СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

На селе можно выделить несколько главных проблем, которые требуют немедленного решения: это деиндустриализация сельского хозяйства, жилищные условия, государственная поддержка села, социальные проблемы, оплата труда и бедность и, как следствие, демографические проблемы.
Современное состояние российского села, его социально-экономической инфраструктуры, культурно-бытовые условия населения, уровень оплаты труда требуют осуществления неотложных и вместе с тем радикальных организационно-экономических, технико-технологических, а также политико-правовых государственных мероприятий, направленных на коренные изменения в развитии сельской поселенческой сети, на полную перестройку в сознании общества роли и значения категории сельского населения как в современном, так и в стратегической перспективе формирование высокоцивилизованного государства.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследование проблем на селе рассмотрено во многих научных публикациях такими учеными как В. П. Рябоконь, В. И. Бойкова, О. А. Казакова, В. Ф. Иванюта, В. К. Збарский, В. П. Горевий, О. Бородина. В частности, Збарский [1] рассматривал демографическую ситуацию, Иванюта [2] – доходы сельского населения, Рябоконь [3] – экономические проблемы, Бородина [4] — проблемы сельской составляющей социальной политики.
Формулировка цели статьи. Проанализировать основные социально — экономические проблемы на селе и предложить пути их решения.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

ГРНТИ – 05.11.65, 06.71.07

Галиева Ангелина Игоревна

Самарский государственный экономический университет

студент экономического факультета

г. Самара, Россия

E-mail: lina_ib@mail.ru

Научный руководитель: Болгова Елена Владимировна

кандидат экономических наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

кафедра региональной экономики и управления

г. Самара, Россия

АННОТАЦИЯ

На селе можно выделить несколько главных проблем, которые требуют немедленного решения: это деиндустриализация сельского хозяйства, жилищные условия, государственная поддержка села, социальные проблемы, оплата труда и бедность и, как следствие, демографические проблемы.

Современное состояние российского села, его социально-экономической инфраструктуры, культурно-бытовые условия населения, уровень оплаты труда требуют осуществления неотложных и вместе с тем радикальных организационно-экономических, технико-технологических, а также политико-правовых государственных мероприятий, направленных на коренные изменения в развитии сельской поселенческой сети, на полную перестройку в сознании общества роли и значения категории сельского населения как в современном, так и в стратегической перспективе формирование высокоцивилизованного государства.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследование проблем на селе рассмотрено во многих научных публикациях такими учеными как В. П. Рябоконь, В. И. Бойкова, О. А. Казакова, В. Ф. Иванюта, В. К. Збарский, В. П. Горевий, О. Бородина. В частности, Збарский [1] рассматривал демографическую ситуацию, Иванюта [2] – доходы сельского населения, Рябоконь [3] – экономические проблемы, Бородина [4] — проблемы сельской составляющей социальной политики.

Формулировка цели статьи. Проанализировать основные социально — экономические проблемы на селе и предложить пути их решения.

Ключевые слова: социально-экономическая проблема, село, аграрный сектор

Основной материал исследования. Формирование социально-экономических условий развития села вместе с организационно-технологическими особенностями аграрного производства, в котором основным средством выступает земля, а предметом труда служит совокупность сельскохозяйственных культур и видов продуктивных животных, создают специфический образ жизни сельского населения государства, что находится в основе организации аграрного производства как сектора народнохозяйственного комплекса.

Аграрный сектор, который охватывает сельское хозяйство и пищевую и перерабатывающую промышленность, обеспечивает продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны, формирует 17% валового внутреннего продукта и около 60% фонда потребления всего населения. Следует отметить, что здесь ежегодно создается до 8-9% сводного бюджета государства. Этот сектор экономики занимает второе место в товарной структуре экспортных поставок. Необходимо иметь в виду, что сельское хозяйство активно влияет не развитие других важных отраслей, которые производят для этой сферы общественной деятельности страны средства производства и потребляют продукцию аграрной сферы как сырье. К тому же сельскому хозяйству другие отрасли постоянно предоставляют значительные транспортные, торговые, культурно-бытовые и другие услуги.

Сельская сеть расположена по всей территории государства, где постоянно проживает более трети общего количества населения страны. Итак, российское село – это более 280 тысяч населенных пунктов. Трудоспособная численность сельских жителей насчитывает 83 млн. лиц. Из них работающая категория трудоспособного населения в сельском хозяйстве составляет 3,8 млн. лиц, то есть 45%. Из числа занятых 40% работало за пределами своего населенного пункта, а 71% — в городах и поселках городского типа. Таким образом, непосредственно в сельскохозяйственном производстве России занято не более 23 млн. жителей села трудоспособного возраста. Вместе с тем необходимо подчеркнуть ,что в течение последних нескольких лет [5], количество сельских жителей, работающих за рубежом, увеличилось почти на 55 тыс. лиц, или в 2,5 раза. Фактически эта цифра в несколько раз больше.

Следует отметить, что продовольственный кризис стал явлением резонансного характера в планетарном развития общественного бытия, скорее – системного усиления жестокости разнообразных условий, тесно связанных с процессом воспроизводства продовольственных ресурсов для обеспечения нарастающей мировой численности населения. Ситуация, сложившаяся на мировом пространстве с продовольствием, напрямую касается и России. С одной стороны, продовольственный кризис не обошел и наше государство, а с другой – в России есть реальные возможности для увеличения производства и экспорта, в частности зерна. Урожай зерновых ежегодно составляет в среднем 34 – 40 млн. тонн. По оценке международных финансовых организаций, при условии вложения соответствующих инвестиций в перспективе можно довести урожай зерновых до 70 млн. тонн и стать важным поставщиком продовольствия на мировой рынок.

Сегодня в производственной сфере России наблюдается стремительная тенденция к деиндустриализации сельского хозяйства [3]. Основной капитал в отрасли уменьшился в 1,7 раза. Доля инвестиций в сельское хозяйство в народнохозяйственном комплексе сократилась с 24 до 6%. Обеспечения аграрного производства машинно-тракторным парком не превышает 45-50% от потребности. К тому же более 90% технических средств требует неотложной замены вследствие их физического износа. Как следствие, производство сельскохозяйственной продукции уменьшилось почти вдвое, что создает реальную угрозу для обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом уровень потребления основных продуктов питания на душу населения хотя несколько и рос в последние пять лет, но он остается пока что значительно ниже не только от рациональных, но и от минимальных норм.

Резко снизился демографически-воспроизводственный процесс на селе, активизировалась миграция сельской молодежи за границу, что сейчас приобрело определяющего влияния на деградацию российского села.

В частности, современные жилищные условия сельского населения нуждаются в существенном улучшении. Сейчас это около 6,2 млн. жилых домов семейного типа, из которых 16% построены до 1943 года, более 50 – в период с 1944 до 1970 года, 27% — с 1971 по 1990 годы и только 5,2% построен сельского жилья за последние пятнадцать лет.

Анализ убедительно свидетельствует, что значительная часть жилого фонда построена из недолговечных материалов, крыши почти 50% домов покрыты соломой, камышом, толем, многие из них находится в полуаварийном состоянии.

Остается острой проблема бытового обустройства сельского жилого фонда. Все дома почти 17 тыс. населенных пунктов не имеют централизованного отопления, 16 тыс. – водоснабжение, 18 тыс. – природного газа. В глубоком упадке находятся другие виды социальной сферы русского села. Экономический кризис стал причиной значительного разрушения сети культурно-бытовых учреждений сельской социальной инфраструктуры, объектов образовательного, лечебно-оздоровительного и спортивного назначения. Особенно заметно уменьшилось количество больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, библиотек, домов культуры и тому подобное. Большая часть зданий социальной сферы, в частности дошкольные учреждения, школы, клубы, больницы, дома быта и другие, требует капитального ремонта или находится в аварийном состоянии.

Следовательно, нынешнее социально-экономическое состояние российского села, аграрного сектора экономики находится в критической фазе, которая влечет за собой дестабилизацию всего народнохозяйственного комплекса страны. При этом четко очерчиваются две тесно связанные проблемы – с одной стороны, в российском разрушенном селе назрел к выполнению большой объем организационно-экономических мероприятий и материало — и трудоемких работ, направленных на создание и развитие высокопродуктивного сельского хозяйства на основе коренной социально-экономической перестройки российского села. А с другой стороны на селе есть в наличии большой трудовой потенциал, не занят производительным трудом. Значительная его часть, как уже было сказано, в поисках занятости и заработка для существования эмигрирует в другие страны.

В связи с этим назрела реальная целесообразности создания из числа безработных сельских жителей трудоспособного возраста, в основном в районных территориальных границах, общественных трудовых производственных кооперативов для осуществления комплекса строительно-монтажных и других видов работ по строительству сети современных дорог, производственно-технологических комплексов в общественном секторе аграрного производства, объектов социально-культурного назначения, а также различных сельскохозяйственных помещений и сооружений для частных формирований и хозяйств населения, широкого предоставления коммунальных услуг селянам. Создание и деятельность общественно-производственных кооперативов возможны при существенной поддержке государства и банковской системы финансирование этих формирований. Одним из важных условий успешного функционирования сельских кооперативных структур является обеспечение высокой оплаты труда их членов, не ниже уровня оплаты квалифицированных рабочих ведущих промышленных отраслей. Принимая во внимание большой объем строительно-монтажных и других видов работ в системе общественной кооперации, следует иметь проектно-архитектурные структуры для разработки проектов создания хозяйственно-социальных агломераций.

Кооперативная форма организации социально-экономической перестройки и развития российского села должно стать приоритетным направлением новой аграрной политики государства, важным средством преодоления безработицы сельского населения, повышения его благосостояния и культурно-бытового уровня. С этой целью в кооперативной системе необходимо организовать постоянно действующую школу подготовки квалифицированных работников массовых рабочих профессий.

Важная роль и значение российского села в развитии экономики страны требует разработки на государственном уровне стратегии перспективного развития всей сельской территории с определением приоритетных отраслей и их интеграционного развития, перевод агропромышленного производства на инновационную модель.

Существенного значения в развитии сельскохозяйственного производства приобретает создание системы государственной поддержки товаропроизводителей страны, определения обоснованных объемов выделения бюджетных средств на производство сельскохозяйственной продукции.

Применение финансовой поддержки фермерского производства в развитых странах мира носит весьма дифференцированный характер. Так, в Японии государственная поддержка сельского хозяйства составила в 2009 году объемов производства 58%, Швейцарии – 74, Норвегии – 72, Чехии и Венгрии – 27, Турции – 26, США – 18, в странах ЕС – 37%. Назрела необходимость в выравнивании условий финансового обеспечения из государственного бюджета для покрытия социальных потребностей городских и сельских жителей. Это касается прежде всего расходов на транспортное и медицинское обслуживание, образовательные потребности, культурно-бытовое обслуживание населения сельской поселенческой сети и тому подобное.

Сельская составляющая социальной политики связана с необходимостью преодолеть низкий уровень доступа сельского населения к базовым услугам (качественное образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, информация, прочее) и обеспечить ему социально равные с другими категориями населения возможности потребления этих услуг [4]. Существующее неравенство обусловлено как более низкими доходами сельских жителей по сравнению с городскими, так и удаленностью заведений, учреждений и организаций, предоставляющих эти услуги. Решение проблемы, с одной стороны, требует преодолеть упадок и совершенствовать сельскую инфраструктуру, что в значительной степени лежит в плоскости региональной политики. С другой же стороны, должно быть преодолено и узкое понимание ведомственной эффективности функционирования отраслей социальной сферы, которое побуждает руководителей всех уровней (государственного, регионального, местного) к концентрации обслуживания и оптимизации сети, то есть ликвидации „слишком дорогих” организаций, расположенных в сельской местности, вместо того чтобы внедрять новейшие формы обслуживания, которые учитывают особенности сельского расселения.

Следует отметить, что весьма тревожная ситуация, которая сложилась в сфере доступа сельского населения к важнейшим социальным услугам и вызывает все глубже в беспокойство всего общества, заставила принять меры к ее улучшению. На протяжении ряда лет осуществляются программы перевозки учащихся («Школьный автобус»), ремонта сельских школ, компьютеризации и информатизации общеобразовательных учебных заведений, технического оснащения сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, приобретение автомобилей скорой медпомощи для сельских учреждений здравоохранения. В последнее время все громче звучат предложения о существенном повышении заработной платы сельским врачам, учителям, специалистам других профессий. В государственном бюджете на 2018 год было предусмотрено направить один млрд. руб. на обеспечение жильем работников этих категорий, которые постоянно проживают и работают на селе по трудовым контрактам сроком на 20 лет.

Впрочем, перечисленные меры не привели к существенным изменениям к лучшему. Нет доступа крестьян к социальным услугам, ни в целом в социально-экономическом положении села. Ведь все эти действия являются бессистемными и напоминают «латание дыр» на одном месте, тем временем как в других местах дыры зияют как и до сих пор, — остаются нерешенными старые или появляются новые проблемы.

Структура и основные тенденции сельской бедности [2]:

Во-первых, сельское население имеет значительно более низкие темпы (отставание составляет 30-60%) рост заработной платы и соответствующее формирование доходов сельского домохозяйства.

Во-вторых, переход части населения трудоспособного возраста в число безработных (уровень безработицы в регионе, в частности среди сельского населения в возрасте от 35 до 55 лет, составляет более 8%), материальная помощь на случай безработицы почти в два раза ниже, чем для городского безработного населения.

В-третьих, сельское население регионов имеет большие барьеры в доступе к системе социальных льгот и выплат, коммунального обслуживания. Этот факт усиливает сельскую бедность и негативно сказывается на развитии демографического и трудового потенциала региона.

Доходы населения, в частности в сельской местности, включают: объем начисленных в денежной и натуральной формах заработной платы; доход, полученный от собственности; социальную помощь; плату за аренду паев; доход от ведения личных хозяйств и другие текущие трансферты, за исключением уплаченных текущих налогов на доходы и имущество. Располагаемые доходы – это максимальный объем денежных доходов, которые предназначены для использования домашними хозяйствами на приобретение потребительских товаров и оплату услуг. В структуре доходов населения России наибольший удельный вес имеет заработная плата – 42,7%, социальные пособия и другие текущие трансферты – 39,8%.

За последние пять лет наблюдается рост заработной платы: в промышленности – на 26,9%, в том числе в добывающей – на 33,4; обрабатываемой – на 23,5; пищевой – на 32,3. Невысокими темпами растет заработная плата в нефтеперерабатывающей отрасли – на 15,9%; металлообрабатывающей – на 17,9; в машиностроении – на 17,8%. Самая низкая заработная плата в сельскохозяйственной отрасли. В среднем она в 2 раза ниже по сравнению с промышленностью.

Избавиться от депопуляции, которая сейчас в России в целом и в сельских поселениях в частности, обусловлена низкой рождаемостью, можно, пожалуй, лет через 30-40 [1]. Но это возможно при условии, если в семье сформируется потребность в большем количестве детей, чем сейчас. Для этого необходимо более чем в 20 раз увеличить долю семей с 3-4-мя детьми и резко сократить однодетность. Главной проблемой здесь является повышение престижа семейного образа жизни, а также ценности среднедетной семьи с тремя — четырьмя детьми. При этом необходимо улучшить материальное состояние семей, чтобы рождение ребенка любой последовательности не переводило его сразу в разряд бедных. С этой точки зрения улучшение материальных условий жизни, во-первых, способствует тому, чтобы рождение ребенка не ухудшало благополучия семьи, а во-вторых, может создать условия для увеличения интенсивности рождаемости. Однако, если обществом не будет создана потребность в третьей – четвертой ребенку, то любые стимулы не приведут к желаемому результату.

Итак, будущее демографического развития России и ее регионов зависит от репродуктивного поведения молодежи, в связи с чем требуется реализация молодежной демографической программы, которая будет включать:

— учет интересов и потребностей молодых граждан не основе привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации программ и политики, касающихся молодежи и всего общества;

— обеспечение защиты их прав и законных интересов в экономической и социальной сферах, которые будут способствовать развитию творческого и репродуктивного потенциала;

— стимулирование занятости среди молодежи;

— охрану репродуктивного и сексуального здоровья подростков и молодежи;

— проведение полового воспитания и реализацию политики по снижению, а впоследствии и предотвращения подростковой беременности и рождаемости;

— охрану и профилактику здоровья детей.

Динамика уровня основных показателей демографических процессов в сельской местности

Показатель 1990 р. 1995 р. 2000 р. 2005 р. 2018.
Всего населения, млн. чел 168 165 160 150 146
Численность родившихся, тыс. чел 2144 1845 1471 1418 1700
Численность умерших, тыс. чел 2725 3162 3010 3100 2916
Природный прирост, тыс. чел -581 -1317 -1539 -1686 -1216

Выводы и предложения. В статье обозначены проблемы: деиндустриализация сельского хозяйства, жилищные условия, государственная поддержка села, социальные проблемы, оплата труда и бедность и, как следствие, демографические проблемы. Без решения этих проблем невозможно устойчивое развитие сельских территорий и аграрного производства. Современное состояние российского села, его социально-экономической инфраструктуры, культурно-бытовые условия населения, уровень оплаты труда являются неудовлетворительными. Решение этих проблем невозможно без всесторонней помощи от государства и требует значительных инвестиций, перехода на качественно новый уровень развития экономики аграрного сектора на основе передовых технологий. Государство должно выработать целостную саморегулирующуюся систему для решения экономических, а вместе с ними и социальных проблем таким образом обеспечить продовольствием надлежащего качества населения и стать ведущим экспортером сельхозпродукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Збарский В. К., Горевой В.П. Демографические проблемы в России и пути их решения / / экономика АПК. – 2017. — № 11. – С. 35-39.

2. Иванюта В. Ф. Методологические подходы к оценке и преодолению бедности сельского населения / / экономика АПК. – 2018. — №6. – С. 41-43.

3. Рябоконь В.П. Основные направления социально – экономической перестройки и развития российского села // Экономика АПК. – 2018. — №6. – С. 86-89.

4. Бородина О. Сельское развитие в России // Экономика АПК. – 2018. — №9. – С. 25-29.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *