ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В данной статье автором рассматриваются понятие предмета прокурорского надзора и его пределы. Автор полагает, что предметом прокурорского надзора за исполнением и соблюдением законодательства составляют законы и подзаконные нормативно-правовые акты, содержащие социальные нормы, регулирующие отношения между людьми и их объединениями. А надзор за соблюдением и исполнением юридико-технических норм составляет предмет деятельности органов специализированного контроля(надзора).

ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

УДК: 343

Сухинин Александр Витальевич

доктор юридических наук, профессор

Волгоградский государственный технический университет

Себряковский филиал

г. Волгоград, Россия

E-mail: suhinin1956@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором рассматриваются понятие предмета прокурорского надзора и его пределы. Автор полагает, что предметом прокурорского надзора за исполнением и соблюдением законодательства составляют законы и подзаконные нормативно-правовые акты, содержащие социальные нормы, регулирующие отношения между людьми и их объединениями. А надзор за соблюдением и исполнением юридико-технических норм составляет предмет деятельности органов специализированного контроля(надзора).

Ключевые слова: прокурорский надзор, предмет прокурорского надзора

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов определяются предметом прокурорского надзора, которым является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ).

Таким образом законодатель определил пределы прокурорского надзора двумя критериями:

1) соблюдением и исполнением законов;

2) конкретным перечнем поднадзорных прокуратуру органов и должностных лиц.

Актуальным является проблема предела прокурорского надзора исходя из критерия ограничения надзорной деятельности только законами. По этой проблеме высказаны различные научные мнения и точки зрения.

Наиболее распространен подход об осуществлении прокурором надзора как за законами, так и за подзаконными правовыми актами, поскольку их совокупность составляет единую систему правового регулирования.

Представляет интерес позиция Генеральной прокуратуры РФ по данному вопросу. Так, в комментарии к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» под ред. Генерального прокурора РФ Ю.И. Скуратова, изданном в 1996 г. исключается возможность прокурорского надзора за исполнением и соблюдением подзаконных правовых актов. Определяющей в решении данного вопроса, указывается в комментарии, очевидно, должна быть позиция законодателя, который однозначно говорит, что надзор не распространяется на исполнение каких-либо других правовых актов, кроме законов. Что же касается других подзаконных актов, то их исполнение должно контролироваться иными органами, а не прокуратурой» [1].

В Настольной книге прокурора, подготовленной в 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ содержится компромиссный подход, согласно которому «знать подзаконные акты прокурор, безусловно, обязан, но это не означает необходимости осуществления надзора за их исполнением: исполнение подзаконных актов – это предмет заботы органов исполнительной власти, контролирующих органов» [2].

В Настольной книге прокурора изданной Академией Генеральной прокуратуры в 2012 г. уже указывается на осуществление прокурором надзора за исполнением и соблюдением подзаконных нормативных правовых актов. Проводя проверки исполнения законов, отмечается в Настольной книге прокурора, прокурорам надлежит обращать внимание и на подзаконные нормативные правовые акты (Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти), изданные на основе и во исполнение конкретного закона, в которых изложены адресованные разным государственным органам, должностным лицам и хозяйствующим субъектам конкретные требования, направленные на обеспечение соблюдения закона (определены сроки, порядок, процедуры и иные механизмы исполнения). Без этого нельзя обеспечить надлежащую полноту надзорной проверки, а потому указанные обстоятельства прокурорам необходимо учитывать при организации своей надзорной деятельности [3].

Таким образом, прокуратура в своей деятельности осуществляет надзор за соблюдением и исполнением не только законов, но и за взаимосвязанными с ними подзаконными нормативно-правовыми актами, принятие которых прямо предусмотрено конкретными законами, поскольку их совокупность составляет единый комплекс правового регулирования.

В связи с этим Казарина А., например, предлагает использовать при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением заменяющих и дополняющих законы нормативными правовыми актами формулировку — термин «исполнение законодательства» [4].

Однако все правовые нормы, составляющие содержание законодательства (законов и подзаконных правовых актов) в самом общем виде представлены нормами социальными и техническими. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях («Социальный» происходит от латинского слова socialis, что означает «общественный».). Устойчивый характер в последнее время приняла тенденция придания статуса нормы различным техническим правилам, регламентирующим поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники. В отдельных областях правового регулирования, в части, в области обеспечения безопасности дорожного движения, технические нормы составляют значительную их часть.

Техническим нормам посвящен Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» [5], т.е. правовом регулировании отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются техническим регламентом, принимаемым указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Учитывая, что прокуратурой осуществляется надзор за исполнением законов и подзаконных нормативно-правовых актов, предметом прокурорского надзора составляют и технические регламенты. В области безопасности дорожного движения одним из них является технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который устанавливает требования к безопасности объектов технического регулирования, оценку соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение, а также в случае внесения изменений в их конструкцию и т.д. [6].

Согласно ст. 22 ФЗ о Безопасности дорожного движения, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Техническими средствами организации дорожного движения являются ГОСТ Р 52290-2004; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ 23457-86; ГОСТ Р 52607-2006; ГОСТ Р 52721-2007; ГОСТ Р 52606-2006; ГОСТ Р 52605-2006; ГОСТ Р 51582-2000 и др. Содержащиеся в указанных нормативно-правовых актах нормы носят сугубо технический характер. Для проверки их исполнения и соблюдения требуются специальные технические знания, которыми прокурорские работники не обладают.

Закон предусматривает возможность проведение прокурорских проверок с участием соответствующих специалистов для выяснения возникших вопросов (ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ»), т.е. в сфере юридико-технического регулирования. Однако такой подход размывает пределы прокурорского надзора за исполнением законов, делает его фактически безграничным.

В связи с этим полагаем, что предметом прокурорского надзора за исполнением и соблюдением законодательства должны составлять законы и подзаконные нормативно-правовые акты, содержащие социальные нормы, регулирующими отношения между людьми и их объединениями. Надзор за соблюдением и исполнением юридико-технических норм составляет предмет деятельности органов специализированного контроля(надзора).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» под общ.ред.Генерального прокурора РФ Ю.И.Скуратова. М.1996.С.102
  2. Настольная книга прокурора Под ред.С.И.Герасимова.М. 2002 г.С.209.
  3. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — М. : Издательство Юрайт, 2012. С.176.
  4. Казарина А. Предмет общего надзора // Законность. 2004. № 11. С.7-9.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»// https://rg.ru/2009/09/23/avto-reglament-dok.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *