Кабичкина Ю.М., Бондаренко Е.Е., Меликсетян С.Н. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России//Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
  3. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. 2016. № 30 (702). С. 33-49.
  4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»
  5. Меликсетян С.Н. Финансовое обеспечение высшего образования: Проблемы и решения / Beau Bassin, 2018.
  6. Министерство спорта РФ // www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/
  7. Отришко М.О., Меликсетян С.Н. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. № 126. С. 97-102.
  8. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 января 2015 года №30 О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 25 июля 2018 года)
  9. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 2-р О Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»
  10. Родионова О.В., Сигалов К.Е.
    Проблемы эффективности современного социального государства: общемировые и российские тенденции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6 (36). С. 43-48.
  11. Кабичкина Ю.М., Бондаренко Е.Е., Меликсетян С.Н. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России//Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
  12. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  13. Хасиков Бату Сергеевич, диссертация «Политика российского государства в области физической культуры и спорта», 2011 год, Москва.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *