ПОЛИТИКА И КОРРУПЦИЯ: КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

В статье рассматривается политическая коррупция, раскрываются ее и сущностные признаки, также идет сравнение данного вида коррупции с бюрократической. Приводится примеры зарубежного опыта борьбы с коррупцией.

ПОЛИТИКА И КОРРУПЦИЯ: КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

ГРНТИ — 10.77.21, 10.07.23, 11.01.67

УДК — 32

Ароян Ашхен Сергеевна

к.п.н., доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Южно-Российский институт управления

 

Василенко Валерия Дмитриевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Южно-Российский институт управления

факультет политологии

студент

E-mail: leravasilenko1999@mail.ru

 

Ларина Карина Вячеславовна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Южно-Российский институт управления

факультет политологии

студент

 

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается политическая коррупция, раскрываются ее и сущностные признаки, также идет сравнение данного вида коррупции с бюрократической. Приводится примеры зарубежного опыта борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: политическая коррупция, бюрократическая коррупция, антикоррупционная деятельность, рейтинг коррупции, закон, принципы, зарубежный опыт

Термин «коррупция» является не русского происхождения, а латинского. В дословном переводе оно имеет несколько значений:

  1. Подкуп.
  2. Порчу.
  3. Продажность.
  4. Моральное разложение.

В «Большом юридическом словаре» данный термин имеет более широкое понятие, так, как его понимает большинство российских граждан. Коррупция представляет собой опасное явление в государстве, чаще всего проявляется в сфере политики и государственного управления. Коррупция выражается в том, что представители государственной и муниципальной власти стараются при помощи своего должностного положения извлечь блага в любой форме.

Понятие «коррупция» также, как и большинство социальных и политических явлений не имеет точного и однородного определения, оно является собирательным явлением, в которое входит множество правонарушений различного характера.

Можно выделить несколько причин данной неопределенности:

Во-первых, нельзя отрицать того факта, что коррупция является явлением многомерным и затрагивает все сферы общественной жизни. Оно рассматривается с разных ракурсов, точек зрения и т.д.

Во-вторых, данное явления все время адаптируется под новые сложившиеся условия современной стадии развития, а также к тем мерам, которые применяются для противодействия с данным негативных аспектов жизни.

Нельзя отрицать того факта, что одной из ключевых проблем функционирования и развития государства в целом является коррупция. Она стала важным фактором стагнации экономики, привела к отрицательным социальным последствиям, превратилась в серьезную угрозу верховенству закона. В Российской Федерации данный негативный аспект всегда присутствовал и всегда создавал немало проблем, как в прочем и в других странах. Президент РФ в ежегодном послании Федеральному собранию подчеркнул, что коррупция является одним из главных барьеров на пути развития нашего государства. Борьба с ней должна идти по всем направлениям.

Существует рейтинг стран по уровню коррупции, который составляется на основе индекса восприятия коррупции (ИВК), рассчитываемого ежегодно. Данный индекс представляет собой комбинацию опросов и оценок коррупции, которые собираются рядом авторитетных организаций. Специалисты оценивают страны по подкупности, принимая во внимание непрозрачность бизнеса, наличие свободы у СМИ, а также прав и свобод у граждан. Подсчетом уровня коррупции с 1995 года занимается компания «Transparency international».

По данному рейтингу, максимальный уровень коррупции в стране – 0, а минимальный – 100.

По итогам 2018 года Россия из 180 мест занимает 138 – рядом со странами третьего мира, получив 28 баллов. Что свидетельствует о крайне высоком уровне коррупции в нашей стране.

По мнению экспертов, причиной нынешнего развития коррупционной деятельности в России следует считать отсутствие независимости СМИ, политической конкуренции и независимой судебной системы.

Огромное значение, на ряду с вышесказанным, имеет отсутствие развитого гражданского общества с четкой позицией, которое должно контролировать общественную власть.

Но следует отметить, что данный рейтинг подвергается критики. Георгий Дерлугьян, который является американским историческим социологом, профессором Нью-Йоркского университета в Абу-Даби, отмечает, что нельзя слепо верить данному рейтингу, ведь уровень коррупции крайне сложно определить точно.

В нашей стране существует ряд документов, которые направлены на борьбу с коррупционными деяниями.

Антикоррупционные нормы, установленные на официальном уровне в УК:

  1. Статья № 285 – злоупотребление должностными полномочиями.
  2. Статья № 286 – превышение должностных полномочий.
  3. Статья № 290 – получение взяток.
  4. Статья № 292 – служебный подлог.

В 2008 году президентом РФ Дмитрием Медведевым был объявлен курс на борьбу с коррупционной деятельность. После этого заявления был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ. А наряду с ним и целый ряд антикоррупционных законов.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами, установленными в данном нормативно-правовом акте, являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

К мерам по ликвидации антикоррупционной деятельности относятся антикоррупционная экспертиза, формирование в обществе нетерпимости к коррупции, развитие институт общественного контроля за соблюдение законов об антикоррупционной деятельности.

Данный закон накладывает запрет отдельным категориям лиц на открытие вклада, хранение денежных средств в иностранных банках, владение и пользование иностранными финансовыми ресурсами. К таким категориям лиц относятся государственные и муниципальные служащие, депутаты представительных органов, а также супруги и несовершеннолетние дети вышеуказанных лиц.

Также лица, претендующие на государственные и муниципальные должности, должны предоставить сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. [1]

Государственные и муниципальные служащие в обязательном порядке должны уведомлять вышестоящее должностное лицо об обращениях в целях склонения его к коррупционной деятельности. За нарушение данной обязанности к должностному лицу применяются санкции в виде увольнения либо привлечение к иным видам ответственности.

Для коррупционной деятельности актуальна такая проблема как конфликт интересов. Под этим понятием понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица может повлиять на процесс принятие решений данным должностным лицом и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании.

«Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, в виде имущества, в том числе в виде имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполнения работ.» [1].

В июне 2018 года президент Российской Федерации подписал «Национальный план противодействия коррупции». По данному документу каждый год главы субъектов РФ должны проводить социологические опросы и исследования о борьбе с коррупцией и отчитываться об их реализации.

Целью опросов является оценка уровня, структуры и специфики коррупции в регионах, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

Данные действия должны положительно отразиться на восприятии граждан, на их осознание в реальной борьбе с коррупцией.

Но здесь возникает огромный резонанс. К примеру, на данное социологическое исследование в Ростовской области потратят 500 тысяч рублей. Люди, узнавая данную сумму, которая будет потрачена на социологические опросы, совершенно противоположно реагируют на данные мероприятия. Отзываясь крайне негативно, граждане не могут понят, для чего необходима настолько крупная сумма и трактуют ее как некую форму коррупции.

Как социальное явление коррупция может иметь политическую окраску: с одной стороны, она является продуктом деятельности власти, с другой – непосредственно влияет на формирование и функционирование властных институтов, в значительной мере определяет сущность публичной власти. Прежде всего, публичная власть представляет собой систему политических институтов, поэтому и коррупция как форма злоупотребления этой властью является политическим феноменом. Если исходить из данной трактовки, то можно сказать, что любое противоправное деяние должностных лиц государственной власти и муниципального самоуправления, направленное на получение личной выгоды, является политической коррупцией.

Существует круг сфер, в которых политическая коррупция преобладает, среди них такие как:

  1. Деятельность политических партий
  2. Избирательный процесс
  3. Законодательный процесс
  4. Приватизация
  5. Бюджетный процесс.

Обособление из всего многообразия коррупционных деяний такого вида коррупции, как политическая, можно объяснить тремя специфическими моментами:

  1. Статусом субъекта коррупционного правонарушения
  2. Направленностью (целеполаганием)
  3. Мотивированностью его противоправной деятельности, а также характером ее последствий.

Исследование и анализ непосредственно политической коррупции необходим для более точного понимания социальной сущности коррупции как явления и повышения эффективности противодействия ей.

В Российской Федерации существует ряд федеральных законов, указов президента, постановлений правительства и иных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Можно привести ряд определений коррупции, которые имеют политическую основу.

  1. « Какая-либо транзакция между акторами частного и публичного секторов, в которой коллективные блага нелегитимно конвертируются в частные»
  2. «…какие-либо действия чиновников, если они отходят от своих определенных законом обязанностей в обмен на личные выгоды»
  3. «…неформальная институциональная среда, “черный рынок” экономических, административных, информационных ресурсов, на котором властные элиты взаимодействуют между собой и с другими структурами общества»

Для всех приведенных выше определений характерны определенные составляющие политической коррупции:

• субъекты (в приведенных определениях – лица, наделенные политической властью, чиновники);

• цели – получение личных выгод, частных благ;

• содержание действий – конвертация коллективных благ (ресурсов) в частные с помощью власти;

• характер действий – злоупотребления, нелегитимные действия, нарушение определенных установленных законом норм.

Следует отметить, что приведенные определения не являются полностью корректными, потому что они не обеспечивают должного разграничения между политической и «обычной» (бюрократической) коррупцией, что имеет первостепенное значение для анализа этого явления и выработки путей противодействия ему.

Можно сказать, что наиболее существенным критерием разграничения политического и бюрократического видов коррупции является их место в процессе выработки и реализации политики. Политическая коррупция возникает в сфере выработки политики, тогда как бюрократическая коррупция возникает на стадии реализации соответствующих политических решений.

Введение данного критерия можно объяснить различиями в характере политических (нормотворческая деятельность) и бюрократических (административно- распорядительная деятельность) функций. Так, субъекты, осуществляющие политическую коррупцию, могут использовать власть для принятия определенных правовых норм, которые будут соответствовать их частным интересам, закладывать некие «обходные пути» для возможности обхода и неповиновения других норм и т.п.

Рассматриваемые виды коррупции могут как существовать отдельно друг от друга, так и находиться в функциональной связи. Такая связь возможна тогда, когда бюрократическая коррупция становится непосредственным звеном «пирамиды изъятия», созданной путем политически коррупционных действий (эта схема предусматривает аккумуляцию мелких взяток на верхушке коррупционной схемы). Но даже при отсутствии схем, в которых сочетаются бюрократическая и политическая коррупции, последняя способствует распространению первой, поскольку в определенном смысле является «примером» для нижестоящего уровня чиновников.

Следует отметить несколько основных специфических черт политической коррупции.

1. Политическая коррупция имеет, по сравнению с другими видами коррупции, узкий круг тех, кто с ней непосредственно сталкивается, что увеличивает ее скрытое проявление. Данный вид коррупции вращается в очень высоких политических кругах, и поэтому не может стать элементом повседневного практического опыта большинства граждан.

2. Политическая коррупция не всегда имеет ясно выраженное материальное воплощение. В большинстве случаев в данном виде коррупции отсутствует монетарная часть «сделки», поскольку вознаграждение используется не в личных целях определенного должностного лица, а во властно-политических целях. Примером может служить поддержка руководства во время выборов.

3. Действия лиц, вовлеченных в круг политической коррупции, часто являются более длительными по времени и имеют различные сферы направленности. Иными словами, поскольку политические коррупционеры являются людьми, которые имеют значительные властные полномочия, широкий круг знакомств и находятся в поле действия разного рода сетей политического влияния, то и услуги, которые они предоставляют, являются универсальными и касаются различных сфер общественной жизни.

4. В сравнении с бюрократической коррупции, политическая, можно сказать, почти легитимна как в оценках общественного мнения, так и в политических кругах. Суть в том, что в широком понимании политика неотъемлема связана с коррупцией. Среди политиков легитимность политической коррупции базируется, прежде всего, на ее восприятии как органической части политического управления и политических технологий.

5. Политическая коррупция имеет гораздо больший скрытый характер и далеко не всегда очевидна для граждан. Но, несмотря на скрытый характер данного вида коррупции, никто не отрицает того факта, что она ставит под угрозу национальную безопасность любой страны. И почему так опасна коррупция? Данное явление ставит под сомнение общественные ценности и вообще сдвигает их с привычного населению места. В любом демократическом государстве для достижения политических целей применяются определенные нормативные средств. Политическая коррупция приводит к тому, что находят «лазейки» и применяют незаконные средства. [2]

Не могу не сказать об опыте зарубежных государств в борьбе с коррупцией. Все страны мира в большей или меньшей степени принимают определенные меры по уменьшению масштабов данного разрушительного явления.

Наиболее радикальные наказания предпринимаются в Китае – за взятки или хищения имущества государства лица, наделенные политической властью, подвергаются смертной казни. Данная мера наказания появилась в УК Китая в начале 1980-х годов. Отмечу, что расстрел проводится публично, и на то есть несколько причин. Во-первых, рядовые граждане могут самолично убедиться, что коррупционера «наказали». Во-вторых, показательные действия являются наглядным примером для «возможных» преступников. Данный приговор может быть реализован как в отношении довольно крупных, так и мелких чиновников. Также часто происходят случаи, когда коррупционерам, попавшимся на месте преступления, отрубали руки за содеянное.

Но как бы страшно ни было наказание, в Китае все же довольно высокий уровень коррупции. Жадных чиновников ничего не останавливает и ради быстрой наживы, они готовы идти на такой риск. Как мы понимаем, активная борьба с коррупцией в Китае ведется около 30 лет, но масштабы данного явление ни только не уменьшились, а даже стали более высокими. По данным рейтинга стран по уровню коррупции, который уже был частично представлен выше, Китай находится на 80 месте. Сами власть хоть и не прямо, но признают то, что они не в силах решить данную проблему. Данную ситуацию можно объяснить избирательностью наказания. В Китае существует поговорка: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизию, а мелкие – попадают в тюрьму».

Отмечу, что такая мера наказания за коррупцию также применяется и на Кубе, а в Арабских Эмиратах коррупционерам, как и ворам, отрубают руки.

Гуманными методами в борьбе с коррупцией может похвастаться Сингапур, и сразу отмечу, что, действительно, данные меры являются эффективными. Благодаря им за достаточно короткий срок Сингапур преодолел высокий уровень коррупции. Какие же меры были реализованы?

  • было осуществлено повышение независимости судебной системы;
  • ужесточение уголовного наказания за взяточничество;
  • увеличена зарплата судей;
  • введены санкции за дачу взятки;
  • введено такое понятие как «презумпция коррумпированности». Согласно ей чиновник, подозреваемый в преступлении, считается виновным, до тех пор, пока не докажет обратное.

Данная антикоррупционная политика вывела Сингапур в один ряд с государствами с самым низким уровнем коррупции.

Нынешние демократические государства не являются воплощением идеального общества. Построение демократического строя не ведет автоматически к решению всех проблем. Но отмечу, что данный строй – это благоприятный базис для их решения, исходя их того, что она создает необходимые условия для распространения информации по данным проблемам, их исследования, поиск оптимальных путей разрешения. Проблема политической коррупции не является исключением. И хотя данная проблема никогда полностью не ликвидируется из общества, масштабы ее можно контролировать и сужать. А для этого нужно непосредственное взаимодействие государственного и общественного контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
  2. Квон Д. О. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты // Власть. – 2015, №7 – С. 45-50.
  3. Воробьев А.Н. 2014. «Захват государства»: качество институтов и режимные деформации (Поиск подхода и операционализация). – Общественные науки и современность. № 5. С. 76-87.
  4. Лазарев Е.К. 2010. Политическая коррупция: объясняя природу постсовестких трансформаций. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 106-121.
  5. Нисневич Ю.А. 2012. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса. – Издательство Юрайт, 2017. — 240 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *