ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.

В статье рассмотрены основы административной ответственности юридических лиц при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Обращается внимание на обязанности юридических лиц по выполнению требований законодательства РФ при вступлении в таможенные правоотношения. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.

ГРНТИ — 10.17.65

Кузьмина Вилена Андреевна

Российская таможенная академия

Ростовский филиал

юридический факультет

студент второго курса магистратуры

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: vilena_project@mail.ru

Научный руководитель: Демьяненко Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент

Российская таможенная академия

Ростовский филиал

кафедра гражданско-правых дисциплин

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основы административной ответственности юридических лиц при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Обращается внимание на обязанности юридических лиц по выполнению требований законодательства РФ при вступлении в таможенные правоотношения. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений.

Ключевые слова: административная ответственность, юридические лица, таможенное законодательство

Изучение института административной ответственности в нашей стране было одним из важных направлений административно-правовых исследований. Интерес к нему проявляли такие ученые, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, М.Я. Масленников, Л.Л. Попов и др.

Так, Д.Н. Бахрах определяет административную ответственность как применение, реализацию административных взысканий за административные правонарушения субъектами функциональной власти на основе и в порядке, установленном административным правом[1].

По мнению Л.Л. Попова, административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение [2].

Г.А. Кузьмичева и Л.А. Калинина под административной ответственностью понимают особый вид юридической ответственности, способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренную административно-правовой нормой и выраженную в виде административного взыскания[3].

К.С. Вельский полагает, что все определения являются одноэлементными в связи с узкоспециализированным взглядом на рассматриваемый институт. Он предлагает определять административную ответственность как меры административного (судебного) органа, принятые в отношении административного правонарушения, в процессе реализации которых с правонарушителя истребует объяснение о совершенном деянии. Само деяние подвергается официальной (правовой) оценке, и на ее основе к лицу применяется одно из административных наказании [4].

По нашему мнению, с учетом приведенных точек зрения под административной ответственностью следует понимать вид юридической ответственности, характеризующийся применением в соответствии с административно-процессуальным правом судьями, а также компетентными органами исполнительной власти (их должностными лицами) к физическим и юридическим лицам предусмотренных административно-правовыми нормами мер административного наказания за совершение административных правонарушений.

В свою очередь административная ответственность за нарушение таможенного законодательства является разновидностью административной ответственности, обладает всеми признаками последней, но в то же время имеет целый ряд особенностей.

В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Изучение законодательства позволяет говорить о том, что административная ответственность характеризуется следующими признаками:

1) она предусмотрена действующим законодательством;

2) наступает за правонарушение при наличии полного его состава;

3)опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;

6) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.

Основные принципы применения административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение таможенных правил определяются в ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 названной статьи юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Под юридическим лицом как субъектом административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела следует понимать субъект административного права, обладающий общей и специальной правосубъектностью и деликтоспособностью, имеющий определенное статусное положение, позволяющее ему от собственного имени выступать субъектом гражданских, таможенных и административно-деликтных правоотношений.

Таким образом, административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние юридического лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия имущественного или организационного характера, ущерб деловой репутации в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.

Следовательно, признание юридического лица субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил в соответствии с законом означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Согласно действующему законодательству юридическое лицо, как и физическое, не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных КоАП РФ; юридическое лицо, как и физическое, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании норм, действующих во времени и в месте совершения административного правонарушения.

Следует согласиться с Е.В. Овчаровой, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой и организационный блоки, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления. В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу.

Одновременно с этим необходимо отметить, что ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений установлена ч. 1 и 3 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.10 Общей части КоАП РФ. Юридическое лицо подлежит административной ответственности за нарушение таможенных правил в случаях, предусмотренных конкретными статьями гл. 16 Особенной части КоАП РФ. Если в статьях Кодекса не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные статьи в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу правовой нормы она может быть применена только к физическому лицу.

В отличие от гражданско-правовых отношений, административно-правовые отношения являются властеотношениями и характеризуются неравенством сторон. Поэтому признание юридического лица в качестве коллективного субъекта административного права, субъекта административных, особенно деликтных, правоотношений потребовало изменения содержания отдельных понятий в административном праве. Правовой статус юридического лица в общественных отношениях в сфере деятельности органов исполнительной власти, его участие во внешнеторговых отношениях придают его деятельности характер публичности с элементами международно-правового характера, т.е. юридическое лицо одновременно является субъектом гражданско-правовых, административно-правовых, включая деликтные, международно-правовых, внешнеторговых и таможенных правоотношений. Субъектом административной ответственности в области таможенного дела юридическое лицо становится в случае нарушения норм административного, таможенного права и законодательства в области внешнеэкономической деятельности.

Основанием наступления данной ответственности является наличие правовых норм административного или таможенного права, возлагающих на юридическое лицо определенные обязанности совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения, выполнить конкретные требования и элементы таможенных процедур и правил, соблюсти установленные запреты или ограничения. Здесь важно отметить, что, вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо обязано обеспечить выполнение требований законодательства. Поэтому в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП РФ, действующей в редакции Федерального закона от 06.06.2019 № 135-ФЗ, 136-ФЗ, содержатся 24 статьи и 44 состава правонарушений, из них 41 посвящен административной ответственности юридических лиц. Это, на наш взгляд, свидетельствует о высокой общественной опасности данных административных правонарушений.

В соответствии с законодательством основными особенностями привлечения юридических лиц к ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются:

— нормы ст. 2.1 КоАП РФ, по которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Для признания юридического лица виновным КоАП РФ предусматривает два условия: у лица была возможность для соблюдения правил и норм; данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры;

— основными наказаниями юридических лиц за нарушение таможенных правил являются: административный штраф и конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);

— примечание 1 к ст. 16.1 КоАП РФ устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Процессуальным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении служит поступившая от установленных источников информация, указывающая на наличие события правонарушения, либо непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Надо отметить, что закономерным является то обстоятельство, что противоправные действия не всегда приводят к наступлению реального ущерба, вредным материальным последствиям, а только создают опасность их наступления, как, например, нарушения таможенных правил, связанные с несоблюдением сроков совершения тех или иных таможенных процедур, исполнения возложенных обязанностей. В данном случае достаточно сложно достоверно определить вред, причиненный правонарушением.

Условиями наступления административной ответственности могут быть наличие признаков субъективной стороны деяния и характер реагирования юридического лица на возникновение коллизионной ситуации. Имеются в виду наличие возможности для соблюдения правил и норм в конкретных правоотношениях, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятие необходимых зависящих от юридического лица мер по соблюдению требований законодательства в конфликтных, деликтоопасных ситуациях (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основе подходов, получивших закрепление в КоАП РФ, наступление ответственности юридического лица увязывается с внешними условиями его деятельности, позволяющими соблюдать правила и нормы, исполнять возложенную на него законом обязанность.

О степени вины свидетельствуют предпринятые юридическим лицом зависящие от него меры по соблюдению норм закона в конкретных условиях совершения таможенных операций. При этом необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности, критерием которой являются обычаи делового оборота во внешнеторговой деятельности, принимаемые меры, которых обычно достаточно для исполнения возложенной обязанности, а также учитывать наличие форс-мажорных обстоятельств.

Однако вина юридического лица и вина его сотрудников относятся к признакам субъективной стороны различных составов правонарушений и отождествлять их нельзя, учитывая двусубъектность административной ответственности. К косвенным условиям наступления административной ответственности можно отнести своевременное и доступное получение информации, динамику правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений, изменение, дополнение, отмену правовых норм, что является важным фактором превенции правонарушений. Обстоятельства и условия, исключающие возможность привлечения юридического лица к административной ответственности либо освобождающие от административной ответственности, установлены КоАП РФ.

Наличие оснований и условий наступления административной ответственности позволяет осуществлять ряд взаимозависимых действий по привлечению юридических лиц к административной ответственности: возбуждение дела о нарушении таможенных правил; применение мер обеспечения производства по делу; проведение административного расследования; рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения в соответствии с законом; исполнение постановлений по делу о нарушении таможенных правил. Важное место в производстве по данным делам занимают установление события и выявление признаков состава правонарушения, правильная правовая квалификация деяния, позволяющая принять обоснованное решение по делу.

Неоднозначное толкование отдельных норм административного и таможенного законодательства, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела, отсутствие механизма их реализации зачастую приводят к необоснованному ограничению имущественных прав юридических лиц, в отношении которых осуществляется производство, что, в свою очередь, ведет к обжалованию и прекращению данных дел прокурорами и судебными органами, привлечению должностных лиц таможенных органов к юридической ответственности и к компенсации материального ущерба участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. п. 1 — 4, 9 ч. 1 той же статьи, а именно: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

При этом административное приостановление деятельности является наиболее строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с этим предлагается дальнейшая оптимизация норм административного и таможенного законодательства с целью повышения эффективности привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахрах Д.Н. , Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству: краткий учеб. Курс. М. : Норма, 2010 .
  2. Попова Л.Л. Административное право: Учебник / 2-е изд. М.: Юристъ, 2016.
  3. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность: учебное пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2001

Вельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. №12.

  1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: учебник / Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В.; 2-е переиздание, М., Норма, 2016.
  2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству: краткий учеб. Курс. М. Бахрах Д.Н. , Ренов Э.Н. Норма, М. 2010 .
  3. Вельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. №12.
  4. Кузьмичева Г. А. Административная ответственность: учебное пособие. 2-е переизд. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Норма, М. 2009.
  5. Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации: Дис.канд. юрид. Наук. М., 2001. С. 45.
  6. Попова Л.Л. Административное право: Учебник / М.: Юристъ, 2016.
  7. Сорокин В.Д. «Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное право и процесс. Издательская группа Юрист. М. 2014.
  8. Хомяков Л.Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела. Карпеченков М.Ю., Сидоров Е.И. М.: Юриспруденция, 2014.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.06.2019). Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *